бесплатно рефераты
 

Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания

Одним из важнейших вопросов организации деятельности “Телефона

Доверия” является вопрос отбора кадров. Первые месяцы были направлены на

подбор и обучение специалистов. Первоначально была написана образовательная

программа для обучения телефонных консультантов, где основными задачами

являлись:

- ознакомление с содержанием деятельности Службы ЭПП

- приобретение умения ориентироваться в кризисной ситуации абонента

- овладение навыками общения и выслушивания абонента

- приобретение знаний по часто встречаемым проблемам.

В отличие от западноевропейской модели “Телефоны Доверия” в России

построены на профессиональной основе. Но, согласно тарифно-

квалификационным характеристикам по должностям работников Центра ЭПП по

телефону системы органов Министерства социальной защиты населения, оклад

специалистов Службы никак не учитывает специфики работы на “Телефоне

Доверия”, работы в напряженно-экстремальном режиме, и является

символическим.

Люди обращаются на “Телефон Доверия” так как этот вид социальной

помощи имеет ряд специфических особенностей:

- во-первых, так как Служба работает круглосуточно, абонент может

обратиться в любое удобное для него время;

- во-вторых, анонимность, причем взаимная, и для обращающегося, и для

дежурного, т.е. телефонные консультанты, работают под псевдонимами;

- в-третьих, не директивность, т.е. отсутствие, какого бы то ни было

давления;

- четвертых, что является немаловажным фактором в наше время, помощь

оказывается бесплатно.

Специфика деятельности “Телефона Доверия” связана с решением задач

экстренной психологической помощи. Главным итогом беседы является снятие

напряжения, которое испытывает абонент, обращаясь на “Телефон Доверия”. Это

напряжение может иметь как внешнее (Результат конфликта, утраты), так и

внутреннее происхождение (стресс, кризис). Главная задача

телефонного консультанта - помочь абоненту наметить пути решения внешнего и

внутреннего конфликтов.

Итак, Центр экстренной психологической помощи по телефону “Телефон

Доверия” является Муниципальным учреждением. Свою деятельность строит на

основе общего положения Устава. Данный Центр является юридическим лицом и

может обладать обособленным имуществом и самостоятельным балансом.

На самом деле Центр экстренной психологической помощи не имеет

самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Химкинского Комитета

социальной защиты населения., а также Центр не обладает обособленным

имуществом.

Для функционирования Центра создан бюджетный счет который образуется за

счет:

8. местного бюджета;

9. областного бюджета на социальное обслуживания населения

10. внебюджетный счет для поступления от предприятий, частных лиц,

общественных организаций;

У Центра нет внебюджетного счета

11. доходов от педагогической деятельности.

Центр не получает доходов от педагогической деятельности

Таким образом, фактически, бюджетный счет образуется лишь за счет:

местного бюджета

областного бюджета на социальное обслуживание населения

Кроме бюджетного счета Центр имеет право открывать валютный счет.

На самом деле валютного счета у Центра нет.

Средства Центра состоят из:

14. бюджетных ассигнований района;

15. средств, полученных безвозмездно от государственных органов,

общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том

числе зарубежных стран;

16. доходов от учебной деятельности.

Центр не получает доходов от учебной деятельности

Имущество Центра может состоять из помещения, оборудования, инвентаря

и других материальных ценностей, приобретенных, построенных, произведенных

за счет Центра или безвозмездно полученных Центром от общественных

объединений, организаций, предприятий и отдельных лиц.

Имущество закрепляется Учредителем за Центром на правах оперативного

управления. Центр в соответствии с целями своей деятельности, заданиями

Учредителя и назначением имущества осуществляет права владения, пользования

и распоряжения этим имуществом.

В соответствии с действующим законодательством РФ Центр экстренной

психологической помощи по телефону имеет право пользоваться налоговыми

льготами в качестве социального учреждения системы социальной помощи

населению, обращающего прибыль на уставные цели Центра.

Содержанием деятельности является: оказание заочных (по телефону)

психолого-социальных услуг населению.

Центр имеет право получать от российских и иностранных юридических и

физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное

пользование оборудование, образцы новой техники и средства, необходимые для

деятельности Центра.

Центр возглавляет Директор, который утверждает текущий и перспективный

планы работы, составляет штатное расписание, бюджет, обладает правом

принимать и увольнять сотрудников и осуществлять контроль за работой

сотрудников: руководит финансово-хозяйственной деятельностью Центра, несет

персональную ответственность за организацию работы Центра.

Права сотрудников Центра определяются Уставом Центра, условиями

контракта и должностными обязанностями.

Оплата труда сотрудников Центра производится на основе Единой тарифной

сетки по оплате труда в соответствии с тарифно-квалификационными

характеристиками по должностям.

