бесплатно рефераты
 

Трансфертные платежи в республике Молдова

15,8 лея были на 2,1 лея больше, чем за предыдущий месяц, непредвиденные

расходы остались практически на том же уровне – 49,05 лея. Индекс

потребительских цен в мае составил 100,7 процента.

Средняя заработная плата по национальной экономике республики равна

247,2 лея. Самыми высокооплачивае-мыми в стране являются работники

финансовой сфе----

- НОМИНАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПЕНСИИ

- ИПЦ

ры, где средняя заработная плата превышает 1012 ле-ев. Самая низкая - у

работников сельского хозяйства: в пределах 126,4 лея.

Регулирование подоходной дифференциации населения в приемлемых рамках

предполагает осуществление мер, которые поддержали бы наиболее уязвимые

социальные группы. При неокрепших пока государственных структу-рах эта

задача крайне непростая. Тем не менее страте-гия государственного

регулирования социального рассло-ения должна четко следовать логике более

справед-ливого распределения бремени кризиса между социаль-ными группами и

декларировать цели и методы ее осу-ществления.

В этой связи государственное регулирование подоходной дифференциации с

целью ее уменьшения осуществляет-ся на основе проведения комплекса мер по

увеличению доходов малообеспеченных групп населения в рамках системы их

социальной защиты, с одной стороны, и пере-распределения высоких и

сверхвысоких доходов состоя-тельных семей - с другой. При этом, как

свидетельствует

мировая практика и опыт нашей Республики, наиболее сильное влияние на

снижение подоходной дифферен-циации оказывают меры по повышению доходов

мало-обеспеченных групп населения.

В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов повышение доходов

малообеспеченных групп населения Республики предполагается осуществить по

двум основ-ным направлениям, ориентированным на принципиально различные

категории населения: трудоспособных и не-трудоспособных (полностью илк

частично), а также вре-менно не работающих. Действующая ныне государствен-

ная система социальной защиты нацелена в основном на поддержку пенсионеров,

инвалидов, многодетных семей, других категорий населения, которые в силу

различных причин не получают трудовых доходов. Однако сегодня бедность

значительно "помолодела", переместилась в трудоспособные возрасты и потому

социальной поддерж-кой должно быть охвачено все малообеспеченное насе-

ление, включая и трудоспособную его часть.

Для трудоспособного населения предстоит создать наи-более благоприятные и

разнообразные условия для тру-довой и деловой активности. Учитывая тот

факт, что в перспективе, как и ныне, основным источником средств

существования для большинства трудоспособного насе-ления останется наемный

труд, главными направлениями системы его социальной защиты являются

обеспечение стабильной занятости и регулирование оплаты труда.

В настоящее время процесс высвобождения рабочей си-лы носит стихийный и

неуправляемый характер, а безра-ботица имеет ярко выраженную структурно-

региональную окраску. Отсутствует государственная программа поэтап-ной

ликвидации рабочих мест, согласованная в отрасле-вом и территориальном

разрезах с задачами структурной перестройки экономики республики. Широкое

распростра-нение получила скрытая безработица, когда на предприя-тиях

практикуется сохранение рабочих мест с временной приостановкой оплаты труда

или частичной оплатой, сок-ращение рабочего дня, недели.

Стабилизации положения на рынке труда будут способст-вовать государственные

инвестиционные программы, связанные с созданием рабочих мест, регулирование

заработной платы и доходов, рабочего времени, трудо-вых отношений внутри

предприятий. Однако ограни-ченные финансовые возможности государства не

позво-ляют полностью нейтрализовать проблему вынужденной незанятости.

