бесплатно рефераты
 

Валютные операции в Российской Федерации

играют оффшорные зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и

слаборазвитой системой финансового контроля. Для страны, в которой

осуществляется «отмывание» денег характерны следующие условия:

- отсутствие обязательного бухгалтерского учета для банков;

- анонимные банковские счета;

- отсутствие обязательной идентификации клиентов;

- недостаточно эффективно работающие органы юстиции;

- отсутствие правовой помощи при изъятии денег, имеющих преступное

происхождение;

- др. условия.

В таких странах обычно создаются фиктивные фирмы и обрываются следы

финансовых операций. В Европе к таким регионам относятся: Андорра,

Болгария, Кампион (Италия), Гибралтар, Гернси, Джерси, Лихтенштейн,

Люксембург, Монако, Швейцария, Кипр. В африкано-арабском регионе – Абу-

Даби, Ангола, Бахрейн, Дубаи, Кувейт, Ливия, Либерия, Оман, Сейшельские

острова, ОАЭ; в Восточной Азии и Полинезии – Австралия, Гонконг, Новая

Каледония, Новая Гвинея, Сингапур, Шри Ланка, Таиланд; в Латинской Америке

– Барбадос, Багамы, Бермуды, Каймановы острова, Коста-Рика, Чили, Гаити,

Ямайка, Куба, Никарагуа, Нидерландские Антильские острова, Панама, Уругвай,

Венесуэла.

Деньги переводятся на счета оффшорных фирм на основе фиктивных

экспортно-импортных контрактов или контрактов с завышением цены.

В третьей фазе деньги обретают новый, легальный источник происхождения

и инвестируются в легальную экономику. Многие формы, используемые в третей

фазе, давно известны и применяются, в частности, для снижения уровня

налогообложения.

Сделки с занижением цены. В качестве примера можно привести операцию с

недвижимостью. Приобретается дом по заниженной цене. Разница с реальной

ценой доплачивается «черными» деньгами. После этого «производится ремонт»,

и здание продается по более высокой цене. В результате образуется легальный

доход. Аналогичные операции проводятся и с акциями по условиям рыночных

цен.

Сделки с завышением цены. Распространены в биржевом обороте, в

операциях с произведениями искусства, на аукционах. Вещи, стоимость которых

можно определить лишь условно, оценочно продаются по очень высокой цене. В

результате образуется высокий реальный доход.

Трансферпрайсинг (Transferprising). Распространен в экспортно-импортных

операциях. Составляются два договора: фиктивный (с завышением суммы сделки)

и реальный. По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как

правило, зарегистрированной в оффшорной зоне. Разница между реальной и

фиктивной ценой остается на счете этой фирмы в качестве дохода.

«Отмывание» денег через казино и лотереи. Деньги декларируются в

качестве выигрыша.

Ссуды и уплата процентов. Деньги депонируются на счете зарубежной

фирмы. После этого фирма дает ссуду или выступает гарантом по банковскому

кредиту, являющемуся для получателя легальными деньгами.

Прямые инвестиции. Осуществляются в заключительной фазе с помощью

«отмытых» денег.

Размещение средств зависит от их размера, профессиональных знаний

преступников и их советников. Транснациональные корпорации используют, как

правило, весь спектр инвестиционных возможностей.

Говоря о проблеме «отмывания» денег, нельзя не упомянуть об

организации, занимающейся борьбой с данным видом преступления. В июле 1989

года в Париже по решению совещания на высшем уровне стран «Большой семерки»

была создана «Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания»

денег» (FATF).

FATF является межправительственной организацией, целью которой является

разработка и содействие политике государств, направленной на борьбу с

«отмыванием» денег.

В настоящее время членами FATF являются 26 государств. Это государства

– члены Организации экономического сотрудничества и развития (Австралия,

Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция,

Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия,

Норвегия, Португалия, Испания, Япония, Швеция, Швейцария, Турция,

Великобритания, Северная Ирландия, США), а также Гонконг и Сингапур.

