бесплатно рефераты
 

Учет и аудит товарных операций в розничной торговле (на примере ИП Антипов Е.А)

p align="left">Причем уменьшается в данном случае не налогооблагаемая база, а сумма уже исчисленного налога. Единый налог уменьшается на всю сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемую работодателем-индивидуальным предпринимателем, а также на взносы в Пенсионный фонд в сумме, не превышающей 50 процентов от суммы единого налога.

На основе данных полученных в ходе исследования деятельности ИП Антипов Е.А. можно сделать вывод, что использование упрощенной системы налогообложения облегчает деятельность индивидуальных предпринимателей и повышает ее эффективность и прозрачность.

3 АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ИП АНТИПОВА Е.А.

3.1 Инициативный аудит

Для осуществления контроля над деятельностью организацией по собственному желанию организации или индивидуального предпринимателя на основе заключенного с аудитором договора, может быть осуществлена аудиторская проверка любого направления деятельности организации, что принято называть добровольным или инициативным аудитом. Данный вид проверки проводится по решению управления организации или учредителей предприятия, а так же партнерами предприятия по бизнесу (потенциальными инвесторами, банками и т.д.) ими же определяется масштаб, характер, цели и направления аудиторской проверки. Цели инициативного аудита могут быть различны, но чаще всего осуществляется проверка осуществленных расчетов; проводится инвентаризация активов и обязательств; инициируется проверка и анализ данных бухгалтерского учета, а также проводится консультирование по вопросам налогового и бухгалтерского учета.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, либо выборочная проверка данных первичного учета или только данных содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели.

Задачи инициативного аудита также могут быть самыми различными. Несовершенство и противоречивость действующего налогового законодательства ставят множество порой неразрешимых вопросов перед организациями. Пытаясь застраховаться от возможных финансовых санкций со стороны контролирующих органов, они обращаются в аудиторские фирмы за подтверждением правильности ведения своего бухгалтерского и налогового учета. Это делается с целью контроля работы бухгалтерии, а также подтверждения достоверности и правильности ведения учета при смене (или увольнении) главных бухгалтеров.

Нередко проведение инициативного аудита вызвано необходимостью привлечения финансовых средств (в виде займов, кредитов, целевого финансирования, спонсорской помощи и т.д.). Зачастую кредиторы предоставляют денежные средства только после аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации, спонсором которой они планируют быть. Кроме того, руководители организаций прибегают к аудиту для подтверждения законности и целесообразности расходования полученных денежных средств.

Инициативная аудиторская проверка может проводиться в любой период времени и охватывать любой временной период деятельности организации (квартал, год, несколько лет). При инициативном аудите проверке могут быть подвергнуты отдельные аспекты деятельности образовательной организации (например, налогообложение, ведение кассовых операций, порядок учета выручки и ее расходования на нужды организации и т.д.).

Инициативный аудит может оперативно решить любые задачи связанные с аудитом, в нашем случае наиболее актуальным, в связи с особой спецификой деятельности ИП Антипова Е.А., является аудит товарных операций. Цель аудита товарных операций определяется из общей цели аудита, заключающейся в проверке и подтверждении (или не подтверждении) достоверности финансовой отчетности организации и установления, совершаемых ею финансово-хозяйственных операций нормативно-правовым актам, действующим в Российской Федерации, а при выявлении каких-либо ошибок в бухгалтерском или налоговом учете, предприятие должно получить своевременные и качественные рекомендации по их устранению.

Целью аудита операций с товарными ценностями является определение законности этих операций и правильности отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности организации, осуществляющей эти операции.

При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию о Аудит / Под ред. проф. В. И. Подольского. -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 219:

внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;

организационно-управленческой структуре экономического субъекта;

видах деятельности;

структуре капитала и курсах акций;

уровне рентабельности;

технологических особенностях и др.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание Макарова Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций. Монография.. - Н.Новгород, ИНГУ, 2000. - С. 83:

деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

привлечение экспертов;

количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов и экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, используемые при разработке общего плана аудита.

3.2 Структурирование основных этапов планирования аудита

товарных операций

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Являясь начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской организации.

Таким образом, можно выделить два основных направления деятельности аудитора при проверке товарных операций.

