бесплатно рефераты
 

Учетная политика организации на примере ООО ПКФ "Полесье"

p align="left">В условиях растущей инфляции более целесообразно применение метода ЛИФО, основанного на оценке стоимости последних по времени приобретения товаров (продуктов).

При списании делается предположение, что проданы товары (отпущены в производство продукты) из последней поступившей партии. Если количество товаров (продуктов) в последней партии меньше проданного количества товаров (отпущенных в производство продуктов), то для расчета принимается стоимость их из предпоследней партии и так далее

Пример 3. Используя данные примеров 1 и 2, рассмотрим порядок оценки проданных товаров методом ЛИФО.

Расчет стоимости реализованного порошка будет выглядеть таким образом:

(2000 уп. х 10,50 руб.) + ((11 000 уп. - 2000 уп.) х 10 руб.) = 111 000 руб.

Соответственно себестоимость 1 единицы проданного порошка составит 10,09 руб. (111 000 руб. : 11 000 уп.).

Проводки в бухгалтерском учете при применении методов ФИФО и ЛИФО будут такими же, как и в примере 1.

2.5 Учет незавершенного производства, полуфабрикатов и расходов будущих периодов

Организации торговли не осуществляют производство продукции (работ или услуг). Поэтому незавершенное производство (НЗП) в прямом своем значении в этом случае отсутствует. Однако не все расходы списываются на финансовые результаты деятельности этих организаций. Часть издержек обращения (транспортных расходов), относящаяся к остатку товаров на складе, остается на счете 44. Это и будет являться для предприятий торговли своего рода НЗП.

В отличие от них организации общественного питания списывают стоимость продуктов, переданных в производство на счет 20 "Основное производство". При этом не все продукты в отчетном периоде (месяце) могут быть израсходованы на производство готовых изделий. Остаток продуктов на кухне, определяемый путем проведения ежемесячных инвентаризаций, считается для общепита незавершенным производством. Кроме того, на счете 20 могут оставаться также затраты на изготовление полуфабрикатов, не использованных для дальнейшей переработки (приготовления блюд или изделий кухни). Стоимость реализованных изделий списываются на счет 90, субсчет "Себестоимость продаж".

Естественно, также как и организации торговли, предприятия общепита оставляют на счете 44 часть транспортных расходов, приходящихся на остаток продуктов на складе и в производстве.

Расходы на производство полуфабрикатов могут учитываться как на счете 20 (в этом случае их остаток на конец месяца будет входить в состав НЗП организации), так и на отдельном счете 21 "Полуфабрикаты собственного производства" (План счетов (Инструкция по применению Плана счетов)).

Соответственно выбранный вариант предприятия общепита должны отразить в своей учетной политике для целей налогообложения.

Под расходами будущих периодов понимаются затраты, произведенные организациями торговли и общепита в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

Такого рода затраты отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 "Расходы будущих периодов".

Для целей бухгалтерского учета организациям необходимо в своей учетной политике отразить порядок (сроки) их списания, устанавливаемый организацией самостоятельно, а также по возможности состав таких расходов. При этом списание может производиться:

- равномерно в течение периода, к которому эти расходы относятся;

- пропорционально объему продаж;

- иным способом, установленным организацией.

Необходимо обратить внимание, что к различным видам расходов будущих периодов можно применять любые из перечисленных выше способов их списания.

Пример. ООО ПКФ «Полесье» получила лицензию на право осуществления торговли алкогольной продукцией сроком на 1 год. Затраты на ее приобретение составили 6000 руб. Учетной политикой организации предусмотрено, что расходы будущих периодов списываются равномерно, в течение срока действия лицензии.

В учете данные операции отразятся проводками:

дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 51 - 6000 руб. - произведена предварительная оплата лицензии лицензирующему органу;

дебет счета 97 кредит счета 76 - 6000 руб. - расходы по оплате лицензии включены в состав расходов будущих периодов (при получении этой лицензии);

дебет счета 44 кредит счета 97 - 500 руб. (6000 : 12 мес.) - часть расходов будущих периодов списана на издержки обращения.

2.6 Учет предстоящих расходов и платежей (создание резервов)

Согласно п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета, в целях равномерного включения некоторых видов предстоящих расходов в издержки производства и обращения организация может создавать соответствующие резервы, а именно:

- резерв на предстоящую оплату отпусков работникам;

- резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

- резерв на ремонт основных средств (который был рассмотрен выше);

- резерв производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

- резерв предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

- резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- резерв на покрытие иных непредвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России.

Организация в своей учетной политике должна предусмотреть, каким образом такого рода затраты будут относиться на себестоимость продукции: по мере их возникновения или путем создания вышеуказанных резервов.

