бесплатно рефераты
 

Финансы и финансовая политика

служит предпосылкой и основой для вторичного распределения

(перераспределения) и создания централизованных денежных фондов государства

(госбюджета), достаточных для развития приоритетных отраслей и производств,

обеспечения обороноспособности, а также развития непроизводственной сферы,

где общественный продукт не создается (развитие культуры, просвещения и

науки, здравоохранения, государственного управления, социального

страхования и социального обеспечения и др.).

Перераспределение части совокупного общественного продукта необходимо

также для межтерриториального и межотраслевого перераспределения средств,

перераспределения доходов между различными социальными группами населения.

Дальнейший ход перераспределительного воспроизводственного процесса,

его структуру определяет государство. Существует много стадий и отношений

перераспределения. Оторвавшись от стадии первичного распределения, где был

создан совокупный общественный продукт и его чистый доход, происходят

перераспределительные процессы по их стадиям. Сначала следует стадия

мобилизации и формирования денежных фондов (доходов) госбюджета, затем

стадия использования этих же фондов (доходов) — направление части на

развитие приоритетных отраслей хозяйства, социально-культурные мероприятия,

управление и т.д. Каждая стадия движения финансовых ресурсов несет свои

отдельные перераспределительные функции. Отсюда вытекают отношения

вторичного третичного и т. д. порядков перераспределения. Пройдя длительный

перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов

через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей попадает

опять в сферу материального производства с тем чтобы начать новый цикл

первичного распределения совокупного общественного продукта с его

последующим перераспределением; другая часть перераспределяемых денежных

ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение,

культура, наука, оборона госуправление и т.д.).

Наряду с распределительной функцией финансы играют контрольную

функцию. Контрольная функция порождена распределительной функцией и

проявляется в контроле за распределением совокупного общественного

продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным

фондам и их целевому расходованию. Если сущность, природа и содержание

финансов обусловлены движением части совокупного общественного продукта,

главным образом чистого дохода, его распределением, созданием денежных

фондов и последующим направлением на расширенное воспроизводство

товарооборота фондов в процессе материального производства, с одной

стороны, и создание централизованных денежных фондов государства, с другой

стороны, то и контрольная функция финансов соответствующим образом

обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального

производства, так и процесс формирования и использования централизованного

фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство

н взаимосвязь двух функций финансов.

Контрольная функция количественно через движение финансовых ресурсов

отображает экономические процессы, связанные с распределением и

перераспределением совокупного общественного продукта. Уже отмечалось, что

распределение общественного продукта осуществляется в стоимостной

(денежной) форме, получает выражение в образовании финансовых ресурсов,

формировании и использовании денежных фондов целевого назначения. Вместе с

тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является основой для

контроля со стороны государства за процессами стоимостного распределения

общественного продукта. Без такого контроля не может быть обеспечено

сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных

отношений. Распределительный характер денежных отношений характеризуется их

предварительным планированием, определением конкретных субъектов, объемов и

сроков осуществления, целевым использованием денежных ресурсов в

закреплением в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как

условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное

воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий

плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов льгот по платежам,

порядок их исчисления и т. д.), финансирования из бюджета (порядок открытия

бюджетного финансирования и его использования), кредитования, формирования

и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов. Именно

контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть

распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание

контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная

взаимосвязь двух функций финансов.

При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция

финансов и вне ее контрольная функция не существует, поскольку нет объекта

контроля. Среди многообразия денежных отношений, выражающих сущность

финансов, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем и

использованием фондов денежных средств. Например, открытие бюджетного

финансирования обслуживается финансами в распределительной функции. Но все

эти факторы составляют основу контроля. Отсюда следует специфика

контрольной функции — контрольная функция является производной

распределительной функции.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая

информация, которая выражает финансовые показатели.

Реализуется контрольная функция финансов с помощью стоимостных

показателей, используемых для измерения и оценки различных экономических

процессов. Поскольку чистый доход является основным источником расширенного

воспроизводства всех элементов совокупного общественного продукта, то

объектом контроля является показатель себестоимости производства,

выступающий денежным выражением затрат живого и овеществленного труда.

Особенность этого показателя — в способности сигнализировать о состоянии

воспроизводственного процесса на любой его фазе и соответственно в

возможности его использования в качестве средства контроля. Объектом

контроля являются нормы текущих расходов на содержание учреждений

просвещения, здравоохранения, культуры, науки и т.д.

Роль контрольной функции финансов в воспроизводственном процессе может

быть реализована и связана с состоянием финансовой дисциплины, соблюдением

установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств.

