бесплатно рефераты
 

Современные тенденции в мировой экономике

стран на региональном уровне, формируются крупные региональные

интеграционные структуры, которые развиваются в направлении создания

относительно самостоятельных центров мирового хозяйства (идет процесс так

называемой “регионализации глобализации”).

ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

1 От Европейского Сообщества к Европейскому Союзу.

1 Европейское объединение по углю и стали.

Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9 мая

1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции, предложил

план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии. План

предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в рамках

организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это

предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать

односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью

независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру.

Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было

привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке

Европейских государств. Этот план явился продолжением мысли, высказанной

Уинстоном Черчиллем в его известной речи в Цюрихе 19 сентября 1946 года,

когда он призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, подчеркивая

принципиальную важность Франко-Германского сотрудничества. Кроме этого,

Черчилль предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера,

чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ,

Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее

Европейское объединение по углю и стали (ECSC) и 23 июля, когда оно

вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового

Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет

развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом

этого должно было стать создание Европейской Конституции.

2 Европейское Сообщество по Безопасности.

В октябре 1950 года, когда Соглашение по ECSC еще не было подписано,

Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности

(EDC), которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в

Корее и ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к

необходимости усиления позиций безопасности Западной Европы, включая

Западную Германию. Но во Франции были еще свежи события Второй мировой

войны, так что идея Немецкой Национальной Армии была в особенности

неприемлема. И опять единственным выходом было привязать Германию к

многонациональному Сообществу – на этот раз военному – для усиления

контроля за разоружением. Тем не менее, в августе 1954 года план не был

принят в связи с тем, что Французская Национальная Ассамблея отказалась

ратифицировать Соглашение, тем самым, давая выход амбициям национального

суверенитета.

Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все

предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока

не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры

иностранных дел шести стран-основательниц ECSC выступили с инициативой

создания объединенной Европы.

3 Европейское Сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое

Сообщество.

На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было большее

Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ECSC – то

есть, прежде всего, экономической интеграции. Хотя план EDC имел более

высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее, но более реалистично.

Был сформирован Комитет, во главе с Министром иностранных дел Бельгии,

Полем-Анри Спааком, на который была возложена ответственность продумать

шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет окончил свою работу, и его

отчет лег в основу переговоров, результатом которых явились Соглашения,

учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии (EURATOM) и

Европейское экономическое Сообщество (EEC), подписанные странами Шестерки в

марте 1957 года и вступившие в силу 1 января 1958 года.

Воодушевленные достигнутыми успехами, особенно в сфере экономики, страны

Шестерки решили в начале 60-х вернуться к идее, которая никогда до конца не

забывалась – более тесная политическая интеграция.

На встрече на высшем уровне в Бонне в 1961 году лидеры стран Шестерки

поручили Комитету, который возглавлял Кристиан Фуше, посол Франции в Дании,

рассмотреть предложения политической хартии для “союза их наций”. Пытаясь

найти формулу, которая бы подходила всем, Комитет представил два удачных

проекта (более известные как первый и второй планы Фуше). Но существующие

различия между странами-участница-ми по поводу видения сути союза и его

формы оказались настолько непреодолимыми, что на встрече 17 апреля 1962

года в Париже, министрами иностранных дел было принято решение о

приостановлении переговоров.

В течение нескольких последующих лет практически не было предпринято шагов

к “закладыванию основ самого тесного союза народов Европы” и только к концу

70-х произошли какие-то сдвиги в этом направлении. Подхватив призыв к

развитию экономического и политического союза, прозвучавший на встрече на

высшем уровне в Гааге в декабре 1969 года, политические лидеры Сообщества

на Парижских Саммитах 1972 и 1974 годов провозгласили своей целью создание

Европейского Союза до окончания этого десятилетия. Премьер-министру Бельгии

Лео Тиндемансу было поручено выработать последовательный план для

Европейского союза на основе идей, выдвинутых Комиссией, Европейским

Парламентом, Верховным Судом и Социально-экономическим Комитетом в более

ранних отчетах. Его план (Отчет Тиндеманса) предопределял завершение

создания союза к 1980 году посредством учреждения экономического и

валютного союза, реформирования институтов Сообщества, осуществления общей

внешней политики, а также региональной и социальной политики. Это явилось

еще одним доказательствам сильной амбициозности поставленной цели для

установленных сроков. Как показывают последние исследования, провал был

следствием непримиримых основополагающих разногласий между странами-

участницами по поводу конституционной структуры и институциональных реформ,

которые требовалось провести.

Несмотря на это, 70-е годы принести ощутимый прогресс, а также целый ряд

новых политических инструментариев для Сообщества, расширяющих спектр

политики координации и национальной политики.

4 Европейское политическое сотрудничество.