Пособия по безработице не позволяют ку-пить товары, необходимые даже для

минимального про-житочного уровня. В этой связи положительную роль в

стабилизации рынка труда должен сыграть расширяю-щийся негосударственный

сектор. Вместе с тем может и должна реализовываться эффективная политика,

смяг-чающая социальные последствия сокращения рабочих мест. В целях

минимизации времени поиска граждани-ном работы, сокращения периодов

безработицы и запол-нения вакансий на предприятиях, продолжится предос-

тавление гражданам комплекса услуг по содействий в трудоустройстве. Целевое

поощрение трудоустройства должно быть ориентировано на повышение шансов

под-бора рабочего места безработными, особо нуждающи-мися в дополнительной

поддержке. Нужно расширить возможности гарантированного трудоустройства

инвали-дов, лиц предпенсионного возраста, молодежи до 18 лет через

квотирование рабочих мест. Особая роль в усло-виях структурных перемен в

экономике, сопровождаю-щаяся изменениями потребностей в кадрах, отводится

профобучению безработных граждан и незанятого на-селения. Его главной

задачей является повышение кон-курентоспособности работников на рынке

труда путем приобретения новых и углубления имеющихся профес-сиональных

знаний и навыков.

Чтобы сформировался единый рынок труда с равными в его пределах условиями

продажи рабочей силы, необхо-димо усиление договорного регулирования оплаты

труда на всех уровнях социального партнерства. Это означает реальную

ответственность за отступление от условий оп-латы, предусмотренных

договорами, четкую проработку вопросов, связанных со сроками заключения

соглашений.

Для нетрудоспособного населения, которое не может се-бя обеспечить и

нуждается в социальной защите, требу-ется принятие комплекса специальных

мер. Это каса-ется, в первую очередь, пенсионеров, численность кото-рых, из-

за постарения населения имеет тенденцию к рос-ту. Принимаемые в рамках

традиционных подходов меры не позволяют надеяться на радикальное улучшение

их материального положения. В этой связи возникает объ-ективная

необходимость в коренном реформировании системы пенсионного обеспечения.

Система социальной поддержки наиболее уязвимых сло-ев населения,

финансирование которой осуществляет

Социальный фонд, охватывает значительную часть насе-ления республики.

Однако численность получателей по-собий за последнее время существенно

снизилась. Ми-зерным остается размер выплачиваемых пособий. Поэто-му для

поддержания уровня материальной обеспеченн-ости нуждающихся семей

необходимо осуществить:

- четкое разграничение социальных выплат, различных по своей сущности и

назначению;

- создание для каждого вида социальных выплат соот-ветствующего механизма

реализации с разделением ис-точников их финансирования;

- адресность социальной помощи путем выплаты пособия лишь тем категориям

населения, которые в этом реально нуждаются;

- выбор наиболее приемлемой для получателя формы оказания помощи (денежные

выплаты, натуральное обес-печение, чеки на приобретение определенных

товаров, оплата коммунальных услуг и т.д.);

- гарантированность социальных выплат со стороны государства;

- улучшение системы социального обслуживания преста-релых, инвалидов,

многодетных семей и др.

В целях усиления социальной защиты беднейших слоев населения

целесообразно ввести новый вид целевого со-циального пособия - пособие по

бедности. Оно будет но-сить доплатный характер и определяться как разница

между стоимостной оценкой потребления продуктов, то-варов и услуг на уровне

черты бедности и совокупным среднедушевым доходом семьи получателя помощи.

Установление черты бедности будет производиться в соответствии с

разработанным Законом “О прожиточном минимуме”.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Состояние действующей системы пенсионного обеспече-ния в Молдове

представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем в

период перехода страны к рыночным отношениям. Социальная значимость

пенсионного обеспечения определяется тем, что оно при-звано предоставлять

пожилым людям, инвалидам, дру-гим нетрудоспособным лицам достаточные

материаль-ные средства для их жизнедеятельности. Численность пенсионеров,

состоящих на учете в органах социального обеспечения, имеет четкую

тенденцию к росту и состави-ла на 1 января 1997 г. 754,6 тыс.чел. На каждые

1000 чел. населения в республике приходится 218 пенсионе-ров, т.е. каждый

пятый житель, республики является пен-сионером. Таким образом, пенсионеры

составляют зна-чительную часть общества, и государство должно посто-янно

уделять внимание их социальному самочувствию.[2]

Особенно интенсивно увеличилась численность пенси-онеров по инвалидности.

