бесплатно рефераты
 

Удержания с физических лиц

определяться вторым чтением.

16 июля проект был принят в первом чтении, а на следующий день

представлен ко второму. 4 поправки, рекомендованных к принятию, были

подписаны четверкой А.Л.Головков, А.Д.Жуков, А.М.Макаров, Н.П.Данилова, 2

рекомендованных к отклонению - лично Н.П.Даниловой. Поправки "четверки":

необлагаемый минимум по банковским процентам установить не по каждому

банку, а общий для всех - и привязанная к ней поправка об обязательном

декларировании доходов физическими лицами, имеющими доходы по вкладам более

чем в одном банке; изъять пункт о снижении льготы по продаже имущества;

оставить единый 15-процентный налог только для вкладов и страховки - но не

для доходов по неосновной работе. Дума проголосовала за эти поправки 334

голосами. Поправки Даниловой - сохранить действующую шкалу и убрать абзац о

единой ставке - подверглись критике справа, как сводящие закон на нет, и

были провалены, получив соответственно 158 и 154 голоса. В том числе

поправка о сохранении шкалы - КПРФ - 108, ЛДПР 2, НДР - 1, Яблоко - 0,

Аграрии - 17, Народовластие - 22, Регионы - 1, вне фракций - 7. После этого

закон в целом получил 206 голосов и не прошел, т.к. не был поддержан левым

блоком. Предпринятая через 15 минут попытка вернуться к его рассмотрению не

удалась - 194 против 116.

По Регламенту закон в таких случаях заново готовится ко второму чтению,

Если бы осенью 1998 была уверенность в принятии до нового года второй части

Налогового кодекса, надобность в этом законе отпала бы.

После еще одной неудачной попытки принять кодекс центристские фракции

согласились с требованием коммунистов установить еще одну прогрессивную

строчку - 45%. В таком виде закон был принят 14 марта 1999 Думой, одобрен

Советом Федерации и подписан Президентом 31 марта 1999.

Ставки, установленные Федеральным законом 65-фз от 31 марта 1999.

С 1 января 1999

Необлагаемый минимум - 83 руб 49 коп.

|руб/год |руб/мес |в |в рег.бюджеты |

| | |фед.бюджет | |

|до 30.000 |2.500 |3% |9% |

|30.001- 60.000 |2.500 - |3% |2.700 + 12% с |

| |5.000 | |прев |

|60.001- 90.000 |5.000 - |3% |6.300 + 17% с |

| |7.500 | |прев |

|90.001-150.000 |7.500 |3% |11.400 + 22% с |

| |-12.500 | |прев |

|150.001-300.000|12.500 |3% |24.600 + 32% с |

| |-25.000 | |прев |

|свыше 300.000 |свыше 25.000|3% |72.600 + 42% с |

| | | |прев* |

* Последняя строка (42%+3%) должна была быть введена в действие с 1

января 2000. До этого суммы свыше 300.000 облагаются по формуле

предпоследней строки.

Ставки, установленные Федеральным законом 207-ФЗ от 25 ноября 1999 года

С 1 января 2000

Необлагаемый минимум - 83 руб 49 коп.

|Размер облагаемого совокупного|Ставка налога |

|дохода, полученного в | |

|календарном году | |

|До 50 000 руб. |12 процентов |

|От 50 001 руб. до 150 000 руб.|6 000 руб. + 20 процентов с суммы, |

| |превышающей 50 000 руб. |

|От 150 001 руб. и выше |26 000 руб. + 30 процентов с суммы, |

| |превышающей 150 000 руб. |

С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2000

возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу,

выразившуюся, в частности, во введении "плоской шкалы" (единой ставки)

подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко

II части НК - апрель 2000. Поправки Правительства официально были внесены

фракцией "Единство" и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к

пленарному заседанию.

7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II

Налогового кодекса и приняла главу 24 - подоходный налог. Наша страна

вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога

13%. Голосовались еще три варианта:

- "горбатая шкала" - поправка Г.В.Бооса: до 300.000 - 12%, до 500.000 -

20% с превышения, до 1.000.000 - 30% с превышения, свыше 1.000.000 - 12% с

превышения; голосовалась в видоизмененном варианте: до 300.000 - 12%, до

500.000 - 20% с превышения, свыше 500.000 - 15% с превышения; 167 голосов

за, 127 против, 1 воздержался;

- двухставочная шкала - поправка А.Д.Жукова: до 120.000 - 13%, свыше

120.000 - 20% с превышения; 210 голосов за, 110 против, 2 воздержались;

- сохранение нынешней трехставочной шкалы - поправка Госсобрания Башкирии

(поддержанная Егором Кузьмичом Лигачевым под предлогом того, что

действующая шкала соответствует западным стандартам, а предлагаемая плоская

- повторяет советскую "уравниловку"): до 50.000 - 12%, до 150.000 - 20%,

свыше 150.000 - 30%; 143 голоса за, 106 против, 4 воздержались.

Депутаты, по выражению А.Д.Жукова, "создали дыру огромную", освободив от

налога взносы в негосударственные пенсионные фонды. Поправкой В.М.Резника

дыру частично залатали, установив предел необлагаемых взносов в 2000

руб/год.

