бесплатно рефераты
 

Современные тенденции в мировой экономике

на общие процессы в Сообществе и проводить свои решения. EFTA в свою

очередь, была не совсем удобным средством, с помощью которого можно было

осуществлять деятельность, но только пока это касалось экономических

аспектов — в отличие от Сообщества, чьи цели были в определенной степени

политическими. Существовало даже мнение, что Великобритания изолирует себя

политически, оставаясь в стороне от Сообщества. И, наконец, принимая во

внимание изменяющуюся реальность мировой торговли, как и большинство

остальных торговых стран, Великобритания довольно сильно начала ощущать

проблемы с защитой уже освоенных экспортных рынков, и с освоением новых.

Быстро расширяющийся рынок Сообщества дал хорошую возможность

оздоровления национальной экономики в целом, заставив компании мобилизовать

имеющиеся средства для выживания в условиях конкуренции на рынке

Сообщества. Поэтому в августе 1961 года Великобритания официально заявила

о своем желании вступить в Сообщество. Остальные страны EFTA — Дания и

Норвегия, и Ирландия — последовали ее примеру. Скандинавские страны

членство в Сообществе привлекало потому, что они могли больше выиграть,

вступив в него, чем потерять. Одним из сильнейших факторов, который повлиял

на вступление Дании в Сообщество, была перспектива свободного доступа на

единый рынок. Пищевая промышленность Дании была в состоянии накормить 15

миллионов людей — в три раза больше, чем население страны. Поэтому нет

ничего удивительного, что возникла заинтересованность в свободном экспорте

своей продукции по гарантированным ценам. На этот фактор в большой степени

повлияла Великобритания своим заявлением о вступлении в Сообщество, так как

она являлась для Дании крупнейшим рынком экспорта. Другим важным фактором

явились перспективы открытия датских промышленных товаров. Одного года

членства в EFTA для Дании было достаточно, чтобы понять, как можно

использовать те или иные возможности в промышленных целях. Все эти факторы

оказались весомее сомнений и страхов по поводу издержек интеграции и потери

национального контроля над большинством аспектов экономической политики. У

Ирландия традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные

взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к

процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также

увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной

продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году торговля

сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от

рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для

раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое

значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят

каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,

а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех

промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х

г.г., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал

освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность

позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий

торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным

фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало

создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить

вполне конкретные экономические выгоды.

Несмотря на все это, процесс объединения был заблокирован в 1963 году,

когда Генерал Де Голль прервал переговоры, не доверяя намерениям

Великобритании. Второе заявление Великобритании о вступлении — опять с

Ирландией, Данией и Норвегией — опять потерпело неудачу по похожим

причинам. И только когда в 1969 году Де Голль ушел в отставку, на Саммите в

Гааге годом позже в этом вопросе наметился прорыв. И в завершение

затянувшихся переговоров 22 января 1972 года были подписаны Соглашения по

объединению. И 1 января 1973 года, после успешного проведения референдумов

в Ирландии и Дании и ратификации соглашений национальными парламентами,

Великобритания, Дания и Ирландия вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне

Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в

Сообщества проголосовало 53,49 %.

3 Другие страны Европы и Европейское Сообщество.

Во время переговоров, безусловно возникал вопрос об остальных странах-

членах EFTA (Швеция, Швейцария, Австрия, Португалия, Финляндия и Исландия).

Некоторые из них не хотели входить в Сообщество по причине своего

нейтрального статуса, некоторые не могли быть приняты из-за правящих

антидемократических режимов. Решением проблемы для них стало подписание

Соглашений с Сообществом о свободной торговле, что и было сделано в 1972

году. Норвегия также была включена в эту зону свободной торговли, следуя

решению референдума о неприсоединении.

Греция после возвращения демократического правительства, заявила о своем

желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977 году

Португалия и Испания. Греция видела в этом для себя путь стабилизации вновь

установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на

международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе

могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность,

следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко

распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный

суверенитет и вызвать иностранную интервенцию, отступили перед интересами

экономики, и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.

Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но все

они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года

соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными

парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.

Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций,

несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В

экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было

получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития

уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также

помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания

надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества

будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе

предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным,

будет, несомненно, полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет

значительно легче. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех

колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество

предлагало с одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны —

наилучшую возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало

всплеск инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее

время затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во

многом повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на

Сообщество в плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в

реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве.