Более высокие темпы роста численности получателей этого вида пенсий были

обус-ловлены, в первую очередь, ухудшением качества жизни в целом,

результатом чего стало значительное увеличе-ние заболевания населения с

полной или частичной по-терей трудоспособности. Численность пенсионеров,

став-ших ими вследствие общего заболевания возросла на 12,2%.

Рост численности пенсионеров по возрасту (старости) был предопределен

усилившимся в последнее время процессом старения населения (доля населения

старше трудоспособного возраста увеличилась в Молдове с 13,8% в 1980 г. до

15,4% в 1990 г. и 15,9% в 1996 г.). Увеличение численности пенсионеров по

инвалидности и по возрасту (старости) сопровождалось уменьшением

численности получателей социальных пенсий и по случаю потери кормильца.

- ВСЕГО ПЕНСИОНЕРОВ

- ПО ВОЗРАСТУ

- РАБОТАЮЩИЕ

Неодинаковые темпы и разная направленность измене-ния численности

пенсионеров оказали воздействие на структуру получателей пенсий по их

видам. За период 1991-1996 гг. доля пенсионеров по инвалидности в общей

численности пенсионеров увеличилась на 2,9 процен-тных пункта, в то время

как удельный вес получателей социальных пенсий, а также пенсий по возрасту

(старо-сти) сократился на 1,0 процентный пункт, по случаю по-тери кормильца

– на 0,6 процентных пункта.

Современное состояние экономики Молдовы не могло не отразиться на качестве

пенсионного обеспечения ее граждан.

В докризисный период оно осуществлялось полностью за счет средств

государства. При относительно стаби-льных ценах государство имело

возможность проводить целенаправленную политику в области пенсионного об-

служивания: устанавливать не только минимальный раз-мер пенсии, но и

уровень его повышения в плановом пе-риоде, дифференцировать размеры пенсий

в зависимо-сти от различных факторов (величина заработка, трудо-вого стажа

и т.п.). Однако либерализация цен, проведен-ная в 1992 г., привела к тому,

что влияние этих факторов было сведено практически к нулю. Компенсационные

ме-ры, призванные смягчить последствия роста цен, при-вели к резкому

сокращению дифференциации в пенсион-ном обеспечении. Значительно

увеличилась численность пенсионеров, получающих пенсию по возрасту

(старости) в минималь-ном размере: если в декабре 1991 г. их нас-читывалось

87,2 тыс.чел., или 16,3% от общего количес-тва получателей указанного вида

пенсий, в декабре 1993 г. -222,2 тыс.чел., или 39,5%. Положение усугубилось

еще и тем, что при установлении размера минимальной пен-сии было

проигнорировано требование о его ориентации на величину, по крайней мере ,

физиологического прожи-точного минимума. Обострению ситуации способствовал

и тот факт, что высокая инфляция обесценила сбереже-ния населения,

значительная часть которых предназна-чалась для поддержания материального

положения лю-дей после ухода на пенсию.

В связи с ростом цен на потребительские товары и тарифов на услуги была

осуществлена индексация пен-сий (за исключением пенсий работающих

пенсионеров). Проведенные мероприятия привели к тому, что средний размер

назначенной месячной пенсии наконец 1996 г. вы-рос по сравнению с

соответствующим периодом 1991 г. более чем в 187 раз и составил 78,67 лей.

За тот же пе-риод минимальный размер пенсии повысился в 155 раз,а

максимальная ее величина увеличилась в 205 раз.

Рост номинального размера пенсии происходило на фоне высоких темпов

инфляции. Особенно стремительно росли цены и тарифы на потребительские

товары и оказывае-мые населению платные услуги в 1992-1993 гг. За ними не

могли угнаться темпы повышения размеров пенсии, в результате чего произошло

«обвальное» падение уровня жизни пенсионеров.

