бесплатно рефераты
 

Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике Мордовия

позволит:

- скоординировать и сконцентрировать в одном месте предложение

плодоовощной, бакалейной, мясной, рыбной и некоторой другой продукции

поставщиков Мордовии и близлежащих регионов;

- предоставить всем поставщикам этой продукции возможность устойчивого

выхода на конкурентный рынок;

- повлиять на формирование реальной рыночной цены на реализуемую

продукцию;

- за счет создания цивилизованной конкурентной среды на оптовом рынке

ускорить и упростить финансовые расчеты и весь процесс товародвижения на

основе создания высокотехнологичной системы организации товарных,

финансовых и информационных потоков;

- поддержать отечественных производителей за счет создания

упорядоченной системы сбыта продукции через оптовиков на ОПР и налаживания

обратной связи от конечного потребителя до производителя;

- обеспечить цивилизованный контроль государства за безопасным

распределением продуктов питания, исключить доступ на внутренний рынок

продукции, опасной для здоровья населения;

- поддержать предприятия розничной торговли и общественного питания в

части минимизации их издержек, связанных с закупкой продовольствия в

широком ассортименте;

- легализовать все товарные потоки оптового и розничного звена,

поступающие в розничную продовольственную сеть и общественное питание, тем

самым значительно пополнить бюджеты всех уровней;

- создать дополнительные рабочие места.

Изложенное позволяет прогнозировать, что “Мордовоптторг” в серьезной

мере будет ориентироваться на региональные потребности, на местных

товаропроизводителей и местных оптовых покупателей.

В республике наметился большой и всевозрастающий спрос на услуги ОПР

со стороны оптовых продавцов, оптовых покупателей и других субъектов

цивилизованных рыночных отношений.

В постановлении № 542 определено, что “Мордовоптторг” будет создан на

базе имущественного комплекса открытых акционерных обществ “Хозторг”,

“Культторг”, “Галантерея” в районе Северной пром. зоны г.Саранска. Поручено

Фонду имущества Республики Мордовия выступить от имени Правительства

Республики Мордовия учредителем “Мордовоптторга”, рекомендовано

администрации г. Саранска принять участие в создании “Мордовоптторга”.

Постановление от 06.02.98г. № 38 Правительство Республики Мордовия

(см. приложение № 17) конкретизирует долю в уставном капитале в размере 1,5

млн. рулей.

Была создана рабочая группа, разработан план мероприятий по созданию

ОАО “Мордовоптторг.

Определен состав учредителей ( см. приложение № 19), проведено

Учредительное собрание по созданию ОАО “Мордовоптторг”, подготовлены и

зарегистрированы учредительные документы ОАО ”Мордовоптторг”.

При выборе имущественного комплекса АО ”Хозторг”, “Культторг”,

“Галантерея” организаторы рынка исходили из следующих критериев:

- объект находится вне города, это положительный момент, т.к.

большое скопление машин приведет к загазованности, к загрязнению

окружающей территории, а также к неудачной транспортной развязке;

- - объект находится в непосредственной близости к развязке дорог на

республиканские магистрали (близость Ульяновской, Московской,

Нижегородской трасс);

- объект имеет железнодорожный тупик;

- объект располагает основными фондами: складскими помещениями,

автомобильными эстакадами, а также офисными помещениями – 6,5 тыс.

м2 (однако почти у всех наземных помещений требуется ремонт кровли

и другие ремонтно-строительные работы);

- объект располагает коммуникациями, которые обеспечивают

жизнедеятельность ОПР (электро-, тепло-, канализационные,

телефонные коммуникации – однако они требуют больших капитальных

затрат);

- территория объекта не должна быть замкнута, а должна потенциально

иметь площади для развития, которые потребуются в связи с

расширением услуг и объемов продаж на ОПР ( общая площадь около

6,7 га, есть возможность расшириться в сторону бывшей лесоторговой

базы с увеличением площади до 13 га).

По организационно-правовой форме «Мордовоптторг» является акционерным

обществом открытого типа – это наиболее целесообразная для него форма.

При формировании уставного капитала обязательным условием является

владение со стороны государства 51 % акций, так как взаимоотношения всех

субъектов рынка должны строиться в рамках стратегии государства на

удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, в первую очередь

опираясь на потенциал отечественного производства.