Кроме того, в состав FATF входят две международные организации:

Комиссия Европейских Сообществ и Совет по Сотрудничеству Стран Персидского

залива. Обращает на себя внимание тот факт, что из 26 государств - членов

FATF 18 являются европейскими.

Длительное время прием новых членов FATF не осуществлялся. Только в

1998 году был поставлен вопрос о возможном расширении FATF за счет приема

Аргентины, Израиля и России, с учетом их активного участия в деятельности

организации.

Государства, не являющиеся членами FATF, участвуют в ее работе в

статусе наблюдателей. Каждый год в FATF председательствует одно из

государств-членов.

Исполнительным органом FATF является Секретариат со штаб-квартирой в

Париже, возглавляемый Исполнительным Секретарем.

Основные направления деятельности FATF:

- разработка и совершенствование системы мер, направленных на борьбу с

«отмыванием» денег. Основу этой системы образует Специальная

программа FATF по борьбе с «отмывание» денег;

- распространение рекомендаций FATF и оказание технической помощи

государствам в разработке и экспертизе соответствующего

законодательства с учетом рекомендаций FATF;

- проведение инспекций в государствах-членах FATF с целью оценки

выполнения рекомендаций и состояния дел в сфере борьбы с

«отмыванием» денег;

- проведение семинаров и конференций.

Наряду с рекомендациями, являющимися основой для разработки

государствами законодательства, направленного на борьбу с «отмыванием»

денег, FATF выпускает рекомендации по конкретным проблемам.

По итогам работы FATF публикует ежегодные отчеты. В отчетах, наряду с

информацией о деятельности FATF за прошедший год, дается подробный анализ

состояния дел и изменений правового регулирования в сфере борьбы с

«отмывание» денег в странах, в которых проводились инспекции FATF. По

результатам инспекций в годовых отчетах даются рекомендации государствам по

совершенствованию национального законодательства.

Проблема «отмывания» денег в России является практически неизученной.

Статья 174, предусматривающая уголовную ответственность за легализацию

(«отмывание») денежных средств или иного имущества, появилась в новом

Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 1997

года.

Прежде всего, следует обратить внимание на ряд важнейших экономических,

криминалистических и правовых аспектов ситуации в России.

К моменту начала рыночных реформ в СССР, позднее в России, существовали

значительные теневые капиталы. В условиях недостаточного контроля за

происхождением денежных средств эти капиталы были инвестированы в

создаваемые легальные коммерческие структуры и приватизируемые

государственные предприятия. В результате значительное количество

экономических субъектов оказалось под контролем криминальных структур.

Следует также учесть, что высокие налоговые ставки ведут к тому, что многие

легальные предприятия уклоняются в той или иной степени от уплаты налогов в

полном объеме.

В результате в России сформировался значительный нелегальный наличный

оборот. Появились фирмы, зарегистрированные на подставных лиц, которые

оказывают услуги по продаже предприятиям «черных» наличных денег за

безналичные, перевод которых осуществляется по фиктивным счетам и

договорам. «Черные» наличные деньги используются для выплаты зарплат,

взяток, уплаты денег за охрану преступным группам, а также для расчетов

между предприятиями.

Отсутствие жестких границ между отдельными государствами СНГ позволяет

преступным организациям осуществлять неконтролируемые перевозки денег и

товаров. В России действуют организованные преступные группы из других

государств СНГ, а также транснациональные криминальные корпорации (в

частности, итальянские и китайские).

Все перечисленные факторы, а также то, что до сих пор не принят

Федеральный закон «О противодействии легализации («отмыванию») доходов,

полученных незаконным путем», обуславливают специфику «отмывания» денег в

России по сравнению с зарубежными странами.

В первой фазе «отмывания» капитала в России, введение «грязных»

наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря

значительному нелегальному наличному обороту между легальными

предприятиями. Организованными преступными группами создаются фиктивные

фирмы, занимающиеся так называемой «обналичкой», то есть легальным

предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, за что предприятие

платит комиссионные в размере 1-8% от суммы. Через эти фирмы возможна и

продажа наличных денег, полученных от преступной деятельности

Фиктивные фирмы работают обычно не более трех месяцев. К моменту

возникновения обязанности сдачи отчетности и уплаты налогов за первый

квартал работы денег на их счетах уже не остается.