В целом закон принят 266 голосами при 114 против и 2 воздержавшихся.

Однако Дума одобрила введение с 1 января будущего года единой ставки

подоходного налога в размере 13%. Исключение составят доходы на проценты по

вкладам в банках (если ставка выплат превышает три четверти ставки

рефинансирования ЦБ, действовавшей в течение периода начисления процентов),

а также выигрыши в лотерею, на тотализаторе, призы и некоторые страховые

выплаты - во всех этих случаях ставка составит 35%. Параллельно депутаты

отменили налоговые льготы по подоходному налогу военнослужащим, прокурорам,

судьям, сотрудникам МВД, ФСНП и ГТК. Впервые, идея плоской шкалы была

внятно сформулирована в программе либеральных экономистов гайдаровского

института осенью 1998 г. и с тех пор стала постоянной идеей правых. Главным

аргументом при ее принятии было стремление вывести высокие зарплаты из

тени. В то же время - это один из шагов в сторону от социального

государства, в котором более богатые должны содержать более бедных.

Политический урок заключается в том, что в России сегодня нет реальных

политических сил левой ориентации, которые должны были бы оказать идее

ожесточенное сопротивление. Российские коммунисты давно уже стали

профессиональными иммитаторами-лоббистами, использующими левую риторику для

достижения корпоративных целей.

Ставки, установленные главой 23 Налогового кодекса - Федеральным законом

117-фз от 5 августа 2000.

С 1 января 2001

Необлагаемый минимум - 400 руб

|Тип дохода |Ставка налога |

|Основные доходы |12 процентов |

|Выигрыши лотерей, крупные |35 процентов |

|призы, необычные страховые | |

|доходы | |

|Дивиденды, доходы нерезидентов|30 процентов |

__________________

* Крупные призы - св.2000 рублей; необычные страховые доходы - свыше

ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее

3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте

К сожалению, проект Налогового кодекса был сильно изменен, и вместо

прогрессивной шкалы ставок подоходного налога была принята пропорциональная

ставка подоходного налога. С одной стороны это должно якобы помочь вернуть

в Россию крупные частные капиталы из-за рубежа, с другой, увеличится, пусть

не значительно, налоговая нагрузка на простое большинство население нашей

страны. По данным Минфина, около 90 %, граждан платят налог по минимальной

ставке – 12 %, а по ставке в 30% - около 0,5 % налогоплательщиков.

3.2. Налог на доходы физических лиц

3.2.1. порядок их исчисления в 2001 году

В большинстве случаев исчисление сумм налога, удержание их из доходов,

выплаченных физическим лицам, и перечисление в бюджет вменяются в

обязанность налоговым агентам, к которым согласно ст. 226 НК РФ относятся

российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные

представительства иностранных организаций в РФ, являющиеся источниками

дохода для налогоплательщиков.

Не считаются налоговыми агентами только те физические лица (являющиеся

источником выплаты дохода для других физических лиц), которые не

зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке в

качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, то есть не являются индивидуальными

предпринимателями.

Самостоятельно исчисляют сумму налога с полученных доходов и уплачивают ее

в бюджет следующие категории налогоплательщиков (п. 1 ст. 228 НК РФ):

• физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных

предпринимателей, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в

установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по

суммам доходов, полученных от такой деятельности;

• физические лица, получающие доходы от физических лиц, не являющихся

налоговыми агентами (то есть не являющихся индивидуальными

предпринимателями), на основе заключенных договоров гражданско-правового

характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого

имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве

собственности, — исходя из сумм указанных доходов;

• физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы из

источников, находящихся за пределами РФ, — исходя из сумм таких доходов;

• физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был

удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов. К числу

физических лиц, с доходов которых налоговыми агентами не был удержан налог,

можно отнести, в частности, лиц, получающих доходы от реализации

принадлежащего им на праве собственности имущества, получающих доходы в

натуральной форме и т. п.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 212 НК РФ налогоплательщики сами

определяют налоговую базу при получении ими дохода в виде материальной

выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств.

Порядок исчисления

В связи с тем что отдельные виды доходов облагаются налогом по различным

ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, общая сумма налога, подлежащего

удержанию из доходов налогоплательщика, рассчитывается путем сложения сумм

налога, исчисленных как соответствующая налоговой ставке процентная доля

налоговой базы по каждому отдельному виду доходов.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных

налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими

налоговыми агентами сумм налога.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп.

отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Налогообложение доходов, в отношении которых установлена ставка 13%

Налоговые агенты рассчитывают налог по доходам, в отношении которых

применяется налоговая ставка 13%, по итогам каждого месяца в следующем

порядке.

Определяется общая сумма полученного налогоплательщиком дохода нарастающим

итогом с начала календарного года по расчетный месяц включительно.

Суммируются все полученные налогоплательщиком доходы, в отношении которых

применяется ставка 13%.

Определяется налоговая база: из общей суммы доходов исключаются доходы,

освобожденные от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ.

