бесплатно рефераты
 

Транснациональные корпорации

характер. В силу ряда причин заключение “Соглашения” не преследовало цели

установления какого-то универсального алгоритма развертывания механизма

создания и обеспечения деятельности разнообразных транснациональных

структур в различных сферах хозяйствования и областях экономического и

научно-технического сотрудничества.

Попытка выработки общего инструментария , который удовлетворял бы

всех участников “Соглашения”, вряд ли имела шанс на успех прежде всего в

силу существенных различий законодательств. Поэтому в настоящее время

практика учреждения и функционирования транснациональных структур

базируется на законодательстве государств, юридическими лицами которых они

являются, с некоторыми оговорками, предусмотренными в межгосударственных

договорах.

Еще одним препятствием в деятельности по формированию и обеспечению

функционирования транснациональных объединений является неурегулированный

комплекс общих вопросов экономического развития Содружества

(налогообложение, цен, таможенных пошлин, системы расчетов и

взаимоотношений банков, вопросы собственности).

Исключительно существенными представляются положения “Соглашения”,

предусматривающие: а) условие, согласно которому деятельность

транснациональных объединений не может противоречить антимонопольному

национальному законодательству; б) участие в создании таких объединений в

качестве учредителей государственных органов; в)возможность предоставления

этим объединениям квот, лицензий, в том числе для реализации

межправительственных обязательств по поставкам товаров для государственных

нужд, по кооперации и для экспорта на рынки третьих стран; г)

сотрудничество в рамках транснациональных объединений, предприятий

различных форм собственности; д) выпуск и размещение ими акций и других

ценных бумаг, участие в совместных инвестиционных проектах.

Документом конституирована совокупность устраивающих все стороны форм

транснациональных объединений. Допускается их создание в любых областях

деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных

разновидностях, включая: совместные финансово-промышленные группы;

международные хозяйственные объединения; корпорации; холдинговые компании;

ассоциации и союзы; совместные предприятия; торгово-посреднические

организации типа торговых домов, агентств и международных бирж; совместные

коммерческие банки и их объединения; финансовые и страховые компании.

Перечисленные объединения могут осуществлять одновременно несколько видов

деятельности.

Принципиально важны и следующие, установленные «Соглашением»,

правовые нормативы деятельности транснациональных предпринимательских

объединений: 1) транснациональные объединения являются юридическими лицами

по законодательству государства места их регистрации; 2) статус филиалов

(отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в

учредительных документах в соответствии с законодательством государства

местонахождения филиалов (отделений) и представительств; 3) порядок оценки

финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых учредителями в

уставной фонд транснациональных объединений, устанавливается по

согласованию между ними; 4) уставной фонд транснациональных объединений

формируется при этом на согласованных учредителями условиях путем

объединения их финансовых, материальных ресурсов и имущества; 5) условия

распределения прибыли и возмещения убытков транснациональных объединений

определяются их учредительными документами; 6) взаимоотношения предприятий,

входящих в транснациональные объединения, с соответствующим бюджетом

государства их местонахождения, определяются законодательством этого

государства; 7) инвестиционная деятельность транснациональных объединений,

в том числе связанная с привлечением капитала из третьих стран,

осуществляется в соответствии с законодательством государства, на

территории которого производятся соответствующие вложения, и договорами,

заключенными между сторонами, о сотрудничестве в области инвестиционной

деятельности и о взаимной защите инвестиций.

Охарактеризованное “Соглашение” положило начало формированию

международно-правовой базы учреждения и функционирования транснациональных

экономических структур в рамках Содружества. В этой связи можно

констатировать следующее.[14]

Во-первых, после появления документа заметно усилилось внимание к

проблеме интеграции стран Содружества. “Соглашение” переводится в

практическую плоскость путем заключения более конкретных

межправительственных соглашений (преимущественно - двухсторонних) рамочного

характера и оформления на их основе договорных отношений между

непосредственными участниками создаваемых транснациональных экономических

структур.

