бесплатно рефераты
 

Анализ антиинфляционной политики в РФ на современном этапе с учетом зарубежного опыта

Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение

конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания

объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции. Снижение

мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая

конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отрицательно

влияли на инвалютные поступления России.

Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры для российской экспортной

продукции, в первую очередь нефтепродуктов с апреля 1999 г.

способствовало (наряду с девальвацией рубля) увеличению валютной выручки,

предложению инвалюты на валютном рынке. Под влиянием роста цен на

импортируемые товары в России повышаются цены на все товары, включая

отечественные, не имеющие импортного компонента.

Но главное — происходит импорт инфляции, прежде всего из США. С

предоставлением валютных прав физическим лицам и предприятиям с 1992 г.

усилился спрос на иностранную валюту, особенно доллары, для страхования

риска, в частности инфляционного. На покупку валюты используется от 12,4%

(1998 г.) до 8,5% (1999 г.) денежных сбережений населения. Долларовые

накопления у населения (50-80 млрд. дол.) практически означают, что

Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для

российских банков.

Долларизация экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда

национальная валюта плохо выполняет свои функции. Поэтому раздающиеся

призывы запретить хождение доллара утопичны и чреваты появлением

"черного" валютного рынка. Задача заключается в привлечении долларовых

сбережений населения на нужды подъема российской экономики. Но для этого

необходимы реальная гарантия по валютным вкладам в банках и надзор

Центрального банка РФ за их использованием.

Составной частью антиинфляционной политики является регулирование

валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Повышенный

спрос на доллары периодически принимает форму спекулятивной игры на

повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные

кризисы. Несмотря на девальвацию рубля курс его постоянно снижается.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной

стратегии и стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают

пожарные меры текущей политики. Концепция валютной стратегии должна

включать отношение России к структурным принципам мировой валютной

системы, европейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая

имеет для нашей страны практическое значение в аспекте использования евро

во внешнеэкономических контрактах, а также для диверсификации валютных

резервов. Целесообразно установить обоснованный минимум золотовалютных

резервов, чтобы противостоять периодическим кризисам, присущим рыночной

экономике тем более в условиях «догоняющего развития». В современной

России золотовалютные резервы (12,5 млрд. дол. в конце 1999 г.) ниже

международного стандарта их достаточности, определяемой в размере

трехмесячного импорта товаров. К тому же для России к этому критерию

следовало бы добавить предстоящие платежи по внешнему долгу. Для

пополнения золотых резервов необходима государственная поддержка

золотодобывающей отрасли, скупка золота у российских производителей. [18;

с. 36]

Рассмотрим развитие инфляционных процессов в России в 2000-2001

годах. инфляция в 2000 году развивалась в условиях довольно высоких

темпов экономического роста, сопровождавшегося улучшением финансового

положения большинства отраслей, усилением инвестиционной активности

предприятий расширением покупательского спроса населения, устойчивой

динамикой валютного курса рубля, благоприятной конъюнктурой зарубежных

рынков энергоресурсов для отечественных производителей, ускоренным ростом

цен на продукцию отраслей – естественных монополий.

В 2000 году практически все важнейшие макроэкономические показатели

демонстрировали лучшую динамику по сравнению с 1999 годом, что видно из

рисунка: .....вставить диаграмму

Эти обстоятельства оказывали неодинаковое влияние на характер

изменения ценовой структуры ситуации в стране. Причем различия касались

не только интенсивности, но и направлений их воздействия на динамику

параметров инфляции в отдельных секторах экономики. Так, наиболее весомое

влияние на инфляционные процессы оказало резкое увеличение

инвестиционного спроса и спроса сектора домашних хозяйств. взятые в

совокупности, эти два момента послужили одной из главных причин того, что

инфляция, равная в 2000 году 20,2% несколько превысила соответствующий

целевой ориентир, зафиксированный в "Основных направлениях единой

государственной денежно-кредитной политики на 2000 год".

Определенному усилению инфляционных процессов способствовали еще два

фактора: опережающие темпы роста цен в отраслях – естественных монополиях

и выгодная для отечественных производителей ситуация на мировом рынке

энергоносителей. Последнее имело результатом ускоренное повышение цен на

продукцию отраслей топливного комплекса на внутреннем рынке, прежде всего

производимую нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Напротив, существенное сдерживающее влияние на динамику инфляционных

процессов в 2000 году оказывали устойчивая и вполне предсказуемая

валютная политика Банка России, а так же снижающиеся инфляционные

ожидания, которые определяли в конечном счете мотивации и поведенческие

установки хозяйствующих субъектов. И здесь необходимо отметить, что

решающим условием для снижения инфляционных ожиданий было достижение

интенсивного экономического роста. В плане стабилизации ценовой

обстановки этот фактор играл в определенном смысле двойственную роль.