По ставке 13% облагаются все доходы, получаемые как в денежной, так и

натуральной форме в виде оплаты труда или вознаграждений за выполнение

работ, оказание услуг, предоставление имущества в аренду и т.д., в виде

материальной выгоды (за исключением материальной выгоды, полученной в виде

экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных (кредитных)

средств, — подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ), по договорам страхования и

негосударственного пенсионного обеспечения (за исключением страховых выплат

по договорам краткосрочного добровольного страхования, облагаемых по ставке

35%) и другие.

При получении дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а

также иного имущества налоговая база представляет собой сумму стоимости

этих товаров (работ, услуг) или иного имущества, исчисленную исходя из их

цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. В

стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма

налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж (ст. 211 НК РФ в

ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ).

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности,

относятся:

• оплата (полностью или частично) за него организациями или

индивидуальными предпринимателями товаров

нальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. В

случаях когда оплата работодателем за своего работника коммунальных услуг,

питания, медицинских услуг и т.п. предусмотрена действующим

законодательством, соответствующие суммы рассматриваются как

компенсационные выплаты, связанные с исполнением физическим лицом трудовых

обязанностей, и освобождаются от налогообложения (подп. 3 п, 1 ст. 217 НК

РФ);

• полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах

налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на

безвозмездной основе;

• оплата труда в натуральной форме.

Напоминаем, что согласно ст. 40 НК РФ для целей налогообложения

принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока

не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню

рыночных цен (если иное не предусмотрено НК РФ).

Право проверять правильность применения цен по сделкам в целях контроля за

полнотой исчисления налогов предоставлено налоговым органам лишь в

следующих случаях:

• если сделка совершена между взаимозависимыми лицами. Общий перечень

взаимозависимых лиц установлен п. 1 ст. 20 НК РФ. Кроме того, лица могут

быть признаны взаимозависимыми судом, если отношения между этими лицами

могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг);

• по товарообменным (бартерным) операциям;

• при совершении внешнеторговых сделок;

• при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону

понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным

(однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного

периода времени.

Пример

Предприятие в счет погашения задолженности по заработной плате выдало

своему работнику стиральную машину по цене 6000 руб. Такие стиральные

машины реализуются предприятием сторонним покупателям по цене 7000 руб.

Отклонение цены, по которой стиральная машина передана работнику

предприятия, от общеприменимой составляет:

(7000 руб. - 6000 руб.) : 7000 руб. х 100% = 14,28%. В этом случае в доход

работника включаются 6000 руб.

___________________________________________________________________________

_

— материальная выгода, полученная ог приобретения ценных бумаг,

определяемая как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой

фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (п. 4 ст. 212 НК

РФ).

Включению в налоговую базу, облагаемую по ставке 13%, подлежат следующие

виды доходов, получаемых по договорам страхования и договорам

негосударственного пенсионного обеспечения:

— страховые выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования,

заключенным со страховщиками, и (или) доходы в виде выплат по договорам

добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными

пенсионными фондами, в случае если такие выплаты осуществляются без

наступления пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О

государственных пенсиях в Российской Федерации» основаниями для пенсионного

обеспечения являются:

— достижение соответствующего пенсионного возраста. Пенсия на общих

основаниях устанавливается: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем

трудовом стаже не менее 25 лет, а женщинам — по достижении 55 лет и при

общем трудовом стаже не менее 20 лет (ст. 10 Закона РФ № 340-1). Льготные

основания, определяющие право на пенсию по возрасту, установлены ст. 11, 12

Закона РФ № 340-1;

— наступление инвалидности;

— потеря (смерть) кормильца — для нетрудоспособных членов семьи;

— выслуга лет — для отдельных категорий трудящихся;

—денежные (выкупные) суммы, возвращенные физическому лицу в соответствии с

Правилами страхования (законодательством РФ о негосударственных пенсионных

фондах) и условиями договора в случае досрочного расторжения договора

добровольного долгосрочного страхования жизни (досрочного расторжения

договоров добровольного пенсионного обеспечения, заключенных с ними) до

истечения пятилетнего срока его действия (за исключением случаев досрочного

расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон),

а также в случав изменения условий указанного договора в отношении срока

его действия, уменьшенные на суммы внесенных физическим лицом взносов;

— суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за

физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за

исключением случаев:

— когда страхование работников производится работодателями в обязательном

порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по

договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение

вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату

страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при

условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;

— заключения работодателями договоров добровольного пенсионного

страхования (договоров о добровольном негосударственном пенсионном

обеспечении), при условии что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не

превысит в 2001 году 10 000 руб. (ст. 18 Федерального закона от 5 августа

2000 г. № 118-ФЗ), а с 2002 года — 2000 руб. (п. 5 ст. 213 НК РФ) в год на

одного работника.

• ряд выплат по договорам добровольного имущественного страхования

(включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда

имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности

владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая (п. 4

ст. 213 НК РФ).

3.2.2. Доходы, не подлежащие налогообложению

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (ст. 217 НК РФ), во многом

повторяет перечень доходов, которые в 2000 году не включались в совокупный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.