бесплатно рефераты
 

Валютные операции в Российской Федерации

(в том числе и совместного) и распространении выпускаемой продукции в

соответствии с потребностями внутреннего рынка России, то такое завоевание

вполне удовлетворяет интересам обеих сторон. В случае же, когда через

зарубежного инвестора как через посредника внутренний рынок России

заполняется товарами, которые выпускаются местными производителями и

которые, по сути, отвоевывают у них рынок, то такое положение должно

пресекаться соответствующей политикой государства. Разумная

протекционистская защита внутреннего производства с помощью тарифных и

нетарифных мер способна, на наш взгляд, стимулировать импорт капитала, а не

товаров.

И, наконец, еще одним важным мотивом иностранного инвестора является

возможность доступа к природным ресурсам страны. В эффективной добыче и

переработке сырья, включая решение экологических проблем и применение

высоких технологий, обеспечивающих максимальную отдачу от эксплуатации

месторождений, весьма заинтересована и российская сторона. Однако

реализация этого интереса требует значительных инвестиций. Следовательно,

для сочетания интересов сторон необходима соответствующая целенаправленная

политика государства, которая бы способствовала разработке природных

ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения, а не

для превращения России в "сырьевой придаток".

Иностранные инвесторы, движимые своими интересами и по достоинству

оценивая имеющиеся предпосылки эффективного приложения капитала,

рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской

деятельности. Совокупность условий приема и функционирования иностранного

капитала и представляет инвестиционный климат страны реципиента.

Состояние инвестиционного климата (благоприятный, неблагоприятный,

рискованный) и степень привлекательности страны-реципиента определяются

уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой

и действующим законодательством в отношении иностранных инвестиций;

отношением к иностранной собственности и зарубежным инвестициям; условиям

перевода капитала, прибылей и движения кредитных ресурсов; ограничениями и

льготами для иностранных инвестиций; устойчивостью национальной денежной

единицы и уровнем развития местного рынка капиталов, протекционистской

защиты и социально-культурным взаимодействием.

Анализу состояния инвестиционного климата в России посвящено достаточно

много исследований специалистов. Все они оценивают инвестиционный климат в

России как неблагоприятный.

Иностранные инвесторы, высоко оценивая потенциальные предпосылки

эффективного приложения своего капитала в России (огромные природные

богатства, дешевые ресурсы производства, большой производственный и

интеллектуальный потенциал, позволяющий в сочетании с богатыми природными

ресурсами раз вернуть производство таких видов продукции, которые

пользуются спросом на внутреннем и конкурентоспособны на мировом рынках),

весьма осторожно относятся к его вложению в экономику нашей страны. Они

считают, что в сравнении с другими странами-импортерами капитала

инвестиционный климат России является весьма рискованным. Для такого

заключения у них есть основания, поскольку большинство западных

исследований утверждает, что комплексная оценка риска вложений капитала в

российскую экономику заметно выше, чем, например, в Западной Европе. Так,

например, международный финансовый журнал "Euromoney" периодически

публикует экспертную оценку показателя риска зарубежного инвестирования,

оцениваемого по 100-балльной шкале. Чем выше этот показатель, тем степень

риска ниже, и наоборот. По данным этого журнала, по состоянию на 1993 г.

показатель степени риска вложений в российскую экономику составляет 18,13.

В Японии, например, данный показатель составляет 99,44; в США - 99,07; во

Франции - 96,46; в Эстонии - 23,35.

Главными факторами, обусловившими столь низкую оценку инвестиционного

климата в России, являются политическая и экономическая нестабильность,

финансовый кризис и высокие темпы инфляции, значительность внешнего долга,

нестабильное и противоречивое законодательство, недостаточно развитая

инфраструктура вообще и рыночная, в частности, не конвертируемость рубля,

высокий уровень преступности и, наконец, профессиональная

неподготовленность управленческого звена к широкомасштабному

инвестиционному сотрудничеству.

Совместные предприятия остаются наиболее распространенной формой

инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инвестиционных сделок.

Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы

вложений - покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

Привлекая иностранный капитал в СП, национальный партнер стремится:

- получить доступ к зарубежной передовой технологии; пополнить

внутренние источники накопления;

- использовать иностранный опыт управления для повышения эффективности

производства;

- уменьшить неоправданный импорт и сократить расходы в свободно

конвертируемой валюте;

- расширить экспорт, в особенности готовой промышленной продукции.

По данным Госкомстата, в 1996 г. в России работало 7,8 тыс. совместных

и иностранных предприятий с численностью персонала 220 тыс. человек.1

1997 г. общий объем иностранных инвестиций достиг 10,5 млрд. долл. плюс

10,4 трлн. руб., в том числе прямых — 3,9 млрд. долл. плюс 8,3 трлн. руб.

Годовые объемы привлеченных иностранных инвестиций, таким образом,

незначительны и не соответствуют основным макропоказателям российской

экономики; минимальными являются также значения иностранных инвестиций

надушу населения. Так, в 1996 г. общий объем иностранных инвестиций на душу

населения составил 44 долл., а прямых — 14,3 (для сравнения: в том же году

- соответствующий показатель в Польше находился на уровне 140, а в Венгрии

— 1300 долл.).2

Наиболее выгодным для иностранных прямых инвестиций является российский

топливно-энергетический комплекс, а наиболее крупным источником привлечения

таких инвестиций - США.

Сейчас в различной стадии проработки находится несколько десятков

крупных проектов освоения нефтегазовых месторождений в разных регионах

России с участием американских и других иностранных инвесторов.

Другие не менее привлекательные для иностранного капитала отрасли:

электронная, аэрокосмическая, автомобиле и судостроение, гостиничный бизнес

и сфера банковских услуг.

В последние годы заметно увеличились портфельные инвестиции в экономику

России, на сегодня в России обосновалось более 20 крупных инвестиционных

институтов. Среди них: Европейский банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация (МФК), банк CSFirst Boston, Morgan

Grenfell, Фонд Pioneer Investment, инвестиционный банк Brunswick Investment

и т.д.

Решающая роль в изменении сложившейся ситуации с инвестиционным

климатом России принадлежит, в частности, государственной политике в

отношении иностранных инвестиций.

Инвестиционной политика - совокупность государственных подходов и

решений, определяющих направления использования капитальных вложений в

сферах и отраслях экономики, мобилизации средств предприятий и создание

благоприятного режима для иностранных инвесторов с помощью введения

налоговых и других льгот, институциональная определенность в управлении

процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций и

дебюрократизация деятельности соответствующих оргструктур. Особое значение

в этом плане имеет правовое регулирование инвестиционной деятельности,

которое, как правило, предполагает законодательство о собственности,

включая положения об иностранных инвестициях; налоговое законодательство, в

том числе в отношении иностранных инвесторов; законодательство о труде,

социальной защищенности определенных групп населения, антимонопольное

законодательство, законодательство об охране природы в связи с

производственной деятельностью и др.

Представление о законодательной базе России в области регулирования

иностранных инвестиций дает следующий перечень:

Закон РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 4.07.1991 г.;

Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ" от 26.06.1991 г.;

Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 г.:

Указ Президента Российской Федерации от 27. 09.1993 г. " О

совершенствовании работы с иностранными инвестициями";

Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. "Вопросы соглашений о разделе

продукции при пользовании недрами";

Указ Президента РФ от 25.01.1995 г. "О дополнительных мерах по

привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства

Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 29.09.1994 г. "Об активизации работы

по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации";

Любой инвестор постоянно действует, исходя из соотношения между

получением размера возможной прибыли и риском. В отличие от участников

процесса прямой купли-продажи товара инвестор намеревается вложить свой

капитал в расчете на будущий результат и должен быть в определенной степени

уверен в надежности планируемой им операции. В этой связи задача

принимающей стороны, если она всерьез и надолго заинтересована в

иностранных инвестициях, состоит в создании стабильного для деловой

активности и ясного для вкладчика капитала инвестиционного режима. Как

считают сами инвесторы, лучше иметь, возможно, и не очень хорошие, но

стабильные правила и условия инвестиционной деятельности (отношения

собственности, уровень налогообложения, репатриации прибылей и капиталов и

пр.), чем более привлекательные, но подверженные постоянным изменениям. При

постоянно меняющихся "правилах игры" инвесторы не могут уверенно

планировать свои действия на перспективу. В таких условиях они либо требуют

более высокой прибыли в порядке компенсации за риск, либо воздерживаются от

вложения капитала, либо выбирают минимально рискованную стратегию.

