бесплатно рефераты
 

Билеты и лекции по ДКБ

обмене ассигнаций на кредитные билеты по соотношению 1 к 3,5.

Вывод: реформа способствовала упорядочению денежного обращения на

непродолжительный срок, т.к. в стране не был преодолен бюджетный дефицит,

дефицит внешнеторгового баланса, экономическое положение страны в этот

период не было столь прочным.

Денежная реформа Витте.

1.Причины: денежное обращение находилось в плачевном состоянии в

результате обесценения ден. знаков. Историческая обстановка была сложной,

Гос. банк зависел от Минфина, усиление вмешательства государства в

экономику. Была система биметаллизма и бумажно-денежного обращения с

бумажно-денежными знаками, не разменными на металл. Был введен золотой

монометаллизм. Необходимо было ввести более устойчивую ден. единицу.

2. Предпосылки: Была проведена большая подготовительная работа (с начала

80х гг.) - были предприняты меры по стабилизации рубля на прежней

серебряной основе. В 81 г. был издан приказ о погашении долга казны

Государственному банку, но проекта проведения ден.реформы не было. Стало

ясно, что отдельными мерам стабилизировать денежную систему невозможно.

Было решено накопить золотой запас. При зарождении капиталист. отношений в

экономике было отменено крепостничество, новые экономические отношения

стали развиваться болеем быстрыми темпами. В плане Витте было определено,

что д/р нужна, т.к. расстройство ден.системы губительно для всей финансовой

системы, всего хозяйства. Это расстройство выражалось в неопределенной

цифре гос. долга, дороговизне внешнего кредита и невозможности для

государства обратиться к эмиссии денег в случае крайней необходимости

(уже было нецелесообразно выпускать ден.знаки).

3. Летом 95г. были утверждены правила приема Госбанком золотых монет: за

полуимериал (5р.) выдавали 7р.50к. кредитными билетами, Широкого

распространения эти операции не получили. На монетах стали печатать

(чеканить) 5 р. золотом, 5р. серебром. Осуществлялась политика по изменению

масштабов цен методом деноминации (понижения курса рубля). Понижение

заинтересовывало экспортеров (помещиков и купцов), способствовало

некоторому улучшению платежного баланса. Помещикам это было выгодно, т.к.

их долги сокращались на 1/3. Эта реформа была не выгодна малоимущим классам

и капиталистам (обесценивались их накопления). Весной 96г. министр финансов

сделал представление об исправлении денежного обращения. Узаконено это было

в ноябре 96 г. , когда вместо монет 15 р. и 7р.50к. вновь стали чеканить

монеты 5 и 10 р., но весовое содержание чистого золота было установлено на

более низком уровне по сравнению с империалом и полуимпериалом на 1/3. В

обращении остались 10 и 5 руб. монеты. Ден. обращение было устойчивым

непродолжительный период.

4. Результаты:

а) введение золотого стандарта было прогрессивным, так как золото - более

ценный металл, чем серебро.

б) надо было изъять .... ден. массы из обращения, был введен устойчивый

ден.знак, имеющий золотую основу. Устойчивость подкреплялась свободным

разменом ден.знаков на золото.

Недостатки: громоздкость системы денежного обращения, которая строилась

по образцу английской системы и требовала больших запасов золота для

обеспечения стабильности ден. обращения.

Реформа позволила расширить междун. связи России, т.к. ден. знаки стали

соизмеряемы с ден.знаками других государств. Проведение ден.реформы

методом деноминации внутренней валюты имело цель обеспечить интересы

определенных слоев населения. (Выгодно было капиталистам , невыгодно -

широким массам). Реформа была прогрессивной, но значение ее носило

противоречивый характер.

Реформа 1922-1924гг.

1. Причины: надо было изъять обесценивающуюся ден. массу, которая

появилась в результате IМировой войны, Гражданской войны, революции. Размен

денег на золото был прекращен в ходе мировой войны, сразу же началась

инфляция. В ден. обращении появились ден.суррогаты - ден.знаки царского ,

Временного правительства, ... Эти знаки соизмерялись и использовались как

платежное средство. В 1918 г. Ленин предложил проект ден. реформы, но он не

был реализован, т.к. началась гражд. война и интервенция.

2. Предпосылки: к 22 году социалистический сектор хозяйства стал основным,

преобладающим (государство заняло все командные посты). Госбанк и все

комбанки были под полным контролем государства, поэтому можно было

проводить реформы. Были проведены 2 деноминации (сокращение наличной

ден.массы в обороте в 1млн. раз в результате двух деноминаций).

3. Методы регулирования денежной эмиссии.