Однако практическое создание транснациональных объединений идет

крайне медленно; принимаемые в этой области межгосударственные решения не

реализуются или реализуются крайне плохо. Вопросы создания и

функционирования транснациональных объединений нуждаются в дополнительной

законодательной и правовой проработке как в рамках органов СНГ, так и на

национальных уровнях. Чтобы эффективно перейти от общих рамочных соглашений

к практической работе по согласованию конкретных условий создания этих

объединений, необходимо более энергичное сближение соответствующих

национальных законодательств. Существенное значение в этом плане имели бы

разработка странами СНГ совместных проектов приватизации взаимосвязанных

производств и развитие перекрестного акционирования смежных предприятий.

Ускорение процесса создания российских транснациональных структур

сопряжено с инициируемой Россией унификацией соответствующих аспектов

хозяйственных законодательств, с преодолением таможенных барьеров и с

решением комплекса непростых вопросов, касающихся собственности участников,

расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и

налогообложения (в частности на кооперируемую продукцию), других проблем

обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для

эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов пост союзных стран.

Продвижение на данных направлениях, вкупе с доведением до логического конца

линии по отмене необоснованных ограничений и бюрократических завалов на

пути создания транснациональных объединений, а также с применением всего

спектра законодательно предусмотренных в их отношении льгот - все это и

формирует главные задачи системной государственной поддержки российских

транснациональных структур.

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что только

транснационализация процессов интеграции, идущая “снизу” и поддерживаемая

“сверху”, способна превратить Содружество в новый динамично развивающейся

центр мировой экономики.[15]

7.2 Иностранные инвестиции в России.

Мировой опыт доказал, что прямые инвестиции имеют ряд существенных

преимуществ перед другими формами экономического содействия реформам: во-

первых, они служат источником капитала для финансирования производства

товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологии, ноу-хау, передовых

методов управления и маркетинга; во-вторых, в отличие от иностранных займов

и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют

его погашению; в-третьих, обеспечивают наиболее эффективную интеграцию

национальной экономики в мировую. Исходя из этого основными задачами

политики России, связанной с привлечением иностранных капиталов, являются:

становление эффективно хозяйствующих единиц; стабилизация хозяйственного и

финансового положения; подъем отраслей и секторов, важных для

жизнеобеспечения страны в целом; ускорение структурной перестройки;

формирование конкурентной рыночной среды и эффективная борьба с

монополизмом; расширение экспорта и сдерживание импорта.[16]

В нынешний переходный период для России наиболее эффективным является

использование следующей отраслевой схемы, отражающей роль иностранного

капитала в экономике: а) отрасли, приоритетные для привлечения иностранного

капитала; б) отрасли, где участия иностранного капитала ограничиваются; в)

небольшое число отраслей, закрытых для иностранного капитала по

соображениям национальной безопасности, защиты национальных интересов и

сохранения достояния, важного для жизнеобеспечения страны.

Конкуренция на рынке капиталов имеет сегодня глобальный характер. В

тех случаях, когда инвесторы имеют выбор для вложений в страны со схожими

природными условиями, географическим положением и человеческим капиталом,

они обращают внимание на факторы риска и экономическую мотивацию

инвестиций. С этой точки зрения некоторые отрасли (например, алмазная или

золотодобывающая) имеют мало конкурентов, тогда как в обрабатывающей

промышленности и сфере услуг размеры потенциального рынка, квалификация

рабочей силы при относительно низкой ее цене уже не являются достаточно

сильными преимуществами. Государственная политика в отношении иностранных

инвестиций, какой бы либеральной она не была, оказывается успешной только в

том случае, если иностранные инвесторы уверены в последовательности и

необратимости системных преобразований, в стабильности страны, приемщика

инвестиций.