Первым из них было Европейское политическое сотрудничество (EPC), которое

было основано в 1970 как инструмент добровольного регулирования внешней

политики, и с тех пор стабильно расширяется и усовершенствуется. Вторым

крупным шагом было создание Европейской Валютной Системы (EMS) в марте 1979

года, которая вывела на качественно новый уровень европейское

сотрудничество в этой области. Ее целью было и является создание зоны

валютной стабильности в Европе, по возможности свободной от стихийных

колебаний валюты. Сейчас EMS является одним из краеугольных камней цели

Европейского Союза – экономического и валютного единства.

5 Европа второго поколения.

В начале 80-х г.г. был дан старт интенсивным реформаторским дебатам,

проходившим как “Европа второго поколения” или “Европейский Союз”. Наиболее

значительные из идей и предложений по реформам легли в основу “проекта

Соглашения, учреждающего Европейский Союз”, принятого Европарламентом 14

февраля 1984 г. Плод ума Альтиеро Спинелли, он стал качественно новой вехой

для Парламента на пути к Европейскому Союзу. Соглашением предлагалось

передать полномочия Союзу в таких сферах как экономическая и валютная

политика (включая социальную сферу и здравоохранение) и в сфере внешней

политики (вопросы безопасности, мира и разоружения), что должно было иметь

некоторую привлекательность в глазах местных политиков. Законодательство

Союза вводилось бы в действие двухпалатной организацией, что очень похоже

на федеральную систему, и имело целью достичь равновесия между

демократически избираемым Европарламентом и Советом Союза, где заседали бы

представители национальных правительств. Несмотря на то, что проект

Соглашения не имел никаких шансов быть ратифицированным национальными

Парламентами и таким образом приобрести законную силу, он бросил вызов

странам-участни-цам, и явился как бы проверкой серьезности их намерений по

отношению к реальным действиям в сторону Европейской интеграции, заставив

их показать их настоящие намерения.

Этот вызов был принят. На Европейском Совете в Штутгарте в июне 1983 года

они оказались не способными договориться о чем-либо более серьезном, чем

“широкий спектр мер по расширению сотрудничества в Сообществе”. Но на

встречах глав государств в Фонтенбло и Милане в июне 1984 и 1985 г.г. они

приняли во внимание инициативу Парламента, осмысливающую более ранние

заявления о намерениях путем адаптации решений для практических действий на

двух параллельных фронтах по приданию ускорения Европейской интеграции.

Первая область действий – институциональная реформа. Был утвержден Комитет

по иностранным делам, возглавил который Ирландский сенатор Джеймс Дудж. Так

же как Комитет Спаака, который подготовил отчет, послуживший основой

переговоров по учреждению ЕЕС и EURATOM, Комитет Дуджа был составлен из

личных представителей Глав государств или правительств. Его заданием было

выработать предложения для расширения сотрудничества в Европе и в рамках

Сообщества, и в плане Европейского политического сотрудничества, и

предвидеть возможные области для продвижения к Европейскому Союзу. Вторая

концепция заключалась в выработке шагов по проекту «Европа для людей», что

предполагало повышенное внимание к нуждам и интересам рядовых граждан. И

опять работа по формированию конкретных предложений была возложена на

комитет ad hoc, который приступил к работе 7 ноября 1984 года под

председательством Пьетро Адоннино. Его полномочия включали спектр

направлений для совместной деятельности, таких как образование,

здравоохранение, судебная власть, борьба с наркотиками и терроризмом, а

также нахождение областей продвижения к Европейскому Союзу.

Деятельность этих двух комитетов легла в основу дискуссий между лидерами

государств на встрече в Милане в июне 1985 года. Эти встречи наметили

направления на пути к Европейскому Союзу посредством создания экономической

зоны без внутренних границ, укреплению Европейского политического

сотрудничества путем объединения усилий в области безопасности и защиты, и

улучшения механизма принятия решений при помощи расширения прав

Европарламента.

6 Единый Европейский Акт.

Важным шагом на пути к созданию Европейского Союза стал Единый Европейский

Акт, который вступил в силу 1 июля 1987 года. В его преамбуле повторилась

основная цель — создание Европейского Союза — которую должны были

воплотить Европейское сообщество и Европейское политическое

сотрудничество. Затем был принят ряд законодательно закрепленных мер,

предусматривающих создание единого рыночного пространства к 1992 году, и

более общей политики в области экологии, исследований и технологий.

Формально это было оформлено в качестве дополнений и приложений к

Соглашениям, учреждающим Сообщества. Наконец, третья часть Единого Акта

касалась сотрудничества по внешней политике, под эгидой ЕРС, в которой

учреждалась законодательная сеть, в то время как до этого в этой области

все было на уровне неофициальных образований.

7 Европейский Союз.

