бесплатно рефераты
 

Роль государства в экономическом развитии страны (на примере России)

. интенсифицировать изъятие природной ренты;

. повысить на порядок экологические налоги;

. ввести налог на имущество юридических и физических лиц исходя из его

рыночной оценки;

. повысить начальный уровень обложения подоходным налогом до величины

реального минимального потребительского бюджета /37/;

. упростить систему налоговых платежей для малых и средних предприятий,

установить для первых только два платежа - социальный налог и плату за

лицензию (патент), а для вторых - три: два названных плюс НДС. /30/

Правительством РФ намечены следующие действия в отношении налоговой

политики:

. ликвидации налогов с оборота;

. внесения значительных изменений в правила расчета базы налогообложения

прибыли, стимулирующих инвестиционную деятельность;

. ликвидация значительной части налоговых льгот. /21/

Как видно, некоторые действия уже пытается предпринять правительство РФ

для упрощения налогообложения для привлечения инвестиций. По крайней мере,

такие действия декларируются.

Инвестиции должны быть направлены в современные и перспективные новейшие

технологии, новые наукоемкие отрасли и производства, дающие максимальную

добавочную стоимость в готовом продукте. Только такой подход позволит

обеспечить ежегодные высокие темпы роста ВВП. Подробно о направлениях

инвестирования будет сказано в следующей части этой главы.

Другой серьезной проблемой, ограничивающей экономический рост сегодня,

является абсолютное доминирование на денежном рынке краткосрочных

банковских кредитов, предоставляемых к тому же под столь высокие и в

номинальном и в реальном выражении проценты, что их использование в

реальном секторе практически невозможно. Разрыв в рентабельности

банковского и производственного капитала сегодня составляет 5:1, а во

многих случаях 10:1 и даже выше. /13/ Этот барьер для перемещения денежных

средств из финансового в реальный сектор экономики необходимо устранить.

3.3 Направления перестройки экономической структуры.

Важнейшим компонентом успешной трансформации экономики, определяющим

высокие темпы ее роста, являются структурные преобразования народного

хозяйства как в отраслевом разрезе, так и на уровне предприятий. Этот

процесс приводит к перетоку капитала и рабочей силы из отраслей, где их

отдача невелика, в более эффективные сферы. Под воздействием конкуренции

менее рентабельные предприятия, не эффективные с народнохозяйственной точки

зрения, либо исчезают, либо вливаются в предприятия с более высокой

производительностью.

В успешно развивающихся переходных экономиках четко

прослеживается ускоренный процесс преобразований благодаря жесткому

бюджетному режиму и действию системы банкротства, соблюдению норм

гражданского и коммерческого законодательства, имущественных прав.

Одновременно в этих странах установлен либеральный режим для новых

предприятий. Государство здесь создает благоприятные или, во

всяком случае, не дискриминационные условия для новичков. /32/

Чтобы экономика развивалась, естественная притирка существующих

предприятий и выбраковка нежизнеспособного наследия централизованного

планирования должны сопровождаться созданием новых предпринимательских

структур. Именно это и происходит в восточноевропейских странах. В 1989-

1995 гг. доля частного сектора в ВВП Чехии выросла с 5 до 60%.

/8/ Устойчивый экономический рост в России невозможен до тех пор, пока

создание новых предприятий не вернется на здоровый путь развития. К

счастью, в этом направлении уже видны первые шаги - частично ослаблена

налоговая нагрузка, упрощается система лицензирования (закон проходит

рассмотрение в Государственной Думе). И тем не менее, еще предстоит

упростить и ускорить процедуры выдачи разрешений на открытие собственного

дела и процедуры регистрации, прояснить систему налогообложения мелкого

бизнеса и предусмотреть в ее рамках четкие льготы, облегчить доступ мелких

производителей на рынок, освободить их от криминальных крыш. /37/ Без этих

мер невозможен рост малого бизнеса в нашей стране.

