бесплатно рефераты
 

Анализ антиинфляционной политики в РФ на современном этапе с учетом зарубежного опыта

В-четвертых, традиционно делается ставка на привлечение иностранных

инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на

их крупный приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-

вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к

России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической

обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют

прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает

портфельные инвестиции (80% иностранных инвестиций в первом полугодии 1998

г.) в государственные и корпоративные ценные бумаги, что привело к оттоку

инвестиций в ГКО-ОФЗ во время кризиса в России в августе 1998 г.

Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление

доверия зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе

привлечение прямых иностранных инвестиций, но в 1998 г. и 1999 г. (оценка)

их ежегодный объем составил 3-4 млрд долл., или 63% к 1997 г. Общий объем

накопленных прямых инвестиций составил около 12 млрд. долл. в январе 1999

году.

Сдерживание финансовых факторов инфляциидолжно осуществляться следующими

методами::

1. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление

бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления

бюджетного кризиса в России:

• неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов

в зависимости от реального наступления доходов распространяется на

незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку,

здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для

погашения задолженности по пенсиям и зарплате);

• нецелевое использование бюджетных средств (например, предвыборная

«черная касса»);

• финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной

ликвидности;

• слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует

строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс

необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного дефицита, хотя

формально за счет секвестирования он доведен до уровня (3,5% ВВП в 1997 г.,

3,2% в 1998 г.), приемлемого Международным валютным фондом для

предоставления очередного транша кредита России. Не менее важны методы его

покрытия без инфляционных последствий.

С 1995 г. до валютно-финансового кризиса в августе 1998 г.

господствовала официальная концепция покрытия бюджетного дефицита за счет

эмиссии не денег, а государственных ценных бумаг, размещаемых на рыночных

условиях среди резидентов и нерезидентов. В России впервые появился не

только внутренний, но и внешний долг по отношению к иностранным держателям

ГКО-ОФЗ. Кризис и реструктуризация ГКО-ОФЗ привели к сокращению

возможностей рыночных заимствований. В результате новации ГКО-ОФЗ объем

внутреннего государственного долга России уменьшился почти на 30% с 750

млрд руб. на 17 августа 1998 г. до 550 млрд руб. к 1 мая 1999 г. Почти все

российские держатели этих ценных бумаг обменяли их на новые, которыми можно

оплатить налоги. Однако 60% иностранных держателей российского внутреннего

долга пока отказываются от участия в новации и требуют лучших условий

обмена ГКО. Чрезмерное использование государственных заимствований

(внутренних и внешних) для финансирования бюджетного дефицита всегда

становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников их

погашения. Поэтому необходимо не только устанавливать, но и соблюдать лимит

государственного долга.

В сложившейся ситуации в конце 1998 г. стал неизбежным возврат к эмиссии

денег для покрытия бюджетного дефицита, которая официально не

практиковалась с 1995 г. по ноябрь 1998 г. В 1994 г. кредиты Центрального

банка РФ Министерству финансов РФ из 10% годовых покрывали 50% бюджетного

дефицита. Возобновление выпуска денег в порядке кредитования государства с

ноября 1998 г. чревато усилением инфляции, если не будет соблюдаться

установленный лимит эмиссии и принцип возвратности этих кредитов.

Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать

экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии

к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от

реализации государственных запасов и имущества.

3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая

политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую»

экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на

фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому

опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его

усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение

налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой

собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные

налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги. Уклонение

от уплаты налогов связано не только с несовершенством налогового

законодательства, но и с работой налоговой службы, несмотря на создание

Временной чрезвычайной комиссии (ВЧК) и ужесточение контроля за сборщиками

налогов. В этой связи взятый с конца 1998 г. курс на перераспределение

налогового бремени необходимо дополнить эффективным механизмом

ответственности налогоплательщиков.

4. Специфическим для России направлением антиинфляционной политики

является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего

экономическому подъему. Сумма неплатежей в экономике (1,5 трлн руб. в

октябре 1998 г.) в четыре раза превысила денежный агрегат М3 (365,8 млрд

руб.), в 1999 г. (июнь) - в 2,6 раза, хотя неплатежи составили 1,49 трлн

руб. (45% обязательств предприятий и организаций).

В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-

расчетной системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной

задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства

предстоит урегулировать задолженность путем проведения клиринговых

многосторонних зачетов.

Что касается предложения ввести «второй» рубль для безналичных расчетов,

то это увеличит число денежных суррогатов, подорвет принцип государственной

монополии на выпуск денег и создаст источник неконтролируемой денежной

эмиссии (например, П. И. Родионов («Газпром») предложил выпустить

своеобразную параллельную валюту в форме товарных газовых облигаций).