Высшим органом управления на «Мордовоптторг» в соответствии с

Гражданским кодексом (часть 1 ст. 103) является общее собрание акционеров-

учредителей.

Исполнительный орган «Мордовоптторга» возглавляется генеральным

директором, избранным на общем собрании учредителей.

Контроль и координацию организационной работы по созданию

«Мордовоптторга» поручено Заместителю Председателя Правительства РМ.

Сразу после регистрации начались работы по восстановлению

имущественного комплекса, преданного «Мордовоптторгу».

1.Произведены ремонтные работы по восстановлению коммуникаций.

Отопление, ливневая канализация и некоторые другие виды коммуникаций были

сданы в эксплуатацию заново.

2.Практически закончена работа по капитальному ремонту кровли.

3.Широким фронтом ведутся строительные работы, а это огромный пласт в

восстановлении комплекса «Мордовоптторга»: строительство новой котельной,

торгового павильона, где будут осуществляться торги, огромного количества

помещений как производственного, так и бытового назначения, офисов,

специализированных помещений для контролирующих органов, банковских

помещений, железобетонного ограждения вокруг территории рынка и др. – все

это имеет функциональное значение в деятельности рынка.

Во исполнение постановления Правительства РМ от 03.06.98 г. № 254 на

территории РМ введена обязательная маркировка идентификационной маркой

(кодом) продовольственных и непродовольственных товаров, ввозимых на

территорию РМ.

Маркировка осуществляется на «Мордовоптторге». Экспертиза для

идентификации качества товаров, подлежащих маркировке, осуществляется,

аккредитованными на рынке, независимыми лабораториями РМ.

Правительством Мордовии утверждены правила оптовой торговли товарами

народного потребления на территории РМ. Так как центр оптовой торговли

будет перемещаться на «Мордовоптторг», на рынке аккредитовываются

специализированные посты организаций, осуществляющих контроль за оптовой

продажей товаров народного потребления в РМ.

С начала маркировки продуктов питания начинается практическая

деятельность «Мордовопттога» по выполнению поставленных перед ним задач в

части: обеспечения цивилизованного контроля государства за безопасностью

продуктов питания; легализации товарных потоков и пополнения доходной части

бюджета; создания дополнительных рабочих мест.

Маркировка продуктов питания, их складирование, охрана осуществляется

в специально обустроенном помещении «Мордовоптторга». Часть средств, в

процентном соотношении, от стоимости наклеенной марки, идет в бюджеты всех

уровней, часть остается в распоряжении «Мордовоптторга».

В дальнейшем активы «Мордовоптторга» должны формироваться также за

счет арендной платы за торговое, складское и др. места на рынке; доходов от

сборов за разовую торговлю; доходов в форме платежей за пользование

инфраструктурой ОПР, оплаты комплекса эксклюзивных услуг, предоставляемых

рынком.

2.2.Формирование элементов инфраструктуры ОПР

Внутренняя организационная структура оптового продовольственного рынка

формируется под влиянием двух основных факторов: избранной организационно-

правовой формы функционирования оптового рынка; особенности формирования на

рынке инфраструктуры, обслуживающей оптовые торги.

Инфраструктура ОПР – это совокупность субъектов материального,

технологического, организационного, информационного, правового, социального

характера, обеспечивающих бесперебойное функционирование рыночного

механизма и непрерывность производственного процесса.

Наличие разветвленной инфраструктуры ОПР способствует расширению

спектра разнообразных услуг. Услуги могут предоставляться

специализированными организациями, аккредитованными на рынке или

собственными структурными подразделениями рынка.

Услуги ОПР можно классифицировать на:

- услуги общего характера;

- услуги, предоставляемые структурными подразделениями рынка;

- услуги, предоставляемые специализированными предприятиями.

Классификация эта чисто условная – многие услуги специализированных

предприятий могут выполняться структурными подразделениями и наоборот.

Предполагается, что первые две группы услуг осуществляют хозрасчетные

структурные подразделения ОПР. Третью группу услуг осуществляют

независимые, специализирующиеся на тех или иных услугах организации,

аккредитованные на ОПР.

Услуги общего характера

1. Ориентирование покупателей и других пользователей:

а) бюро информации;

б) план расположения торговых секций, холодильных установок,

служебных, бытовых помещений (стенд, проспект, буклет);

в) указатели.

2. Режим, принципы работы рынка (стенд, проспект, буклет).

