бесплатно рефераты
 

Роль государства в экономическом развитии страны (на примере России)

обеспеченного населения: с 4, 5 раза в 1990 г. до 8-9 в 1993-1994 гг. и 13

раз в настоящее время. /11,29/

Если классифицировать население по 20% группам, то статистика даст

следующие результаты (таблица 7).

Таблица 7. Распределение общего объема денежных доходов населения (в

процентах).

| |1990|1995|1996|1997|1998|

|Денежные доходы - всего |100 |100 |100 |100 |100 |

| | | | | | |

|В том числе по | | | | | |

|20% группам населения: | | | | | |

| | | | | | |

|Первая (наим.) |9,8 |5,5 |6,2 |6,0 |6,2 |

|Вторая |14,9|10,2|10,7|10,2|10,5|

|Третья | | | | | |

|Четвертая |18,8|15,0|15,2|14,8|14,9|

|Пятая (наиб.) | | | | | |

| |23,8|22,4|21,5|21,6|21,0|

|Коэффициент Джини | | | | | |

| |32,7|46,9|46,4|47,4|47,4|

| | | | | | |

| | | | | | |

| |0,26|0,38|0,37|0,38|0,38|

Из таблицы 7 видно, что доля доходов первой группы с наименьшими доходами

неуклонно снижается, а доходы последней группы с наибольшими доходами

возрастает. Показателен в этой связи коэффициент Джини - индекс

концентрации доходов. Чем он выше, тем выше дифференциация. Для сравнения в

развитых странах, таких, например, как Швеция и Япония, он составляет 0,27.

Огромные разрывы установились по всем направлениям: внутри предприятий

(прежде всего между работниками и администрацией - в 20-30 раз), между

отраслями и различными слоями общества; "скакнула" и региональная

дифференциация среднедушевого дохода, достигнув 6-7 и более раз (максимален

этот доход в северных районах, где добывают нефть и газ, а также в Москве и

Петербурге, где сосредоточены финансовые и административные структуры).

/11/

С одной стороны дифференциация доходов отражает общественную полезность

тех или иных отраслей, служит ориентиром занятости и подготовки кадров,

способствует переливу трудовых ресурсов в другие отрасли. Но с другой

стороны, слишком высокая дифференциация доходов способствует росту

социальной напряженности. В российской экономике с ее ориентацией на

сырьевой экспорт и финансовую деятельность, наибольший уровень доходов как

раз и наблюдается в газовой, нефтяной промышленности, а также в банковской

и кредитно-финансовой сфере. Очень высоко отставание уровня оплаты труда в

бюджетной сфере, угольной промышленности. Все это только способствует росту

числа социальных конфликтов.

Таким образом, в социо-культурном и в экономическом планах в России

сложились два неравных социальных слоя - обеспеченных и бедных. Первый,

применительно к которому сохранился или увеличился дореформенный уровень

благосостояния, включает 25-30 млн. человек, или пятую часть населения; из

них 8-10 млн. (5-7% населения) практически достигли западных стандартов

потребления продуктов питания, предметов гардероба, товаров бытового и

хозяйственного назначения, услуг. Второй, среднедушевые доходы

представителей которого не покрывают прожиточный минимум, по оценкам,

охватил почти 60 млн. человек, т. е. около 40% населения. При этом денежные

доходы 25-30 млн. человек оказались ниже стоимости минимальной

потребительской корзины, что соответствует критерию нищеты. В рамках

данного слоя наблюдается распространение застойной бедности как массового

общественного явления со свойственными ему нормами и стереотипами

поведения.

В результате социальное пространство все больше приобретает черты обществ

"третьего мира". Социальные группы обеспеченного населения с

модернизационными ценностями находятся в окружении основной массы населения

с низким достатком, традиционными ценностными ориентациями, но при этом

пока с более высокими, чем в странах "третьего мира", стандартами культуры

и потребления. В таких условиях консолидация общества и формирование

эффективных механизмов хозяйственных мотиваций остаются крайне

проблематичными. Зато неизбежно воспроизводятся предпосылки раскола и

социального конфликта. /30/

Можно также привести некоторые социальные гарантии, предоставляемые

государством населению: минимальный размер оплаты труда, минимальный размер

пенсий по старости, единовременное пособие при рождении каждого ребенка,

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком.