В декабре 1994 г. реальное содержание средней пенсии сократилось по

сравнению с аналогичным периодом 1992 г. года более чем на 50%. И хотя в

последующий период темпы падения реальных размеров пенсии значительно

уменьшились, ситуацию в области уровня жизни пенсио-неров можно вполне

обоснованно характеризовать как близкую к катастрофической. В декабре 1996

г. средний размер получаемой пенсии по своей покупательной спо-собости

составлял всего лишь 26,5% от уровня 1990 г., т.е. уменьшился почти в 4

раза (рис.3).

В 1995-1996 гг. темп роста потребительских цен составил в среднем 24%. За

1995-1996 гг. тарифы на элек-троэнергию увеличились на 44,4%, снабжение

водой - на 30,4%, газом - на 26,6%. Таким образом, по показателю реального

содержания средней пенсии Молдова оказалась отброшенной на несколько

десятилетий назад. Критическое материальное положение пенсионеров находит

свое выражение и в том, что пенсия

не выполняет функции воспроизводства жизненных условий ее получателей.

Расчет величины прожиточного

минимума пенсионера показал, что соотношение среднего размера пенсии с

величиной прожиточного минимума не превышало в последние два года 40%, а

минимального размера трудовой пенсии - 33%. Однако мизерные денежные доходы

- не самый главный фактор принципиального изменения социального статуса

пенси-онеров за последние годы.

Очень болезненный удар нанесли по этой категории на-селения следующие

процессы:

- РЕАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ (ПРОЦЕНТАХ)

- ИПЦ

- НОМИНАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ

. обесценение вкладов. Применительно к пенсионерам это имело особое

значение, так как поставило их благосостояние в прямую зависимость только

от текущих доходов, которые у этой категории объек-тивно значительно

ниже, чем у работающей части населения;

. запаздывающая индексация доходов, которая даже в условиях невысокой

инфляции наиболее неблагопри-ятно сказывается на получателях

фиксированных социальных выплат;

. значительные задержки в выплате пенсий, принявшие массовый характер и

вынуждающие людей, для которых пенсия является единственным источником

доходов, жить практически впроголодь (на 1 января

1996 г. задолженность Социального фонда пенсионерам составляла 127,9 млн

лей, на 1 июня - 224,86, на 1 октября -265,0 млн лей, на 1

января 1997 г. - 324,1 млн лей);

. повышение платы за жилье и коммунальные услуги. Это заставляет часть

пенсионеров урезать расхода на самое необходимое и, в первую очередь, на

приобре-тение продуктов питания;

. высокие расценки на услуги и тарифы, отсекающие значительную часть

пенсионеров не только от осуществления междугородных поездок, посещения

концер-тов и выставок, но и не дающие возможности пользо-ваться услугами

ателье, химчисток, парикмахерских служб ремонта бытовой техники;

. распад социальной сферы, свертывание выплат из так называемых

общественных фондов потребления, коммерциализация здравоохранения,

создающие се-рьезные финансовые ограничения для нормального лечения и

покупки лекарств и медикаментов, что для пожилых людей является особенно

важным;

. напряженность на рынке труда, оставляющая пенсионерам небольшие шансы на

возможность полу-чения стабильной и нормально оплачиваемой работы.

Если ранее неработающие пенсионеры имели просто бо-лее низкий, чем занятая

часть населения, уровень жизни, то в настоящее время по совокупности

социальных тягот пенсионеры стали заложниками экономического положе-ния в

стране. Именно эта категория населения приняла на себя основной удар

переживаемого страной эконо-мического кризиса. Пенсионеры превратились в

потен-циальных (если есть какая-то недвижимость и матери-альная помощь

детей и внуков) и реальных (если таких возможностей нет) нищих. Процесс

обнищания пенсио-неров происходит на фоне сокращения дифференциации в

пенсионном обеспечении. Если в конце 1993 г. макси-мальный размер пенсии

превосходил минимальный бо-лее чем в 5 раз, то в 1996 г. - лишь в 2,6 раза.