Исходя из нынешних условий инвестирования и финансовых ресурсов

России, экономисты предлагают сосредоточиться на следующих мерах

стимулирования иностранных инвесторов, которые могут применяться в

различных сочетаниях: освобождение вновь создаваемых совместных и

иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на период от

трех до десяти лет после объявления ими прибыли; вычет убытков первых лет

финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли; снижение

ставок налога на прибыль и подоходного налога; уменьшение или отмена налога

на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу;

освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;

специальные гарантии правительства о сохранении налогового режима по

конкретным проектам на срок их окупаемости; меры по защите внутреннего

рынка посредством импортных пошлин и налогов в рамках структурной и

промышленной политики; сокращение или освобождение от экспортных и/или

импортных пошлин на оборудование и материалы, ввозимые иностранными

инвесторами; освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта

товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на

территории свободных экономических зон; предоставление права ускоренной

амортизации; субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию

зданий, покрытие транспортных расходов.

Для наиболее важных и эффективных проектов целесообразны стимулы

нефинансового характера, которые могут быть связаны: а) С улучшением

условий для новых инвесторов - выделение земли, поддержка при сооружении

предприятий, предоставление необходимой информации и услуг по изучению

российского рынка, подготовке бизнес-плана, выбору удобного местоположения;

б) с государственными расходами на развитие инфраструктуры - связи,

транспорта, дорог, портов и обеспечением иностранным инвесторам права их

льготного использования.[17]

Согласно расчетам ученых, для удовлетворения наиболее неотложных

инвестиционных потребностей России необходимо примерно 9-10 млрд. долл.;

для осуществления задачи технического перевооружения устаревших производств

- как минимум 50-60 млрд.; на конверсию оборонных отраслей - 25-30 млрд., в

том числе в первые два-три года - 8-12 млрд. долл. В ближайшей перспективе

следует ожидать вложений иностранного капитала прежде всего в отрасли,

обеспечивающие доступ к использованию природных ресурсов. Возможно также

размещение на территории России трудоемких и энергоемких производств

иностранных фирм.

Характеризуя административный режим, сложившийся в России для

иностранных инвесторов, можно отметить излишнюю забюрократизованность

принятия решений по поводу инвестиционных проектов, что дезориентирует и

отпугивает иностранных инвесторов.

Основные барьеры, стоящие на пути иностранных инвестиций в Россию,

рассматриваются на примере нефтяной промышленности. Ких числу относятся

барьеры: а) юридического характера: отсутствие законодательства о нефти,

неэффективное законодательство о недрах, частые изменения налоговых

режимов; б) административного характера: нерегламентированная процедура

утверждения контрактов и проведения конкурсов, неурегулированность

процедуры взаимодействия местной администрации с правительством и

госпредприятиями; в) экономического характера: нестабильная налоговая

система, жесткое валютное регулирование, трудности открытия счетов за

рубежом; г) внешние факторы, связанные с получением кредитов для

иностранных и российских предприятий.

В России длительные бюрократические процедуры проведения переговоров

(один-два года), подписания и утверждения контрактов (еще два-три месяца),

согласования и получения лицензии (два-три месяца) столь сложны и

запутанны, что можно всерьез говорить о новом типе риска - “бюрократическом

риске”. Необходима строгая регламентация этих процедур.[18]

8.Взаимоотношения ТНК с правительствами.

Современное развитие мировой экономики осуществляется в условиях

усиления взаимозависимости ведущих стран в области торговли, инвестиций,

допускающей лишь незначительные ограничения или дискриминацию в отношении

иностранных фирм. Растущая взаимозависимость проявляется в том, что темпы

роста мировой торговли превышают темпы роста мирового ВВП, а темпы роста

прямых зарубежных инвестиций в 4 раза превышают темпы роста мировой

торговли, а также в увеличении международных потоков финансового капитала,

вызванном дерегулированием рынков капитала.[19]

Центральную роль в процессе глобализации экономики играют ТНК, что

проявляется в следующем: 1. Уже в 70-е годы объем производства иностранных

филиалов ТНК превысил объем мировой торговли. Зарубежное производство ТНК

имеет высокую концентрацию: более 50% его величины приходится на долю 420

из 37 тыс. крупнейших ТНК. 2. Рост доли ТНК в экспорте как из страны

происхождения, так и из стран размещения зарубежных филиалов. Объем

экспорта американских зарубежных филиалов более чем в 2 раза превышает

объем всего американского экспорта. 3. На долю ТНК приходится основной

объем научных исследований и разработок, финансируемых частным капиталом.