Регулирование денежных факторов инфляции следует производить следующими

методами:

1. В условиях товарного производства все хозяйственные связи

опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают форму, хотя их

причины коренятся в процессе общественного воспроизводства. В этом

проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы

ошибочно отвергать роль денежных факторов в ее развитии. Поэтому

антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и

скорости их обращения.

Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам

монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по

коэффициенту монетизации, в России низкий показатель насыщенности ВВП

рублевой массой: 12% - 19% (против 80 - 120% на Западе). В итоге для

удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи

неофициальных эмиссионных «центров», выпускающих денежные суррогаты,

которые обслуживают 70 - 80% хозяйственного оборота. В этом проявляется

стихийная реакция рыночного хозяйства на дефляционное сжатие денежной

эмиссии в условиях нехватки оборотных средств предприятий и огромных

неплатежей.

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии,

очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и

рассчитывать денежный агрегат М2 с учетом реальных потребностей

хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.

В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 г.

Центральный банк РФ взял курс на некоторое расширение денежной массы, что

важно для повышения монетизации ВВП и ликвидности экономики.

Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем

каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных

золотовалютных резервов. Однако аргентинская модель «валютного управления»,

поднятая на щит некоторыми российскими экономистами во время резкого

усиления инфляции под влиянием валютно-финансового кризиса в августе 1998

г., неприемлема в условиях России. Во-первых, нет надежды на пополнение

резко сократившихся (до 10,8 млрд долл. в марте 1999 г.) официальных

золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита (на 10-20

млрд долл). Во-вторых, эмиссия денег только под прирост чистых

международных резервов без учета потребностей реального хозяйственного

оборота в соответствии с законом денежного обращения приведет к

дефляционному сжатию денежной массы в обращении.

Характерное для кризисной ситуации повышение экономической роли золота

проявляется не только в стремлении увеличить эмиссию денег под прирост

официальных золотых резервов, но и в выпуске в 1999 г. золотых

сертификатов, червонцев, пятикопеечных монет по 6 г 583-й пробы.

Следовательно, практика лишний раз подтвердила, что золото не просто ценное

сырье, а валютный металл, используемый для государственной и частной

тезаврации. По некоторым оценкам, на руках у населения России сосредоточено

7 т золота. За 1998 г. коммерческие банки продали 500 кг золотых слитков.

Но это не дает основания для внеисторических проектов восстановления в

России золотого стандарта, ликвидированного в мире в 30-х годах XX в. Речь

идет о необходимости развития рынка золота, которое в качестве альтернативы

доллару может привлечь сбережения населения в условиях подрыва доверия к

рублю и банковским вкладам.

2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы

в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30 - 40%

против 5 — 10% в развитых западных странах). Снижению потребности оборота в

наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных

карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы

(где возможно) через банкоматы в надежных банках.

3. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию

скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее

равносильно дополнительной эмиссии ^денег при прочих равных условиях.

4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и

внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах

анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

Оздоровление банковской системы. Важным направлением антиинфляционной

политики и стратегии экономического роста политики является санация и

реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-

финансовым кризисом. «Замораживание» 1/3 банковских активов, вложенных в

ГКО-ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность крупных банков, что

привело к кризису неплатежей в банковской сфере, вызвало натиск вкладчиков,

изымавших свои рублевые и валютные средства со счетов. Все свободные

средства банков хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки

перевели на Запад, создали новые финансовые структуры. В итоге многие банки

фактически оказались банкротами. Количество банков сократилось с 3 тыс. до

1,4 тыс. в середине 1999 г. Причем парадокс заключается в выживании средних

банков, у которых меньше спекулятивных амбиций и больше ответственности.

Кризис банковской системы выявил ее узкие места:

1) деятельность крупных банков-трейдеров, которые бесконтрольно и

безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые

операции, разбазаривая средства вкладчиков;

2) недостаточно жесткий контроль Центрального банка РФ за коммерческими

банками;

3) изъяны банковского законодательства (например, в отношении процедуры

банкротства, эффективной работы Временной администрации, арбитражных

управляющих и др.).

Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял

меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда

обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались

менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по

реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и

стабилизации.

Банковская система должна, на наш взгляд, включать три уровня:

центральный банк, коммерческие банки; специализированные кредитно-

финансовые институты. Целесообразно повысить роль региональных банков.

Требует особого внимания регулирование и контроль центрального банка над

деятельностью банковской системы в целях ориентации ее на кредитно-

расчетное обслуживание реального сектора экономики.