Объединение Германии означало, что с 3 октября 1990 года бывшая ГДР

становится неотъемлемой частью Европейского Сообщества. Это было принято 28

апреля 1990 года в Дублине, где Главы государств и правительств решили, что

присоединение ГДР не требует полной процедуры вступления, а только

некоторых поправок в ранее принятых Соглашениях.

Привлеченные в Сообщество выгодами единого рынка и подталкиваемые к

политическому объединению в Европейский Союз, многие европейские страны

почувствовали, что процесс интеграции пришел в движение, и поэтому гораздо

выгоднее принимать активное участие в построении нового порядка в

качестве равноправного партнера, чем на более поздних стадиях

присоединяться к этому процессу. После введения в действие Маастрихтского

Соглашения, новые страны-участницы в любом случае предпочтут Европейский

Союз Европейскому Сообществу.

Подобное предположение подтвердилось, когда Австрия, Финляндия, Швеция и

Норвегия начали переговоры по присоединению, которые успешно завершились в

1994 году. Летом и осенью того же года в этих были проведены референдумы,

которые в Австрии, Финляндии и Швеции завершились в пользу присоединения, в

то время как в Норвегии опять проголосовали против членства, как и в 1972

году, большинством в 52,4 %. С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции

количество стран-участниц достигло 15. Норвегия со своей стороны, будет

продолжать отстаивать свои интересы в рамках ЕЕА (Европейского

экономического пространства).

Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано

экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и

перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны

и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было

желание более тесной экономической интеграции, но не формального

объединения. Когда этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о

своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета.

Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными по

причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о

членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в

Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом

Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Люди начали понимать,

что уже довольно давно приняли большую часть правил Сообщества, и начали

прислушиваться к действиям Австрии по вступлению в Европейское Сообщество.

Решающим фактором для Швеции стало желание играть активную роль в

установлении новых порядков в Европе, а также иметь возможность как члену

Европейского Союза в будущем влиять на политическое, экономическое и

социальное сотрудничество.

Исходя из своего географического положения и исторического опыта, Финляндия

после Второй мировой войны очень осторожно реагировала на

западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в какой-либо конфликт

между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с Западом и Востоком

давались ей очень тяжело. В частности, Финляндия пробовала установить

дружественные отношения с СССР, что выразилось в Соглашении от 1948 года,

которое действовало вплоть до 1992 года, когда устанавливались формальные

отношения между Финляндией и Россией. Как и в Швеции, изменение

географических границ Европы заставило финнов пересмотреть свои позиции, и

18 марта 1992 года Финляндия официально заявила о своем желании вступить в

Европейское Сообщество. В заявлении Парламента 27 февраля 1992 года очень

подробно были описаны причины, по которым страна желает вступить в

Европейское Сообщество, и эти причины не были чисто экономическими.

Правительство считало само собой разумеющимся дать доступ своему бизнесу

действовать на равных условиях со своими конкурентами в свободном рыночном

пространстве в Европе, а также дать своим гражданам возможность участвовать

в сотрудничестве — и в исследованиях, в образовании, искусстве и любой

другой сфере. Финляндия хотела участвовать во всех начинаниях Сообщества.

В конечном итоге, с присоединением этих стран был положен конец холодной

войне на континенте, и Европейское Сообщество стало тем образованием,

которое оказалось способным подобрать ключ к экономическому и политическому

развитию Европы в целом.

Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта (1990

г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и разделительные

процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для сотрудничества и

расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и Румыния заявили о

своем желании наладить более тесные связи, и может быть, получить членство.

Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут войти в Европейский

Союз, так как их уровень экономического развития должен быть подведен под

европейские стандарты. Для того чтобы помочь им в этом, Союзом было

подписано серию ассоциативных соглашений с этими странами в период между

1991 и 1993 годами.

Видя довольно успешную историю Европейского Сообщества по объединению,

трудно предположить, что она претерпела одно отсоединение. Гренландия

принадлежала Дании и стала частью Сообщества в 1973 году. В феврале 1982

года на референдуме абсолютным большинством было проголосовано против

продолжения членства. Несмотря на то, что в Соглашениях ничего не сказано

об отсоединении, в феврале 1984 года Сообщество по согласованию с Датским

парламентом разрешило Гренландии отсоединиться от Европейского Сообщества 1

января1985 года с присвоением статуса ассоциированной иностранной

территории.

Элементы экономической интеграции.

1 Цели интеграции.

1 Сохранение мира.

План Шумана по созданию ECSC, который явился предпосылкой франко-

германского примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в

Европе, при котором любые вооруженные конфликты стали бы не только

неприемлемыми, но и невозможными. И Содружество, и Союз преуспели в том,

что этот идеал стал реальностью. На сегодняшний день просто невозможно себе

представить возникновение вооруженного конфликта между странами Союза.