4.Ст-ра ден. оборота

В натсоящее время сложилась определенная система организации денежного

оборота. Она предусматривает:

1) обязательное хранение ден. средств предприятий, организаций,

учреждений, за исключением небольших сумм в банках.

2) проведение через банки основной массы ден. расчетов в наличной и

безналичной форме

3) расходование наличных ден. средств предусматривается в основном на

оплату труда и некоторых товарных закупок.

4) ограничение кассовой наличности для предприятий, организаций,

учреждений.

5) банки обеспечивают ведение счетов предприятий, организаций, проведение

по ним безналичных и наличных ден. расчетов с соответствующим контролем, а

также прием и хранение ден. сбережений населения, их выдачу по первому

требованию в наличной форме либо использование для проведения безналичных

расчетов.

6) во внутрибанковском обороте применяются только расчетные документы

установленной формы, а во внебанковском- гос. денежные знаки.

3.Методы регулирования денежной эмиссии.

Эмиссия:

| |Пока|Бюджетна|Кредитна|

| |зате|я |я |

| |ли |эмиссия |эмиссия |

|1|Цель|на |кредитов|

| |выпу|покрытие|ание Н/Х|

| |ска |бюдженто| |

| |дене|го | |

| |жных|дефицита| |

| |знак| | |

| |ов | | |

|2|Эмит|казначей|ЦБ, |

| |ент |ство или|эмиссион|

| | |банк под|ный банк|

| | |казначей| |

| | |ские | |

| | |векселя | |

| | |или | |

| | |обязател| |

| | |ьства | |

|3|Особ|деньги |деньги |

| |енно|оседают |не |

| |сти |в сфере |оседают |

| |эмис|обращени|в |

| |сии |я, |каналах |

| | |переполн|денежног|

| | |яют |о |

| | |каналы |обращени|

| | |ден. |я, не |

| | |обращени|переполн|

| | |я, не |яют |

| | |возвраща|каналы |

| | |ются к |ден. |

| | |эмитенту|обращени|

| | | |я, |

| | | |возвраща|

| | | |ются в |

| | | |банк в |

| | | |процессе|

| | | |погашени|

| | | |я |

| | | |кредита |

|4|Обес|деньги |деньги |

| |пече|не имеют|имеют |

| |ние |обеспече|товарное|

| |дене|ния либо|и |

| |г |имеют |золотое |

| | |пониженн|обеспече|

| | |ое |ние, не |

| | |обеспече|обесцени|

| | |ние. |ваются. |

| | |Деньги |Обеспече|

| | |обесцени|ние |

| | |ваются |денег |

| | | |стабильн|

| | | |ое, либо|

| | | |растущее|

5.Факторы,определяющие изменение объема и ст-ры безналичного денежного

оборота.

Различают 2 сферы денежного оборота:

- налично-денежный оборот: 8-12% денежного оборота

- безналично-денежный: 88-92%.

Денежное обращение представляет собой движение только наличных ден.

знаков. Денежное обращение -часть совокупного денежного оборота.

Налично-денежный оборот осуществляется во взаимоотношениях гос-ва с

населением, между отдельными гражданами общества, группами населения, между

предприятиями и орг-циями.

Безналично-денежный оборот. Его преимущественное развитие объясняется

объективными причинами и сознательно проводимыми гос-вом мероприятиями,

цель которых - создание рациональной системы ден. расчетов и экономия

общественных издержек обращения.

Величина БДО зависит от V продукции, реализуемой м/д экономическими

субъектами, уровня оптовых и заготовительных цен, звенности расчетов,

размеров распределения и перераспределения ден. средств в б/н форме. На

увелич. БДО влияют: — развитие эк-ки; — спец-ция и кооперирование пр-ва; —

расширение Общ. Фондов Потребления, используемых в натур. форме; — развитие

организованных форм сбережений и б/н расчетов населения; — повышение

оптовых и заготовительных цен. На ум-е БДО в основном влияют: — создание

объ-ний и централизация в них расчетов; — сокращение кол-ва звеньев,

участвующих в расчетах; — укрупнение объектов кредитования; — понижение

оптовых и заготовительных цен.

На структуру:

— введение в обращение векселей и чеков.

На V и структуру ден. оборота оказывают влияние стадии пр-ва и

потребления.

Принципы орг-ции и формы безналичных расчетов.

Система безналичных расчетов состоит из ряда элементов:

- принципы орг-ции безнал. расчетов

- вид расчетного или платежного документа

- способ платежа

- форма безналичных расчетов

- порядок документооборота

Безналичные расчеты по экономическому содержаниюподразделяются:

- расчеты по товарным операциям

- по нетоварным операциям

по месту нахождения поставщика и покупателя:

- одногородние

- иногородние

Билет 20.

