бесплатно рефераты
 

Финансы и финансовая политика

платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные

централизованные государственные фонды общество в лице государства

реализует право собственности на средства производства, централизуя часть

чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является

односторонним. В силу права собственника государство финансирует

предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных

капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы

(по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи

этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но

по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности

финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия,

будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий

других форм собственности будут расширяться.

Финансовые отношения между государством и предприятиями

негосударственных форм собственности отображены на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 Схема финансовых отношений между государством и не

государственным предприятием

Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых

связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых

взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль

государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств

государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных

потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря,

выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество,

землю создает финансовые условия органам государственного управления для

выполнения ими общественных задач. Однако следует отметить, что государство

не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести

себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя

заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу

производства.

Финансовая политика государства направлена не только на сбор

необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на

социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент

принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное

или частное предпринимательство. Тем самым через систему жестких финансовых

санкций государство может изменить направленность предпринимательской

деятельности или вообще ее запретить. Так делается в любой развитой

экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные,

последовательные решения.

Следует выделить финансовые отношения между государством и

предприятиями особого вида – общественными организациями. Это наиболее

независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым

устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так

же как и платежей и отчислений в государственный бюджет. Финансовые

отношения между предприятиями изображены на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5 Схема финансовых отношений между предприятиями-

контрагентами

В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые

отношения между предприятиями-контрагентами в системе их экономических

взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров,

регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных

санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное

вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы

финансовых взаимоотношений. Так с помощью создания «системы

заинтересованных участий» предприятий в хозяйственной и финансовой

деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок.

Прежде всего эта задача решается с помощью финансового рынка, где

предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое

переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю,

взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание

условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль,

когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

Особый тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а

также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет

о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и

банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной

деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям.

Кроме того, банки могут стать и совладельцами – акционерами предприятий,

тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого

распределения чистого дохода (прибыли).

Если рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то

описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода

отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие

банки (рисунок 1.6).

Рисунок 1.6 Схема финансовых отношений между предприятием и банками

Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного

регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание

двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции,

осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования,

осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют

возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют

возможность участия в распределении прибыли банков. Финансовые потоки между

государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражена на

рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 Схема финансовых связей между коммерческим и

государственным банком

В условиях относительной самостоятельности структурных подразделений

предприятия между ними также возникает ряд финансовых отношений по поводу

распределения финансовых ресурсов, связанных с формированием и

распределением дохода и прибыли структурной единицы, подразделения, ее

коллективного фонда оплаты труда. Схема финансовых отношений между

предприятием и его структурными подразделениями изображена на рисунке 1.8.

Рисунок 1.8 Схема финансовых отношений между предприятием и его

структурными единицами

Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются

наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам

заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату

труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные

социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их

семей.

Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой

реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к

предприятиям торговли, сферы услуг.

Весьма интенсивны финансовые взаимосвязи между государством и

населением, изображенные на рисунке 1.9.

Рисунок 1.9 Схема финансовых отношений между государством и

населением

Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных

источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом

пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде

льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм

кредитования государства населением движется в направлении от населения к

государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде

вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.

В формировании финансовых отношений между государством и населением

определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в

зависимости от индивидуального дохода.

Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это

взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов

между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня.

В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между

этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые

существовали ранее. Последними решениями была предоставлена

самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при

этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно

значимых мероприятий.

Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех

уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет

собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что

также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между

различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же

субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью

государства в окончательном распределении денежных средств.

1.4 Использование финансов для регулирования экономики.

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс,

различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.)

развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень

изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность

развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются

вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное

функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь. при

условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с

другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая

пропорциональность структуры общественного производства, которая

обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается

путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста

отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в

соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка

регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых

ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые

финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством

саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования

финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые

вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование

базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих

партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении

продуктами своей деятельности и т.п. Правда, свобода предпринимателей в

методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется

деятельностью различных организационных структур (союзов предпринимателей,

ассоциаций и др.), способствующих установлению цивилизованных

взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в том числе

финансового. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики,

проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря ему

создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых

ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным.

Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В

определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная)

и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный

механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии

с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо

влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в

дополнительном механизме регулирования экономики.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру

общественного производства оказывает государственное вмешательство в

экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач,

связанных с удовлетворением потребностей всего общества - обеспечением

крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений

экономического развития, расширением и совершенствованием объектов

социальной и производственной инфраструктуры и т.д. По образному выражению

нобелевского лауреата В. Леонтьева, чтобы народнохозяйственный корабль

набрал скорость и не сбился с курса, нужны паруса частного

предпринимательства и кормило общенациональной экономической стратегии. Не

случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное

финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.

Вмешательство государства в экономику основано на использовании

законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов

воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных

инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности

различных государственных структур складывается тот конкретный механизм

влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. В

частности, с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых

льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает субъектов

хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности,

которые удовлетворяют потребностям общества. Но при этом государству

следует помнить, что вмешательство в экономику имеет объективно

обусловленные границы (пределы); излишнее вмешательство может привести к

ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования

веет рыночного механизма.

В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья

финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный

бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их

воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие

возможности финансов предприятий используются в основном для

внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых

ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и

территориальных пропорций. Широкое использование финансов (в составе всех

их сфер и звеньев) в процессах регулирования экономики создает необходимые

предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной

структур общественного производства.

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций

являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование

воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается

финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе

установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на

потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы.

Широкое использование финансов предприятий для регулирования

воспроизводственных пропорций не исключает, однако, участия в данном

процессе страхования (в случае ощутимого ущерба от наступления страховых

событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов),

бюджета (при использования механизма налогообложения, предоставлении

налоговых льгот, выделении бюджетных субсидий и т.д.).

Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет прежде всего

сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных

средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое

регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования,

получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях

рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с

помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления

льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными

финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги,

позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: ускоренную

амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему

социального страхования и др.

В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти

значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование (при надлежащей его организации) сможет возмещать

потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную

прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики

используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом

предприятия ищут на финансовом (страховом и т.д.) рынке зоны наиболее

выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении:

покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в

недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д.

Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства,

используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную

амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д.

В государственном механизме регулирования отраслевых пропорций

одинаково важны как платежи в бюджет (доходы), так и бюджетное

финансирование (расходы); но из этого не следует, что их роль одинакова.

Платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собственной

финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции и

т.д.) и, следовательно, влияют лишь на величину той или иной доли

собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего

субъекта хозяйствования. Бюджетное финансирование (в разных его формах)

выполняет иную роль - увеличивает финансовые возможности предприятий за

счет привлечения общегосударственных ресурсов. Оно может способствовать

ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки

для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-

технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных

отраслей и т.п.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным

образом государственные и местные финансы, а также частично финансы

предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций

и субвенций нижестоящим бюджета м формирования и использования

территориальных фондов регулирования, различных форм государственного

кредита и т.п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру

общественного производства происходит путем расширения зоны

предпринимательства, инвестирования средств в затраты на развитие городов и

новый населенных пунктов и т.д.

Широкое использование финансов для регулирования стоимостной структуры

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.