| |||||
МЕНЮ
| Российский экспорт топливно-энергетических ресурсовэкспорт мазута был ограничен 10% от общего объема производства этого вида топлива - остальные 90% были направлены на внутренний рынок. В целом же в 2000 г. объем нефтепереработки возрастет с 164 до 182 млн. т в год, а экспорт нефти сократился на 12 млн. т по сравнению с 1999 г. По оценке первого замминистра топлива и энергетики Александра Кочнева, балансовые задания позволили обеспечить накопления бензина и дизтоплива в 1- м квартале с.г. на 50-60% больше, чем за аналогичный период 1999 года. Сегодня на согласовании в МАПе и Минюсте находится проект постановления правительства о продлении балансовых заданий компаниям по поставке нефтепродуктов и этот проект получил поддержку вице-премьера Виктора Христенко. Далеко идущая цель, которую Минтопэнерго связывает с балансовыми заданиями, состоит в формировании Энергетического союза России, Казахстана, Туркмении и Белоруссии. Инструментом его создания рассматривается разработка и принятие консолидированного четырехстороннего баланса ТЭР. По итогам визита Калюжного в Казахстан в феврале 2000 г. уже принято решение о начала работы двухсторонней группы по формированию российско-казахстанского баланса ТЭР. В рамках договоренностей предполагалось, что снижение экспорта российской нефти в 2000 г. на 12 млн. т будет скомпенсировано иностранным потребителям за счет экспорта по российским магистралям казахстанской нефти. Совместно с Минэкономики и Федеральной энергетической комиссией Минтопэнерго работает над составлением поэтапной Программы формирования оптимального соотношения цен на различные виды энергоносителей (уголь, газ и мазут). Идея, положенная в основу проекта программы - повышение тарифов на природный газ до уровня, в два раза превышающего цены на уголь. Это соотношение, отражающее мировую тенденцию, должно привести к росту потребления угля электростанциями (в 1991 г. газ обеспечивал 40% потребностей электростанций в топливе, в 1998 г. – уже 60%). Дискуссионными остаются сроки и темпы такого повышения: если угольщики и газовики выступают за ускоренное повышение цен, то ФЭК и, отчасти, Минтопэнерго заинтересованы в их более плавном и постепенном подъеме. Непременно в задачи государственного регулирования входит координация внешнеэкономической деятельности нефтегазовых компаний. В феврале 2000года первый замминистра топлива и энергетики Гурами Авалишвили направил письмо руководителям крупных нефтяных компаний и РАО “ЕЭС России”, в котором выразил озабоченность министерства тем, что “руководителями компаний ведутся переговоры напрямую с правительствами СНГ по различным вопросам”. Министерство предложило привлекать к такого рода переговорам своих специалистов и предупредило, что “долгосрочные соглашения или контракты на поставку энергоресурсов без экспертного согласования с министерством будут рассматриваться как действия, могущие нарушить энергетическую безопасность России” и даже “как действия, могущие нанести экономический ущерб стране”. В качестве примеров деятельности частных нефтяных компаний и энергетиков приведено заключение крупных контрактов на поставку нефти в Литву и Монголию компаниями “ЛУКойл” и “ЮКОС”. Кроме того, министерство высказалось против “передачи собственности РАО “ЕЭС России” иностранной фирме в республике Казахстан”, а также самостоятельных переговоров энергетиков с Грузией о реструктуризации задолженности без предварительного рассмотрения проекта в министерстве и правительстве. Претензии Минтопэнерго относятся прежде всего к конкретным компаниям, упомянутым в письме. Так, существуют серьезные разногласия между министерством и НК ЮКОС по вопросу о строительстве нефтепровода и экспорта нефти в Китай. В министерстве считают, что вместо строительства экспортной трубы ЮКОС должен уделять больше внимания снабжению нефтью российские НПЗ на Дальнем Востоке. Минтопэнерго выступает также против монополизации ЮКОСом поставок российской нефти в КНР, предлагая привлечь к ним и другие компании. Кроме того, Минтопэнерго принципиально настаивает на информировании госорганов о всех значимых внешнеэкономических договоренностях и контрактах, заключаемых российскими нефтегазовыми компаниями. Ибо, как объяснил Виктор Калюжный на пресс-конференции 24 февраля 2000 года, “мы столкнулись с таким фактом, что "Газпром", например, заключает контракты на 20 и 30 лет. Это нормальное в принципе явление для того, чтобы спланировать работу на перспективу. Но вместе с тем мы должны себе задать вопрос: а насколько это увязано на сегодняшний день с развитием народно- хозяйственного плана внутри России? Возникла проблема - начали падать объемы добычи газа, и тогда встал вопрос: за счет чего падение идет - пропорционально контрактным обязательствам, либо по внутреннему рынку? Выясняем, что это за счет внутреннего рынка. Я думаю, что это несправедливо”.