Существует также точка зрения, что крестьянство необходимо рассматривать

как равноправного субъекта рынка. Кроме того, крестьянские хозяйства

(независимо от форм собственности и организации труда) следует отнести к

категории малых предприятий со всеми видами государственной поддержки. /27/

Опыт переходного периода также четко ранжировал различные виды

приватизации по эффективности. Наиболее эффективны новые предприятия,

которые начинают развитие с нуля. Далее идут предприятия, находящиеся под

контролем так называемых аутсайдеров, т.е. внешних по отношению к ним

владельцев, не связанных непосредственно с прежним руководством. Особенно

эффективны фирмы с участием иностранного капитала. Приватизированные

предприятия, пребывающие под контролем инсайдеров, т.е. старого руководства

или рабочего коллектива, показывают наиболее низкую эффективность среди

частных предприятий. На последнем месте обосновались предприятия,

принадлежащие государству и управляемые назначенными сверху руководителями.

Преодоление социально-экономического кризиса в России

предполагает разработку пакета конкретных инструментов для возрождения

промышленности, используя инвестиции.

Экономическое значение ключевых отраслей можно оценивать по четырем

критериям долям добавленной стоимости в промышленности, промышленной

занятости, зависимости от импорта и соответственно привлекательности для

инвестиций, потенциалу роста и последующего экспорта. Советником российско-

германской программы Transform Паулем Фишером была исследована экономика

России в разрезе мирового хозяйства. Результаты он отразил на рис. 1,

опираясь на матрицу, разработанную Бостонской консалтинговой группой. /34/

Каждая отрасль представлена кругом и помещена в один из квадратов

матрицы (темпы роста рынка/доля импорта). Важность каждой отрасли

определяется размером круга. Для усиления воздействия на экономику

нвестиции должны быть направлены на отрасли Звезды и Знаки вопроса.

[pic]

Дойные коровы (нефтегазовый, топливный и смежные секторы) являются

важными генераторами национального дохода. Эти отрасли могут нуждаться в

инвестициях для развития своих поставщиков и потребителей, находящихся в

квадратах Звезды и Знаки вопроса субсекторального портфеля (например,

производство пластмасс внутри нефтехимического сектора).

Такие отрасли, как военное авиастроение, кораблестроение и

телекоммуникации, являются абсолютными Звездами. Они занимают большую долю

национального рынка при низком импорте. Россия сохраняет устойчивое

конкурентное положение в этих секторах на мировом уровне. Знания и опыт

создают надежную основу для развития новых продуктов и технологий, в

особенности гражданских (например, электроника, спутниковые и наземные

телекоммуникации), и способствуют поддержанию высокого уровня национальной

конкурентоспособности. Надо заметить, что в "Плане действий Правительства

РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001

годы" предусмотрено "эффективное использование потенциала оборонно-

промышленного комплекса для развития гражданских секторов экономики". /21/

Секторы-"Звезды" и сопутствующие отрасли на стадиях зарождения и роста

должны получить высший приоритет при размещении инвестиций. /35/

Кроме того необходимо обеспечение государственной защиты отечественных

производителей отраслей производства космической и авиационной техники,

другой наукоемкой продукции, недопущение предоставления льгот импортерам и

иностранным производителям этих видов продукции, реализация принятых

нормативных актов и программ как приоритетных направлений государственной

структурной политики.

В этих отраслях необходима государственная поддержка проектов по освоению

перспективных нововведений посредством создания инновационных центров, учет

затрат предприятий на проведение НИОКР, модернизацию производства и

внедрение новых технологий в составе издержек производства, их освобождение

от налогообложения. /5/ Однако здесь надо быть осторожным, т.к. учитывать

затраты на НИОКР довольно сложно. Это может стать очередной технологией

уклонения от налогообложения. /19/ Предприятия будут списывать часть затрат

на безрезультатные НИОКР.