Но события в бывшей Югославии показали, что мир в Европе не наступит сам

собой. Европейский Союз должен также работать над продвижением идей мира за

пределами его зоны стабильности. И в этом плане во многом может помочь

общая внешняя политика стран Союза.

К сожалению, эта основная цель создания Европейского Союза стала забываться

как в средствах массовой информации, так и в общественном сознании. В

основном, широкие массы воспринимают Европейский Союз с негативными

моментами. Например, бывает непонятно, почему при винных реках и масляных

горах они должны платить за все это очень высокие по их мнению цены. В

прессе вообще пишется в основном то ли о кризисе в Сообществе, о

бесполезных встречах глав государств, то ли национальные издания

перебрасываются обвинительными статьями. Все это, безусловно, не

способствует освещению и решению экономических, политических и социальных

проблем Сообщества. Для большинства людей то, что происходит в Брюсселе, то

есть действия Совета Министров, Комиссии — все это представляется весьма

туманным. Для них это лишь сильно раздутый бюрократический аппарат, который

регулирует никому не нужные аспекты жизни их повседневной жизни, и который

в большинстве случаев скорее усложняет жизнь, чем делает ее проще.

На самом же деле Европейский Союз — это больше чем просто бюрократия,

масляные горы или высокие цены. Это в первую очередь испытанная и

проверенная гарантия мира. И именно по этой причине — если даже не брать во

внимания другие положительные стороны — ценность Союза для людей

неизмерима.

2 Экономическая интеграция.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой

объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно

выделить:

гармоническое развитие экономических институтов;

стабильное и сбалансированное экономическое

взаимопроникновение;

повышение уровня жизни;

высокий уровень занятости;

экономическая и валютная стабильность.

Эти общие экономические реалии касаются всех Сообществ и Объединений внутри

Союза.

Европейское Объединение по углю и стали ответственно за регулирование этих

двух ключевых секторов экономики стран-участниц. Помимо всего прочего, это

включает в себя гарантированный рынок угля и стали, регулирование цен,

улучшение жизни рабочих и условий работы, продвижение торговли и

инвестирования и помощь для этих сфер промышленности в структурных

изменениях, которые неизбежно возникают в изменяющемся мире экономики.

Европейская Комиссия по атомной энергии, так же как и ECSC, действует в

четко ограниченной сфере экономики. Она ответственна за совместные

исследования и действия в области использования атомной энергии. В

частности, ее задача заключается в распространении и развитии атомной

промышленности в странах-участницах, а также в гарантировании безопасности

при использовании расщепляемых материалов.

Европейское Экономическое Сообщество — переименованное в Европейское

Сообщество по Маастрихтскому Соглашению — играет более важную роль, чем

остальные два Сообщества. Его задачей является приспособить каждый сектор

экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает

такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы,

свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное

движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая

или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта,

экологии, исследований, технологий и промышленности.

Соглашение по Европейскому Союзу вводит в силу экономическую и валютную

политику, которая направлена на ввод единой евровалюты.

3 Политический союз.

Создатели Сообщества верили, что экономическая интеграция, в конце концов,

приведет к политическому объединению Европы. В то время как экономическая

интеграция стала первым практическим шагом, она никогда не рассматривалась

как конечное явление, а только как ступень на пути к политическому

объединению. Поэтому, когда в начале 1960-х провалились планы Фуше,

стало очевидным, что успешное экономическое сообщество не обязательно может

привести к политическому объединению. Несмотря на это, лидеры Сообщества,

свято веря в то, что “политическая окраска Сообщества наполнит его новым

смыслом”, продолжали провозглашать создание Евросоюза целью 1980-х годов.

Эта идея повторно всплыла в 1987 году в Едином Европейском Акте, в

Преамбуле которого Главы государств (сейчас 12 государств) выражали желание

преобразовать отношения между странами в Европейский Союз.

С подписанием Соглашения по Европейскому Союзу в Маастрихте 7 февраля 1992

года, после ратификации его национальными парламентами, этот Евросоюз стал

реальностью. Евросоюз является новой ступенью в процессе создания самого

тесного союза между народами Европы, в котором решения принимаются при

максимальном участии всех граждан, как гласит Статья А, 2-й абзац. Задание

Союза заключается в организации отношений между странами и народами этих

стран (Статья А, третий абзац, второе предложение).

4 Социальная стабильность.

В европейской интеграции также присутствует социальный компонент. Одним из

главных моментов, определяющих деятельность Сообществ, является повышение

уровня жизни и условий работы, укрепление базы социальной защиты. Несмотря

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.