бесплатно рефераты
 

Конкуренция и монополия. Проблемы демонополизации в условиях современной экономики

монополизации? Существуют вопросы, которые предстоит каждый раз

решать государственным службам: что считать низким (или наоборот,

завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого

производства свидетельствует о монополистическом захвате? Какой

уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным

дефицитом?

. Все это непростые вопросы, на которые нельзя во всех случаях дать

однозначного ответа. А если крупная корпорация добилась низкого

продажного уровня цен путем снижения издержек, с помощью более

высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности? И

вообще, вводя запрет на запрет на продажу «по чрезвычайно низким

ценам», кого защищает антитрестовское законодательство- конкуренцию

или какие- то группы конкурентов.

. Все это не просто теоретические вопросы. Например, закон Робинсона-

Питмэна, запрещавший ценовую дискриминацию, был направлен, по

сути, против крупных розничных магазинов и супермаркетов, которые

могли себе позволить снижать цены для определенных групп

покупателей. Но этого не могли позволить себе мелкие торговые

фирмы. Так против кого был направлен этот закон и чьи интересы он

защищал? П. Самуэльсон оценивает его так: «Это (т. е. запрещение

ценовой дискриминации) и другие предложения закона способствовали

ограничению конкуренции. Вместо того, чтобы снизить цену в пользу

потребителя, он был направлен на сохранение многих предприятий,

несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны». Так что

же выиграло общество от того, что антимонопольным законодательством

в данном случае были защищены мелкие торговые фирмы, которые

продавали свои товары по более высоким ценам, чем крупные торговые

предприятия? Ведь потребители уплачивали более высокую цену,

поскольку супермаркетам было запрещено осуществлять политику

ценовой дискриминации.

. Многие экономисты сомневаются по поводу якобы неизменной

эффективности антимонопольной политики государства. Например, П.

Хейне настойчиво проводит мысль о том, что антимонопольное

регулирование (независимо от его благих намерений) защищает не

свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно

помнить,- подчеркивает Хейне,- что наиболее эффективное давление на

государственную политику оказывают не потребители, а производители.

И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием

стремления производителей защищать себя от суровых законов

конкурентной жизни».

. Государственные службы, призванные осуществлять реализацию

антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя

принципами: во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых,

«принципам разумности». Дело в том, что во многих отношениях

юридический язык антитрестовских актов (например, Закон Шермана)

настолько декларативен, что федеральный суд США мог бы подвести под

сферу его действия «любых двух партнеров, решивших вести совместное

дело» (П. Хейне). Поэтому, «принцип разумности» означает, что

только неразумное ограничение торговли (соглашения, слияния,

разрушение ценностей, т. е. искусственный дефицит) подпадают под

действия акта Шермана. Но что считать неразумным ограничением?

. Все эти проблемы показывают, насколько сложным является

практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства.

Государство должно балансировать, проходя по узкой тропинке между

опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения

конкуренции (а любое вмешательство государства, даже с целью

поддержания конкуренции, сопровождается тем или иным ограничением

конкурентных возможностей). Как известно, благими намерениями

вымощена дорога в ад. Антимонопольная практика должна действительно

поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя

наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей)

за счет других.

. Для того, чтобы установить факт монополизации, антимонопольное

регулирование предполагает широкое использование математического

инструментария и вообще всего теоретического аппарата концепций

несовершенной конкуренции Э. Чемберлина, Дж. Робинсон, В. Парето и

других экономистов. Исполнительные органы власти ведут не только

«карательную», но и профилактическую работу по предотвращению

монополистических ограничений. Например, министерством юстиции

издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по

слиянию и поглощению компаний, которые попадают под действие

антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на

основе которого делается заключение о факте установления на рынке

монополистического превосходства одного или нескольких предприятий:

33%- для одного предприятия, 50%- для трех, 66,6%- для пяти.

. Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не

против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как

размер компании еще не дает возможности трактовать ее как

монополию. Антимонопольное регулирование направлено против

ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную

конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных

издержек и дополнительных выгод, который исповедуется в рыночной

экономике, то можно утверждать: неизбежные издержки, которыми

сопровождается антимонопольное регулирование, все- таки оказываются

ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение

монополистических тенденций в рыночной экономике.