Введение в оборот «грязных» наличных денег может также осуществляться

через благотворительные фонды и иные некоммерческие организации. Деньги

вносятся небольшими суммами в качестве пожертвований и взносов, которые не

облагаются налогами.

Во второй фазе ситуация является сходной с существующей в зарубежных

странах. Также широко распространено создание оффшорных предприятий, на

счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам

деньги, аккумулированные на счетах фирм, занимающихся «обналичкой», и

фондов.

По данным 1997 года российскими гражданами только на Кипре было создано

около 4 тысяч предприятий, из которых лишь 40 внесены в реестр

Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики России.

Всего же, по оценкам специалистов Министерства экономики России, в

оффшорных зонах создано около 60 тысяч предприятий с российским участием.*

В третей фазе российскими преступными организациями используются

следующие формы: трансферпрайсинг, «отмывание» через казино, лотерей.

В сфере инвестиций распространены инвестиции в недвижимость, в том

числе за рубежом, создание и участие в легальных предприятиях. К специфике

российской преступности следует отнести широкое участие в приватизации

государственных предприятий.

Проникновение в легальную экономику легализуемых криминальных капиталов

ведет к установлению контроля преступными организациями над отдельными

секторами экономики, распространению средств и методов криминальной

конкуренции, переориентации деятельности экономических субъектов в

интересах преступных организаций и в результате к деформации экономической

системы.

Данные причины, а также рост организованной преступности в России,

выход ее на международный уровень, увеличивающийся поток «грязных» денег

обуславливают необходимость серьезного подхода к данной проблеме и принятия

жестких адекватных мер.

И начало борьбе с финансовой базой организованной преступности и

«отмыванием» денег в России положено. С 1 января 1997 года вступил в силу

новый Уголовный кодекс РФ. Статья 174 УК предусматривает ответственность за

легализацию («отмывание») денежных средств или иного имущества,

приобретенных незаконным путем. Легализация в части 1 ст. 174 определяется

как «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами

или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равно

использование данных средств или иного имущества для осуществления

предпринимательской или иной экономической деятельности».

Предметом преступления, согласно статьи 174 УК, являются денежные

средства или иное имущество, приобретенное заведомо незаконным путем, то

есть в результате совершения преступления или иного правонарушения.

Уголовной ответственности подлежат следующие действия:

- совершение финансовых операций с денежными средствами или иным

имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем;

- совершение других сделок с денежными средствами или иным имуществом,

приобретенными заведомо незаконным путем;

- использование денежных средств или иного имущества, приобретенных

заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской или

иной экономической деятельности.

Состав преступления является окончательным в момент совершения любого

из перечисленных действий. Под финансовыми операциями и другими сделками с

денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и

юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с

денежными средствами или иным имуществом, направленные на установление,

изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Еще одним шагом, направленным на борьбу с «отмыванием» преступного

капитала явилось принятие в 1997 году Банком России «Положения об

организации внутреннего контроля в банках» и «Указания о порядке

организации внутреннего контроля в кредитных организациях – участниках

финансовых рынков» и «Методологические рекомендации по вопросам работы по

предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки

и иные кредитные организации».

В соответствии с данными документами кредитные организации обязаны

предпринимать меры по предотвращению легализации средств, полученных

незаконным путем.

На сотрудников кредитных организаций возлагается обязанность

идентификации клиентов. К нарушениям требования о предотвращении

легализации средств, полученных незаконным путем, со стороны сотрудников

кредитных организаций относятся, в частности:

- осуществление или содействие осуществлению операций в случаях, когда

сотрудник знает, подозревает или имеет основания подозревать, что

денежные средства или иное имущество клиента кредитной организации,

вовлеченные в операцию, были получены незаконным путем;

- сокрытие или перевод незаконно полученных средств;

- уклонение, прямое или косвенное противодействие изучению службой

внутреннего контроля деталей операций, которые могут быть направлены

на легализацию средств, полученных незаконным путем;

- нераскрытие сведений или подозрений о возможной легализации средств,

полученных незаконным путем.