4. Увеличение численности стратегических альянсов между ТНК и развитие

различных форм межфирменного сотрудничества.

За последние 20 лет произошли значительные изменения в отношении к

международным инвестициям как со стороны правительств принимающих стран,

так и со стороны ТНК. Если во второй половине 70-х и в 80-х годах отношение

правительств принимающих стран к прямым иностранным инвестициям часто

носило враждебный характер, то с начала 90-х годов это отношение стало

одобрительным. Такое изменение объясняется следующими обстоятельствами:

возрождением рыночной системы; глобализацией экономической активности;

ростом мобильности активов, создающих богатство; увеличением числа стран,

достигших достаточно высокого уровня развития; сближением экономических

структур промышленно развитых стран и новых индустриальных стран;

разработкой критериев оценки прямых инвестиций со стороны правительств

принимающих стран.

В 90-х годах ТНК превращаются в главного организатора наукоемкого

производства, лежащего в основе экономического процветания в глобальном

масштабе.

Проводя политику привлечения иностранных инвестиций, правительства

принимающих стран должны изучить предыдущий опыт, успехи и неудачи в этой

области в разных странах и разработать макроорганизационную стратегию, в

наибольшей степени соответствующую условиям и потребностям своей страны. Не

следует ожидать общего благоприятного экономического эффекта от иностранных

инвестиций, поскольку такой эффект зависит и от экономической политики

принимающей страны и от возможных альтернатив.

8.1 Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций.

Главной целью правительств, привлекающих прямые инвестиции в 90-х

годах, является повышение с их помощью конкурентоспособности страны или

производительности ресурсов и создание активов в сфере юрисдикции этих

стран. Принимающие страны могут повысить конкурентоспособность и укрепить

сравнительные преимущества путем: 1) повышение эффективности использования

существующих активов за счет применения более эффективных процедур контроля

за качеством и использования более дешевых ресурсов, создания сети

межфирменных связей; 2) создания новых продуктов, процессов и

организационных структур, благодаря усовершенствованию национальной

инновационной системы, лучшему использованию экономии на масштабах; 3)

совершенствования размещения ресурсов и мощностей с целью повышения

сравнительных преимуществ страны; 4) завоевания новых рынков в результате

развития систем маркетинга и техники распределения; 5) ускорения процесса

структурной перестройки и сокращение расходов на ее осуществление.

Однако деятельность ТНК не только дает принимающей стране

преимущества, но и вызывает определенные расходы, которые могут быть

разделены на две группы.

1. Различные платежи (прибыль, проценты, дивиденды, заработная плата

управляющих), величина которых зависит от умения правительств принимающих

стран вести переговоры с ТНК и от прочности их позиций на переговорах. В 60-

70-х годах правительства принимающих стран опасались, что монопольная

власть ТНК позволит им получать чрезмерно высокую долю стоимости,

добавленной производством в их зарубежных филиалах. В настоящее время

главная забота принимающих стран состоит в том, чтобы не лишиться

возможности интегрироваться в мировую систему производства и маркетинга.

2. Расходы, связанные с деятельностью ТНК, включающие различные

ограничения, налагаемые на деятельность зарубежных филиалов (использование

определенных источников сырья и компонентов производственных процессов,

производство конкретных видов продуктов, ограничение рынков и т.д.), а

также трансфертные цены, с помощью которых доход, созданный в стране

размещения, может быть переведен в материнскую фирму или другой зарубежный

филиал.

Иностранные инвестиции могут отрицательно влиять на результаты

внешней торговли принимающей страны. Многие иностранные филиалы импортируют

больше продуктов, чем местные фирмы. В целом выгода, которую принимающие

страны получают от иностранных инвестиций, зависит от типа и возраста

последних, экономических характеристик принимающей страны,

макроэкономической и организационной стратегий, проводимых правительствами

этих стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.