| |||||
МЕНЮ
| Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживанияОдним из важнейших вопросов организации деятельности “Телефона Доверия” является вопрос отбора кадров. Первые месяцы были направлены на подбор и обучение специалистов. Первоначально была написана образовательная программа для обучения телефонных консультантов, где основными задачами являлись: - ознакомление с содержанием деятельности Службы ЭПП - приобретение умения ориентироваться в кризисной ситуации абонента - овладение навыками общения и выслушивания абонента - приобретение знаний по часто встречаемым проблемам. В отличие от западноевропейской модели “Телефоны Доверия” в России построены на профессиональной основе. Но, согласно тарифно- квалификационным характеристикам по должностям работников Центра ЭПП по телефону системы органов Министерства социальной защиты населения, оклад специалистов Службы никак не учитывает специфики работы на “Телефоне Доверия”, работы в напряженно-экстремальном режиме, и является символическим. Люди обращаются на “Телефон Доверия” так как этот вид социальной помощи имеет ряд специфических особенностей: - во-первых, так как Служба работает круглосуточно, абонент может обратиться в любое удобное для него время; - во-вторых, анонимность, причем взаимная, и для обращающегося, и для дежурного, т.е. телефонные консультанты, работают под псевдонимами; - в-третьих, не директивность, т.е. отсутствие, какого бы то ни было давления; - четвертых, что является немаловажным фактором в наше время, помощь оказывается бесплатно. Специфика деятельности “Телефона Доверия” связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главным итогом беседы является снятие напряжения, которое испытывает абонент, обращаясь на “Телефон Доверия”. Это напряжение может иметь как внешнее (Результат конфликта, утраты), так и внутреннее происхождение (стресс, кризис). Главная задача телефонного консультанта - помочь абоненту наметить пути решения внешнего и внутреннего конфликтов. Итак, Центр экстренной психологической помощи по телефону “Телефон Доверия” является Муниципальным учреждением. Свою деятельность строит на основе общего положения Устава. Данный Центр является юридическим лицом и может обладать обособленным имуществом и самостоятельным балансом. На самом деле Центр экстренной психологической помощи не имеет самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Химкинского Комитета социальной защиты населения., а также Центр не обладает обособленным имуществом. Для функционирования Центра создан бюджетный счет который образуется за счет: 8. местного бюджета; 9. областного бюджета на социальное обслуживания населения 10. внебюджетный счет для поступления от предприятий, частных лиц, общественных организаций; У Центра нет внебюджетного счета 11. доходов от педагогической деятельности. Центр не получает доходов от педагогической деятельности Таким образом, фактически, бюджетный счет образуется лишь за счет: местного бюджета областного бюджета на социальное обслуживание населения Кроме бюджетного счета Центр имеет право открывать валютный счет. На самом деле валютного счета у Центра нет. Средства Центра состоят из: 14. бюджетных ассигнований района; 15. средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран; 16. доходов от учебной деятельности. Центр не получает доходов от учебной деятельности Имущество Центра может состоять из помещения, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей, приобретенных, построенных, произведенных за счет Центра или безвозмездно полученных Центром от общественных объединений, организаций, предприятий и отдельных лиц. Имущество закрепляется Учредителем за Центром на правах оперативного управления. Центр в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. В соответствии с действующим законодательством РФ Центр экстренной психологической помощи по телефону имеет право пользоваться налоговыми льготами в качестве социального учреждения системы социальной помощи населению, обращающего прибыль на уставные цели Центра. Содержанием деятельности является: оказание заочных (по телефону) психолого-социальных услуг населению. Центр имеет право получать от российских и иностранных юридических и физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное пользование оборудование, образцы новой техники и средства, необходимые для деятельности Центра. Центр возглавляет Директор, который утверждает текущий и перспективный планы работы, составляет штатное расписание, бюджет, обладает правом принимать и увольнять сотрудников и осуществлять контроль за работой сотрудников: руководит финансово-хозяйственной деятельностью Центра, несет персональную ответственность за организацию работы Центра. Права сотрудников Центра определяются Уставом Центра, условиями контракта и должностными обязанностями. Оплата труда сотрудников Центра производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям. 6 марта 1998 года, был принят Федеральный Закон “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, в котором было установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы. с 1 октября 1998 года - в размере 1,3 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; с 1 января 1999 года - в размере 1,7 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; с 1 июля 1999 года - в размере 2,0 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. [15] Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом. Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. При формировании соответствующих бюджетов на 1998 год и последующие годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов, предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда оплаты труда с вышеизложенным. ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ на 1998 год ЦЕНТР экстренной психологической помощи |Должность |Число |Разря|Оклад |Оплата в |Оплата за |Всег|Фонд | | |едениц|д | |соц. уч. |стаж в соц|о |зар.пла| | | | | |15% |уч. 20% | |ты | |Директор |1 |16 |490200|73530 |98040 |6617|661770 | | | | | | |661770 |70 | | |Зам. |1 |15 |441180|66177 | |5073|507357 | |Директора | | | | | |57 | | |Секретарь |1 |4 |113200|16980 | |1301|130180 | | | | | | | |80 | | |Спец. Отдела|5 |12 |306000|45900 | |3519|1759500 | | | | | | | |00 | | ИТОГО: 8 1350580 202587 98040 1651207 3058807 ИТОГО В ГОД: 36705684 Смета расходов - это финансовый план учреждения[16]. Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально- культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий год. В данной таблице вы можете увидеть примерную смету расходов для центра экстренной психологической помощи на 1998 год. СМЕТА РАСХОДОВ На 1998 г. ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ |Статья | | |Статья 1. |36.705.684 | |Статья 2. |50.837.373 | |Статья 3. |20.899.000 | |Статья 4. |6.700.000 | |Статья 12. |77.020.000 | |Статья 14. |3.090.000 | |Итого: |1 195.252.057 | Например, ст. №4 включает в себя следующие расходы: 1.- Курсы повышения квалификации 3000000 - Приобретение методической литературы, метод. пособий 1200000 ИТОГО: 4200000 2.- Командировочные расходы 2500000 ИТОГО по ст.№4 6700000 Бухгалтерский баланс – способ экономичекой группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. [17] Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам его образования. Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии. 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Данная глава посвящена разработке рекомендаций по усовершенствованию экономической деятельности учреждений социального обслуживания В частности учреждений, чью практику мы анализировали в главе №2 В соответствии со ст.24 Федерального Закона “Некоммерческих организациях” от 12 января 1886 года некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, которые не запрещены законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Также некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются: 17. приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации 18. приобретение и реализация ценных бумаг 19. приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав 20. участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. Из учредительных документов Химкинского Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями следует, что это учреждение имеет право предоставлять платные услуги. Например, 21. сдавать в аренду свободное помещение; 22. 23. осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием; 24. оказывать посреднические услуги; 25. получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим ценным бумагам 26. предоставлять платные медицинские и образовательные услуги; 27. предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.) Но данный Центр не пользуется своими правами, а именно: нет самостоятельного баланса нет расчетного счета, валютного счета, и внебюджетного счета, для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений. оказывать платные услуги российским и иностранным гражданам создавать филиалы пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами 33. сдавать в аренду свободное помещение; получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим ценным бумагам 35. осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием; 36. предоставлять платные медицинские и образовательные услуги; 37. оказывать посреднические услуги; 38. предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.) А в учредительных документах Центра психологической помощи населению “Телефон Доверия” написано, что «Средства Центра состоят из бюджетных ассигнований из района средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран доходов от учебной деятельности.» Но в данном случае, Центр не предоставляет платные услуги в учебной сфере. Таким образом, данный пункт не соответствует истине. Давайте представим, что данные учреждения занимаются предпринимательской деятельностью. Я думаю, что вскоре эти учреждения стали бы окупаемыми, и не пришлось и без того “бедной” казне финансировать эти центры. Но, к сожалению, в ситуации, анализируемых учреждений (Химкинский центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр психологической помощи населению “Телефон Доверия”), органы местного самоуправления создали данные муниципальные учреждения, и закрепили за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное финансирование. Таким образом, данные учреждения социального обслуживания предоставлять населению платные услуги могут только с разрешения органов местного самоуправления. Итак, вследствие анализа данных учреждений можно порекомендовать следующее: 1. Пользоваться правами, которые отражены в Учредительных документах. 