Но основным документом, направленным на борьбу с «отмыванием» денежных

средств, должен стать Федеральный закон «О противодействии легализации

(«отмыванию») доходов, полученных незаконным путем». К сожалению, данный

закон еще не принят Государственной Думой России, что осложняет усилия,

направляемые на противодействие легализации преступных капиталов.

Законопроект предусматривает введение в России системы мер,

направленных на предотвращение, выявление и пресечение "отмывания" денег, а

также развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с «отмыванием»

денег.

ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных

незаконным путем» распространяется на деяния граждан РФ, иностранных

граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, а также

юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным

имуществом на территории Российской Федерации.

Согласно Закону под легализацией («отмыванием») доходов, полученных

незаконным путем, понимается придание правомерного вида пользованию,

владению или распоряжению вещами, деньгами, ценными бумагами, иным

имуществом, в том числе имущественными правами, приобретенными заведомо

незаконным путем.

Закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными

средствами или иным имуществом, документально фиксировать сведения,

необходимые для идентификации физических лиц, совершающих операции на

сумму, равную или превышающую 2000 минимальных размеров оплаты труда, и

юридических лиц при операциях на сумму, равную или превышающую 20000

минимальных размеров оплаты труда.

По рублевым операциям устанавливается обязанность хранения документов с

момента открытия счета до истечения пяти лет после его закрытия. По

валютным операциям срок хранения документов составляет 10 лет.

Разработчики российского законопроекта объединили принятые в западных

странах обязанности установления истины и сообщения о подозрительных

операциях, введя вместо них обязанность сообщения об операциях, подлежащих

обязательному контролю, то есть содержащей хотя бы один из перечисленных в

законе признаков, которые могут указывать на "отмывание" денег.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным

имуществом, обязаны сообщать обо всех операциях, подлежащих обязательному

контролю, в Государственную налоговую инспекцию, а об операциях в

иностранной валюте в Федеральную службу России по валютному и экспортному

контролю.

Задача организаций упрощается и становится более формализованной.

Основная нагрузка по проверке подозрительных операций ложиться на

государственные органы.

Вызывает серьезные сомнения целесообразность разделения функций

проверки операций, подлежащих обязательному контролю, между Госналогслужбой

России по рублевым операциям и Федеральной службой России по валютному и

экспортному контролю по валютным операциям. Современное "отмывание" денег

имеет, как правило, международный характер. В процессе "отмывания"

используется одновременно несколько видов валют. Поэтому разделение

полномочий, банков данных, проблемы взаимодействия двух ведомств лишь

усложнят борьбу с "отмыванием" денег.

Учитывая немаловажную роль в борьбе с "отмыванием" денег финансово-

кредитных организаций нельзя не упомянуть о такой проблеме как "банковская

тайна". Данный вопрос является одним из наиболее проблемных, причем не

только для России. В российском законодательстве вопросы передачи сведений,

составляющих банковскую тайну, регулируются ФЗ "О банках и банковской

деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ, законодательными

актами о деятельности Счетной палаты РФ, органов Государственной налоговой

службы и налоговой полиции, таможенных органов, Уголовно-процессуальным

кодексом РСФСР. Проект ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию»)

доходов, полученных незаконным путем» содержит статью 7: "Передача

сведений, составляющих коммерческую, банковскую или служебную тайну".

Как ФЗ "О банках и банковской деятельности", так и проект ФЗ «О

противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным

путем» предусматривают передачу кредитными организациями сведений по

операциям и счетам юридических и физических лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, суду,

Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой

полиции, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного

следствия по делам, находящимся в их производстве. Сведения по счетам и

вкладам физических лиц могут передаваться судам, а при наличии согласия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.