Таблица 8. Размеры социальных гарантий в соотношении с величиной

прожиточного минимума в %.

| |1993|1995|1997|1999|

|Минимальный размер оплаты труда |39 |10 |19 |10 |

|Минимальный размер пенсии по старости |63 |27 |25 |15 |

|Минимальная стипендия в ВУЗ'ах |39 |10 |38 |19 |

Как видно из таблицы 8 минимальные размеры социальных гарантий гораздо

ниже, чем величина прожиточного минимума. Причем за последние годы эти

значения существенно снизились. Значительная часть социальных выплат

достается семьям с высоким и средним достатком. Удельный вес средств,

поступающих населению, живущему за чертой бедности в общем объеме

социальных выплат составляет 19 % (в развитых странах 50 %).

Безусловно, нельзя не отметить и положительные тенденции, происходящие в

последние 2 года. В конце 2000 г. финансовое положение домашних хозяйств

продолжало улучшаться. Все оценки реальных личных доходов, полученных в

декабре, свидетельствуют о сохранении общей тенденции к росту. Официально

оцениваемый уровень зарплаты (сюда входят также незарегистрированные

выплаты) рос наиболее высокими темпами в четвертом квартале, по итогам

которого уровень реальной зарплаты был на 12% выше показателя того же

квартала 1999 г. и сравнялся с уровнем 1997 г. Реальный объем социальных

трансфертов за указанный период (декабрь 2000 г. по отношению к декабрю

1999 г.) повысился на 7%, однако все еще был на 10% ниже уровня 1997 г.

Рост личных доходов потянул за собой рост потребления. В декабре 2000 г.

реальные потребительские расходы на 9% превысили уровень того же месяца

1999 г. Расходы на продовольственные товары увеличились на 7%, а на платные

услуги на 6%.

Укрепление уверенности потребителей в устойчивости экономики нашло

отражение в оценке ими благоприятности условий для приобретения товаров

длительного пользования. По данным обследования населения, проведенного

ВЦИОМ, эта оценка достигла рекордно высокого уровня в январе 2001 г.

Тем не менее в долгосрочной перспективе экономические итоги 2000 г.

представляются менее впечатляющими, чем в краткосрочной. Объем реальных

потребительских расходов все еще ниже уровня 1992-1994 гг., а реальный

объем инвестиций в основной капитал - ниже показателя 1995 г., не говоря

уже о предыдущих годах. /7/

III. Проблемы и перспективы экономического развития России

3.1 Необходимость существования стратегии экономического развития России

на долгосрочную перспективу.

Управление развитием составляет необходимую подсистему новой системы

регулирования экономики, включающей индикативное планирование социально-

экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов

хозяйственной политики, механизмы стимулирования НТП и инновационной

активности, другие инструменты государственной политики роста. Без активно

функционирующей подсистемы развития меры по подъему инвестиционной

активности и оживлению производства будут лишены целенаправленности, что

может существенно снизить их эффективность.

В ведущих странах Запада целеполагание приоритетов социально-

экономического развития оформляется в политических документах, как правило,

имеющих форму докладов глав правительств. Реализация приоритетов

осуществляется через целевые программы, государственный бюджет и

законодательство.

Формально в действующей у нас системе регулирования есть элементы

подсистемы развития. Согласно законодательству правительство обязано

регулярно разрабатывать прогнозы и программы, выдерживать соответствующие

нормативы финансирования науки и образования при планировании федерального

бюджета, планировать инвестиционную политику. В реальности, однако, в

рамках прежней системы регулирования экономики эти элементы оставались

невостребованными и практически атрофировались.