С позиций современных практики и теории экономического роста выход из

кризиса и новый хозяйственный подъем исключены без нацеливания

государственной бюджетной политики на максимальное стимулирование

инвестиционно-инновационной активности. Для этого используются как прямые

госинвестиции, так и косвенное стимулирование инвесторов, в том числе путем

предоставления госгарантий. Важную роль в наращивании капиталовложений в

условиях неравновесной экономики играют институты развития. Тем самым при

помощи бюджета государство оказывается в состоянии расширять конечный

спрос, содействуя преодолению депрессии. Именно таким образом в свое время

обеспечивались выход из "великой депрессии", послевоенное восстановление

хозяйства, а также бурный рост новых индустриальных стран. /4/

В настоящее время формируется рыночная модель инновационного развития

экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено

модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и

технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы

институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической

сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать

новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять

традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная

система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему

качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся

платежеспособному спросу.

Реализация продукции высокотехнологичных отраслей на внутреннем и внешнем

рынках и должна обеспечить поступление соответствующих средств на поддержку

и развитие промышленности в целом. Необходимо создать экономический

механизм по стимулированию активности всех субъектов инновационного

процесса, особенно рискового, венчурного предпринимательства.

Государственная помощь потребуется для реализации проектов производства

высокотехнологичной продукции и носящей пионерный характер, еще не нашедшей

широкого сбыта. /1/

В принятом "Плане действий Правительства РФ в области социальной политики

и модернизации экономики на 2000-2001 годы" отмечено, что "правительство

Российской Федерации намерено обеспечить эффективность финансирования

фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений,

реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать

государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и

страхования инновационных рисков". /21/

Однако, сделаны ли реальные шаги в этом направлении, остается только

гадать. Результаты деятельности правительства пока нигде не представлены.

Некоторые отрасли (черная и цветная металлургия) уже являются достаточно

стабильными. Однако необходимо привлечение средств в модернизацию

оборудования.

Ряд отраслей (железнодорожный транспорт, автомобильная промышленность и

некоторые сегменты химической) достигли стадии зрелости, но нуждаются в

модернизации посредством привлечения технологий, позволяющих улучшить

конечную продукцию. Национальный спрос здесь чрезвычайно высок, но с 1991

г. наблюдается значительный прирост импорта.

Продукция машиностроения, отдельных сегментов пищевой, нефтехимической

промышленности и большинство статей потребительских товаров имеют очень

маленькие доли на отечественном рынке и считаются низкоконкурентными.

Субсидии не могут компенсировать недостаток средств, и побудительные

механизмы для инвестиций могли бы укрепить производство этих товаров на

стадии зрелости и создания новых заводов в России.

Часть предприятий текстильной и обувной промышленности, по пошиву одежды,

производству игрушек вошла в стадию упадка из-за давления со стороны

дешевых рынков Китая, Индии и др. Государственные субсидии и привлечение

инвестиций могут активировать некоторую долю предприятий этой отрасли,

однако часть рабочей силы все же необходимо переместить в более

перспективные отрасли. /35/

Необходимо создать баланс традиционных и высокотехнологичных секторов.

Привлекательность развития традиционных трудоемких отраслей (пищевая,

легкая промышленность и др.) не может оцениваться лишь с точки зрения

трудозатрат. Имея новые технологии, эти секторы составят конкуренцию даже

товарам, произведенным в менее развитых странах. Инвестиции желательно

направлять в перспективные секторы, в которых есть предпосылки для

глобального конкурентного преимущества, но они не могут эффективно

использовать имеющиеся ресурсы для производства продукции с высокой

добавленной стоимостью.

Необходимо завершение работы по реорганизации предприятий оборонной

промышленности в казенные предприятия и акционерные общества с погашением

задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования

государственного оборонного заказа.

Важно также отметить и наличие другой точки зрения на вопрос об

определении отраслевых приоритетов. Так некоторые экономисты полагают, что

в наше время не может быть реализована такая система, поскольку в любой

отрасли есть предприятия разного уровня развития. /16/

С учетом вышесказанного можно говорить о целевом развитии отдельных

предприятий в наиболее перспективных отраслях. По мнению некоторых

экономистов, Необходимо наметить 7-8 макротехнологий, по которым Россия

может занять передовые позиции и быть конкурентоспособной на мировом рынке

наукоемкой продукции. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г.