Финансовая дисциплина основана на соблюдении государственной задолженности

с применением к ее нарушителям финансовых санкций.

Контрольная функция финансов реализуется в процессе практической

деятельности через осуществление финансового контроля, рассматривая его как

форму проявления и специального использования контрольной функции финансов.

Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного

соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и

полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой

службой, внебюджетными фондами, банками, а также взаимных обязательств

хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль на практике осуществляется через деятельность

финансовых органов, налоговых служб.

Объективная необходимость существования финансов объясняется

потребностью субъектов хозяйствования (предприятий, организаций,

учреждений), а в какой-то части и домашних хозяйств и государства в

ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в

денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря

финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства

в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного

капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за

реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что

удовлетворяются потребности в различных финансовых ресурсах.

Ряд экономистов преувеличивает роль государства в возникновении и

поддержании финансовых отношений. Идеология главенствующей роли

государства. в этих отношениях была свойственна административной системе

управления. По мере перехода к рыночным отношениям точка зрения на

формирование финансовых отношений меняется.

Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования; в низовом звене —

предприятиям, организациям, учреждениям и межхозяйственным объединениям,

ассоциациям, концернам, а также на государственном уровне управления

экономикой. Допустимо утверждать, что потребность в финансах есть и у

домашних хозяйств, хотя экономическая наука и практика не всегда

рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой

системы. Финансовая система в широким смысле слова представляет собой

совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной

экономической формации, в узком смысле слова— это система финансовых

учреждения, социально-экономическое содержание, функции и структура которых

определяются политикой государства, включающая в себя финансовые

организации и все структурные подразделения Государственной налоговой

службы.

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих

элемента: 1)функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое

звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет

выражает распределительные отношения между государством, предприятиями,

населением, обусловленные формированием и использованием

общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное

страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан.

Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных

фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей

первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед

государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность -

каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и

страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяется единой

экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую

финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые

органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых

основных законодательных и нормативных актах.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и

общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена

на рис 1.1.

Рисунок 1.1 Схема финансовой системы

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то

это распределение происходит прежде всего между различными субъектами.

Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему,

выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):

- финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают

основное звено общественного воспроизводства. Им присуши, с одной стороны,

черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой

особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах

общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные

отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и

накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение

обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по

расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному

стимулированию работающих;

- страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с

перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и

физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности

наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за

собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между

участниками страхования;

- государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по

поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального

богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его

предприятий и использованием государственных средств на затраты по

расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных

потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в

первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих

началах Источником финансовых ресурсов таких предприятий выступает

стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли,

амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества,

устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных

бумаг, кредитов, и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным

направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают

платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение

кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты

(реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим

обновлением, инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке

акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных

фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций,

осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального

характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств

государственного бюджета. В целом же ресурсы не коммерческих предприятий

это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на

осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо

средств из государственного бюджета денежные средства государственных и

муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые

за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная

плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно

передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все

поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на

заработную плату возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и

банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых

ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов

ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной

самоокупаемости.

Финансы общественных организаций включают денежные отношения между

общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и

предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и

использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные

средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от

государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее

обслуживание.

Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев:

социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование

ответственности, страхование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно,

выделяются: государственный бюджетные и внебюджетные фонды, государственный

кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых

стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет; местные

финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ,

Англия, Франция, Италия).

Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на

подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем

финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на

коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть

вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых,

транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности —

финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и

других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы

профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных,

целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из

звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по

видам страхования, например имущественное страхование появляется на

страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе

государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев

осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления

(федеральный, субъектов федерации, местный).

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее

частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками),

связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует

считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские

структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих

агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их

правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных

финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 Схема финансовых связей в экономике

За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных

финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме

финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные,

наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К

ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство”

(ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН),

“население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-

предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население”

(ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение,

переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в

другие. Связь “предприятие-предприятие” отражает финансовые потоки между

предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных

средств между отдельными группами населения.

1.3 Финансовые связи и отношения.

Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть

экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами

экономической системы на различных уровнях.

Финансовые связи государства и предприятий включают, во-первых,

отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные

на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Схема финансовых связей “государство-государственное

предприятие”

Как видно из рисунка, через систему налогообложения и различных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.