бесплатно рефераты
 

Безналичный платежный оборот в Российской Федерации

Однако то обстоятельство, что центральные банки большинства стран

обладают полномочиями регулятивного характера и могут осуществлять

рефинансирование кредитных учреждений, является чрезвычайно удобным для них

при осуществлении межбанковских расчетов и существенно снижает риски в

платежной системе.

Эффективно работающая платежная система, в свою очередь, играет ключевую

роль в обеспечении стабильности денежно-кредитной системы - за что также

ответственен центральный банк.

Являясь кредитором последней инстанции, центральный банк одновременно

влияет на спрос и предложение на денежном рынке путем манипуляции

процентной ставкой. Именно она в рыночной экономике является основным

инструментом денежно-кредитной политики.

Изменения уровня обязательных резервов также используются для влияния на

баланс между спросом и предложением на денежные ресурсы.

Отсюда видно тесное переплетение функций центрального банка по реализации

принятой денежно-кредитной политики и обеспечению стабильности платежной

системы.

Нередко сбои в расчетах вызываются не проблемами ликвидности, а

временными финансовыми трудностями у одного из кредитных учреждений.

Невыполнение обязательств конкретным кредитным учреждением может вызвать

временный отказ его контрагентов от каких-либо переводов средств в его

пользу, чтобы снизить свой риск. Такое положение означает частичную или

полную парализацию платежной системы, которая зависит от числа контрагентов

банка и объемов, проводимых им операций, то есть на лицо системный риск.

В данной ситуации велика роль надзорных органов центрального банка,

которые располагают достаточным набором средств и механизмов для

предупреждения, ограничения и смягчения финансовых затруднений отдельных

кредитных учреждений.

Для регулирования платежной системы необходимо тесное взаимодействие тех,

кто осуществляет организацию платежей, с органами надзора и

инспектирования.

Для центральных банков также важным является проведение надзора за

деятельностью частных расчетно-клиринговых палат, которым они выдают

лицензию, и по закону обязаны осуществлять за ними контроль.

Конкретные формы надзора могут касаться учредительных документов, правил

функционирования палат, анализа годового отчета, их финансового состояния и

др.

Осуществляя надзор за функционированием банковской системы в целом и за

участниками расчетов, Банк России может оперативно принимать меры по

стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг,

осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения

разрыва звеньев расчетной цепи.

Поскольку в перспективе предусмотрено создание Банком России системы

валовых расчетов в режиме реального времени, то это потребует новых

технологических решений, а Банк России, пользуясь поддержкой государства,

имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами

телекоммуникации, стать катализатором автоматизации расчетов.

Растет взаимосвязь национальных платежных систем с международными и это

обстоятельство требует от регулирующего органа обеспечения более высокой

надежности устранения угрозы сбоев в работе и доведения до требуемого

международными стандартами уровня безопасности.

Таким образом, определение стратегии развития платежной системы страны

является функцией Банка России, именно ему предстоит сформировать

национальную систему электронных платежей.

Он также занимает приоритетное положение в формировании нормативной базы

расчетов. Действующие нормативные акты разработаны самим Банком России или

другими регулирующими органами при его участии.

Практически все правила, начиная с порядка открытия счетов, оформления

платежных документов, совершения всех видов платежей, предусмотрены в

соответствующих нормативных актах Банка России.

Система межбанковских расчетов базируется на осуществлении платежей через

корреспондентские счета. В подразделениях расчетной сети Банка России

открывают корреспондентские счета все участники платежной системы, т.е. все

кредитные организации, клиринговые центры, расчетные палаты.

Кроме корреспондентских счетов для кредитных организаций и иных клиентов,

в учреждениях Банка России открываются расчетные, бюджетные и другие счета.

В соответствии с перечнем, определенным Банком России, при открытии счетов

клиенты должны предоставить документы, свидетельствующие:

- о наличии учредительных документов и лицензий;

- о регистрации во всех государственных органах, которым по закону

следует уплачивать обязательные платежи или представлять необходимую

информацию.

Для того чтобы счетом могли распоряжаться только лица, имеющие на это

юридическое право, необходимо представить образцы их подписей. Платежные

документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями Банка России

с учетом возможности их автоматической обработки и наличия полной

информации для точного совершения платежа.

Поскольку в расчетах участвует несколько банков, которые заинтересованы в

задержке средств на их счетах, то для своевременного исполнения платежа

Банк России устанавливает общие правила по срокам обработки документов и

исполнению платежа.

Каждый участник межбанковских расчетов имеет банковский идентификационный

код (БИК), что позволяет автоматически обрабатывать платежные документы и в

последующем перейти к системе расчетов в режиме реального времени.

В выпущенном справочнике БИК Российской Федерации дается

систематизированный перечень участников межбанковских расчетов (МБР) с

указанием их реквизитов, признаков классификации и кодовых обозначений. Он

содержит информацию об учреждениях Банка России, а также кредитных

организациях (филиалах), корреспондентские счета (субсчета), которые

открыты в подразделениях расчетной сети Банка России, а также все

операционные стандарты, коды.