Банкирам предстоит трудная работа по возвращению доверия ограбленных

вкладчиков, особенно валютных. Для этого необходимо введение реальной

гарантии вкладов с учетом мирового опыта.

Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной

антиинфляционной стратегии. Шоковая либерализация цен в 1992 г. под

влиянием требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и

цен. Предприятия-монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать

производство. Торговые посредники также взвинчивают цены.

Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен недостаточно

в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости динамики цен

от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже при снижении

курса доллара к рублю цены не снижаются. В мировой практике при кризисной

ситуации принято дополнять рыночное регулирование цен государственным в

виде лимитирования их роста. Характерно, что в условиях валютно-финансового

кризиса в отдельных регионах России были попытки ограничить в пределах 10 —

20% рост цен во время паники на потребительском рынке (за август - сентябрь

1998 г. цены выросли на 43,5%).

Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс.

Российский рынок ценных бумаг бурно развивался и по количественным

показателям приближался к статусу развитого рынка. По итогам 1996 г. и

первому полугодию 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению

курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Индекс Российской торговой

системы (РТС) повысился с 200 до 400 пунктов, за первое полугодие 1997 г.

объем капитализации достиг 80 млрд долл., а торги - 100 млн долл. в

отдельные дни (без сделок, заключенных вне РТС).

Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада,

продолжающегося десятилетие, таил опасность кризиса. В частности, угрозу

представляла пирамида ГКО-ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы.

Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для

^покрытия бюджетного дефицита, как это принято в мировой практике. Но

выплата высоких доходов по ним «съедала» 1/3 бюджетных расходов в конце

1998 г. - начале 1999 г. Чрезмерный рост сектора государственных ценных

бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным последствиям, подрывая

инвестиции, истощая кредитный рынок.

Выход российских правительственных облигаций на мировой финансовый рынок

позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам. Но не было обеспечено

эффективное использование этих валютных заимствований (не для латания

бюджетного дефицита). Отсутствие реальных источников их погашения усугубили

кризис фондового рынка.

Финансовый кризис, поразивший российский фондовый рынок в августе 1998

г., парализовал его. Лишь с октября постепенно росли торговые обороты и

ликвидность на этом рынке. Предстоит преодоление кризиса фондового рынка и

налаживание эффективного регулирования и контроля за его деятельностью.

В комплексе мер по возрождению фондового рынка важное место занимает

слияние инвестиционных и банковских структур. Так, в результате объединения

инвестиционно-банковской группы «НИКойл» и компании «РИНАКО Плюс» эта

группа стала контролировать 20% рынка ценных бумаг в первом квартале 1999

г. Перспективным инструментом привлечения российских инвесторов становятся

корпоративные ценные бумаги.

Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его

внешние факторы. Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной

монополии, интеграция России в мировую экономику - все это открыло шлюзы

внешних факторов инфляции, которые переплелись с внутренними. Индекс

открытости экономики России с учетом неорганизованной торговли выше, чем в

США и Японии, и отражает уязвимость и зависимость России от конъюнктуры

мировых рынков.

Снижение курса рубля к доллару стало активным фактором инфляционного

роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского

рынка в России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в

повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С введением частичной

конвертируемости рубля и расширением валютных прав юридические лица и

граждане активно покупают доллары на рубли. Практически это означает, что

Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для наших

банков. Примерно 20% денежных доходов вложено в инвалюту в июле 1998 г.

Долларизация экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда

рубль плохо выполняет свои функции. Поэтому призыв запретить хождение

доллара утопичен и чреват появлением «черного» валютного рынка. Но

целесообразно и возможно ограничить функции доллара.

Вместо фиксации цен в условных единицах надо применять цивилизованные

методы страхования инфляционного и валютного риска. Повышенный спрос на

доллары периодически принимает форму спекулятивной игры на повышение курса

доллара и снижение курса рубля, порождая валютный кризис (типа «черного

вторника» 11 октября 1994 г., в августе 1998 г.).

Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета 1995

г. ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в

частности ЕС. Переход от горизонтального к наклонному (более плавному

изменению) валютному коридору, совершенствование порядка котировки

официального курса рубля ЦБ РФ вне связи с фиксингом Московской

межбанковской валютной биржи служили антиинфляционным якорем.

Под влиянием кризиса 1998 г. средний курс доллара к рублю (5,94 руб. в

декабре 1997 г., 15,93 руб. в октябре 1998 г., 26 руб. в сентябре 1999 г.)

