бесплатно рефераты
 

Инвестиции в РБ

На первом этапе реформ малые предприятия выступали в качестве

своеобразных "чистильщиков" государственного сектора. Арендуя у

государственных предприятий площади, приобретая у них изношенные, но еще

жизнеспособные оборудование и инвентарь, приспосабливая для своих нужд

неиспользуемые помещения и вовлекая в хозяйственный оборот все пригодные

материалы, в т.ч. и отходы, малый бизнес способствовал более

эффективному использованию ресурсов страны. При этом частные фирмы нередко

становились подрядчиками более крупных предприятий, обеспечивая их

комплектующими и деталями, выполняя для заказчиков опытно-конструкторские

работы и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко

реагирующие на спрос малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью

и высокой производительностью, осваивали те экономические ниши, которые

были недоступны крупным производителям. Подобно трудолюбивым муравьям,

малый бизнес расчищал и облагораживал почву, делая государственный лунный

ландшафт более пригодным для жизни. На Рисунке 2.2 этому периоду

соответствуют 1991-1995 гг., когда инвестиции не приносили адекватной

отдачи, увязая в трясине еще не реструктуризированного государственного

сектора. Можно предположить, что эффективность инвестиций была бы еще ниже,

если бы не малый бизнес, который способствовал росту производства без

дополнительного финансирования и тем самым смягчал спад, вызванный

структурными реформами.

Опыт транзитивных стран свидетельствует о том, что бурный рост числа

малых предприятий продолжается до тех пор, пока не закончится процесс

перемещения факторов производства из государственного в частный сектор. К

этому моменту доля малого бизнеса достигла примерно 40% от общей

численности занятых. Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов

Всемирного банка, указывает на то, что в стране осуществилась критическая

масса реформ, созданы благоприятные условия для развития бизнеса и

подготовлена почва для прихода крупных инвесторов. Таким образом, именно

уровень развития малого бизнеса можно рассматривать в качестве интегральной

характеристики инвестиционного климата страны. Аргументом в пользу такого

утверждения является и тот факт, что кредитные рейтинги, ежегодно

присваиваемые странам международным рейтинговым агентством Institutional

Investor, поразительным образом совпадают с уровнем развития

предпринимательского сектора в той или иной стране. Так, по итогам 1999

г., при максимальном значении 100, рейтинг Беларуси составлял 11,9,

Венгрии – 55,9, Польши – 56,7, Эстонии – 42,8, Чехии – 56,1.

После того как численность малых предприятий достигла порогового

значения, наступает второй этап экономических реформ и время эффективного

экономического роста. На Рисунке 2.2 видно, что после 1995 года

инвестиции (с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую

ежегодную отдачу в виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше

быстро сокращать разрыв в уровне жизни со странами ЕС. В этот период

малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации

производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы

необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно

превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные

разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие,

оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным

предприятиям. Последние, замыкая на себе технологические цепочки и

кооперационные связи сотен мелких производителей, из набора разрозненных

деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию, поступающие на мировые

рынки. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс

реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень

специализации и кооперации, соответствующий современной системе

организации производства в мире.

Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и

формирование полноценного предпринимательского сектора являются

необходимыми условиями эффективного использования инвестиций. Без создания

указанных предпосылок даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные

"жемчужины" промышленности не смогут обеспечить существенного роста ВВП.

Объясняется это тем, что продукция, полученная в результате реконструкции

таких "жемчужин", поступит на тысячи других не реформированных предприятий

с низкой эффективностью и попросту будет превращена в отходы (к концу

существования СССР на единицу конечной продукции производилось в 8 - 10 раз

больше отходов и соответственно во столько же раз расходовалось больше

ресурсов, чем в развитых странах. С тех пор в странах СНГ мало что

изменилось). Если же продукция реконструированных "жемчужин" будет

экспортирована, то вырученную валюту государство использует опять же на

поддержку неэффективных и убыточных производств, что не даст ощутимого

прироста ВВП.