Среди названных выше документов есть ряд нормативных актов, призванных

облегчить участь иностранных инвесторов. Так, в соответствии с Указом

президента РФ от 25.01.1995 г. № 73 «О дополнительных мерах по привлечению

иностранных инвестиций в отрасли материального производства" принято

предложение Правительства РФ о применении в отношении отдельных групп

товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) при ввозе

их на таможенную территорию РФ ставок ввозных таможенных пошлин,

уменьшенных в 2 раза. Установлено, что эти ставки могут применяться в

отношении иностранных товаров не более 5 лет при условии, что поставляющие

их компании являются учредителями предприятий по производству аналогичных

товаров на территории РФ с использованием отечественного сырья и труда

российских работников и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли

материального производства РФ в сумме, эквивалентной не менее 100 млн.

долл. США. При этом вклад иностранного участника в уставный фонд такого

предприятия должен составлять сумму, эквивалентную не менее 10 млн. долл.

США.

Что касается регионов – лидеров по привлеченным инвестициям, то данные

приведены в таблице.

Пять регионов с наибольшим объемом капитальных вложений за 1993-1997

гг.

|Регион |Объем в 1993-1997 |Доля в России, % |

| |гг. млрд. неденом. | |

| |руб. | |

|Москва |263626,3 |14,92 |

|Ханты-Мансийский АО |132931,9 |7,52 |

|Ямало-Ненецкий АО |94523,7 |5,35 |

|Республика |62127,9 |3,52 |

|Башкортостан | | |

|Московская обл. |57272,3 |3,24 |

Распределение объема иностранных инвестиций в I полугодии 1998г. в

региональном аспекте (млн. долларов США).1

| |Посту| |В том | | |

| |пило | |числе | | |

| |Всего|в % к |прямые |портфельны|прочи|

| | |итогу | |е |е |

|Всего инвестиций |7698 |100 |1509,4 |32,4 |6156,|

| | | | | |1 |

|из них: | | | | | |

|Центральный район |5456 |70,9 |768 |17,1 |4670,|

| | | | | |4 |

|Москва |5054 |65,6 |550,7 |5,2 |4497,|

| | | | | |7 |

|Западно-Сибирский |494,8|6,4 |121,1 |2,5 |371,2|

|район | | | | | |

|Тюменская область |96,9 |1,3 |43,4 |0,1 |53,4 |

|Северо-западный |219,9|2,9 |112,7 |4,8 |102,4|

|район | | | | | |

|Санкт-Петербург |135,8|1,8 |87,9 |4,8 |43,1 |

|Дальневосточный |328,2|4,3 |204,3 |- |123,9|

|район | | | | | |

|Приморский край |35,7 |0,5 |18,7 |- |17 |

|Магаданская область |22,7 |0,3 |20,7 |- |2 |

|Поволжский район |672,1|8,7 |93,7 |0 |578,4|

|Самарская область |52,5 |0,7 |45,5 |- |7 |

Характерно сохранение позиций Центральным районом во главе с Москвой,

сырьевых регионов, крупных машиностроительных центров, а также регионов,

расположенных в приграничных районах.

Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительности

регионального распределения иностранных инвестиций. Одна из причин этой

деформированности — слабость региональной политики привлечения иностранных

инвестиций, прежде всего в аспектах страхования, залога, гарантий

безопасности капитала и инвесторов, обеспечения последних информацией об

инвестиционных проектах Политика, о которой идет речь, тоже должна быть

дифференцированной и направленной в первую очередь на привлечение капиталов

в депрессивные регионы. Для улучшения региональной структуры иностранных

инвестиций желательно создать на территории России (помимо Москвы и Санкт-

Петербурга) несколько крупных инвестиционных центров, в частности, в Нижнем

Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и во Владивостоке.