показывает, что только внешний рынок наукоемкой продукции составит около 6

трлн. долл. в год, из которых около 2 трлн. придутся на информационные

услуги. При благоприятном стечении обстоятельств РФ может иметь на этом

рынке 8-12%, или 500-600 млрд. долл. в год. /16/ Именно это может стать

стратегической задачей развития.

Приоритетными макротехнологиями для России могут быть авиация, космос,

судостроение, ядерная энергетика, биотехнология, специальные химия и

машиностроение, телекоммуникация и связь, автомобилестроение,

микроэлектроника. Как видно, в основном это именно те отрасли, которые

выделил Пауль Фишер, как наиболее перспективные для привлечения инвестиций.

В этих областях

страна обладает собственной научной школой, а в целом имеющуюся базу

знаний для выхода на конкурентоспособный уровень можно оценить в 70-80%

мирового. Для преодоления недостающих знаний необходимо разработать целевые

программы по развитию нескольких выбранных направлений, которые помогут

отечественной экономике получить желаемый эффект.

Для достижения цели необходимо применении политического, внешнеторгового,

налогового и других инструментов государственного регулирования, которые в

состоянии обеспечить приоритеты производства новых конкурентных видов

продукции, а не целых отраслей, как это принято думать.

Приоритет в краткосрочной перспективе следует отдавать тому, что способно

дать быстрый положительный результат. Например, сельскохозяйственные

реформы в Китае позволили в короткий срок насытить рынок продовольственных

товаров. Если бы этого не было, а людям только пообещали бы успех через 10

лет, то в это никто бы не поверил. /6/ Видя реальные достижения, население

поддержало новый курс.

В краткосрочной перспективе приоритеты должны быть отданы легкой и

пищевой промышленности, производству медикаментов, технологического

оборудования для этих отраслей, модернизации выпускаемых легковых и

грузовых автомобилей, автобусов, подъемно-транспортной, строительно-

дорожной и сельскохозяйственной техники и продукции химической

промышленности. /1/

Что касается сферы услуг, то здесь интересны исследования двух российских

экономистов, членов РАН /3/. Используя аппарат кластерного моделирования,

им удалось обосновать следующую подтверждаемую статистикой гипотезу:

существует некий порог (уровень), начиная с которого приоритетное развитие

сферы материального производства уже перестает быть локомотивом для

экономики - эта роль переходит к сфере услуг. Таким порогом можно считать

превышение долей занятых в этой сфере 55% численности всего занятого

населения. Развитые страны переступили этот порог в конце 60-х годов,

Россия только подходит к нему.

Сфера услуг в России (как по своей структуре, так и по особенностям

функционирования) в общих чертах схожа с аналогичным сектором США и других

развитых стран. Естественно, необходима корректировка экономической

стратегии развития страны в плане усиления внимания к данной сфере.

Особенно это касается интеллектуальных и высокотехнологичных услуг, в

области которых наша страна еще не окончательно растеряла имевшиеся ранее

значительный производственный потенциал и человеческий капитал. Адекватное

и эффективное использование того и другого способно превратить сферу услуг

в тот самый локомотив, который позволит вывести российскую экономику из

нынешнего кризисного состояния и сделать ее конкурентоспособной в передовых

в мирохозяйственном плане отраслях.

К сожалению, приходится констатировать, что в принятом "Плане действий

Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на

2000-2001 годы" сфера услуг явно не отнесена к приоритетным направлениям

развития экономики и даже не рассматривается в качестве самостоятельного

объекта структурной политики. Это подтверждается, в частности, содержанием

фрагментов правительственного документа, посвященных инновационной

деятельности в народном хозяйстве: она затрагивается лишь применительно к

производственным отраслям, прежде всего экспортным. Однако она способна

внести весьма существенный вклад в увеличение производства ВВП при

относительно меньших капитальных затратах и более коротких сроках их

окупаемости. Кроме того, ускоренное развитие этой сферы могло бы

способствовать динамичному расширению внутреннего рынка как основы основ

стабильного экономического роста.