1.2. Организация и структура платежной системы

Платежные системы можно классифицировать по следующим критериям.

По иерархии, или степени подчинения различают централизованные системы,

где каждая группа участников нижнего уровня устанавливает взаимоотношения с

одним участником более высокого ранга, а последние подчиняются единому

центру, и децентрализованные, где связи между участниками могут

устанавливаться независимо от всех остальных. Классический пример

децентрализации сеть прямых корреспондентских отношений между банками без

участия центрального банка и клиринговых палат.

По условиям приема участников существуют системы с разными требованиями и

одинаковым доступом всех участников. Так, в расчетно-кассовых центрах Банка

России всем банкам открываются корреспондентские счета на равных условиях.

В некоторых системах принимаются только крупные, хорошо зарекомендовавшие

себя банки, в этих банках открывают корреспондентские счета более мелкие

банки. Таким примером являются не государственные клиринговые палаты.

По способу резервирования средств в одних случаях платежные операции

производятся только после предварительного депонирования средств

участниками на отдельных счетах, а в других этого не требуется, то есть

расчеты начинаются с нуля. В основном все системы межбанковских расчетов

работают при условии наличия определенных кредитовых остатков на

корреспондентских счетах.

По способам осуществления окончательного расчета системы расчетов на

валовой основе (брутто) – расчеты по межбанковским платежам осуществляется

индивидуально по зачислению и снятию средств со счета.

Системы расчетов на чистой основе (нетто) позволяет произвести

взаимозачеты (клиринг) между участниками. Клиринг включает в себя операции

по взаимозачету поручений и выведение чистого сальдо. Применение

взаимозачета обязательств сокращает потребность в средствах и упрощает

процесс обмена платежами. Такие взаимозачеты могут производиться между

двумя или несколькими участниками системы.

Степень риска неплатежей при отсутствии расчетов на валовой основе ниже,

чем при клиринге, так как при исчерпании кредитового остатка операции могут

быть прекращены. Поэтому системы, в которых используются валовые расчеты,

являются более приемлемые для перевода крупностоимостных платежей.

По размерам сумм и срочности платежей различают суммы, где все платежи

производятся на равных условиях независимо от суммы и срока. Такой порядок

сложился в российских платежных системах. Однако опыт многих стран

показывает, что существует специальные системы перевода крупных и срочных

платежей по межбанковским сделкам. Такие системы работают с использованием

развитой национальной сети телекоммуникаций, они особо защищены и, как

правило, управляются центральными банками. Эти системы могут работать без

предоставления кредитов в течение рабочего дня или же с предоставлением

дневных кредитов.

Мелкие платежи осуществляются с помощью других систем, в рассчитанных на

проведение большого количества низкостоимостных платежей.

По возможности предоставления кредита одни системы межбанковских расчетов

предусматривают прекращение расчетных операций при недостаточности средств

на счетах участников. В других системах возможно предоставление кредита на

разные, но все-таки короткие сроки, что позволяет обеспечить бесперебойное

функционирование системы.

В настоящее время в Российской Федерации не существует единой налаженной

сети межбанковских расчетов, а действуют параллельно несколько различных

систем проведения платежей:

Взаимодействие участников расчетов

- прямые корреспондентские отношения между кредитными организациями;

- расчеты осуществляемые филиалами кредитных организаций;

- расчеты через подразделения расчетной сети Банка России

а) расчеты с применением авизо

б) внутрирегиональный зачет (клиринг) между кредитными организациями,

обслуживаемыми одним региональным центром информатизации;

в) внутрирегиональные и межрегиональные электронные платежи;

- Расчеты через независимые (негосударственные) клиринговые палаты;

- Межрегиональные расчеты по государственным ценным бумагам.

Несмотря на различие банковских расчетов, все участники тесно

взаимосвязаны с Центральным банком Российской Федерации.

Существование нескольких систем межбанковских расчетов свидетельствует о

том, что каждая из них несовершенна, обладает определенными недостатками.

Это затрудняет контроль за движением денежных потоков.

В то же время наличие альтернативных вариантов дает возможность выбора.

Но какова бы ни была система, её цель неизменна – возможность перевести

средства со счета в одном банке на счет в другом банке быстро, без потерь и

недорого.

Несмотря на различия, любая платежная система предполагает три этапа

осуществления платежа:

- начало платежа, то есть поручение плательщика обслуживающему банку о

переводе средств;

- передача и обмен бухгалтерскими документами и информацией;

- собственно расчет (то есть перевод средств) от банка – плательщика

банку получателю.

1.3. Общие основы организации безналичных расчетов.

Банк может выполнять банковские операции, лишь сформировав уставной

капитал и создав материальную базу. Но собственных средств недостаточно

банку для необходимого уровня прибыли от своей деятельности. Банк должен

организовать работу по привлечению дополнительных средств.