2. Стремится к частичной независимости от органов местного самоуправления. 3. Новые функционально-должностные обязанности, которые возникли в некоммерческих организациях за последние годы: фандрайзер - специалист по сбору средств и привлечению ресурсов; специалист по маркетингу - сотрудник, ответственный за взаимовыгодный обмен; “имиджмейкер” - ответственный за "лицо" некоммерческой организации во внешнем мире; юрист - ответственный за правовое обеспечение работы некоммерческой организации; "интернетчик" - специалист по телекоммуникациям; менеджер офиса - ответственный за организацию труда в офисе; служба безопасности - охрана сотрудников и имущества некоммерческих организаций. Эти новые "профессии" дополняют перечисленные ранее элементы оргуправления и, формируя расширенную область деятельности некоммерческих организаций, образуют предпосылки для устойчивого функционирования и развития организации: Формирование общественного мнения; Социальная реклама и социальный маркетинг; Правовое обеспечение; Социальное партнерство (взаимодействие некоммерческой организации с государством и бизнесом); Информационно-телекоммуникационная активность некоммерческой организации; Современная организация работы офиса. Очевидно, что для подавляющего большинства некоммерческих организаций штат ограничивается 3-7 сотрудниками. Как правило, это руководитель (директор) учреждения, программный директор, главный бухгалтер, секретарь-референт (технический работник), специалист по ЭВМ и, редко, менеджер офиса. Часто используются: - "совмещение" - сотрудники некоммерческих организаций кроме своих основных исполняют и некоторые новые обязанности (как правило, руководитель учреждения берет на себя функции фандрайзера и имиджмейкера); - привлечение оплачиваемых внешних консультантов; - временное вовлечение внешних консультантов на добровольной основе; - использование услуг инфраструктурных и ресурсных центров поддержки учреждения. После образования некоммерческой организации само собой подразумевается, что каждая организация, выбравшая ту или иную из законодательно закрепленных форм (фонд, некоммерческое партнерство и т.п.) автоматически получает достаточный набор признаков, чтобы быть названной “организацией”. На самом же деле, даже если некоммерческая организация официально зарегистрирована и имеет Устав и Программу, это далеко не так. Некоммерческая организация - это не просто группа людей, объединенных некой идеей и миссией и разделяющих общие ценности. Вопросы управления, планирования, маркетинга, взаимоотношений в коллективе, связей с общественностью, взаимодействия с государством обычно считаются "вторичными" по отношению к основной деятельности некоммерческой организации. Но именно недостатки в организационном строительстве, управлении и организационном развитии некоммерческой организации часто губят множество прекрасных идей. Невнимание к оргразвитию некоммерческих организаций со стороны самих некоммерческих организаций идет вразрез с тем, что сегодня управленческие решения приходится принимать во все более сложном контексте проходящих в стране процессов, значительно изменяющих условия деятельности и предъявляющих к некоммерческим организациям требования. Для устойчивого функционирования в современных условиях некоммерческие организации уже не могут ограничиться обеспечением таких считающиеся традиционно "оргразвивающими" сфер деятельности как - уточнение миссии организации, - стратегическое планирование, 42. разработка проектов, 43. подбор и расстановка сотрудников, 44. сбор и привлечение средств, 45. привлечение добровольцев, 46. работа со средствами массовой информации и другие. Формирование гражданского общества в России, принятие новых законов, изменения отношений между различными участниками демократических преобразований в стране выдвигают на первый план новые направления: 6. социальное партнерство и взаимодействие с государством, бизнесом и населением; 7. социальный маркетинг и формирование общественного мнения; 8. укрепление сотрудничества с другими общественными организациями; 9. развитие инфраструктуры ; подготовка и обучение сотрудников и добровольцев и др. Не будет преувеличением сказать, что успех, имидж, статус, авторитет, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|