3.4 Улучшение качества жизни

Главная цель стратегии развития - качество жизни. Все реформы должны

способствовать созданию условий для лучшей жизни народа. Выход из

глубочайшего системного кризиса невозможен без стройной и жестко

реализуемой концепции развития, разрабатывать которую следует тоже на

основе учета возможностей высоких технологий. На базе этой концепции

необходимо не только решить задачу удовлетворения насущных потребностей

людей в пище, одежде и жилье, но и создать условия для устойчивого

социально-экономического развития общества. Это означает обеспечение

реализации его культурных потребностей, возможности получения образования и

работы, соответствующих способностям каждого человека, защиты здоровья,

личной и общественной безопасности.

К сожалению, декларируемые действия правительства в социальной сфере и

реально осуществляемые, как правило, расходятся. Так в "Плане действий

правительства РФ..." говорится, что "безусловным приоритетом в области

социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет

предусматриваться опережающий рос ассигнований на эти цели из бюджетов всех

уровней по сравнению с большинством других направлений государственных

расходов". /21/ Однако расходы на развитие социально-экономической и

культурной базы возрождения российских немцев превышают ассигнования на

обустройство семей беженцев и вынужденных переселенцев, среди которых

объективно нуждающихся в госпомощи существенно больше. /4/

В социальной сфере наиболее остры и требуют безотлагательного решения две

проблемы бедность и безработица.

В связи с первой важно констатировать: резервы дальнейшего снижения

жизненного уровня основной массы населения исчерпаны. Для этого необходимо:

. принять меры по защите вкладов населения в банках;

. восстановить отмененное в 1998 г. льготное налогообложение ряда

потребительских товаров, расширить этот ряд;

. поэтапно поднять минимальную зарплату и пенсию до прожиточного

минимума;

. часть экологического налога, акцизов на алкоголь и табак направлять во

внебюджетные социальные фонды.

Нынешняя система социальной поддержки, основу которой составляют

безадресные социальные пособия и льготы, устроена так, что распыляет

государственные средства.

В сфере соцпособий необходимо ввести адресную соцпомощь. Например,

пособие на детей по своему размеру не значительно, они предназначены всем

семьям без относительно к доходу конкретной семьи. Если же перераспределить

пособия для тех, кто в них нуждается и тем самым увеличить размеры, то это

должно повысить социальную защищенность детей из бедных семей.

Как заявил президент РФ в своем послании Федеральному Собранию РФ, "дети

министров могут обойтись без детского пособия, а жены банкиров - без

пособия по безработице".

В "Плане действий правительства РФ..." закреплены "усиление адресности

социальной поддержки населения, обеспечение финансовой устойчивости

пенсионной системы, повышение реального размера пенсий" /21/, однако, как

известно ощутимых преобразований не произошло.

Необходимым условием дальнейшего развития российского общества является

наличие сложившегося массового среднего класса. Он должен охватить минимум

50-55% населения одновременно со снижением доли граждан с доходами ниже

прожиточного минимума до 10-15%. Государство просто не сможет длительное

время соединять полярные сегменты расколотого общества, если не начнется

ускоренное становление его естественной социальной опоры - массового слоя

людей со средним достатком. Формирование среднего класса придаст

необходимую устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для

преодоления наиболее негативных последствий социального раскола.

Согласно расчетам, реализация условий формирования массового среднего

класса предполагает, что уровень потребления должен возрасти по сравнению с

сегодняшним в 1,7-1,8 раза. Отсюда ряд конкретных задач:

. добиться поступательного повышения реальных доходов граждан страны не

менее чем на 75%;

. резко снизить масштабы бедности, уменьшив втрое численность населения

с доходами ниже прожиточного минимума;

. увеличить к 2003 г. средний размер начисленных пенсий до уровня

прожиточного минимума;

. обеспечить поддержку и развитие социальных институтов, определяющих

качество "человеческого капитала" (образования, здравоохранения,

культуры). Расходы из бюджетов всех уровней на социальную сферу в

реальном выражении должны увеличиться по сравнению с 2000 г. не

менее, чем на 60%.