Во-первых, осуществление процедур, направленных на установление законности совершенных товарных операций.

Во-вторых, осуществление процедур, направленных на установление достоверности бухгалтерской отчетности организации.

В ходе проведения проверки аудитор должен получить достаточные доказательства для составления объективного и обоснованного аудиторского заключения о проверяемых участках учета.

Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ.

В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России Озорнина Е.А. Организация учета и внутреннего контроля товаров в торговых организациях потребительской кооперации. - М.: 2008. - С. 20.

I уровень - это закон об аудиторской деятельности, который определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как государственный контроль исторически превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.

II уровень - распоряжение президента, постановления правительства РФ, такие как:

-№ 80 от 06/02/2002 по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;

-постановления правительства РФ от 29/03/2002 №190 о лицензировании аудиторской деятельности;

-приказ Минфина РФ от 27/10/1999 №69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

III уровень - система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная федеральными правилами - стандартами аудиторской деятельности. Основное значение стандартов - установление нормативного аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

IV уровень - методики аудиторской деятельности, регулирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к отдельным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемыми профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им.

V уровень - документы, необходимые для регламентации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Внутрифирменные стандарты базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный руководителем фирмы и утвержденный советом учредителей аудиторской фирмы. Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита - общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Аудит товарных операций на предприятиях торговли осуществляется на базе приведенных ниже нормативных документов Мильруд Е.Д. Учет движения товаров на предприятиях розничной торговли . -М: 2009. - С. 15:

Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон РФ от22.05.03 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. №94н.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 №119н.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49.

Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5.

Таким образом, для достижения основной цели аудита организации, занимающейся торговлей, необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач, основными из которых являются:

установление наличия сохранности условий хранения товаров;

изучение состояния внутреннего контроля за поступлением и выбытием товарных ценностей;

проверка правильности полноты оприходования товаров;

проверка правильности отражения товарных операций в регистрах синтетического и аналитического учета;

подтверждение отраженных сумм выручки от продажи товаров;

подтверждение сумм задолженности покупателей на конец отчетного периода;

определение обоснованности отнесения произведенных расходов к соответствующим торговым операциям;

подтверждение реальности исчисленного финансового результата от продажи товаров;

проверка соблюдения налогового и гражданского законодательства при осуществлении товарных операций.

При решении всех поставленных задач решается основная задача аудита товарных операций - составляется аудиторское заключение, основанное на информации, собранной и проанализированной аудитором в ходе проверки, что служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами.

3.3 Аудит товарных операций на примере ИП Антипова Е.А.

В ИП Антипова Е.А учет товаров ведет материально-ответственное лицо - товаровед. Этот учет в магазине организован сортовым способом.

При сортовом способе хранения вновь приобретенный товар определенного наименования присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования.

Товаровед ведет учет движения товаров в натуральном и стоимостном измерениях. В ИП Антипов Е.А товаровед ведет учет товаров на карточках. На каждое наименование товара открыта отдельная карточка. В заголовке карточки указано наименование, цена товара и другие отличительные признаки товара. В остальной части карточки отражены приход, расход и остатки товаров.

Когда товар поступает в магазин товаровед делает записи в карточки о поступлении товара на основании каждого приходного документа. Затем товар выдается в отделы магазина, материально-ответственным лицам (заведующим отделов) в подотчет для дальнейшей реализации товара и товаровед вносит записи в карточки о количестве и сумме отпущенного товара на основании расходного документа.

Когда в магазине большой объем операций по движению товаров, то для того, чтобы сократить число записей в карточках товаровед вносит записи в карточки на основании актов предварительно составленных накопительных документов.

Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета.

Учет поступления товаров рассмотрим на примере ИП Антипова Е.А за октябрь 2009 года.

Таблица 2 - Корреспонденция счетов по учету товаров от поставщиков Составлена автором по материалам исследования

Содержание операции

Корреспондирующий счет

Сумма (тыс. рублей)

Дебет

Кредит

Уплачено поставщику за товары из кассы

60

50

105,0

Оприходованы товары:

а) на покупную стоимость с учетом налога на добавленную стоимость

41-2

19

60

157,5

105,0

б) одновременно отражается торговая наценка

41

42

52,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.