1.Понятие ден. системы и ее основные элементы.

Ден. система — это форма ор-ции ден. обращения в стране, сложившаяся

исторически и закрепленная законом. Ден. сис-ма вкл. в себя след. эл-ты:

1) денежная единица — единица ден. счета, которая служит для соизмерения и

выражения цен товаров.

2) масштаб цен.

3) виды денег, являющихся законным платежным средством, — кред. и бум.

деньги, разменные монеты

4) Эмиссионную систему — законодательно установленный порядок выпуска

денег в обращение

5) государственный аппарат, осущ. регулирование ден. обращения.

2.Закономерность инфляционного процесса в России.

Контроль за ценами удерживал инфляцию. Но такой подход приводит к

неравному положению отраслей в н/х и членов общества. Даже в условиях

строгого регулирования цен происходит перераспределения НД и увеличение

инфляции. При этом проявляется: рост цен на продукцию добывающих отраслей и

с/х, эти отрасли не могут скрыто повышать цену, а открытый характер всегда

имеет щоковое влияние на денежный оборот. Др. отрасли могут безгранично

скрыть рост цены и приспосабливаются к инфляции. Внешне инфляция

проявляется в росте цен, исторически инфляция присуща всем странам, важен

уровень. Исторически она сопровождала все этапы соц. развития: сумма

платежных средств возрастала, цены постоянны, но это не означало, что не

было несоответствия между товарной и денежной массами.

Темпы инфляции в России стали посчитывать в 1992г. после либеризации

цен(нормальный уровень 3-5% в год):

1992г. 1353%

1993г. 800%

1994г. 266%

1995г. 65%

1996г. до 23%

3.Денежно-кредитный мультипликатор и его роль в создании платежных средств.

Денежный мультипликатор

Коммерческая банковская система может создавать деньги (платежные

средства) , предоставляя займы, умножая свои избыточные резервы (средства

банка-депозиты минус обязательные резервы), т.е. депозит =100$, норма обяз.

резервов 20%=20$, избыточный резерв =80$. Когда банк выдает ссуду он

создает деньги. Хотя банк может кредитовать в размере своих избыточных

резервов, банковская система может осуществлять множественное кредитование

В каждом цикле происходит утечка части депозитов в обяз. резервы.

Мультипликатор будет равен обратной величине нормы обяз. резервов, т.е.

изъятию , которое происходит на каждой ступени кредитования

m=1/R, R- норма обаз. резервов

m- максимальное количество новых кредитных денег, которое м.б. создано 1

$ при данной величине R

Для определения максимально возможного количества новых денег, созд.

банковской системой на основе данного количества избыточных резервов

применяем формулу:

D=E*m, E- избыт. резервы, m - мультипликатор

Пример: R=20%, E=100$

m=1/0.2=5 D=5*100$=500 $, т.е.дополнительно создано 400 $

4.Мезбанковские безналичные расчеты.

Схема с ЦБ и РКЦ

При установлении кор. отношений банки обговаривают минимальное кол-во

средств, необходимых в наличии на кор. счетах. Банки объединяются и создают

клиринговые палаты или расчетные центры для того, чтобы из под контроля

ЦБР. Успешно используется данная система для обслуживания филиалов (

Сбербанк, Инкомбанк). ТверьУниверсалБанк привлекает к своей системе другие

мелкие банки. Все системы такого типа - региональные (на нац. уровне).

Существует международная межбанковская система:

SWIFT - Society For WorldWide Interbank Finational Telecommunications

В нашей стране единой системы межбанковских расчетов не существует, кроме

ЦБ. Такие системы могут создаваться ЦБ или ком. банками, соответственно

существует 2-а подхода:

1. Централизованный

Италия, Испания, Германия.

Великобритания (3 вида):

“Town Clearing”

2. Децентрализованный

США:

5.Единство функций денег как выражение их сущности.

Сущность денег выражается через единство их функций. Каждая функция денег

служит специфическим частным выражением их сущности. Во внутреннем

экономическом обороте деньги выступают в функциях : меры стоимости,

средства обращения, средства платежа и средства накопления.

1) Мера стоимости

1. Деньги используются для учета затрат труда и в процессе

ценообразования.

Затраты труда: общественно необходимого, индивидуального, живого,

частного, общественного.

Установление цен. на продукты труда невозможно без данной функции.

Существуют границы отклонения цены. Деньги идеальные.

2) Средство обращения.