Необходимо дальнейшее законодательное установление и регулирование

минимальной оплаты труда. Наличие такого рода регулирования

является, с одной стороны, инструментом предоставления социальных

гарантий работающим, с другой, - позволяет через механизмы

социально-доходной стратификации "мягко" воздействовать на всю

зарплату в народном хозяйстве, предопределяя в конечном счете динамику

потребительского спроса домашних хозяйств.

Регулирование заработной платы через механизм законодательного

установления ее минимального размера особенно актуализировано после 17

августа 1998 г. и последующего повышения мировых цен на энерго-сырьевые

товары. Естественное макроэкономическое ограничение роста минимальной

оплаты труда определяется динамикой доходов, зависящей от ситуации в

народном хозяйстве. С июля 1998 г. по май 2000 г. доходы российской

экономики во внутренних ценах увеличились почти в 3,5 раза, тогда как

заработная плата возросла менее чем вдвое. Таким образом, в сложившихся

условиях речь идет не о произвольном увеличении зарплаты и искусственном

"накачивании" денежного спроса населения, а о формировании механизма

воздействия на распределение уже созданной добавленной стоимости.

Второй острой проблемой является проблема занятости, острота которой до

сих пор явно недооценивается. Проводимая политика занятости в России до сих

пор пассивно плелась за событиями, а не опережала и не предупреждала, во

многом сводилась к выплате пособий по безработице. Известно, что переход к

активной политике занятости предполагает преодоление представления, что

занятость пассивный результат складывающейся в производстве ситуации. На

деле занятость один из главных приоритетов промышленной политики, а ее

повышение один из важнейших критериев социально-экономической эффективности

производства. Современный взгляд таков: эффективная экономическая политика

и активная политика занятости вполне совместимы и носят взаимодополняющий

характер. Лозунги активной политики занятости таковы: Работа вместо

безработицы; Финансирование труда, а не

пособий по безработице. Государственные расходы в сфере занятости в

перспективе необходимо переориентировать на финансирование мер,

активизирующих промышленное производство. При определении действительных

приоритетов промышленной политики, как на федеральном, так и на

региональном уровнях, следует ранжировать отрасли в зависимости от их

влияния на параметры занятости. Именно такой экономический подход наиболее

прогрессивен сегодня, и для России он предполагает стратегическую

переориентацию структурно-инвестиционной политики с капиталоемкой группы

отраслей (и с низким потенциалом расширения занятости) в пользу отраслей

легкой и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов,

лесной и деревообрабатывающей промышленности, сферы услуг, машиностроения и

металлообработки. Каждый рубль инвестиционных вложений в указанные отрасли

дает заметно больший социально-экономический эффект с точки зрения

расширения занятости, а также налогооблагаемой базы и совокупного

потребительского спроса. /37/

Социальная сфера требует затрат, причем немалых, однако она не составляет

в данном отношении исключения: производство тоже предполагает затраты,

которые могут принести, а могут и не принести результата. Еще более важное

обстоятельство состоит в специфике результата затрат в социальной сфере.

Этот результат - человек: от того, какие доходы имеют граждане страны,

зависят их возможности получать образование, повышать профессиональную

квалификацию, сохранять здоровье, заводить и воспитывать детей. Именно

человек с его способностями и устремлениями - главная движущая сила

развития, в том числе экономического.

Говоря об огромных потенциальных возможностях России, мы обычно в первую

очередь называем ее несметные природные ресурсы. Однако не менее значимы

высокий общий уровень образования россиян, высококвалифицированные кадры,

сформированные в советский период. Но этот ресурс, если в него не

вкладывать средства, исчерпывается несопоставимо быстрее, чем природные

богатства.

Список использованной литературы:

1. Х Всероссийский экономический форум: стратегия развития в XXI веке //

Проблемы теории и практики управления. - 2001. - N1. - С. 118-121

2. Альтернативы экономического развития России в ХХI в. // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N6. - С. 44-47

3. Бреев Б., Галецкий В. Развитие сферы услуг и эконимический рост

(материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. -

2000. - N10. - С. 56-60

4. Глазьев С. Ю. Инструментом какой социально-экономической политики быть

бюджету-2001? // Российский экономический журнал. - 2000. - N9.