Так участники Х Всероссийского экономического форума сошлись во мнении,

что "в свете исторического опыта страны, в частности последних 15 лет,

закономерен вывод: России необходима долгосрочная стратегия". /1/

Стратегия развития должна включать в себя определение приоритетов

долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и

приумножение научно-производственного потенциала страны, формирование на

этой основе промышленной, внешнеторговой и бюджетной политики, обеспечение

их реализации за счет использования гарантий, осуществления целевых

инвестиционных и научно-технических программ, работы институтов развития,

планирования бюджета и развития государственного сектора, регулирования

инвестиционной и стимулирования инновационной активности.

Полезным, а в наших условиях необходимым элементом такой стратегии должно

быть индикативное планирование. Она должна органично включать научно-

техническую и промышленную политику, включая политику реструктуризации

предприятий, создавать подъем конкурентоспособности отечественных

предприятий и условия для выращивания национальных лидеров - локомотивов

экономического роста.

Необходимо иметь ясный образ задач управления социально-экономическим

развитием. В качестве первого приближения образом цели мы можем считать

некоторую заданную величину годового ВВП страны на душу населения. /12/

Причем здесь надо сделать несколько оговорок и внести некоторые

ограничения. Первым ограничением является численность населения.

Демографические процессы довольно инерционны. Определяющие их динамику

факторы зависят от предыстории на интервале десятков и даже сотен лет, от

экологии, от уровня технологии. Существует и очень большая зависимость от

состояния экономики и от ожиданий населения в конкретный исторический

момент. Поэтому мы можем с довольно большой степенью точности оценить, для

какого числа граждан в обозримой перспективе мы должны создать достойные

условия жизни.

Предполагается, что это будет порядка 200 млн. человек. /12/ Это не

значит, что надо ориентироваться на силовые методы регулирования

численности Должна быть создана такая экономико-правовая и социальная

среда, что тенденция к оптимальной численности становится "осознанной

необходимостью".

Вторым ограничением при формировании образа цели является номенклатура

составляющих ВВП. В зависимости от того, какую структуру ВВП мы хотим

обеспечить в будущем, мы получим разные уровни капитальных затрат на

осуществление замысла, разный уровень потребления невосполнимых глобальных

ресурсов и даже различный уровень интеллектуального потенциала нации.

Навскидку представляется, что ВВП должен быть порядка 30 тыс. экю на душу

населения в год. Это примерно в пять раз больше, чем сегодня в Москве, и в

десять больше, чем в России.

В структуре ВВП должны присутствовать компоненты, наилучшим образом

использующие территориальные особенности России и специфический менталитет

ее народа. В частности, представляется целесообразным, чтобы компонентами

ВВП были результаты глубокой переработки российских природных ресурсов,

чтобы рационально использовалась почти генетическая склонность россиян

осуществлять крупные уникальные проекты, требующие импульсного

сосредоточения максимальных духовных и физических сил, а также их

бесспорное искусство и умение организовывать целенаправленную координацию

колоссальных объемов людских и материальных ресурсов. В структуре ВВП

должна найти свое место уникальная возможность России по предоставлению

услуг, требующих значительных размеров экологически безупречных пространств

либо позволяющих использовать то обстоятельство, что значительную часть

года во многих районах температура ниже нуля. /12/

Не исключено, что на начальном этапе придется теоретически рассмотреть

несколько системных замыслов и лишь потом выбрать наиболее подходящий.

Построить необходимую подсистему развития можно, используя следующую

последовательность действий:

1) выбор критериев эффективности;

2) анализ на соответствие этим критериям экономических моделей

развитых стран;

3) построение собственной эффективной модели развития;

4) матричный анализ экономических программ наиболее влиятельных

политических партий и движений России;

5) разработка собственной концепции развития, отвечающей выдвинутым

требованиям. /9/

Стратегия экономического развития должна стать общедоступным документом,

должна быть поддержана и осознана большинством населения. Возможно, для

этой цели даже будет необходим всенародный референдум. Необходимо отметить,

что сегодня существует “Стратегия развития России до 2010 г.”, однако она

подвергается жесткой критике со стороны основных политических. Необходима

выработка единой стратегии, удовлетворяющей интересам всех слоев общества.