6 марта 1998 года, был принят Федеральный Закон “Об упорядочении

оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, в котором было

установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки

по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной

сферы.

с 1 октября 1998 года - в размере 1,3 установленного федеральным законом

минимального размера оплаты труда;

с 1 января 1999 года - в размере 1,7 установленного федеральным законом

минимального размера оплаты труда;

с 1 июля 1999 года - в размере 2,0 установленного федеральным законом

минимального размера оплаты труда. [15]

Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной

сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций

бюджетной сферы определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада)

первого разряда, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев,

установленных законом.

Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации

по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и

общероссийскими объединениями работодателей.

При формировании соответствующих бюджетов на 1998 год и последующие

годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов,

предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную

плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда

оплаты труда с вышеизложенным.

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

на 1998 год

ЦЕНТР

экстренной психологической помощи

|Должность |Число |Разря|Оклад |Оплата в |Оплата за |Всег|Фонд |

| |едениц|д | |соц. уч. |стаж в соц|о |зар.пла|

| | | | |15% |уч. 20% | |ты |

|Директор |1 |16 |490200|73530 |98040 |6617|661770 |

| | | | | |661770 |70 | |

|Зам. |1 |15 |441180|66177 | |5073|507357 |

|Директора | | | | | |57 | |

|Секретарь |1 |4 |113200|16980 | |1301|130180 |

| | | | | | |80 | |

|Спец. Отдела|5 |12 |306000|45900 | |3519|1759500 |

| | | | | | |00 | |

ИТОГО: 8 1350580 202587

98040 1651207 3058807

ИТОГО В ГОД:

36705684

Смета расходов - это финансовый план учреждения[16].

Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование

не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением

средств равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На

основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально-

культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий

год.

В данной таблице вы можете увидеть примерную смету расходов для

центра экстренной психологической помощи на 1998 год.

СМЕТА РАСХОДОВ

На 1998 г.

ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

|Статья | |

|Статья 1. |36.705.684 |

|Статья 2. |50.837.373 |

|Статья 3. |20.899.000 |

|Статья 4. |6.700.000 |

|Статья 12. |77.020.000 |

|Статья 14. |3.090.000 |

|Итого: |1 195.252.057 |

Например, ст. №4 включает в себя следующие расходы:

1.- Курсы повышения квалификации

3000000

- Приобретение методической литературы, метод. пособий 1200000

ИТОГО:

4200000

2.- Командировочные расходы

2500000

ИТОГО по ст.№4

6700000

Бухгалтерский баланс – способ экономичекой группировки и обобщения

информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их

образования в денежной оценке на определенную дату. [17]

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном

выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами

предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли. Обе

части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается

одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с

другой - по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за

состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

Данная глава посвящена разработке рекомендаций по усовершенствованию

экономической деятельности учреждений социального обслуживания В частности

учреждений, чью практику мы анализировали в главе №2

В соответствии со ст.24 Федерального Закона “Некоммерческих

организациях” от 12 января 1886 года некоммерческая организация может

осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности,

которые не запрещены законодательством Российской Федерации и

соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые

предусмотрены ее учредительными документами.

Также некоммерческая организация может осуществлять

предпринимательскую деятельность лишь поскольку это служит достижению

целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются:

17. приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям

создания некоммерческой организации

18. приобретение и реализация ценных бумаг

19. приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав

20. участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в

качестве вкладчика.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по

предпринимательской деятельности.

Из учредительных документов Химкинского Центра реабилитации детей с

ограниченными возможностями следует, что это учреждение имеет право

предоставлять платные услуги. Например,

21. сдавать в аренду свободное помещение;

22.

23. осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;

24. оказывать посреднические услуги;

25. получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим

ценным бумагам

26. предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;

27. предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)

Но данный Центр не пользуется своими правами, а именно:

нет самостоятельного баланса

нет расчетного счета, валютного счета, и внебюджетного счета, для

поступления средств от государственных предприятий и организаций,

общественных объединений.

оказывать платные услуги российским и иностранным гражданам

создавать филиалы

пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами

33. сдавать в аренду свободное помещение;

получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим ценным бумагам

35. осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;

36. предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;

37. оказывать посреднические услуги;

38. предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)

А в учредительных документах Центра психологической помощи

населению “Телефон Доверия” написано, что «Средства Центра состоят из

бюджетных ассигнований из района

средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных

объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных

стран

доходов от учебной деятельности.»

Но в данном случае, Центр не предоставляет платные услуги в учебной

сфере. Таким образом, данный пункт не соответствует истине.