вышел за рамки валютного коридора, который фактически уступил место режиму

свободно плавающего валютного курса. Предложения ввести фиксированный курс

рубля противоречат условиям рыночной экономики. В мировой практике

преобладает регулируемое плавание валютного курса. Учитывая опыт ЕС, где в

условиях кризиса Европейской валютной системы пределы взаимных курсовых

колебаний летом 1993 г. были расширены с ±2,25 до ±15%, целесообразно по

мере достижения валютной стабилизации восстановить валютный коридор с

большей амплитудой колебаний курса рубля, что позволит ослабить

инфляционные ожидания.

Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является

регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.

Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к

доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж (оценки

колеблются от 60 млрд до 300 млрд долл. и выше), что характерно для стран,

переживающих экономические и политические трудности. Тем самым Россия

лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического

роста и сдерживания инфляции. Необходима государственная программа

сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Она должна

включать меры против:

а) отмывания «грязных» денег, связанных с противоправными действиями

юридических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки;

б) нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части

экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках,

авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты

налогов в инвалюте и т. д.);

в) «бегства» капитала по легальным каналам, что не всегда принимается во

внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских

банков; завышении счетов «Но-стро» в иностранных банках-корреспондентах;

авансовых платежах по импорту, приобретении недвижимости за рубежом.

Западные кредиторы, опасаясь дефолта, угрожают арестовать банковские

счета, на которых хранятся «беглые» капиталы российских должников - банков,

фирм. Настало время разработки программы их репатриации для инвестиций в

экономику России, в частности, в форме совместных предприятий.

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное

регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование

экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной

стратегии, стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают

пожарные меры текущей политики. В частности, целесообразно установить

минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим

рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего

развития. Даже в США установлен стратегический минимум золотых резервов,

несмотря на официальную концепцию «доллар лучше золота». В России золото

валютные резервы (сократились на 31,3% за 1998 г. до 12,5 млрд долл. в

конце 1998 г. и 10,8 млрд в марте 1999 г.) ниже международного стандарта их

достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта. К этому

критерию следовало бы добавить и предстоящие платежи по внешнему долгу

(около 18 млрд долл. в 1999 г.). Наиболее реальным источником пополнения

золотых резервов России представляется скупка золота государством у

производителей.

В антиинфляционной стратегии особого внимания заслуживает проблема

урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных

финансовых институтов (Международный валютный фонд. Всемирный банк.

Европейский банк реконструкции и развития и др.) для России. Установленная

этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования

средств Россией снижает возможности использования данного фактора для

оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

К тому же подавление инфляции за счет иностранных кредитов, используемых

в основном для финансирования бюджетного дефицита, не обеспечивает

оздоровления экономики.

Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных

законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов

рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна

из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы

обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для

нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации

законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть

рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у

предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю. Известна истина, что доверие к

правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости

денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо

преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 г.

политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм

управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные

методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта.

Например, в отличие от России в мировой практике при инфляции не принято

официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений

в денежной системе, так как это усиливает недоверие и «бегство» от рубля к

инвалюте.

Для успеха антиинфляционной программы важно также заручиться поддержкой

средств массовой информации.

Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в

состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно

половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство»

капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин; проникновение преступных

группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для

отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества,

сращивание с легальным бизнесом и властными структурами.

Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики - мафии

подрывает основы государственности и усилия по формированию цивилизованной

рыночной экономики.

Лавирование между Сциллой инфляции и Харибдой дефляции вызывает

негативные последствия, усугубляя экономический спад, безработицу, снижение

жизненного уровня населения. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция

может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно признание

необходимости государственного регулирования экономики в дополнение к

рыночным регуляторам.

Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит

экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом

виде ни в одной стране (кроме России до последнего времени) не возведен в

ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с

кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.

В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г.

преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм

(пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного

регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт

этих двух подходов в деятельности Правительства.

Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в

трудных условиях шокового перехода к рынку способствовала десятилетнему

экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования.

Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию

экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с

рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России

будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной

экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной

стратегии в Российской Федерации. При ее решении необходимо учитывать

причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и

потери, а также влияние разрабатываемых мер на другие элементы

антикризисной стратегии, прежде всего на производство и занятость.

Уменьшение темпов инфляции до относительно безопасного уровня (15-20%

в год или 1-2% в месяц) в 2000-2001 годах без значительного сокращения

производства и, главное, без падения жизненного уровня населения стало

возможным лишь при повышении эффективности производства и качества

управления.