Глава 2

Антитрестовская политика в США

В реальной экономической жизни США антитрестовская политика федеральных

органов власти определяется не только антитрестовским законодательством.

Дело в том, что, как я писал выше, указанные законодательные положения и

нормы сформулированы достаточно широко. Конгресс США оставил за судебной

властью право решать, что составляет «попытку монополизации»,

«существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке», «нечестные

методы ведения конкурентной борьбы» и т. д. Два основных государственных

органа- Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел

Министерства Юстиции- также обладают широкими полномочиями в этой сфере.

Далее рассмотрим трансформацию средств и методов воплощения

антимонопольных мероприятий в экономическую жизнь США с течением времени

по следующему ряду узловых вопросов: фиксация цен, слияние фирм и

предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен.

Фиксация цен. Закон Шермана считает практику фиксации цен на товар

незаконной. Конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и

независимую ценовую политику, а попытки любого рода кооперации в этом

вопросе должны немедленно пресекаться. Современная юридическая практика

рассматривает фиксацию цен как нарушение закона само по себе. Это

означает, что судебным властям нет необходимости доказывать успешность

такого рада попыток, либо неразумность определенной цены- достаточно

доказать факт наличия договора о координировании цен, чтобы выиграть

дело. Более того, обвиняемые по этой статье закона не могут защищаться на

том основании, что их действия могли повлечь за собой какие- либо

благоприятные последствия для экономической жизни.

Наряду с тем, что признается незаконным сам факт фиксации цен, закон

распространяет свои полномочия и на другие виды совместных действий,

могущих даже косвенно повлиять на цены. Некоторые виды

предпринимательской активности, как- то: соглашения по ограничению

выпуска продукции, разделении рынков сбыта, обмен информации о ценах

между конкурирующими предприятиями,- также приближаются по своей сути к

прямым соглашениям о ценообразовании, однако суды в данном случае не

всегда рассматривают такие действия как нарушение закона.

Слияния. Первоначальный вариант закона Клейтона содержал в себе

механизмы, направленные против подобной практики. Однако они оказались

малоэффективными и трудно реализуемыми в экономической действительности.

И только после принятия поправки к нему (Закон Селлера 1950 года)

контроль за слиянием фирм и предприятий стал возможен. Более того, такого

рода деятельность стала основной частью антитрестовских программ

правоохранительных органов. С этого времени все подобные операции

оказались «под прицелом» контролирующих органов. Кроме стандартных

возражений против практики горизонтальных слияний, в законодательном

порядке нередко опротестовывались и вертикальные слияния (т. е. слияния

фирм, имевших отношения типа «поставщик- покупатель», как, например,

автомобильная фирма и концерн по производству покрышек). Иногда даже

рассматривались дела о конгломератных слияниях различных фирм (т. е.

слияния фирм, оперирующих на непересекающихся сегментах рынка, как,

например, нефтяная компания и сеть розничных магазинов).

Текущая практика надзора за слияниями. Хотя Закон Селлера не отменен и по

сей день, нынешняя политика федерального правительства несколько

смягчилась по сравнению с 50- 60- ми годами. Частично это возможно

объяснить некоторой трансформацией экономической теории, произошедшей за

эти годы. Дело в том, что ныне ведущие экономисты не полностью разделяют

господствовавшее ранее мнение о росте концентрации рынка как о пагубном

последствии для его функционирования. Более того, с точки зрения

эффективности слияния компаний способны представить ряд потенциальных

преимуществ. Ранее эффект слияний рассматривался экономистами в весьма

узком аспекте- лишь относительно вероятной экономии на масштабе

производства. Теперь общепринятый взгляд на перераспределение границ фирм

и деловых предприятий, происходящее в рамках слияния компаний,

постулирует, что этот процесс способен сильно сократить

непроизводственные затраты, и, кроме того, положительно сказаться на

рыночном процессе с позиций предпринимательства и повышения статической

эффективности процесса. Далее, слияния компаний и корпораций

рассматриваются сегодня как важный механизм, посредством которого

держатели акций способны оказывать влияние и некоторым образом

«дисциплинировать» управляющих и членов советов директоров фирм и

предприятий. И последнее: если прежде практика слияний рассматривалась

исключительно в контексте внутренней экономической системы, то сейчас

учитывается международная конъюктура и конкуренция. Иногда слияние

нескольких национальных компаний может только усилить их

конкурентноспособность на мировом рынке, приводя к возрастанию, а не к

уменьшению конкуренции на транснациональном уровне.