А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в

стране начался устойчивый экономический рост? Основываясь на

закономерностях, общих для всех переходных стран, можно сделать некоторые

выводы и для Беларуси. Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по

инвестициям в упомянутых странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в

расчете на душу населения инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси

приведут к росту ВВП на 400-700 долларов (по паритетному курсу). Если

учесть, что в настоящее время ВВП на душу населения, как отмечалось выше,

составляет 7550 долларов, то для его увеличения в 1,7 раза (именно такой

темп роста ВВП заложен в проекте Национальной программы привлечения

инвестиций в экономику Республики Беларусь), потребуется около 10 000

долларов в среднедушевом исчислении, или 100 млрд. долларов в целом по

республике. Это в 2,5 раза больше того объема инвестиций, который требуется

Беларуси по прогнозам Министерства экономики.

Таким образом, из анализа опыта переходных стран можно сделать

вывод, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи,

пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет

порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в

результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для

развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси

либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной

необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.

2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси

По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские

инвесторы намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад

осуществляет одна российская компания - РАО "Газпром".

Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для

Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных

ресурсов иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль

потенциального источника капвложений, а с другой - невысокий инвестиционный

рейтинг страны, неустойчивость законодательства и шероховатости

экономической политики государства препятствуют формированию необходимых

условий для частного зарубежного инвестора.

По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси

зарегистрировано 77 предприятий с участием российского капитала (или 3,2%

от общего числа по республике),

в том числе 67 совместных и 10 иностранных.

Доля российского капитала в объявленном уставном фонде данных

предприятий составила около 2 млн. USD, или менее 1% от общего объема по

республике, из которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от

объявленного. Их создание позволило организовать более 1,5 тысячи рабочих

мест (или 2,4% от занятых на всех СП и ИП). Однако с учетом всех

зарегистрированных в РБ предприятий с российским капиталом вклад российских

инвесторов на самом деле намного больше.

Среди стран СНГ Россия занимает доминирующее положение по количеству

созданных совместных предприятий, зарегистрированных облисполкомами в

соответствии с национальным режимом регистрации. Оценить размер инвестиций

в эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды объявлялись в

белорусских рублях в различное время в течение периода, когда были

проведены две деноминации.

Наиболее крупным инвестиционным проектом на территории РБ является

строительство газопровода Ямал - Западная Европа, осуществляемое РАО

"Газпром" совместно с белорусскими субподрядчиками. Согласно данным

платежного баланса, с 1995 года на финансирование данного проекта

перечислено 396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема поступивших в

республику прямых иностранных инвестиций в виде вложений в уставные фонды

предприятий и банков, а также реинвестированных доходов.

Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС российские

позиции не отражают в полной мере стратегического экономического интереса к

Беларуси. Так, на сегодня мы имеем 625 работающих предприятий с участием

инвесторов из стран Европейского Союза, зарегистрированных в МИДе, против

77 из России (отношение 8:1), а соотношение фактически сформированного

уставного фонда составляет соответственно 80:1.

Данные факты объясняются как высокой потребностью самой России в

инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями в экономических

системах, законодательстве и т. д. Тем не менее с учетом упомянутого выше

проекта РАО "Газпром" Россия является безусловным лидером по объемам прямых

иностранных инвестиций в РБ.

Отраслевая направленность деятельности белорусских резидентов с долей

российских инвестиций соответствует общереспубликанской тенденции

превалирования промышленного сектора, сложившейся в последние три года.

Значительные прямые инвестиции Россия направляет также в развитие оптовой и

розничной торговли, транспорта и строительства. Это отражает и десяток

крупнейших предприятий (из числа зарегистрированных в МИДе), на долю

инвестиций которых приходится более 80% от общего объема.

Во исполнение Договора о создании Союзного государства между Россией и

Беларусью от 8 декабря 1999 года в рамках создания единого экономического

пространства государства-участники принимают согласованные меры по

поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей

развития и проводят единую структурную политику, в том числе и в сфере

привлечения инвестиций.

В настоящее время правительством Беларуси принято решение и проводится

работа по созданию Координационного совета по иностранным инвестициям при

Совете министров РБ по аналогии с действующим уже пять лет Консультативным

советом по иностранным инвестициям в России под руководством председателя

Правительства РФ. Важно, что такие органы работают во многих странах -

Латвии, Израиле, Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д.