Причем в последнем случае необходимо зафиксировать в учетной политике для бухгалтерского учета порядок их образования (принципы формирования, размеры, являются ли остатки по данным резервам переходящими на следующий год и т.п.). За основу формирования таких резервов можно взять порядок отчислений в резерв на ремонт основных средств, рассмотренный нами выше. При этом вместо годовой сметы затрат на ремонт всех объектов основных средств, числящихся на балансе организации, будет фигурировать плановая величина соответствующих расходов (оплата отпусков - на основании плана отпусков и среднемесячной оплаты труда сотрудников; суммы ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, определенные исходя из принятой в организации базы расчета такого вознаграждений; сумма предполагаемых расходов на гарантийный ремонт товаров и т.п.). Указанные базы для формирования резервов приведены только в качестве примеров. Организация самостоятельно определяет порядок расчета ежемесячных отчислений в подобные резервы, отразив его в своей учетной политике по бухгалтерскому учету.

2.7 Учет финансовых вложений и создание оценочных резервов

В качестве прочей (внереализационной) деятельности организации торговли и общепита могут осуществлять финансовые вложения.

Следует обратить внимание, что п.3 ПБУ 19/02 определен перечень операций, относящихся к финансовым вложениям:

- государственные и муниципальные ценные бумаги;

- ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых определены дата и стоимость погашения (облигации, векселя);

- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (включая дочерние и зависимые хозяйственные общества);

- предоставленные другим организациям займы;

- депозитные вклады в кредитных организациях;

- дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;

- вклады организации - товарища по договору простого товарищества.

Под первоначальной стоимостью финансовых вложений понимается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах) (п.п.8 и 9 ПБУ 19/02).

Финансовые вложения могут быть приобретены организацией за счет заемных средств (займов, кредитов). При этом отражение в бухгалтерском учете затрат по полученным кредитам (займам) может производиться двумя путями:

- в полной сумме в составе прочих (операционных) расходов (на основании п.11 ПБУ 10/99);

- в составе первоначальной стоимости финансовых вложений в сумме затрат, произведенных до принятия к учету этих вложений, и в сумме расходов, осуществленных после их оприходования на баланс организации (согласно ПБУ 19/02 и п.15 ПБУ 15/01).

Выбранный организацией способ должен быть зафиксирован в ее учетной политике по бухгалтерскому учету.

Все финансовые вложения подразделяются на две группы:

1) по которым можно определить текущую рыночную стоимость в установленном порядке (в основном это ценные бумаги и некоторые виды долговых обязательств (облигаций));

2) по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

При этом стоимость выбывающих финансовых вложений (в порядке погашения, реализации, списания и т.п.), которые не переоценивались исходя из текущей рыночной стоимости, устанавливается исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов (п.26 ПБУ 19/02):

1) по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;

2) по средней первоначальной стоимости;

3) по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Выбранный способ оценки выбывающих вложений отражается в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Такого рода резервы создаются для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета. Перечень и порядок образования оценочных резервов регулируются законодательством РФ и другими нормативными актами. Факт их создания должен быть зафиксирован в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Согласно п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

В учете создание резерва отражается проводкой:

дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" кредит счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" - начислен резерв по сомнительному долгу.

Аналогичным образом образуется и резерв под обесценение вложений в ценные бумаги. Этот резерв образуется как разность между оценкой на конец отчетного периода финансовых вложений организации в акции по рыночной стоимости и их стоимостью, принятой к бухгалтерскому учету, если последняя выше рыночной.

В учете создание резерва отразите проводкой:

дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" кредит счета 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений" - создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.

Организация в своей учетной политике должна отразить, будут или нет в 2005 г. создаваться такого рода резервы.

2.8 Реализация товаров (работ, услуг) и Варианты распределения и использования прибыли

В бухгалтерском учете не существуют каких-либо различных вариантов определения выручки от реализации товаров (работ или услуг).

Поэтому подробнее данная тема будет освещена в статье, посвященной формированию учетной политики в целях налогообложения.

Однако следует учесть, что если организация определяет в учетной политике для целей налогообложения момент возникновения налоговых обязательств по НДС "по оплате", то необходимо определить порядок отражения в бухгалтерском учете этих налогов, начисленных по отгруженной, но не оплаченной продукции (товарам, работам или услугам). Обычно в этих целях используется субсчет "Расчеты по НДС" (название может быть выбрано организацией самостоятельно) к счету 76.

Согласно ПБУ 10/99, практически все затраты организаций (в том числе и те, которые ранее относились за счет чистой прибыли) считаются их расходами.

Любые расходы организации подлежат в бухгалтерском учете в конечном итоге отнесению на финансовые результаты деятельности организации. Поэтому Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) не предусмотрено создание за счет чистой прибыли каких-либо фондов (потребления, социальных, накопления и т.п.) за исключением резервного. Соответственно организация в своей учетной политике не может предусмотреть распределение чистой прибыли по такого рода фондам (даже если данный принцип заложен в учредительных документах).

