бесплатно рефераты
 

Сресс как фактор адаптации организма к окружающей среде

недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то

его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным

причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора

личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень

эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между

условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся.

Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в

силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям

эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность

психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения

актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей

является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:

- ощущение неопределенной угрозы;

- чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

- неопределенное беспокойство, представляет собой наиболее сильно

действующий механизм психического стресса.

Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет

собой центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение

как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с

ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой

активности, изменение характера поведения или включение механизмов

интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать

активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных

поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами

поведения.

В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не

реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а

в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный

фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность

тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную

значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации,

препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению

поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким

образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и

поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет

существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного

оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный

душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные

стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда.

Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак:

невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее

возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в

результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя

объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у

субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить

определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание

интенсивности тревожных расстройств, приводит субъекта к представлению о

невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация

достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно

наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена

происходит постепенно.

Для изучения тревоги набиралась группа испытуемых-добровольцев, у

которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо.

Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что

наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при

низком (I) и высоком (II) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б)

возрасте.

| |Эффективная |Неустойчивая |Стойкие |

| |адаптация |адаптация |нарушения |

| | | |адаптации |

| |Адаптивность при низком уровне тревоги (I) |

|Испытуемые |54% |36% |10% |

|зрелого возраста| | | |

|Испытуемые |73% |24% |3% |

|юношеского | | | |

|возраста | | | |

| |Адаптивность при высоком уровне тревоги (II) |

|Испытуемые |4% |44% |52% |

|зрелого возраста| | | |

|Испытуемые |19% |38% |41% |

|юношеского | | | |

|возраста | | | |

Таким образом, мы видим, что молодёжь более адаптивна и менее

подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из

этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-

психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от

предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации, и менее болезненно

переносятся стрессовые ситуации.

Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о

том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в

течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего

адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой

ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный

бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические

изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно

тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но

успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий

старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить,

если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух

взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация

поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из

нее.

2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря

переориентации личности.

Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим

механизмом психической адаптации:

1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

2) фиксация тревоги на определенных стимулах;

3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных

потребностей;

4) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок,

представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом

эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в

системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе

с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных

нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление

действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут

способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию

тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе

адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при

этом пограничных психопатологических явлений.

Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации

мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фрустрацию.

Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической

и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации

микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или

производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения

нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при

эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан

анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств

окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев

сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств

как фактора отталкивающего — с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень

адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во

внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и

особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное

взаимодействие.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из

предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации

могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия

решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и

характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению

эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность

информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность,

оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени

сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические

обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в

профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность

строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований

психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы

психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного

процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную

область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей

знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой

связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных

подходов к комплексному изучению человека.

3. Основные причины возникновения стресса

в современном социуме.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами

испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда

встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или

бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы

неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для

индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью

человеческого существования, надо только научиться различать допустимую

степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе,

определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение.

Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся

язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита,

депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс

дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые

отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и

благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо

и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает

качество жизни для большого числа трудящихся.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и

деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые

вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание,

которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или

необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом

случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а

также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может

вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы,

соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство

относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации

и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют

противоречивые требования. Например, продавец может получить задание

немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят

разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки

товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа

единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику

противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от

начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как

начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов

качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между

нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой

ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому

что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования

руководства - с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в

том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не

будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь

правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать,

как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более

интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены

физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако

взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется

интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно

другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий,

например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или

чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и

ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и

необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать

стресс.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на

возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы

достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны

научиться справляться со стрессом в самих себе. Как же управлять, чтобы

повысить производительность и понизить уровень стресса?

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться

применить следующие методы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою

работу следующим образом: “должен сделать сегодня”, “сделать позднее на

этой неделе” и “сделать, когда будет время”.

2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого

вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику,

что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные

работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на

выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до

завершения нового задания.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим

начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите

вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать

обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает

выставлять противоречивые требования ( конфликт ролей ). Объясните, что эти

требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить

совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не

занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие

конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы

почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны

(неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны

относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы

иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим

руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение

жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и

хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять

минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги,

полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным

мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из

конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей.

Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам

следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса,

относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с

помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности

труда и низкого уровня стресса, мы предлагаем следующее.

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.