С целью унификации законодательства РБ и РФ в рамках Межпарламентского

комитета РБ, Республики Казахстан, Киргизской Республики, РФ и Республики

Таджикистан в ходе заседаний соответствующей рабочей группы (в октябре 1999

года и в феврале текущего) подготовлен проект модельного Закона "Общие

принципы функционирования свободных экономических зон", который в ближайшее

время будет представлен на рассмотрение постоянной комиссии МПК по

экономике и финансам. Целью принятия модельного закона о принципах

функционирования СЭЗ является определение общих основ и направлений

развития СЭЗ в государствах - участниках Таможенного союза.

2.3 Регулирование иностранных инвестиции.

Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение

иностранного капитала, который пока не превратился в фактор

макроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в

общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по

разным оценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с

участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства и

того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной

собственности с участием белорусского и иностранного капитала вообще

приходится порядка 1 % основного капитала. Однако важны не только масштабы,

но и эффективность использования иностранных инвестиций, их влияние на

перспективы развития белорусской экономики.

Государственное регулирование иностранных инвестиций в Беларуси

является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за

отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать

комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную

соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами

контроля.

Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют

объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства

партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в

предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно

к Беларуси это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо

«работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.

Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта

капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае,

когда государство импортер проводит активную политику, в частности,

соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и

политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в

случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате

иностранные инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые

отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при разработке

государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику

Беларуси преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об

исключительно позитивном воздействии иностранного капитала.

Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из

Беларуси продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в

белорусскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования

инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных

товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала

привлекается в Беларусь в самых невыгодных формах, например, в виде

связанных кредитов.

Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с

условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта,

закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80%

конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом

оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате

отечественные предприятия сворачивают производство, а импорт аналогичного

оборудования растет.

Отвергая возможность угрозы национальной безопасности, сторонники

такого подхода часто ссылаются на опыт США, на долю которых приходится

свыше 1/5 мировых иностранных инвестиций, что эквивалентно 7% валового

внутреннего продукта этой страны. Попытаемся разобраться, что же скрывается

за приведенными цифрами.

На протяжении многих десятилетий в США действует отлаженная система

государственного регулирования в сфере прямых иностранных инвестиций на

двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением

федерального регулирования является защита интересов национальной

безопасности. При этом с конца 80х годов здесь безопасность страны все в

большей степени связывается не с военным фактором, а состоянием

национальной экономики, с поддержанием и усилением конкурентоспособности

США в мире. Организационной структурой, обеспечивающей контроль за

инвестиционными потоками, является Комитет по иностранным инвестициям. В

законодательство США была введена поправка, в соответствии с которой

президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать

процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с

установлением контроля иностранной стороны.

Федеральные законы США ограничивают или запрещают иностранное участие и

в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, внутренняя авиация,

строительство гидроэлектростанций, добыча полезных ископаемых на

федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная

энергетика.

Важным направлением федерального регулирования иностранного

инвестирования является и защита технологической базы США. Она

осуществляется через механизм выдачи лицензий на передачу технической

информации иностранной стороне. Лицензий могут быть аннулированы исходя из

внешнеполитических соображений или в целях защиты интересов национальной

безопасности. Для иностранных фирм осложнено получение «сертификата

надежности», обязательного для работы по контрактам, содержащим секретную

информацию.

Таким образом, даже в стране, располагающей самым мощным экономическим

потенциалом, существует развитая и весьма жесткая система контроля за

инвестиционными потоками с целью предотвратить потерю контроля над

экономикой, а следовательно, и угрозу национальной безопасности.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что спад инвестиций является важнейшим

индикатором вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а

оживление инвестиционной активности непременным условием выхода на

устойчивую траекторию экономического роста. В белорусской экономике первый

этап этого процесса был значительно углублен и затянут, а второй этап

заторможен серьезными просчетами экономической политики государства. Как

мировой опыт, так и белорусская действительность свидетельствуют, что без

активизации роли государства в инвестиционном процессе путем его прямого и

косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики,

восстановление и рост экономического потенциала Беларуси невозможны.

3. Пути и меры по привлечению инвестиций.

3.1 Отток капитала

За последние годы в Беларуси сложился слой предприятий и

предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из за неустойчивости

экономического положения в стране большие средства переводятся в

конвертируемую валюту и оседают в западных банках.

Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Беларусь

станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных

инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных

сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в Беларуси

возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций

превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных

ресурсов (потенциальных инвестиций) из Беларуси в несколько раз превышает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.