Но говорить о перспективах дальнейших иностранных инвестиций сложно,

т.к. августовский кризис 1998 г. явно показал, что Россия до сих пор

подвержена экономической и политической нестабильности.

Проблема вывоза капитала в РФ на современном этапе.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих сегодня перед экономикой

России, является продолжающийся вывоз капитала из страны. В то время как

Правительство РФ изыскивает свободные кредитные средства на Западе и ведет

переговоры с МВФ о предоставлении стране очередного транша на сумму 4 – 5

млрд. $, из России, по оценке бывшего премьер–министра РФ Примакова Е.М.,

ежегодно уходит порядка 20-25 млрд. долларов. Общая сумма капитала,

вывезенного из России за период реформ, оценивается в сумму равную 200

млрд. $.1

Вывоз капитала преследует следующие цели:

- попытка сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и

экономической нестабильности в стране;

- «отмывание» денег, полученных в результате преступной деятельности.

Поэтому целесообразно рассмотреть два данных вопроса в отдельности.

3.1 Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый

капитал в условиях политической и экономической нестабильности в стране.

Говорить о том, что бегство капиталов – проблема только России,

неверно. Как свидетельствует мировой опыт, капитал всегда остро реагирует

на угрозу политической и экономической нестабильности и именно тогда

начинает перекачиваться из страны в страну. Возвращение же его начинается

после восстановления национальной экономики, введения конвертируемости

национальной валюты и других положительных экономических сдвигов.

Бегство капитала – это анормальный отток капиталов, вызванный страхом

инвесторов перед возможной потерей активов. К анормальным мотивам вывоза

капитала относятся те мотивы, которые возникают у экономических агентов в

обстановке возрастания страновых рисков (усиление экономической либо

политической нестабильности, ухудшение состояния основных макропеременных)

и в ожидании неблагоприятных поворотов в экономической политике государства

(риски национализации, девальвации, повышения налогов, ужесточения мер

валютного контроля, замораживания выплат по внутреннему госдолгу и др.).

Можно также сказать, что к убежавшим относятся все те легально и нелегально

вывезенные за рубеж инвестиционные ресурсы, доходы по которым не вернулись

в страну.

Проблема бегства отечественных капиталов в России остро встала после

объявления либерализации внешнеэкономической деятельности в начале 90-х

годов. Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической

деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и

контроля не была сформирована.

Предпринимательский капитал уходит из России в поисках безопасности от

непредсказуемых изменений российской политической и экономической

конъюнктуры, от давления криминальных структур, а также от жесткого

российского таможенного и налогового законодательства, о реформировании

которых давно идут жаркие дебаты.

Все основные каналы утечки капиталов известны.

Значительная доля российских денег попадает на Запад после проведения

внешнеторговых сделок через подставные фирмы. При импорте товаров

заключаются договоры комиссии со специально для того созданными фирмами-

однодневками. Туда переводятся значительные валютные средства, фирма

заключает контракты на импорт товаров, отправляет контрагенту деньги, а

товар не поступает. При этом директор – владелец денег подает иск на то,

что товар не поставлен. Налоговые органы ничего не могут поделать, так как

у фирмы-однодневки нет никаких активов, а ее директор к этому времени уже

уволился. При этом владелец денег остается чист перед законом.

При экспортном варианте используется та же схема с использованием фирмы-

однодневки. Она поставляет деньги за рубеж, получает деньги, переводит их

на счета в зарубежные банки, а затем ликвидируется. Даже не смотря на

запрет иметь счета в иностранных банках, этот запрет игнорируется.

Еще один часто используемый способ вывоза капитала – игра с

контрактными ценами. Экспортные цены занижаются, импортные завышаются, а

разница переводится на счет в зарубежный банк.

Также регулярно встречается такой способ как штрафные оговорки во

внешнеторговых контрактах. Например, покупатель товара (российский

импортер) обязуется выплатить поставщику (иностранной фирме) штраф в

размере, к примеру, 25% таможенной стоимости товара, если товар не пройдет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.