3. Техническая характеристика погрузочно-разгрузочных комплексов

(стенд, проспект, буклет).

4. Правила санитарно-эпидемиологического контроля (стенд, проспект,

буклет).

5. Маркетинговый центр. Информационно-аналитические услуги (мониторинг

цен, товаров, ежемесячные аналитические обзоры, проспекты и

электронное табло т.д.);

6. Бизнес-центр (телефон, факс, другие средства связи и бизнес-

услуги).

7. . Юридический центр.

8.Учебный центр. Обучение пользованием холодильными установками,

торговым оборудованием, подготовкой специалистов различного профиля для

работы на ОПР;

9. Тепло-, электро-, водоснабжение и канализация.

10. Услуги по дезинфекции помещений и уничтожению грызунов.

11.Противопожарная безопасность.

12.Охрана безопасность комплекса ОПР, включая производственные,

складские и другие помещения, автостоянки и т.д.;

14.Въезд - выезд через терминалы.

14.Мойка машин на въезде.

15.Медпункт.

16.Аптека.

17.Кафе, бар.

18.Магазин по обслуживанию физических лиц.

19.Гостиница.

Услуги, предоставляемые структурными подразделениями рынка.

1. Складирование и хранение товара (в том числе в холодильных

установках).

2. Предпродажная обработка (сортировка, расфасовка, маркировка).

3. Тара и упаковка.

4. Предоставление льда.

5. Предоставление витрин в аренду и другого товарного оборудования.

6. Предоставление помещений в аренду.

7. Предоставление технологического, весового и подъемно-транспортного

оборудования в аренду или для разового использования.

8. Уборка помещений и территории рынка, вывоз и утилизация отходов.

Услуги, предоставляемые специализированными предприятиями,

аккредитованными на рынке.

1. Услуги банковских учреждений (системы взаиморасчетов).

2. Услуги страховой компании.

3. Услуги транспортных организаций.

4. Таможенные услуги.

5. Охранные услуги.

6. Санитарно-эпидемиологический контроль (обязателен для всех

торгующих объектов рынка).

7. Стандартизация и сертификация (обязателен для всех торгующих

объектов рынка).

Говоря об услугах рынка, необходимо остановиться на некоторых

элементах его инфраструктуры.

Банковские услуги.

Расчет за товары, приобретенные на оптовом рынке, осуществляется при

посредстве банковских учреждений, обслуживающих оптовый рынок.

ОПР - это по сути финансовый центр, и работать здесь для любого банка

очень прибыльно и престижно.

Например, на Волгоградском ОПР дневной оборот составляет 10 млрд.

рублей, и ежедневно торгуют 220 оптовиков, которые аккредитованы на рынке,

это, как правило, солидные организации. Кроме того, при большом дефиците

оборотных средств оптовики так или иначе будут брать кредиты, которые,

кстати, обеспечены товарными запасами на складах ОПР, а это практически

100%-ая возвратность кредита. Если же на ОПР будут осуществляться экспортно-

импортные сделки, то у банка появится возможность открывать валютные счета,

и т.д.

Банк выполняет следующие обязательные услуги:

1.Открывает счета участников торгов.

2. Производит взаиморасчеты продавцов и покупателей.

3. Открывает кредитные линии для пользователей ОПР.

4. Предоставляет банковские гарантии.

5. Организует кассово-расчетные центры в торговых павильонах оптового

рынка.

6.Организует строительство и оборудование банковских помещений.

7. Обеспечивает охрану собственных помещений и имущества.

8. Открывает кредитную линию для развития ОПР.

Услуги страховой компании

Торговля скоропортящейся продукцией наиболее рисковый вид

деятельности. Оптовики подвержены нескольким видам риска:

- невостребованность продуктов питания в случае низкого качества и

брака;

- риски неисполнения договоров поставки, купли-продажи, аренды;

- риски усиления конкуренции, в случае появления на ОПР большого

количества оптовиков, торгующих однотипной продукцией;

- риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

- риски потери имущества, в результате стихийного бедствия, кражи,

аварийных ситуаций, во время транспортировки, складирования, неправомерных

действий местных органов власти.

Снизить уровень перечисленных рисков в первую очередь можно с помощью

страхования отдельных видов имущества оптовиков, страхования сделок и

других видов страхования.

Для покупателей эффективна форма обязательного страхования

покупателей. При этом создается финансовый фонд и инструмент, при котором

ущерб, нанесенный третьей стороной, компенсируется страховой компанией.