5. Глазьев С. Ю. Управление развитием фактор устойчивого экономического

роста // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N4. - С. 26-31

6. Гэлбрейт К. Экономическая политика измеряется результатами // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N5. - С. 32-37

7. Доклад Российско-европейского центра экономической политики ( РЕЦЭП) /

www.recep.org

8. Конторович В. Новые предпринимательские структуры и восстановление

экономики России // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N3. -

С. 14-18

9. Костин Г. Потенциал ВПК и концепция устойчивого социально-

экономического развития России // Проблемы теории и практики управления. -

1998. - N2.

10. Котц Д. Изменит ли Россия экономический курс? // Проблемы теории и

практики управления. - 1999. - N2. - С. 22-23

11. Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического

реформирования // Российский экономический журнал. - 2000. - N1. - С. 3-12

12. Лужков Ю. Россия в XXI веке: процветание или прозябание? // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N1. - С. 9-15

13. Львов Д. Финансовая система и экономический рост // Проблемы теории и

практики управления. - 1998. - N5.

14. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. - М. 1997. -

С. 429-450, 473-481

15. Макконнелл К., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.

Т.1,2. М. 1997.

16. Национальная промышленность России: подъем и развитие // Проблемы

теории и практики управления. - 2001. - N1.

17. О перспективах социально-экономического развития РФ в 2000 году и на

период до 2002 года (рекомендации парламентских слушаний) // Российский

экономический журнал. - 2000. - N2. - С. 3-16

18. Пансков В. Бюджет-2001 череват серьезными экономическими и

социальными коллизиями // Российский экономический журнал. - 2000. - N10. -

С. 3-10

19. Пелехова Ю. Жить по-черному // Версия. - 2001. - N17. - С. 10

20. Петров Ю. Стратегия экономического развития и увеличение бюджетных

доходов: где взять ресурсы? // Российский экономический журнал. - 2000. -

N2. - С. 17-28

21. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной

политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы / www.csr.ru

22. Реддавей П. Корни и последствия российского кризиса // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N2. - С. 24-27

23. Рогов С. Россия в системе глобальной экономики на пороге XXI века //

Проблемы теории и практики управления. - 2000. - N1.

24. Родин-Сова Ю. Промышленные корпорации локомотивы

экономического роста // Проблемы теории и практики управления. - 2000. -

N3. - С. 77-80

25. Российский статистический ежегодник: статистический сборник.

Госкомстат России. Москва.1999

26. Седлак М. Тенденции развития секторальной структуры экономики //

Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N4. - С. 30-34

27. Силаев И. О концепции преобразований в российском обществе //

Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N3. - С. 12-14

28. Симония Н. Глобализация и неравномерность мирового развития //

Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - N3. - С. 35-44

29. Смирнов М. Обесценение труда как причина и следствие структурных

аномалий в формировании ВВП // Проблемы теории и практики управления. -

1999. - N5. - С. 57-61

30. Стратегия развития государства на период до 2010 года. (доклад,

подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ по руководством

В.И.Ишаева) // Российский экономический журнал. - 2001. - N1. - С. 3-37

31. Стратегия экономического развития России шаг в XXI век // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N1. - С. 8

32. Сульман М. Как России реализовать экономический потенциал // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N4. - С. 32-35

33. Факторы экономического роста в России // Проблемы теории и практики

управления. - 1999. - N5. - С. 122-124

34. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. - 3-е

изд., - М. 1999. - С. 205-209

35. Фишер П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России //

Проблемы теории и практики управления. - 2000. - N3. - С. 64-71

36. Фридман Л., Кузнецова С. Глобализация: развитые и развивающиеся

страны // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - N11. - С.

16-20

37. Штайльманн К. Природа экономического кризиса в России и сценарий

выхода из него // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N5. - С.

18-23

38. Экономика. Учебник под редакцией А. С. Булатова. Москва. 1997

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.