3.2 Увеличение объемов производства ВВП

В условиях кризиса, когда требуются активные действия, инициатива всегда

исходит от государства. Когда утверждают, что его роль должна быть сведена

к минимуму, то это идеологический постулат, который лишен научной основы. В

долговременной перспективе роль государства еще больше увеличивается.

Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и

уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить

экономическую политику, позволяющую уже на первом этапе реализации

программы увеличить ВВП в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это

означает, что необходимо довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором

же этапе программы, чтобы достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы

роста не должны быть менее 8% в год. И чем они выше, тем раньше будет

ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран

мира (имеется в виду, что рост их ВВП не превысит 1,5-2%). /27/

В существующей стратегии развития /30/ отмечается, что экономический рост

в России в среднесрочной перспективе возможен на уровне 5-7% в год по общим

объемам производства и 10-15% - по объемам производства в отдельных

отраслях обрабатывающей промышленности. Такая возможность в ближайшие годы

определяется рядом позитивных факторов, в том числе возникших в результате

многолетнего спада производства.

Это, во-первых, наличие незагруженных производственных мощностей. Речь

идет о "натуральном" капитале, т. е. о зданиях, сооружениях, станках,

механизмах, тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях

глубокого экономического кризиса использованы в производстве продукции не в

полной мере или выведены в резерв.

Во-вторых, - ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. В

настоящее время она не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и

другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы.

Единственным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной

рабочей силы, потеря многими предприятиями (особенно отраслей

обрабатывающей промышленности) за годы стагнации наиболее квалифицированных

рабочих и инженерно-технических кадров.

В-третьих, - относительное снижение издержек во многих отраслях

обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста

цен на продукцию производственно-технического назначения в 1998-1999 гг.

Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении

традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить

финансовое положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде

секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой

основой экономического роста.

Таким образом возможно реализовать малокапиталоемкий вариант развития

большинства отраслей народного хозяйства и промышленности. Расчеты

показывают, что в ближайшие два-три года только путем использования уже

существующих производственных мощностей производство может быть увеличено

минимум на 25-30%.

При переходе экономики на второй период, когда существенно ожидается

снижение темпов экономической динамики, обусловленное исчерпанием имеющихся

резервов и запаздыванием ввода новых мощностей, связанных с инвестициями

последних лет. Длительность этого периода, а также степень снижения темпов

роста напрямую сопряжены с тем, в какой мере нам удастся нарастить

инвестиции в рамках первого периода. /30/

Как видно, уже сегодня необходимо привлечение крупных финансовых ресурсов

для того, чтобы переход на второй этап был максимально мягким. У

государства таких ресурсов практически нет, особенно, учитывая предстоящие

крупные выплаты по долгу в 2003 г.

Получение новых займов на Западе тоже проблематично. Остается один

источник - капиталы отечественных и, возможно, иностранных предприятий. Но

чтобы они были задействованы, необходимо создать в стране инвестиционный

климат, который гарантирует собственникам свободных денег эффективное, а

главное безопасное их вложение. Пока реализовать привлечение капитала

отечественных предприятий не удается (а это 15 млрд. долл. ежегодно. /16/).

Иностранные инвестиции также привлечь достаточно сложно. Инвесторов

волнуют сейчас два момента - сложная система налогообложения и претензии на

долю прибыли посторонних по отношению к организации лиц, в том числе и из

местной администрации.

Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов,

уходу экономики в тень, уменьшению инвестиционной активности, в конечном

счете - падению конкурентоспособности российского бизнеса, падению

конкурентоспособности российского государства.

Сделано несколько очень важных шагов по пути реформирования (упрощения)

налогообложения, но нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо

создать такую налоговую систему, чтобы она была понятной, прозрачной,

справедливой, позволяющей после уплаты платежей иметь достаточно средств

для продолжения бизнеса.

Почти каждый автор ссылается на необходимость дальнейших реформ. Вот

только некоторые дальнейшие возможные пути реформирования налоговой

системы:

. отказаться от обложения инвестиций на развитие производства, создание

и освоение новых перспективных технологий /13/

. устранить индивидуальные (незаконные и полузаконные) льготы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.