В дальнейшем целями антиинфляционной политики должны стать:

- предсказуемость динамики инфляции (что в принципе уже достигнуто на

современном этапе);

- создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения

инфляционного потенциала: в частности необходимо разорвать

инфляционную спираль «удорожание затрат – повышение цен» – в этом

активную роль должно сыграть государство;

- на нынешнем этапе развития требуется особое усиление антиинфляционных

действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения

инфляции. Для решения этой задачи необходимо осуществлять комплекс

мер, направленных на сдерживание и регулирование трех компонентов

инфляции: спроса, издержек и ожиданий;

- целесообразно было бы ввести ограничительные меры, направленные против

роста цен в отраслях-монополистах, особенно на современном этапе;

- важно ограничить уровень дефицита бюджета. Наращивание государственных

инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы

бюджета (прежде всего за счет повышения собираемости налогов, от

внешнеэкономической деятельности);

- важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах

потребительских товаров;

- необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно

превышающем темпы инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с

целью замедления оборота денежной массы;

- для связывания денежных доходов населения и сокращения доли наличных

денег в совокупной денежной массе необходимо расширять систему

государственных ценных бумаг для населения и государственного

страхования депозитов физических лиц. Следует принимать меры,

ограничивающие наличную денежную массу в обороте юридических лиц

(прежде всего торгово-посреднических фирм);

- с целью регулирования доходов важно усилить контроль за отнесением

оплаты труда на себестоимость продукции, блокировать сокрытие доходов,

перечисление заработной платы на депозиты и выплату ее в валюте;

- для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать

фьючерсную торговлю сезонными товарами, в том числе

сельскохозяйственной продукцией и топливом;

Снижение инфляции до социально безопасного уровня требует

постоянного радикального сокращения инфляционного потенциала экономики,

изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей

инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики

производства и инвестиций делает возможным (и целесообразным) усиление

дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и

повышение качества жизни населения. [7; с. –33]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: ЮКЭА, 1998. –

528с.

2. Барр Р. Политическая экономия. В 2-х т. – М.: Международные отношения,

1994. – т.2. – 752с.

3. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юристъ, 1999. – 896с.

4. Видяпин В.И. Экономическая теория (политэкономия). – М.: ИНФРА-М,

1999. – 560с.

5. Герасименко В.В. Теория переходной экономики: микроэкономика. В 2-х т.

– М.: ТЕИС, 1997. – т.1. – 317с.

6. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. – М.: Банки и биржи, 1995. –

304с.

7. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.:

Финансы и статистика, 2000. – 256с.

8. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая

школа, 1994. – 447с.

9. Макконелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2-х т. – М.: Республика, 1995.

– т.1. – 400с.

10. Мэнкью Г.Н. Макроэкономика. – М.: МГУ, 1994. – 736с.

11. Мэнкью Г.Н. Принципы экономикс. – СПб.: Питер, 2000. – 496с.

12. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. – М.: Юристъ, 2000. – 783с.

13. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991. – 704с.

14. Белоусов Р., Белоусов А., Белоусов Д. Инфляция: факторы, механизм,

стратегия преодоления // ж. Экономист. – 1996. - №4. – с. 40-46

15. Волков В.Н. Российская экономика в 2000 году // ж. Деньги и кредит. –

2001. - №2. – с. 3-12

16. Волков В.Н. Экономика России в 1996 году: предварительные итоги и

оценки // ж. Деньги и кредит. – 1996. - №11. – с. 3-10

17. Динкевич А.И., Игнацкая М.А. Первая половина 90-х: уроки

экономического кризиса в России // ж. Деньги и кредит. – 1996. - №4. –

с. 23-30

18. Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической

стабильности // ж. Финансы. – 2000. - №4. – с. 36-39

19. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Комплексная антиинфляционная политика

как составная часть стратегии экономического роста // ж. Банковское

дело. – 1999. – с. 14-20

20. Марьясин М.Ш. Развитие инфляционных процессов в 1 полугодии 2001 года

// ж. Банковское дело. – 2001. - №8. – с. 7-13

21. Марьясин М.Ш. Инфляция в 2000 году // ж. Банковское дело. – 2001. -

№3. – с. 16-18

22. Основные тенденции российской экономики в первом полугодии 2001 году

// ж. Деньги и кредит. – 2001. - №8. – с. 7-13

23. Пашковский В.П. Предпосылки и последствия инфляционных процессов в

России // ж. Общество и экономика. – 2000. - №1. – с. 106-120

24. Плышевский Б.П. Инфляция в российской экономики // ж. Финансы. – 1997.

- №4. – с. 58-61

25. Реук Д.В. Инфляция: опыт Израиля // ж. Вестник московского

университета (экономика). – 1996. - №3. – с. 61-68

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.