Ряд директивных документов 1982- 1984 годов, принятых Министерством

Юстиции США, позволили провести такие мероприятия в этой области, которые

ранее, вне всякого сомнения, были бы единодушно приняты не

соответствующими духу и букве антимонопольного законодательства.

Для определения законности практики горизонтальных слияний в качестве

оценочного параметра обычно используется индекс Герфиндаля. Федеральные

органы власти (суд, министерство юстиции) как правило не возражают против

слияний, если индекс Герфиндаля по реализации этих намерений не превышает

1000 пунктов. Такое мероприятие будет признано вполне законным для рынка,

на котором оперирует 10 равноценных фирм.

На более насыщенных рынках слияния, которые приводят к росту индекса

Герфиндаля на 100 и более пунктов, уже могут оспариваться в

законодательном порядке, если не существует иных факторов, указывающих на

то, что подобная мера не грозит потребителям неприятными последствиями.

Во внимание принимаются следующие обстоятельства:

менее охотно слияния признаются в тех отраслях промышленности, которые

выпускают более однородную продукцию;

более охотно слияния признаются в тех отраслях промышленности, которые

сталкиваются с наличием на рынке товаров- субститутов;

более охотно слияния признаются в тех отраслях промышленности,

претерпевающих активные и быстрые технологические изменения;

менее охотно слияния признаются в тех отраслях промышленности, где ранее

было доказано существование тайных соглашений между различными группами

предпринимателей.

Инструкция 1984 года разрешает слияния крупных фирм и корпораций, если

«имеются явные и убедительные доказательства повышения в этом случае

эффективности производства, сокращения непроизводственных затрат, либо в

случае близкого краха одной из фирм». Так, например, решение о слиянии

корпораций «Крайслер» и «Америкен Моторс» не было опротестовано, несмотря

на то, что в этом случае индекс Герфиндаля для объединенной фирмы намного

превышал 2000, поскольку «Америкен Моторс» был признан «гибнущей фирмой».

Однако в том же 1987 году слияние компаний «Кока- Кола» и фирмы «Доктор

Пеппер» было блокировано, так как суд не увидел к этому «соответствующих

обстоятельств». Вертикальным и конгломератным слияниям в меньшей мере

грозит запрет и децентрализация, нежели горизонтальным объединениям фирм

приблизительно равной величины. Однако ряд факторов может препятствовать

и этим процессам. К ним относятся: слияние, создающее искусственные

барьеры для выхода на рынок; препятствия для новых фирм с целью

ограничения конкуренции с их стороны; тенденции по заключению тайных

сделок и соглашений относительно раздела рынка.

Ограничения вертикальных связей. Подобно вертикальным слияниям

ограничения вертикальных связей в торгово- промышленном комплексе

распределяются на отношения «поставщик- потребитель». В данном случае

пристального внимания заслуживали следующие вертикальные связи:

соглашение о поддержке цены продажи товара; экслюзивные права торгующих

организаций на реализацию на рынке определенного вида товаров; соглашение

о продаже товара с принудительным (по выбору продавца) ассортиментом;

территориальное деление рынков.

Подобно вертикальным слияниям в понятие ограничения вертикальных связей

включаются любые соглашения между поставщиком и потребителем. От

горизонтальных ограничений (фиксирование цен, рассмотренное в начале

главы, которое содержало в себе соглашение между прямыми конкурентами)

они отличаются весьма разительным образом. Многие из указанных выше

ограничений вертикальных связей становились предметом судебных

разбирательств, основанных на существующем антитрестовском

законодательстве, хотя эти попытки далеко не всегда были успешными для

органов юстиции.