Безналичные расчеты требуют хранения безналичных денежных средств на

счетах в банках и являются основной системой расчетов юридических лиц. Банк

получает дополнительные средства для проведения своих активных операций, и

извлечение прибыли, так как всегда имеется на его счетах какой-либо остаток

средств. И получает комиссионное и дополнительное вознаграждение за

предоставленные услуги при выполнении этих операций.

Жизнеспособность рыночной экономики определяется состоянием системы

безналичных расчетов.

Расчеты, которые осуществляются посредством перечисления по счетам в

кредитных учреждениях (со счета плательщика на счет получателя) и путем

зачета взаимных требований, называются безналичными расчетами.

Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи

совершались в максимально короткие сроки. В процессе совершения безналичных

расчетов возникают отношения. Которые позволяют контролировать стороны при

заключении каких-либо договоров, предупреждать платежи, а банку – проверять

правила расчетов в интересах участников и законности расчетных операций.

Расчетно-денежная документация и банковские счета предприятий или

клиентов составляют основу системы безналичных расчетов. Расчетные счета,

открываемые клиентами в банке, являются основным счетом предприятия. Так же

средства, которые находятся в личной собственности граждан, могут совершать

безналичный оборот. Безналичные перечисления делаются со счетов организаций

и предприятий, которые выплачивают денежные доходы гражданам, на счетах в

банках, где хранятся сбережения или в оплату расходов. Оплата расходов

населения безналичным путем может производиться и со счетов по вкладам в

банках. При этом замена денежных знаков безналичными перечислениями

улучшает денежный оборот, поскольку сокращается количество наличных денег в

обращении. Но наибольшей эффективности достигается, когда доходы населения,

принявшие безналичную форму, используются без применения

наличных денег, то есть путем перечисления по счетам.

Гражданский кодекс Российской Федерации является основным документом,

регламентирующим безналичные расчеты в России.

В процессе осуществления безналичных расчетов важное значение имеют

способы их организации, к которым относится следующее:

- банк может осуществлять списание средств со счетов клиента только по

распоряжению владельца счета;

- клиент может самостоятельно выбрать формы расчетов и закрепить их в

договорах между плательщиком и получателем;

- расчеты могут производиться через РКЦ ЦБ РФ, либо через клиринговые

центры, или через корреспондентские счета банков, открываемые друг у

друга на основе межбанковских соглашений;

- взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем

средств разрешаются сторонами в установленном порядке без участия

банка;

- очередность платежей со счета определяется клиентом по своему

усмотрению, если иное не предусмотрено законодательством;

- предусмотрена ответственность банков (РКЦ) за допущенные нарушения при

выполнении расчетных операций.

1.4. Принципы безналичных расчетов

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных

принципов.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения.

Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие

расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности,

эффективности.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей –

обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого

современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на

вещные и обязательственные. Рыночный оборот по существу представляет собой

совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением

определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора.

Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством

обеспечивается благодаря платежной системе. В литературе высказана позиция,

что безналичные расчеты – это не движение денежных средств, а движение

денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается

на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков

отражаются уже суммы требований к банкам – корреспондентам, основным из

которых является Банк России. Сложность и важность расчетных

взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия

посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и

подзаконных актов (указов Президента, постановлений правительства), а также

нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять

функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с

либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость

использования соответствующих конвенций и нормативных актов.

В связи с этим следует отметить, что в начале ХХ века немецкий экономист

Г. Кнапп рассматривал деньги только как платежное средство (других функций

он не признавал), причем как продукт государственной власти и права.

“Сущность денег, - отмечал он, - заключается не в материале знаков, а в

правовых нормах, регулирующих их употребление”.

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся:

Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный

процессуальный кодекс РФ.

Главный регулирующий орган платежной системы – Центральный банк

Российской Федерации (Банк России). Согласно вышеуказанному закону о нем

среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы

расчетов. На Банк России возложены:

- установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и

применяемых при этом документов;

- координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в

том числе клиринговых, систем.

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и

сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими обычаями в

использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и

единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции

предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции,

Бельгии, Японии – кредитовым переводам. В России до революции было широко

развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчетных операций

условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые

требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих

документов.

К середине 90-х гг. сложившаяся нормативная база, регулирующая платежно-

расчетные отношения, имела недостатки. По мнению правоведов, основные из

них:

- существенное отставание нормотворчества от динамики развития денежного

рынка;

- недостаточно активное обновление правовых норм (в том числе в связи с

применением новых банковских и информационных технологий) и

замедленное введение современных категорий.

Последствия нормативно-правового вакуума следующие:

- либо увеличение объема договорной документации, её крайняя

усложненность, включение положений, которые должны устанавливаться

законом, вплоть до понятийного аппарата;

- либо (что происходит в подавляющем большинстве случаев) отсутствие

необходимых договорных условий и соответственно неизбежное ущемление

интересов экономически более слабой стороны.

Таким образом, неопределенность правовых условий порождает правовой риск.

Второй принцип – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.