Например, если покупатель во время пребывания на рынке понес материальный

ущерб за счет кражи, порчи транспортного средства или нанес непреднамеренно

вред зданиям или сооружениям, то убытки потерпевшей стороны выполняются за

счет страховой компании.

Разработан “Временный порядок организации страхового сопровождения

деятельности ОПР” , которое предусматривает включение страхования в

комплекс услуг для участников ОПР и защиту имущественных интересов

организаторов ОПР через страховую компанию.

Таможенные услуги

ОПР предполагает поддержание большого ассортимента продукции, в том

числе и продукции, поступающей по импорту.

Скоропортящаяся продукция по импорту в течение всего года предполагает

необходимость быстрого процесса растаможивания продукции для скорейшей ее

реализации.

В этой связи, сама концепция торгового города, каковым является

оптовый продовольственный рынок, предполагает наличие на его территории

всего спектра услуг, где важнейшее место занимают таможенные посты и

таможенные терминалы.

Опыт работы Волгоградского рынка показывает, что работа таможенного

терминала является крайне эффективной и удобной не только для пользователей

оптового рынка, но экономически привлекательна и для таможенных служб.

Охранные услуги

Учитывая опыт зарубежных стран, безопасность функционирования ОПР -

важнейшая услуга, стабилизирующая работу всех экономических субъектов,

дислоцированных на территории рынка.

Стратегическая значимость оптового рынка как объекта предопределяет и

особое требование, включающее: криминальное, пожарную, санитарную,

эпидемиологическую безопасность.

Статус оптового рынка определяет необходимость участия соответствующих

государственных служб. Для обеспечения комплекса мер по функционированию

ОПР в стабильном режиме дирекция совместно с соответствующими

подразделениями администраций городов аккредитуют на объекте милицию,

санитарные, ветеринарные службы. Кроме того, на оптовом рынке могут

работать по договору привлеченные по согласованию с местными властями

специальные подразделения как государственные, так и имеющие лицензионное

право осуществлять охрану. Очень важно учитывая значимость ОПР как

регионального центра распределения продовольствия, весь спектр безопасности

функционирования рынка осуществлять в контакте с местными органами власти.

Транспортно-экспедиционные услуги

Одной из причин низкой конкурентоспобособности товаров, произведенных

в России и других странах СНГ, являются большие затраты на транспортно-

экспедиционное обеспечение торговых сделок, величина которых в два-три раза

превышает уровень развитых стран. Это объясняется как технологическими

недостатками самих транспортных средств, так и глубоким организационным

кризисом, сложившимся в транспортной отрасли.

Раньше основными показателями работы транспортных организаций являлись

объемы перевозок и грузооборот, сейчас оценка работы транспортных

организаций изменилась. Качество транспортных услуг подразумевает

следующее:

а) ее покупательскую способность, то есть тариф, стоимость;

б) надежность перевозки, то есть время (сроки), сохранность партии и

потребительские свойства товара при транспортировке.

Потребность в услугах транспорта на ОПР должна быть удовлетворена

быстро, а иногда немедленно, так как мы имеем дело с скоропортящейся

продукцией. Во многих случаях, неудовлетворенная в соответствующее время

потребность становится ненужной для потребителя, то есть спрос имеет

преходящий характер.

На ОПР высокоразвитых стран транспортные услуги в основном оказывают

специализированные транспортные предприятия в сочетании с использованием

собственного автотранспорта оптовиков. При этом обеспечивается высокая

культура использования автотранспортных средств. Большинство грузов

перевозят в закрытых автофургонах и трейлерах (грузоподъемность от 4 до 20

т), что предотвращает порчу грузов в пути, обеспечивает их сохранность и не

загрязняет окружающую среду.

Так как состояние наших автотранспортных организаций

неудовлетворительное, администрации “Мордовоптторга” есть смысл, после

решения первоочередных задач, создать свое небольшое автотранспортное

подразделение, которое занималось бы не только многотоннажными

междугородними перевозками, но и имело бы парк автомобилей

грузоподъемностью до 4 т ( например, “Газелей”), которые бы обслуживали

клиентов ОПР, исходя из критериев качества, указанных выше.

Услуги, предоставляемые структурными подразделениями рынка.

Считается, что как только скоропортящийся продукт произведен, он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.