1. Опосредствуют движение товара, способствуют реализации денежных доходов

в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

3. Служат средством контроля за производством и распределением

общшественного продукта.

Качественная безграничность и количественная ограниченность товаров

решается с помощью денег этой функции.

Деньги должны быть реальные, но не обязательно полноценные.

На развитие функции влияет :

1. Рост товарооборота.

2. Рост денежных доходов населения.

3. Рост производства товаров над потреблением.

Сужение функции:

1. Развитие безналичных расчетов.

2. Расширение общественных фондов потребления.

3) Средства платежа.

1. Денежные ср-ва исп-ся для погашения различных обязательств.

2. Для контроля за пр-вом и расп-ем общественного продукта.

Контроль:

1.финансовыми и банковскими органами

2. налоговая инспекция.

Имеет место самостоятельно движение стоимости.

Деньги используются наличные и безналичные . Деньги должны быть реальными,

но могут быть идеальными (зачет взаимных требований). Эту функцию выполняют

знаки стоимости.

На развитие данной функции влияют:

1. Рост госбюджета,

2. Рост кредитных вложений.

3. Рост доходов населения.

4. Рост безналичных расчетов.

5. Погашение госзаймов.

Сужение функций:

. сокращение неплатежей;

. устранение недостач в выплате зарплаты.

4) Как средство накопления.

Здесь деньги выступают в виде тезаврационных и кредитных накоплений.

Деньги отражают реальное накопление материальных благ. Деньги являются

средством контроля за производством и распределением общественного

продукта, средством укрепления коммерческого расчета, перераспределяют

часть национального дохода.

Билет 21.

1.Кредитные и бумажные деньги. Их экономическая природа.

а) Кредитные. Выпускаются на нужды кредитования н/х в соответствии с

нормальными потребностями экономики, имеют устойчивое или возрастающее

обеспечение, неподвержены обесценению. Выпускаются в обращение в результате

кредитной эмиссии.

б) Бумажные. Особенность бумажных денег состоит в том, что они, будучи

лишенными самостоятельной стоимости, снабжены государством принудительным

курсом, а поэтому приобретают представительную стоимость в обращении и

выполняют роль покупательного и платежного средства.

Эмитируются с целью покрытия расходов государственного бюджета, не имеют

устойчивого обеспечения (обеспечение падающее). Подвержены обечцениванию и

инфляции.

Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейство, либо

центральные банки. В первом случае государство прямо использует выпуск

бумажных денег для покрытия своих расходов. Во втором случае оно это

делает косвенно: центральный банк выпускает неразменные банкноты и

предоставляет их в ссуду государству, которое направляет их на свои

бюджетные расходы.

Экономическая природа бумажных денег такова, что исключает возможность

устойчивого бумажно-денежного обращения. Во-первых, выпуск бумажных денег

не регулируется потребностью товарооборота в деньгах; во-вторых,

отсутствует механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из

обращения.

Бумажные деньги непригодны к выполнению функции сокровища, и излишек их

не может сам уйти из обращения. Попав в обращение, бумажные деньги

застревают в каналах обращения, переполняют их и обесцениваются. Таким

образом, неустойчивость присуща бумажным деньгам по самой их природе и

может быть вызвана следующими причинами:

--избыточный выпуск в обращение;

--упадок доверия к правительству, которое выпустило деньги;

--неблагоприятный платежный баланс. Наиболее типичным является

инфляционное обесценение бумажных денег, обусловленное их чрезмерной

эмиссией. Однако обесценение бумажных денег может быть связано с угрозой

свержения государственной власти и утратой населением доверия к ней, а

также с неблагоприятным платежным балансом и падением курса национальной

валюты.

Расширение коммерческого и банковского кредита в хозяйстве в условиях,

когда товарные отношения приобрели всеобъемлющий характер, привело к тому,

что всеобщим товаром контрактов становятся кредитные деньги.

Кредитные деньги прошли следующую эволюцию: вексель, акцептованный

вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

2.Сущность клиринговой системы расчетов и ее использование в России.

существует клиринг расчетный и кредитный (ссудный).

Рачетный клиринг представляет зачет взаимных требований при осуществлении

расчетных операций. Кредитный (ссудный) -зачет взаимной задолженности

(срочной или просроченной).

Также различают клиринг по числу участников: -двусторонний

-многосторонний

по времени:

-разовый

-периодический (постоянно действующий): например, периодические расчеты по

сальдо. Они предполагают осуществление взаимозачетов 1 раз в 10 дней.

Поставщик, покупатель ( не банк ! )определяют форму взаимозачетов. Тогда

на обоих предприятиях ведется клиринговый счет. Учитываются произведенные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.