Давайте представим, что данные учреждения занимаются

предпринимательской деятельностью. Я думаю, что вскоре эти учреждения

стали бы окупаемыми, и не пришлось и без того “бедной” казне финансировать

эти центры.

Но, к сожалению, в ситуации, анализируемых учреждений (Химкинский

центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр

психологической помощи населению “Телефон Доверия”), органы местного

самоуправления создали данные муниципальные учреждения, и закрепили за ними

имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное

финансирование.

Таким образом, данные учреждения социального обслуживания предоставлять

населению платные услуги могут только с разрешения органов местного

самоуправления.

Итак, вследствие анализа данных учреждений можно порекомендовать

следующее:

1. Пользоваться правами, которые отражены в Учредительных документах.

2. Стремится к частичной независимости от органов местного

самоуправления.

3. Новые функционально-должностные обязанности, которые возникли в

некоммерческих организациях за последние годы:

фандрайзер - специалист по сбору средств и привлечению ресурсов;

специалист по маркетингу - сотрудник, ответственный за взаимовыгодный

обмен;

“имиджмейкер” - ответственный за "лицо" некоммерческой организации во

внешнем мире;

юрист - ответственный за правовое обеспечение работы некоммерческой

организации;

"интернетчик" - специалист по телекоммуникациям;

менеджер офиса - ответственный за организацию труда в офисе;

служба безопасности - охрана сотрудников и имущества некоммерческих

организаций.

Эти новые "профессии" дополняют перечисленные ранее элементы

оргуправления и, формируя расширенную область деятельности некоммерческих

организаций, образуют предпосылки для устойчивого функционирования и

развития организации:

Формирование общественного мнения;

Социальная реклама и социальный маркетинг;

Правовое обеспечение;

Социальное партнерство (взаимодействие некоммерческой организации с

государством и бизнесом);

Информационно-телекоммуникационная активность некоммерческой организации;

Современная организация работы офиса.

Очевидно, что для подавляющего большинства некоммерческих организаций штат

ограничивается 3-7 сотрудниками. Как правило, это руководитель (директор)

учреждения, программный директор, главный бухгалтер, секретарь-референт

(технический работник), специалист по ЭВМ и, редко, менеджер офиса.

Часто используются:

- "совмещение" - сотрудники некоммерческих организаций кроме своих основных

исполняют и некоторые новые обязанности (как правило, руководитель

учреждения берет на себя функции фандрайзера и имиджмейкера);

- привлечение оплачиваемых внешних консультантов;

- временное вовлечение внешних консультантов на добровольной основе;

- использование услуг инфраструктурных и ресурсных центров поддержки

учреждения.

После образования некоммерческой организации само собой

подразумевается, что каждая организация, выбравшая ту или иную из

законодательно закрепленных форм (фонд, некоммерческое партнерство и т.п.)

автоматически получает достаточный набор признаков, чтобы быть названной

“организацией”. На самом же деле, даже если некоммерческая организация

официально зарегистрирована и имеет Устав и Программу, это далеко не так.

Некоммерческая организация - это не просто группа людей, объединенных некой

идеей и миссией и разделяющих общие ценности.

Вопросы управления, планирования, маркетинга, взаимоотношений в

коллективе, связей с общественностью, взаимодействия с государством обычно

считаются "вторичными" по отношению к основной деятельности некоммерческой

организации. Но именно недостатки в организационном строительстве,

управлении и организационном развитии некоммерческой организации часто

губят множество прекрасных идей. Невнимание к оргразвитию некоммерческих

организаций со стороны самих некоммерческих организаций идет вразрез с тем,

что сегодня управленческие решения приходится принимать во все более

сложном контексте проходящих в стране процессов, значительно изменяющих

условия деятельности и предъявляющих к некоммерческим организациям

требования.

Для устойчивого функционирования в современных условиях некоммерческие

организации уже не могут ограничиться обеспечением таких считающиеся

традиционно "оргразвивающими" сфер деятельности как

- уточнение миссии организации,

- стратегическое планирование,

42. разработка проектов,

43. подбор и расстановка сотрудников,

44. сбор и привлечение средств,

45. привлечение добровольцев,

46. работа со средствами массовой информации и другие.

Формирование гражданского общества в России, принятие новых законов,

изменения отношений между различными участниками демократических

преобразований в стране выдвигают на первый план новые направления:

6. социальное партнерство и взаимодействие с государством, бизнесом и

населением;

7. социальный маркетинг и формирование общественного мнения;

8. укрепление сотрудничества с другими общественными организациями;

9. развитие инфраструктуры ;

подготовка и обучение сотрудников и добровольцев и др.

Не будет преувеличением сказать, что успех, имидж, статус, авторитет,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.