бесплатно рефераты
 

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: экономики и менеджмента

Дисциплина: макроэкономика

Курсовая работа

На тему: «Государственное регулирование экономики»

Студента факультета

экономики и менеджмента

2 курса, 2 группы

Веденьёва В.О.

Руководитель: доцент

кафедры

экономики и

менеджмента

Кузнецова Марина

Владимировна

Оценка__________________

Дата_____________________

Курск-2002

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7

1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование. 7

1.2 Генеральная цель и дерево целей 11

Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 12

2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

12

2.2 Антимонопольное регулирование 14

2.3 Политика макроэкономической стабилизации 16

2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов 17

Глава 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 20

3.1 Фискальная политика 22

3.2 Налоги их функции 24

3.3 Государственный бюджет 35

Заключение 41

Приложения 46

Приложение 1. Дерево целей 46

Приложение 2.Схема государственного регулирования экономики 47

Приложение 3.Федеральный бюджет России и США 48

Приложение 4.Основные параметры проекта федерального бюджета на 2003 год

49

Приложение 5.Макроэкономические параметры бюджетов 2001-2003 годов 50

Список использованной литературы 51

"Мы никогда не должны говорить о

том, что государство должно напрямую

вмешиваться в экономику. Государство

должно выполнять другую функцию. Оно

должно создавать внятные и понятные

эффективные правила и, самое главное,

создать систему исполнения этих

правил, гарантии этих правил".

В.В.Путин

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать

условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В

зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта

организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии

решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может

удовлетворить.

В обеспечении нормального функционирования любой современной

экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на

протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания

порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло

определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой,

представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на

экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления

непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то

государственному органу.

Целью моей работы является рассмотрение и анализ такого важного

механизма, как регулирование экономики. Более подробно я хотел бы

остановиться на финансовой политике государства, так как данная проблема

очень насущна и актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, более

качественный уровень своего развития в таких сферах как:

. Экономика

. Политика

. Социальное развитие

. образование, и др.

Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как

бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий

для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на

военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).

Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е.

выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем

ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности

значительной части общества в эффективном труде. Наше государство

формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и

экономические отношения – господство общественной собственности

(юридически), которая фактически была государственной. За государством было

закреплено право распоряжения производственными ресурсами.

Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное

использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в

развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей,

на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к

рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях

обновления производства, структурных изменений технического перевооружения,

использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений,

поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель

преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.

На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и

приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном

управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие

кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для

основной части населения только при условии наличия детальной

взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма

ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника

другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства.

При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается

от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода

трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного,

непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда

она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал

с национальных правительств ответственности за экономическое положение

страны. Таким образом, как мне кажется, государственное регулирование

экономики имеет важное значение для экономического и социального развития

страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство

использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких

как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое

законодательство и т.д.

Приведенные выше положения, по моему мнению, подчеркивают необходимость

взвешенного отношения к вопросам макроэкономического регулирования,

государственного управления процессом трансформации. Этот процесс включает

в себя не только преобразования политической структуры, но и весь комплекс

проблем изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкой

хозяйства, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизни

общества.

Снижение социальных и иных издержек переходного периода связано с

глубоким осознанием всеми членами общества характера изменений, целей и

задач трансформации. Кроме этого, необходима огромная организационная

работа по согласованности всех элементов преобразования общества,

обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.

Все это, я считаю, подчеркивает необходимость активной роли

государства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительном

процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность

в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и

будущем возрастает.

Глава 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование.

Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах

её становления было различным.

а) Меркантилисты.

История государственного регулирования восходит к концу

средневековья. В то время основной экономической школой была школа

меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в

экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства

страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт

и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства

стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства

народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил

(принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство.

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать

безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными

словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить

самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы

рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление

предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной

движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге

благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное

заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности

должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно

свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли

[10, c.51].

в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.

Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на

роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как

он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории,

государство должно активно вмешиваться в экономику по причине

отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему

обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что

государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса,

так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько инструментов.

Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая

политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть

через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это

достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении.

При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет

стимулировать нвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-

финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые

ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия.

Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную

напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через

госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на

основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых

регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания

циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня

занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная

Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем

двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало

проявляться несоответствие между возможностями государственного

регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель

могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие

темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения

без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия

воспроизводства резко ухудшились. Был, опровергнут закон Филлипса,

согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно.

Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную

спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная

перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая,

неоконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили

концепции неоклассического направления экономической мысли.

Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе

от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого -

использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники

экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм

накопления и возродить свободу частного предпринимательства.

Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала,

которое осуществляется из двух источников: за счет собственных

средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств

(кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно

обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения

производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция.

Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает

кредит и тем самым затрудняет, использование заемных средств, для

накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление

антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и

предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и

увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно,

следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от

использования бюджета для поддержания спроса и осуществления

широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику

приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования.

Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате,

либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства,

дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может

лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации

экономического развития страны отводится рыночным силам [10, с.51].

1.2 Генеральная цель и дерево целей

Генеральной целью государственного регулирования экономики является

экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя

внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых

опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель

не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с

объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание

экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл;

улучшение окружающей среды - на окружающую среду и.т.п (см. приложение 1).

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и,

во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может

быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например,

невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных

условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры,

совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного

обращения.

Перечисленные цели, я считаю, частично перекрывают друг друга, одна

может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости

от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой

ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от

установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы

приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить,

содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели

внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в

узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели

подчиняются ей.

Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов

и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль над их

исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил

поведения экономических агентов, юридических принципов экономического

общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические

агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил

можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной

собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности,

условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и

государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества

продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и

администрации и др.

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и

некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного

функционирования экономики. Необходимая правовая база предполагает такие

меры, как представление законного статуса частным предприятиям, определение

прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов.

Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие

отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.

На основе законодательства, нетрудно заметить, что правительство получает

возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей,

выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.