Также следует учесть, что полученная организацией чистая прибыль может в настоящее время использоваться только на выплату дивидендов учредителям (участникам) организации (на основании решения их общего собрания) либо на погашение убытка, полученного предприятием в предыдущие периоды.

2.9 Учет кредитов и займов

При формировании данного раздела учетной политики следует учитывать требования ПБУ 15/01, в соответствии с которым (п.32) в учетной политике организации должна содержаться следующая информация:

1) о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

2) о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;

3) о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

4) о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

Рассмотрим подробнее, как отразить данные положения в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

1. Организация торговли или общепита, получившая кредит или заем (заемщик), должна определить, как она будет учитывать находящиеся в ее распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев.

Организация может учитывать находящиеся в ее распоряжении заемные средства до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности (вариант 1) либо перевести долгосрочную задолженность в краткосрочную (вариант 2). При выборе второго варианта перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную организацией-заемщиком производится в момент, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней (п.6 ПБУ 15/01).

2. В числе затрат, связанных с получением и использованием займов и кредитов, числятся так называемые дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств (п.11 ПБУ 15/01).

Под дополнительными расходами понимаются такие затраты как оплата юридических и консультационных услуг, копировально-множительных работ, различных налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством), экспертиз, услуг связи, других затрат, непосредственно связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств.

Такого рода дополнительные затраты могут быть либо отнесены в состав операционных расходов непосредственно в периоде их возникновения, либо учитываться обособленно как дебиторская задолженность в разрезе каждого полученного кредита (займа) и включаться в состав операционных расходов равномерно в течение срока погашения данного кредита (займа) (п.20 ПБУ 15/01).

3. В случаях, предусмотренных законодательством, организация может привлекать заемные средства путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций (далее - выданные заемные обязательства). В этом случае в учетной политике для целей бухгалтерского учета ей необходимо предусмотреть порядок начисления и распределения причитающихся доходов по этим заемным обязательствам. Иными словами, данные доходы могут быть предварительно отражены организацией в составе расходов будущих периодов, о чем необходимо сообщить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

4. Перечисленные выше требования и положения относятся ко всем полученным заемным средствам, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (п.12 ПБУ 15/01). При этом под инвестиционными активами понимаются объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие много времени и затрат на приобретение или строительство.

Такие затраты по полученным займам и кредитам, связанные с приобретением инвестиционного актива, могут уменьшаться на величину дохода от временного использования заемных средств, полученных под приобретение (строительство) данного актива, в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

3. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Инвентаризация имущества

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, организации могут самостоятельно устанавливать сроки проведения и количество инвентаризаций в отчетном году (кроме обязательных по законодательству), перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

При этом порядок и сроки проведения инвентаризаций утверждаются организацией либо в виде отдельного приказа (Положения о проведении инвентаризации), либо в составе учетной политики по бухгалтерскому учету.

Ниже приведен примерный вариант отражения в учетной политике положений об инвентаризации имущества организации.

Пример. Порядок и сроки проведения инвентаризации в ООО ПКФ «Полесье» в 2005 г.

Инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.

Инвентаризация в организации проводится в следующие сроки:

- основных средств - не реже одного раза в два года по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- нематериальных активов - ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- незавершенного капитального строительства - ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- сырья (продуктов питания), товаров, материалов - ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- незавершенного производства - ежемесячно по состоянию на конец месяца (для организаций общепита);

- расходов будущих периодов - ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;

- денежных средств на счетах в учреждениях банков - ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;

- денежных средств в кассе - не реже, чем один раз в квартал (месяц);

- финансовых вложений - ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года;

- расчетов с дебиторами и кредиторами - ежеквартально по состоянию на конец квартала;

- расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды - ежегодно по состоянию на 31 декабря текущего года.

Для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии, состав которых утверждается приказом руководителя организации.

3.2 Рабочий план счетов

Все организации независимо от структурной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы руководствуются действующим Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов).

В тоже время Инструкцией по применению Плана счетов организациям предоставлено право самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, производственной структуры, сложности технологического процесса, количества и видов хозяйственных операций организации (см. приложение 3).

Небольшие и средние организации с незначительными объемами учетной работы (и соответственно количеством счетов и бухгалтерских проводок) могут воспользоваться типовым Планом счетов, не внося в него существенных изменений в части применения субсчетов и нетиповых проводок.

Иные же предприятия (как правило, имеющие многопрофильный характер деятельности, значительный объем учетных данных, разветвленную структурную сеть и т.п.) должны разрабатывать свой так называемый рабочий план счетов с учетом специфики своей финансово-хозяйственной деятельности.

При этом в части субсчетов и аналитического учета организации торговли и общепита могут самостоятельно устанавливать порядок своей учетной работы. В этих целях и разрабатывается рабочий план счетов предприятия, являющийся составной частью его учетной политики и утверждаемый (как правило) в качестве ее приложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.