[13] Понимания со стороны компаний по вопросу координации внешнеэкономической деятельности Минтопэнерго пока удалось достичь лишь частично. Так, в РАО “ЕЭС” продолжали настаивать на своем праве вести переговоры и достигать договоренности без учета мнения Минтопэнерго, согласуя вопросы через голову Калюжного, напрямую –премьером Михаилом Касьяновым и президентом Владимиром Путиным (пользуясь высоким авторитетом и влиянием на них Анатолия Чубайса). С другой стороны, в течение марта 2000 года Минтопу удалось согласовать позиции с ЮКОСом на китайском направлении, в результате чего очередной раунд российско-китайских переговоров в Пекине прошел успешно. Одной из важнейших задач на данном этапе является регулирование условий доступа нефтегазовых компаний к магистральным трубопроводам АК “Транснефть” и РАО “Газпром”. Распоряжением правительства РФ от 16 марта 2000 года предусматривается, что Минтопэнерго совместно с Минэкономики и "Газпромом" должны подготовить и во 2-м квартале 2000 г. представить на рассмотрение правительства Предложения, обеспечивающие равный доступ производителей газа к газотранспортным системам. В эти же сроки при участии Минтопа и Минэкономики Федеральная энергетическая комиссия должна разработать и утвердить Методологию расчета тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам, предусмотрев их введение в действие с 1 января 2001 г. Позиция Минтопа по вопросам обеспечения равного доступа к газопроводам выражает корпоративную точку зрения нефтяников и, в этом качестве, резко контрастирует с позицией самого “Газпрома”. Министерство предлагает реализовать в газотранспортной сфере схему, аналогичную схеме работы АК “Транснефть”. По оценке Виктора Калюжного, “есть проблемы понимания этого вопроса со стороны “Газпрома”, но работа в этом направлении нами ведется. Мы пытаемся доказать руководству, что это необходимо. Я все-таки считаю, что понимание есть, потому что система подготовки для попутного газа в системе “СИБУР” (а это монопольное хозяйство газобензиновых заводов) находится на сегодняшний день в структуре “Газпрома”, а следовательно, есть определенные монополистические взгляды и позиции. Но я думаю, что жизнь все равно заставит эту проблему решить в рамках равнодоступности, будет ли это разделением или нет”. По моему мнению, целесообразно несколько конкретизироваться и рассмотреть более подробно механизм регулирования экспорта ТЭР на примере нефти. На сегодня рыночная экономика предлагает нам две альтернативы регулирования экспорта – квоты и налоги (акцизы). Рассмотрим каждую из альтернатив детально и оценим выгоды от каждой и на основе анализа примем решение. Начнем с квотного регулирования. Что такое квота? Это показатель, определяющий, сколько нефти будет продано за текущий временной отрезок, и сколько достанется каждой компании. Минэнерго лишилось одного из главных своих полномочий - распределять квоты на экспорт нефти. Эту ответственную задачу передали новой комиссии вице-премьера Виктора Христенко. Она же будет следить за работой нефтяных компаний на внутреннем рынке. А Минэнерго остается сбор информации и подготовка аналитических материалов. Межведомственная комиссия по доступу к экспортным нефтепроводам, определяющая объемы экспорта нефти для компаний, была создана при Минтопэнерго еще в 1995 г. Монополии Минэнерго на регулирование экспорта нефти приходит конец. По итогам совещания у вице- премьера Виктора Христенко аппарату правительства было дано поручение подготовить постановление, фактически означающее ликвидацию МВК. Об этом пишут "Ведомости". Согласно проекту постановления все функции комиссии, включая назначение координаторов по экспортным направлениям и право ограничивать экспорт, перейдут к новой структуре - комиссии по проведению единой политики на рынках газа, нефти и нефтепродуктов. Как предполагается, возглавит ее вице-премьер Виктор Христенко. Если это произойдет, фактически Минэнерго будет устранено от какого бы то ни было влияния на ситуацию с экспортом нефти. Как пояснил "Ведомостям" источник в аппарате Христенко, это ведомство будет лишь готовить документы, на основе которых новая комиссия будет принимать решения, поскольку только Минэнерго имеет для этого кадровый потенциал. Министерство