Работа над проектом по созданию единого рыночного пространства дала

большой толчок вперед, и к началу 1990-х начала обретать новое направление

и цель, с перспективой на Европейский Союз. В декабре 1990 года лидеры

стран Сообщества провели две межправительственные конференции, первую для

наработки шагов по учреждению экономического и валютного союза, вторую –

для устранения препятствий к политическому союзу. Результатом этих двух

конференций стало Соглашение по Европейскому Союзу, подписанное странами-

участницами в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Но для его окончательной

ратификации и вступления в силу 1 ноября 1993 года существовало несколько

препятствий. На референдуме в Дании 2 июня 1992 г. люди проголосовали

против ратификации Соглашения, и только после того, как для Дании были

выработаны специальные условия и меры, на втором референдуме в мае 1993

года было принято решение о ратификации. Во Франции общественное мнение

также разделилось “за” и “против” Соглашения – и на референдуме в сентябре

1992 года решение о ратификации было принято, но лишь незначительным

большинством. В Великобритании ратификация затягивалась до 2 августа 1993

года оппонентами правящей Консервативной партии. В Германии ратификация

была оспорена в Конституционном суде, с формулировкой, что Соглашение

подрывает конституционную структуру страны. Несмотря на это,

Конституционный суд отклонил иск 12 октября 1993 года, хотя и обратил

внимание на следующие моменты, например, ужесточение мер для политических

маневров в вопросе интеграции. И даже в остальных странах-участницах, где

Соглашение было ратифицировано до 31 декабря 1992 года, присутствовала

изрядная доля критики. В основном дискуссии возникали по поводу того, что

решение о создании Европейского Союза было принято за закрытыми дверями. В

отличие от ситуации, когда создавалось единое рыночное пространство,

межправительственные конференции почти не освещались в прессе, так что

рядовые граждане не имели возможности ни понять цели и мотивы своих лидеров

по созданию Европейского Союза, ни каким-то образом повлиять на процесс,

внести в него свои коррективы. Последствие этого информационного голода

всплыли на первом референдуме в Дании, и только после этого начались

широкие и плодотворные дискуссии по вопросам будущего Европейской

интеграции. Но, несмотря на то, что невозможно было убедить всех в

преимуществах объединения Европы, эти дебаты дали возможность всем понять

одну истину: Европейская интеграция не может возникнуть стихийно, она

должна органически развиваться — по общему согласию народов, собранных в

Союз.

2 История вступления: Члены Европейского Союза.

1 Предпосылки объединения – страны-члены ECSC.

Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское

объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и

стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось

как чисто Франко-Германская схема, а исключительно как явление, доступное

любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды

воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами

создания ЕЕС и EURATOM вместе с Францией и Германией в 1957 году.

Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы пропуском

в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна зависела, и

все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЕС, удалось в

какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила опасность

зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем, как и другие страны-

участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало членство,

что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие страны

Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня. Для Франции

экономический союз с Германией был, как бы политическим признанием

готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в Объединении

предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной экспансии.

Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые возможности для

сельского хозяйства Франции. Бельгия, также как и Германия, в большой

степени зависела от внешней торговли и состояния экспортных рынков, поэтому

идея общего рыночного пространства была очень привлекательной с

экономической точки зрения. Ее интерес к тесным экономическим узам с

другими странами Европы был вызван еще и тем, что в 1950-х годах экономика

Бельгии почти целиком была сконцентрирована на угле и стали. Единое

рыночное пространство в Европе потенциально имело большую важность, частью

потому, что открывало большие возможности для угольной и стальной

промышленности, но в большей степени потому, что открывало перспективы для

создания и развития новых отраслей промышленности. Италия к тому времени

начала активно развивать свою промышленность, и Европейский внутренний

рынок воспринимался ею как уникальная возможность роста. Она также

рассчитывала на определенную финансовую помощь от организаций Объединения

для того, чтобы развивать большее количество направлений и снизить высокий

уровень безработицы в этих сферах. Нидерланды вошли в Объединение по

подобным причинам. Вовлечение в процесс интеграции должно было дать толчок

к развитию промышленности и — в качестве крупнейшего в Европе перевозчика

грузов морем с разветвленной портовой структурой — открыть для себя новые

перспективы. И, наконец, немцы, столкнулись с проблемой защиты и

расширения их сельскохозяйственных рынков. Политика Европейских

правительств нашла широкую поддержку, не достаточную, однако, если

учитывать экономические преимущества, которые предлагались, сохранение мира

и безопасности в Европе, а также упрощение процедуры въезда-выезда из

соседних стран. На протяжении всей истории Люксембург, по причине его

географического положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между

большими соседними странами. Европейская интеграция позволила защитить как

политические, так и экономические и социальные интересы страны.

2 Причины объединения – Великобритания и скандинавские страны.

Но еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство

Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран

по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.

Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной

торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны

национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут

упразднены, и предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим

странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-

участницами ECSC, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать

схему ЕЕС. Дальнейшие усилия Великобритании по созданию свободной торговой

зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,

окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Консенсусом явилось создание

Европейской Зоны Свободной Торговли (EFTA) в 1959, в которую вошли

Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Исландия и

Швейцария, и Финляндия как ассоциированный член.

Правительство Великобритании, вскоре, замечая успехи ЕЕС, начало проводить

активную политику участия в процессах Европейской интеграции, так как при

существующей политике у нее не было достаточно возможностей, чтобы влиять

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.