С одной стороны, заметное улучшение финансового положения участников

общественного производства в определенной степени способствовало

активизации инфляционных процессов. С другой стороны, реально

экономический рост имел первостепенное значение для достижения эффекта

стабилизации и последующего снижения инфляционных ожиданий, а значит и

общего замедления темпов роста цен.

В политическом отношении сложившаяся в экономике в 2000 году

динамика инфляции специфицировалась как результат взаимодействия системы

долгосрочных или базовых факторов, в числе которых валютный курс рубля,

цены производителей промышленной продукции, инфляционные ожидания,

наличные деньги в обращении в совокупности с депозитами до востребования

населения. Эта система факторов формировала базовую инфляцию, которая

примерно на 2,5-3% пункта ниже фактической.

С течением времени в зависимости от состояния экономики коэффициенты

эластичности Индекса Потребительских Цен по базовым факторам существенно

менялись. При этом обращают на себя внимание два обстоятельства – резкое

сокращение эластичности Индекса Потребительских Цен по валютному курсу

рубля и одновременный ускоренный рост коэффициента эластичности

названного индекса по динамике инфляционных ожиданий.

Оба эти явления представляются вполне закономерными, поскольку, с

одной стороны, они свидетельствуют о пока еще достаточно эффективном

развитии процессов замещения на внутреннем рынке импортной продукции

изделиями отечественных производителей. С другой стороны настоятельным

требованием стала на только устойчивость, но и предсказуемость состояния

той среды, в которой осуществляют деятельность экономические агенты. В

противном случае неизбежны негативные деформации в системе их

поведенческих установок, провоцирующие усиление инфляционных процессов.

В целом же за 2000 год инфляция, зафиксированная официальной

статистикой на 3% связана с повышением обменного курса рубля к доллару

США, на 18% - с увеличением стоимости промышленной продукции, на 59% - с

инфляционными ожиданиями и на 20% - с ростом агрегата М2 и депозитов до

востребования сектора домашних хозяйств.

В 2000 году субиндекс ИПЦ по продуктам питания составил 117,9%, по

непродовольственным товарам – 118,5%, в сфере платных услуг – 133,7%.

[21; с. 16]

В целом в 2000 году происходил опережающий рост цен производителей в

промышленности по сравнению с динамикой потребительских цен

(соответственно на 31,6% и 20,2%). В результате исчерпался разрыв между

ними, образовавшийся сразу после августа 1998 года, что может явиться

сдерживающим фактором роста производства.

Однако, несмотря на все вышеизложенное отмечено замедление темпов

экономического роста во втором полугодии 2000 года, что ставит перед

экономикой России проблему поиска новых стимулов резервов для развития в

2001 году.

Основными тенденциями развития российской экономики в первом

полугодии 2001 году стали:

- довольно умеренные темпы инфляции (12-14% годовых) при достаточно высокой

экономической динамике;

- устойчивость курса национальной валюты;

- рост производства во многих отраслях;

- сохранение инвестиционной активности и улучшение финансового положения

предприятий;

- рост занятости трудоспособного населения;

- позитивные тенденции формирования государственного бюджета;

- рост реальных доходов населения;

- улучшение платежного баланса;

- расширение ресурсной базы кредитных организаций.

2001 год характеризуется процессом улучшения экономической

конъюнктуры, но улучшения происходят медленнее чем в 2000 году. Лишь

только к июню 2001 года оценки улучшения экономической конъюнктуры стали

доминирующими..

Темпы развития российской экономики в 2001 году по многим ключевым

параметрам значительно уступают тем, которые характеризовали изменение

ситуации в 2000 году. Почти вдвое ниже уровня 2000 года зафиксированы

темпы роста производства товаров и услуг в основных отраслях экономики.

Почти в два раза снизился в первом квартале 2001 года по сравнению с

сопоставимым периодом 2000 года объем инвестиций в российскую экономику.

Существенно ниже темпы увеличения реальных располагаемых денежных доходов

населения.

В первом полугодии 2001 года темпы роста инфляции заметно превысили

уровень соответствующего периода прошлого года. [20; с. 7]

2.3 Анализ антиинфляционной стратегии в Российской Федерации.

