бесплатно рефераты
 

Государственное регулирование экономики

которых одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить

потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства

налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается

массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России

происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно

повышает налоги, предприниматели всё чаще уклоняются от их уплаты,

следовательно, в бюджет идёт всё меньше средств. Государство опять повышает

налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно

понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частное

предпринимательство более прибыльным, приведёт к большим доходам

государства и снизит уровень криминализации бизнеса [1, с.261-292].

3.3 Государственный бюджет

Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть

национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов

за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно,

общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют

областные и местные бюджеты.

Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их

можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части

- социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным

отраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживанию

государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на

население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные

займы (см. приложение 3).

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие

показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно

уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в

данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают

активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения

бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих

поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин).

Причин бюджетного дефицита может быть много:

. спад общественного производства;

. рост предельных издержек общественного производства;

. массовый выпуск “пустых” денег;

. неоправданно “раздутые” социальные программы;

. возросшие затраты на финансирование ВПК;

. крупномасштабный оборот “теневого” капитала;

. огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери

произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся

общественному учету.

Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным

экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства,

которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы.

Более того, без них экономическая система утрачивает способность к

самодвижению и поступательному развитию.

Бездефицитность бюджета еще не означает “здоровья” экономики и, я

считаю, надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой

финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают

дефицит бюджета.

В своей работе я хотел бы рассмотреть бюджет на следующий год, что

является очень актуальным, так как наша страна выходит на новый виток

своего экономического и политического развития.

Правительство России одобрило базовые параметры проекта бюджета-2003

(см. приложение 4). Из данной таблицы мы видим, что доходы превышают

расходы, что подчёркивает рост экономики страны в целом, а также инфляция

составляет 10-12%, что очень сильно отличается от показателей

предшествующих периодов.

Основная проблема вокруг главного финансового документа страны, как

известно, была связана с приходящимся на 2003 год пиком платежей по

внешнему долгу из-за погашения двух выпусков еврооблигаций, размещенных

накануне дефолта 1998 года, и четвертого, самого крупного, выпуска ОВВЗ.

В итоге общая нагрузка по погашению внешнего долга увеличивается по

сравнению с текущим годом на 4 миллиарда долларов, до 10,8 миллиарда, а

общая долговая нагрузка с учетом процентов оценивается в 17 миллиардов

долларов. Для сравнения, я считаю нужным, отметить, что в нынешнем и в два

предыдущих года платежи по внешнему долгу составляли от 14 до 14,8 (без

учета погашения обязательств ЦБ РФ перед МВФ), а в 1999-м - и вовсе 8,4

миллиарда (из-за дефолта по советским долгам).

Реальной проблемой 2003-го, а особенно следующего, 2004 года, когда

долговая нагрузка ощутимо снизится, может стать не недостаток ресурсов для

выплат по долгу, а скорее, наоборот, их излишек и избыточный профицит

бюджета. Политика сохранения крайне низких, сложившихся в постдефолтный

период, расходов бюджета может прийти в противоречие с новой ситуацией с

платежным балансом, с курсовой политикой. В результате укрепления рубля

валютные резервы Банка России в 2003-2004 годах, вероятно, уже не будут

расти прежними темпами. И профицитный бюджет, который до этого помогал

сдерживать связанное с накоплением резервов инфляционное давление, может

превратиться в фактор, подавляющий поступление денег в экономику и

тормозящий экономический рост.

Таким образом, можно проследить динамику бюджетов последних лет и

свести эти данные в таблицу (см. приложение 5). Проанализировав эти

сведения можно сделать такое заключение, что в общем макроэкономические

показатели бюджетов изменяются в лучшую сторону, например, доходы

государства в 2001 году составляли 1193, а в 2003 планируется по

законопроекту 2020, что гораздо существеннее, чем за предыдущие периоды.

Всё это показывает насколько правильно и грамотно ведётся управление

государством со стороны правительства.

Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепция

базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До

недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью

финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы

становится, очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в

значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики

государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть

сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная

концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое

воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое

обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и

привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство снижает

налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В

ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и

снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета

может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада.

Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и

одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за

период в несколько лет.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных

финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов

является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом

достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как

устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является

второстепенной проблемой.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики,

ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного

хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы

финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за

развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение

бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита

крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже

для “богатых” в экономическом отношении стран. В конечном счете, нарастание

бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту

государственного долга.

Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период

времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных

сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так

как, во - первых, государственный займ - важнейший источник покрытия

бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной

размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного

долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо

исследование роста бюджетного дефицита.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные

экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному

долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть

государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной

части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты

государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие

экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в

производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда

правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или

уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой

сокращение частных капиталовложений [7, с.261-292].

Заключение

Государственное регулирование - объективная необходимость развития

экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня

развития рыночных отношений.

Правовое обеспечение рыночных отношений — средство государственного

регулирования экономики. Эффективное применение средств государственного

регулирования возможно лишь в правовых формах.

Необходимое условие эффективного государственного регулирования — учет

интересов субъектов рыночных отношений.

Государственный сектор экономики — важная составная часть рынка и

инструмент государственного регулирования.

При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание

как прямых, так и косвенных методов. Прогнозирование и планирование

являются инструментами не только командно-административной, но и рыночной

экономики.

Государственный контроль и надзор — эффективное средство

государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности и

частного бизнеса.

События августа-сентября 1998 г. имели рубежное значение для хода

реформирования экономики и для функционирования народного хозяйства. С

воспроизводственной точки зрения можно констатировать, что после

кратковременного периода депрессивной стабилизации произошли новый срыв в

«штопор» инфляции, углубление спада производства, снижение товарооборота и

сокращение реальных доходов населения. В институциональном плане налицо

резкое «сжатие» всех видов рынков и полный крах некоторых из них,

ослабление многих элементов рыночной инфраструктуры, прежде всего

банковской системы, кризис доверия наших граждан и зарубежной

общественности к дееспособности российской экономической системы.

Страна отброшена на начальные рубежи рыночных преобразований, а надежды

на экономический подъём и улучшение жизни народа отодвинуты далеко в

следующее тысячелетие. Очевиден полный крах всех идеологий

праворадикального реформизма, социального нигилизма и монетаристского

фанатизма в трансформационной экономической политике; последняя, свелась в

деятельности, всех первых трёх пост советских правительств, к подавлению

инфляции любой ценой, в том числе ценой «уполовинивания» реального сектора

экономики и обнищания подавляющей части населения.

Рыночные реформы прекратились сразу по завершении чекового этапа

приватизации (которая не привела к появлению эффективного собственника).

Разве что, кроме, формирования рынков государственных и корпоративных

ценных бумаг. Но первый строился, как финансовая пирамида, которая при

разрозненном производстве не имела ни одного шанса не обрушиться: оба рынка

отличались высокой долей нерезидентов, оба разбухали на фоне вопиющего

ухудшения реального состояния экономики.

Во всем остальном имел место застой. Никак не продвигались объявленные

реформы: налоговая, социальная, жилищно-коммунальная, банковской системы,

предприятий, финансовых отношений Федераций и её субъектов, и т.п.

Сменявшие друг друга правительства лишь искали «на стороне» виновных этого

реформационного застоя, закрепив за собой преимущественно функцию латания

экономических дыр.

Многие шаги, первых правительственных команд реформаторов, абсолютно

необъяснимы с точки зрения хозяйственной целесообразности и эффективности.

Так, не имеют рационального экономического объяснения ни поспешная

приватизация государственной собственности, бесплатно или по цене, равной

стоимости основных фондов с учётом износа (т.е. за бесценок), ни отказ от

госмонополии на продажу спиртного, с потерей значительного объёма денежных

поступлений в госбюджет, ни отсутствие и по сей день правовой защиты

интересов вкладчиков банков и других финансовых организаций, ни

спокойствие, с которым исполнительная власть наблюдала за ежегодным оттоком

много миллиардных средств из нищающей России в западные банки. Всё это,

однако, обретает смысл с точки зрения политических интересов новой властной

элиты: создавались все условия для облегчения первоначального накопления,

прежде всего, слоя богатых людей как её социальной опоры.

Итак, проводимая в течение восьми лет экономическая политика в

преобладающей мере служила средством перераспределения власти и

собственности, орудием политической борьбы.

Сегодня же, предстоит задействовать истинный вектор экономического

реформирования – повышение экономической эффективности производства и

хозяйствования, рост благосостояния населения. Развитие политических

процессов, следует, в конечном счёте, подчинить интересам экономики, прежде

всего задачам её выведения из кризиса [9, с.17-21].