Соглашения о поддержке цены продажи товара предусматривают некий договор

между розничными торговцами и фирмами о запрещении снижения цены товара

ниже определенного уровня, что рассматривается как незаконное ограничение

торговли посредством затруднения чековой конкуренции. На практике

преследование таких действий в законодательном порядке весьма не просто,

что доказывает обширный опыт последних лет. Аналогичная ситуация

складывается и при анализе существующих территориальных делений рынка

сбыта среди розничных торговцев.

Далее закон Клейтона признает незаконным соглашение о продаже товаров с

принудительным ассортиментом, если результатом этих мер является

значительное сокращение конкуренции. Так, например, Верховный Суд США

признал незаконным требования корпорации «IBM», выставленные покупателям

персональных компьютеров этой фирмы, об обязательном приобретении

дополнительного периферийного оборудования («в нагрузку»).

При заключении эксклюзивных соглашений по реализации на рынке

определенного вида товаров производитель товаров заручается поддержкой

представителей торговой сети о продаже через эту сеть исключительно

продукции данной конкретной фирмы. В ряде отраслей промышленности

подобная практика весьма прочно укоренилась.

Хотя большинство ограничений вертикальных связей в сути своей являются

противоречащими Закону Клейтона, официальные органы менее ретиво

преследуют практику их заключений. Дело в том, что ныне широко признается

тот факт, что ряд этих мероприятий зачастую имеет весьма позитивный

эффект сокращает непроизводственные затраты и усиливает контроль за

экономической добросовестностью.

Бытует мнение о том, что покупателю не особенно страшны любые виды

соглашений между производителями и розничными торговцами до тех пор, пока

существует институт конкурирующих производителей. В этих условиях

некоторые производители могут принять на вооружение одну рыночную

стратегию- высокие цены, высококачественные услуги, тогда как другие

воспользуются иным механизмом- низкие цены, минимальное количество услуг.

Реализация этих схем предоставляет покупателю широчайшие возможности

выбора в стихии рынка.

Дискриминация цен. Закон Клейтона определил дискриминацию цен как

незаконное деяние, однако, первоначально внедрение этих статей закона в

повседневную экономическую жизнь столкнулось с рядом трудностей.

Положение вещей изменилось только в 1936 году, когда к Закону Клейтона

была принята поправка Робинсона- Патмана. Ее основная цель состояла в

запрещении использования различных торговых скидок при отсутствии ясных и

недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как реальной экономии

издержек и непроизводственных затрат, либо попыток соответствия

конкуренции.

Заметим, что Федеральная торговая комиссия, а также Министерство Юстиции

США имеют право возбудить судебное дело на основании поправки Робинсона-

Патмана, хотя практически все бремя полностью несет на себе Федеральная

торговая комиссия; при нарушении положений, предусмотренных поправкой

Робинсона- Патмана, также предусматривается возбуждение исков частными

лицами и последующая компенсация нанесенного им ущерба.

Эта поправка вызывала и вызывает наиболее ожесточенные споры среди всех

антимонопольных законов. Суть в том, что этот закон из средства,

способствующего усилению конкуренции, может быть с легкостью обращен в

орудие защиты от конкуренции извне. В связи с этими обстоятельствами,

сферы применения данной поправки ныне несколько сокращены, а в 1976 году

была сделана попытка- справедливости ради, безуспешная- добиться ее

полной отмены.

Глава 3

Теория общественного выбора

Сторонники теории общественного выбора анализируют антитрестовское

законодательство с несколько иной точки зрения. Опираясь на сложившуюся в

указанных сферах систему воззрений, представители этого круга экономистов

утверждают, что экономическая и социальная политика, проводимая в жизнь

государственными органами, далеко не всегда отвечает общенациональным и

общенародным интересам, а антитрестовские мероприятия защищают интересы

узкого круга предпринимателей, власть предержащих бюрократов и прочих

немногочисленных, но влиятельных групп.

Однако такая точка зрения вряд ли находит опору в анализе исторического

развития антитрестовского законодательства. Вспомним, что закон Шермана

был принят в ту эпоху, когда неоклассическая экономика с ее понятиями

только- только начала формироваться. Американцы враждебно относились к

“трестам” не потому, что они были неэффективны в процессе производства

товаров и услуг, но потому, что тресты были богаты, мощны и определяли

реальную власть в стране. А их эффективность лишь способствовала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.