будет по-прежнему составлять балансы по поставкам нефти, нефтепродуктов и газа на внутренний рынок, но контролировать их исполнение будет уже комиссия Христенко. Постановление о создании новой комиссии противоречит выпущенным ранее правительственным документам. Поэтому, чтобы не возникало юридических коллизий, предполагается признать утратившими силу ряд постановлений правительства, в частности: о вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории; о межведомственной комиссии по вопросам регулирования экспорта нефти по магистральным нефтепроводам; о составе межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с доступом независимых организаций к газотранспортной системе "Газпрома" и несколько других постановлений. Чем же хороши квоты, если их до сих пор не отменили, и в чем проблема, если управление ими переходит из рук в руки. Квоты хороши тем, что, являясь нерыночным инструментом регулирования, они позволяют государству более четко и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, хотя любая реакция по своей природе запаздывает. Еще один плюс такого решения в том, что квоты позволяют координировать российский экспорт с экспортными квотами ОПЕК, что позволяет, в свою, очередь, избегать резких падений цен. Отрицательный аспект квот состоит в том, что любое решение принимаемое органом государственной власти становится объектом постоянного лоббирования. Рынок нефти – один из наиболее капитализированных рынков. Соответственно, интересы компаний постоянно лоббируются в соответствующих государственных структурах. Раньше это было Министерство Топлива и Энергетики, сегодня создана комиссия под руководством Христенко. Это было сделано для снижения давления лобби. Далеко не всем под силу лоббировать решения вице-премьера, тогда как с чиновниками министерства все обстояло гораздо проще. Вторая альтернатива – налоговое регулирование. Здесь гораздо меньше возможностей для нечистых на руку чиновников. Да и с точки зрения соответствия ценностям и стандартам рыночной экономики налоговое регулирование предпочтительнее. Сразу хочу пояснить, что налоги существуют всегда, просто они могут выступать не только как механизм пополнения бюджета, эту роль они играют и при квотном регулировании, но налоговое регулирование может осуществляться путем прогрессивного налогообложения, когда ставка зависит от объема экспорта, путем акцизов и т.д. Правительство приняло решение об увеличении с 1 августа 2000 года экспортной пошлины на нефть марки Urals с 20 до 27 евро/т. Одновременно было заявлено, что в случае, если цена нефти Urals на мировых рынках превысит уровень 29 долл./барр., возможно увеличение экспортной пошлины до 34 долл./т. C одной стороны, эти решения отражают стремление правительства адаптировать экспортные пошлины к тенденциям мировых цен на нефть. За последние три года эти цены то падали, как в 1998 году, то поднимались, как во второй половине 1999 года и в первой половине 2000 года, то оставались относительно стабильными, как во второй половине 1997 года. Поскольку цены на нефть в 1999 году поднимались, увеличивались (см. таблицу 1.6) и ставки экспортных пошлин. Таблица 1.6. Ставки экспортных пошлин на нефть[14] |Время введения ставки |22.05.99|23.09.99|08.12.99|01.04.00|01.08.00| |Ставка пошлины, евро/т |5 |7.5 |15 |20 |27 | С другой стороны, вводимая с 1 августа 2000 года ставка экспортной пошлины корреспондирует со ступенчатой шкалой ставок пошлины на нефть, утвержденной Правительственной комиссией по защитным мерам и таможенно- тарифной политике в марте 2000 г. Ставки этой шкалы в зависимости от цены нефти, а также доля экспортной пошлины в цене приведены в таблице 1.7. Таблица 1.7. Зависимость ставок экспортной пошлины от цены нефти на мировых рынках[15] |100% |39,9% |28% |22,8% |6,8% |2,5% | Европа не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в природном газе за счет собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается поставками ОАО «Газпром». Российский газ, разведанные запасы которого составляют 48 трлн. куб. м., имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами. В целом около 40% потребностей Западной Европы покрывается за счет импорта. Доля России (ОАО «Газпром») в западноевропейском импорте – 47%, Алжира – 29 %[19]. Самый серьезный потенциальный конкурент России в торговле газом на континенте – Норвегия. Крупнейшим на сегодняшний момент проектом «Газпрома» по увеличению поставок газа за рубеж является строительство трубопроводной системы «Ямал-Европа». Страны Восточной и Центральной Европы