В общем, корректная постановка вопроса такова: экономические реформы

лишь предстоит разворачивать. Многое придётся начать заново, причём, как в

разработке теории перехода планово-распределительной экономики в рыночную,

так и в выборе, адекватной условиям страны, модели и практических методов

её реализации. Здесь возникает комплекс сложнейших проблем. Ниже я

попытаюсь выделить из их множества лишь некоторые узловые вопросы и

наметить главные требования к организации процессов рыночной трансформации.

Предельно кратко эти требования сводятся к следующему:

. не допускать первенства политики над экономикой (целевая функция

реформационных преобразований – не перераспределение власти, а

повышение социально-экономической эффективности воспроизводства);

. необходимое на нынешнем этапе усиление роли государства

использовать для упорядочения и защиты, либеральных начал в

хозяйственном механизме, для выстраивания полиформического

регулирования смешанной экономики – рыночного, корпоративного,

государственного;

. сосредоточить усилия государства на создании действенного

механизма управления финансовыми потоками – без этого не добиться

макростабильности в сфере финансов и денежного обращения.

Я думаю, что нужна предсказуемая макроэкономическая политика. Это

необходимо не только для поддержания низкоинфляционной среды, низких

процентных ставок, но и для того, чтобы банки могли адекватно оценивать

риски вложения в конкретные проекты, под которые, они выделяют кредиты.

Кроме того, банкам нужны кредитные ресурсы, а их нет. Поскольку население

практически полностью утратило доверие к российской банковской системе.

Пока 85% депозитов населения сосредоточено в Сбербанке, банковская система

не будет кредитовать реальный сектор.

Стратегия оздоровления денежного обращения в России вряд ли может

основываться на введении неких параллельных денежных единиц типа золотого,

газового и прочих рублей. Во-первых, одна параллельная единица уже

существует – доллар. За долларом стоит вся экономическая мощь США. И нет

никакой уверенности, что некий новый параллельный рубль, сможет на равных с

ним конкурировать. Оздоровление денежного обращения в России, скорее всего,

будет происходить с оздоровлением всей экономики. Стабильность доллара,

фунта и ряда других валют объясняется не избытком сырьевых или даже золотых

запасов. В основе всего - стабильно работающая, динамичная многосекторная

экономика. Рост монетизации хозяйства возможен одновременно с ростом

экономики, по мере повышения спроса на деньги.

Я также не считаю, что для денежного хозяйства России, сейчас, уместна

модель «currency board», то есть, жесткой привязки рублёвой эмиссии к

золотовалютным резервам и фиксации курса рубля к доллару. Если будет

принята достаточно жёсткая среднесрочная фискальная программа, которую

начали продумывать год назад (под нее, и была получена часть из

согласованных кредитов МВФ в 1998 году), если денежные власти не будут

злоупотреблять поддержкой проблемных банков, то у центрального банка не

будет никаких стимулов для бесконтрольного печатания денег. При разумной

макроэкономической политике нет необходимости связывать себя по рукам и

ногам столь жесткой моделью денежного хозяйства как «currency board».

В заключении, хочу отметить, что изучение данной темы даёт обильную

пищу для размышлений. Очень часто, государство является первопричиной

изменений экономического поведения предпринимателей. От решений,

принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые или не принимаемые

на микроуровне. При создании благоприятных условий предпринимателям, их

частный интерес совпадает с интересом государства, то есть общества.

Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для

предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее

приоритетной.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт

условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы

со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных

товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения,

решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное

вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм

и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце

70-х – начале 80-х годов. Из-за слишком активного вмешательства из страны

начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком

случае, необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в

1986 году.

Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы

удержать “золотую середину” в сфере влияния на рыночную экономику.