В условиях шокового перехода России к рыночной экономике произошли

структурные изменения. В результате приватизации сформировался частный

сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были вовлечены в массовую

спекулятивную игру на повышение курса ценных бумаг, а также доллара США и

снижение курса рубля. Возникли сомнительные финансовые пирамиды типа МММ на

частном уровне и ГКО-ОФЗ на государственном. Нарождающуюся рыночную

экономику периодически сотрясают финансовый, биржевой, валютный, банковский

кризисы в условиях экономического спада. Скрытая инфляция, проявлявшаяся

прежде в товарных дефицитах, стала явной. Неэффективные рекомендации МВФ в

духе либерализма и монетаризма без учета специфики России стимулировали

длительный спад производства и сильную инфляцию.

С 1992 г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание

экономического спада - стагнации - с инфляцией). Розничные цены выросли в

1992 году в 26,1 раза, в 1993 году - 9,4 раза, 1994 году - 3,2 раза, 1995

году - 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и

инвестиций.

Спад производства в России (в 1992 - 1996 годах) почти вдвое превысил

рекорд мирового экономического кризиса 1923 - 1933 годов. Доля убыточных

предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 года),

строительстве - 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое банкротство

производственного сектора и разбалансированность экономики стали

фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение

рубля.

Новое явление в России - снижение темпа инфляции с 1996 года до конца

августа 1998 года (21,8% в 1996 году, 11% в 1997 году). Инфляция была

подавлена, но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее

воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект

антиинфляционной политики состоял в том, что в России впервые в мировой

практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях

экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем

самым государство переложило свои финансовые трудности на население. За

рубежом дефляционная политика обычно проводится в условиях «перегрева»

экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста

заработной платы. Дефляция в России способствовала резкому обострению

социально экономических противоречий, которые в конечном счете усугубили

инфляционный процесс.

Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг

официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета

трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных

стран. Там давно отказались от безоглядного либерализма и чистого

монетаризма и комбинируют их постулаты с рецептами кейнсианства о

необходимости государственного регулирования.

Российские реформаторы опирались на прямолинейную мо-нетаристскую

интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег,

бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса и преувеличивали

эффективность рыночного регулирования (рынок якобы лучше проведет свою

работу, чем государство).

В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика

осуществлялась тремя методами:

1) ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ;

2) сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования

государственных

расходов;

3) сдерживание колебания курса рубля по отношению к инвалютам путем

установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но оказалось, что монетаристскими методами невозможно подавить

неденежные факторы инфляции, коренящиеся в сфере воспроизводства. Поэтому

снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой

стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис

неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а

главное — застой в экономике и инвестициях.

Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политика

усугубила экономический спад, разрушение производственного и научного

потенциала, экспроприацию народа. В 1998 г. Россия заняла 72-е место (среди

174 стран) по качеству жизни, которое зависит не только от доходов

государства, но и способов перераспределения национального дохода в

интересах большинства народа, а не привилегированной кучки.

Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная

антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса,

порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только

монетарными факторами.

Цель предлагаемой антиинфляционной модели — не подавление инфляции

любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и

государственными методами) в интересах подъема национального производства и

экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима

небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым

стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой

научились регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких

критериев вступления стран ЕС в зону евро с января 1999 г. относится

согласованный низкий уровень инфляции.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического

обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста.

Анализ взаимосвязи и взаимозависимости основных компонентов закона

денежного обращения служит ключом к пониманию инфляционного механизма и

разработке методов его регулирования. Однако отсутствие многих

статистических данных нередко искажает сведения об уровне инфляции.

Общепринятый обобщающий показатель инфляции - рост цен на товары и услуги.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок инфляции, доказал

неэффективность монетаристских методов подавления инфляции.

Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения

поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить

«дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.

Общеэкономические меры:

Во-первых, следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной,

налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных

рыночных отношений;

Во-вторых, необходима смена целевой ориентации экономической политики -

с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального

производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной,

банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная

модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее

стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат

обеспечением рубля.

В-третьих, первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление

кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации

средств на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования

свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного

сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.

«Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли

государственных инвестиций с 1,5% до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее

выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки

инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на

Западе создает 50 - 55% ВВП, а в России - лишь около 10%. Для

стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и

частные инвестиции.

Важную роль в регулировании инвестиции призваны сыграть принятые в

конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по

лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по

инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные

государственные гарантии (от 40 до 85%).

Важно найти выход из «ловушки ликвидности» (Кейнс), в которой

оказалась Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений

населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм

перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности,

путем налогового регулирования.

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых»

капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным

каналам. Для этого необходимы решительные меры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.