являются для России также важными рынками сбыта энергоносителей и источниками получения свободно конвертируемой валюты. На долю топливно-энергетических ресурсов приходиться 78% российского экспорта в этот регион, здесь потребляется около 35% экспортируемого в дальнее зарубежье российского газа. В наибольшей степени от ввоза энергоносителей зависят Словакия, Болгария, Венгрия. По объему экспорта газа в страны ЦВЕ Россия превысила максимальный уровень докризисных лет. Более 30% общего объема газа экспортируется из России в счет участия стран ЦВЕ в освоении и обустройстве газовых месторождений на территории бывшего Советского Союза, а так же для оплаты транзита по их территории в Западную Европу, Грецию, Турцию, государства бывшей Югославии. Поставки российского газа по существу являлись безальтернативными для всех стран ЦВЕ. Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия (четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%), Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%. 95% процентов российской нефти транспортируется по трубопроводам компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится по железной дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке. По нефтепроводу «Дружба» нефть поставляется в Венгрию, Словакию, Чехию, Польшу, Восточную Германию, а так же в порт Вентспилс (Латвия). Распад СССР осложнил использование «Дружбы» вследствие появления дополнительных рисков для продавцов и покупателей нефти. Российским экспортерам приходится теперь договариваться о транзите с Украиной и Беларусью. В последние годы загрузка «Дружбы» составляет 50% проектной. В связи с этим появилась возможность поставлять дополнительное количество российской нефти в Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В настоящее время Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. С распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из восьми портов на Балтике, которые являлись важными путями транспортировки российской нефти. Только 10% добываемой в России нефти проходит через отечественные бухты. В результате Россия недополучает от экспорта (в счет сборов на территориях других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно. Страны ЦВЕ и Западной Европы принимают меры по уменьшению доли России в импорте энергоносителей. Стремление этих стран диверсифицировать импорт топлива по политическим соображениям продиктовано и желанием усилить надежность своего энергообеспечения, дистанцироваться от политически и экономически нестабильных партнеров в лице России и Украины. Практикуемые последней «заимствования» нефти и газа из трубопроводов, проходящих по ее территории, неоднократно приводили к перебоям российских поставок нефтегазового сырья. Емкость мирового рынка каменного угля приближается сейчас к 500 млн. т. Основными импортерами выступают страны Западной Европы (около 160 млн. т ) и АТР (более 200 млн. т, в т.ч. Япония - 130 млн. т, Южная Корея - около 50 млн. т и Тайвань - около 20 млн. т). Ведущими экспортерами выступают Австралия, США, ЮАР, Колумбия, Венесуэла, Индонезия, Канада, Китай, Польша и Россия. Поставками из этих государств обеспечивается сейчас более 90% мировых импортных потребностей. По прогнозам Министерства энергетики США мировая торговля углем в предстоящие 20 лет увеличится примерно на 25%, однако конкуренция на данном рынке останется достаточно острой. Емкость мирового рынка энергетического угля за 1990-2010 гг. может возрасти в два раза, тогда как общие импортные потребности рынка коксующегося угля увеличатся не более, чем на 5%. Импорт каменного угля в регион ЕС на протяжении 90-х годов устойчиво возрастал. Доля импорта в потреблении за 1990-1998 гг. возросла с 45% до 57%. Импортный уголь рассматривается в Европе, прежде всего, как заменитель другим завозимым энергоносителям. Поэтому государства ЕС стремятся разнообразить источники получения угля и увеличивают число основных поставщиков, последовательно подключая к рынку новых экспортеров. В 90-е годы эта тенденция стимулировала увеличение импорта в Европу высококачественного колумбийского, индонезийского, венесуэльского и канадского угля. На трех основных поставщиков - США, Австралия, ЮАР - сейчас приходится примерно половина европейского импорта. Однако корпорации США, из-за высоких производственных и транспортных издержек постепенно уступают свою долю на данном рынке другим экспортерам. Австралийские поставщики предпочитают работать в первую очередь на динамично развивающемся рынке Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|