Приложения

Приложение 1. Дерево целей

тация его к изменяющимся

условиям

выравнивание

экономического цикла

Приложение 2.Схема государственного регулирования экономики

Приложение 3.Федеральный бюджет России и США

Федеральный бюджет США (1997 г.)

|Доходы (в %) |Расходы (в %) |

|Подоходный налог - 38,3 |Социальные выплаты населению - |

|Налог на прибыль корпораций - 9,6 |45,7 |

|Налог на отчисления предприятий в |Национальная безопасность - 27,7 |

|фонд медицинского и социального |Субсидии штатам - 4,8 |

|страхования - 33,0 |Процентные платежи - 14,5 |

|Акцизы - 13,9 |Прочие расходы - 7,3 |

|Прочие налоги - 5,5 | |

|Дефицит - 264 млрд. долл. | |

Бюджет РФ (1997 г.)

|Доходы (в %) |Расходы (в %) |

|НДС и акцизы - 34,6 |Оборона и правоохранительные |

|Подоходный налог - 0,1 |органы - 26,2 |

|Налог на прибыль - 21,0 |Капиталовложения в народное |

|Таможенные сборы - 2,3 |хозяйство - 13,1 |

|Прочие доходы - 42,0 |Социальные расходы - 8,3 |

| |Государственное управление - 2,6 |

| |Обслуживание долга - 7,5 |

|Дефицит - 63 трлн. руб. | |

Приложение 4.Основные параметры проекта федерального бюджета на 2003 год

(в млн. руб)

|Доходы | |

| |2370262,7 |

| |(18,45% ВВП) |

|Расходы | |

| |2271192,9 |

| |(17,67% ВВП) |

|Непроцентные расходы | |

| |1644299,9 |

| |(12,8% ВВП) |

|Процентные расходы | |

| |276710 |

| |(2,15% ВВП) |

|Профицит | |

| |99132,8 |

| |(0,77% ВВП) |

|Инфляция | |

| |10-12% |

|Среднегодовой курс | |

| |34 руб. за доллар |

Приложение 5.Макроэкономические параметры бюджетов 2001-2003 годов

| |2001 |2002 |2003 |

|Закон |Факт |в% к ВВП |Закон |в% к ВВП |прогноз |Проект |в% к ВВП

|Прогноз | |

Доходы*

|1193 |1591 |17,6 |1845 |16,8 |1890 |2020 |15,7 |2141 | |

Расходы*

|1193 |1310 |14,5 |1666 |15,2 |1648 |1921 |15,0 |1921 | |

в т.ч. непроцентные*

|953 |1079 |11,9 |1381 |12,6 |1381 |1644 |12,8 | | |

Проценты

|240 |231 |2,6 |285 |2,6 |267 |277 |2,2 | | |

Профицит

|0 |281 |3,1 |178 |1,6 |242 |99 |1,3 |220 | |

Использ:** погаш. долга

| |295 | |161 | |179 |297 | |297 | |

фин.резерва

| |38 | |110 | |110 |-137 | |-16 | |* Без учета зачисляемой с 2002 г. в

бюджет части доходов пенсионного фонда.

** В использовании профицита бюджета учтены доходы от приватизации

и операций с драгметаллами.

Список использованной литературы

1. Иохин В.Я. Экономическая теория – М.:2001.

2. Л.М.Куликов. Основы экономической теории.Учеб. пособие. – М.: Финансы

и статистика, 2001.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории – М.:1996.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского,

М.: 1993.

5. Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА,

2001

6. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.Губина., П.Лахина –

М.: Юрист, 2001.

7. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С.Булатова. – М.: Изд-во БЕК,

1995.

8. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в

России. – 2002.- №10

9. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования

экономики. // Экономист. – 2001. -№8.

10. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // МЭиМО. –

1998 - №10

11. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК,

1997.

12. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1./Макконел К.Р., Брю

С.Л – М.: Республика, 1995.

-----------------------

укрепление строя

адаптация его к изменяющимся

условиям

совершенствование

структуры народн. хозяйства

выравнивание

экономического цикла

поддержание

нормальной занятости

защита, улучшение

окружающей среды

социальный

мир

внешне-

экономическое равновесие

стабильность

цен

поощрение

конкуренции

стабилизация

денежного обращения

Структурная перестройка

экономики

Инвестиционная политика

Внешнеэкономическая

деятельность

Анализ и прогноз социально-

экономического развития

страны

Государственные поставки

Денежное регулирование

Приватизация собственности

Размещение производительных сил

Социальное обеспечение населения

Финансовая, налоговая политика

Антимонопольные мероприятия

Научно-технический прогресс

Охрана окружающей среды

Правовое обеспечение

Социально-экономическая стратегия государства

Экономическая и социальная стабильность,

рост жизненного уровня населения,

утверждение международного авторитета России.

Решаемые проблемы в рамках государственного

регулирования экономики

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.