Хотя доля лиц, получающих минимальную пенсию, в общей числен-ности

пенсионеров по возрасту сократилась с 39,5% в 1993 г. до 5,2% - в 1998 г.

Оценивая приведенный факт положительно, как характеризующий процесс

некоторого улучшения материального положения значительной части

пенсионеров, отметим и негативную сторону дан-ного явления. Она заключается

в том, что сокращение дифференциации было осуществлено в основном за счет

усиления уравнительности размеров получаемых пенсий в диапазоне от

минимальной до средней пенсий. Одной из главных причин нарастания

уравнительных тенденций в размерах получаемых пенсий является то, что сущес-

твенно ослабла связь уровня пенсионного обеспечения с прошлым трудовым

вкладом. Последний характеризуется размером заработной платы, получаемой

пенсионером во время его выхода на пенсию, и продолжительностью его

трудовой деятельности. Указанная тенденция выра-жается в заметном снижении

роли заработной платы при исчислении пенсии. Так, согласно ст. 46 Закона «О

государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова» за основу

расчета пенсии по возрасту прини-мается заработок в сумме, не превышающий

десяти ми-нимальных месячных заработных плат. При этом часть заработка, не

превышающая шести минимальных зара-ботных плат, учитывается при исчислении

пенсии полно-стью, а каждая последующая часть заработка учитыва-ется в

следующем размере:

в пределах седьмого минимума заработной платы - 85%, восьмого – 70%,

девятого - 55%, десятого - 40%. Таким образом, максимальный месячный

заработок, из которого может быть исчислена пенсия в настоящее время равня-

ется всего 153 лея (108,0 + 15,3 + 12,6+ 9,9 +7,2 лей), что составило лишь

51,6% от уровня средней заработной платы декабря 1996 г.

Искусственно установленный «верхний потолок» расчет-ного размера заработка

является мощным антистимулом в стремлении нынешних работников за счет

высокой заработной платы обеспечить себе достаточные мате-риальные условия

жизни в старости. Кроме этого, размер пенсии не в полной мере учитывает

продолжительность трудового стажа. Согласно ст. 20 Закона пенсия по воз-

расту назначается в размере 55% от заработка, но не ни-же минимального

размера пенсии. При этом , за каждый полный год работы сверх 25 лет

мужчинам и 20 лет жен-щинам, пенсия, в том числе минимальная увеличивается

на 1% заработка. Однако это увеличение производится в пределах лишь 20%

заработка, т.е. трудовой стаж у муж-чин, превышающий 45 лет, а у женщин -

40 лет, при наз-начении пенсии не принимается в расчет. Такой порядок

исчисления пенсий по возрасту объективно обуславли-вает их небольшие

размеры, что вынуждает государст-во, в целях оказания социальной поддержки

пенсио-неров, прибегать к неоднократному повышению пенсий, введению

различного рода компенсационных выплат, проведению индексации пенсий.

Одна из главных задач социальной политики -сближение уровня жизни

пенсионеров и работающего населения. По расчетам специалистов условия для

этого появляются тогда, когда размер средней пенсии составляет примерно 75%

средней заработной платы в экономике страны. В Молдове наблюдается четкая

тенденция ухудшения данного соотношения: с 60.3% в 1993 г. до 42,4% в 1998

г.

- МАКСИМАЛЬНАЯ

- МИНИМАЛЬНАЯ

РИС. 4

Таким образом, современное состояние пенсионной си-стемы можно

характеризовать как кризисное и оно прояв-ляется, во-первых, в низком

уровне размеров пенсий, и, во-вторых, потерей, связи между размером пенсии

и про-шлым трудовым вкладом их получателей. В этих усло-виях преодоление

кризисных явлений может быть осу-ществлено лишь путем глубокого

реформирования сис-темы пенсионного обеспечения.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В последние годы в сфере пенсионного обеспечения были осуществлены

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.