| ||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Учет и аудит товарных операций в розничной торговле (на примере ИП Антипов Е.А)p align="left">Причем уменьшается в данном случае не налогооблагаемая база, а сумма уже исчисленного налога. Единый налог уменьшается на всю сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемую работодателем-индивидуальным предпринимателем, а также на взносы в Пенсионный фонд в сумме, не превышающей 50 процентов от суммы единого налога.На основе данных полученных в ходе исследования деятельности ИП Антипов Е.А. можно сделать вывод, что использование упрощенной системы налогообложения облегчает деятельность индивидуальных предпринимателей и повышает ее эффективность и прозрачность. 3 АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ИП АНТИПОВА Е.А.3.1 Инициативный аудит Для осуществления контроля над деятельностью организацией по собственному желанию организации или индивидуального предпринимателя на основе заключенного с аудитором договора, может быть осуществлена аудиторская проверка любого направления деятельности организации, что принято называть добровольным или инициативным аудитом. Данный вид проверки проводится по решению управления организации или учредителей предприятия, а так же партнерами предприятия по бизнесу (потенциальными инвесторами, банками и т.д.) ими же определяется масштаб, характер, цели и направления аудиторской проверки. Цели инициативного аудита могут быть различны, но чаще всего осуществляется проверка осуществленных расчетов; проводится инвентаризация активов и обязательств; инициируется проверка и анализ данных бухгалтерского учета, а также проводится консультирование по вопросам налогового и бухгалтерского учета. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, либо выборочная проверка данных первичного учета или только данных содержащихся в учетных регистрах и отчетности. Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Задачи инициативного аудита также могут быть самыми различными. Несовершенство и противоречивость действующего налогового законодательства ставят множество порой неразрешимых вопросов перед организациями. Пытаясь застраховаться от возможных финансовых санкций со стороны контролирующих органов, они обращаются в аудиторские фирмы за подтверждением правильности ведения своего бухгалтерского и налогового учета. Это делается с целью контроля работы бухгалтерии, а также подтверждения достоверности и правильности ведения учета при смене (или увольнении) главных бухгалтеров. Нередко проведение инициативного аудита вызвано необходимостью привлечения финансовых средств (в виде займов, кредитов, целевого финансирования, спонсорской помощи и т.д.). Зачастую кредиторы предоставляют денежные средства только после аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации, спонсором которой они планируют быть. Кроме того, руководители организаций прибегают к аудиту для подтверждения законности и целесообразности расходования полученных денежных средств. Инициативная аудиторская проверка может проводиться в любой период времени и охватывать любой временной период деятельности организации (квартал, год, несколько лет). При инициативном аудите проверке могут быть подвергнуты отдельные аспекты деятельности образовательной организации (например, налогообложение, ведение кассовых операций, порядок учета выручки и ее расходования на нужды организации и т.д.). Инициативный аудит может оперативно решить любые задачи связанные с аудитом, в нашем случае наиболее актуальным, в связи с особой спецификой деятельности ИП Антипова Е.А., является аудит товарных операций. Цель аудита товарных операций определяется из общей цели аудита, заключающейся в проверке и подтверждении (или не подтверждении) достоверности финансовой отчетности организации и установления, совершаемых ею финансово-хозяйственных операций нормативно-правовым актам, действующим в Российской Федерации, а при выявлении каких-либо ошибок в бухгалтерском или налоговом учете, предприятие должно получить своевременные и качественные рекомендации по их устранению. Целью аудита операций с товарными ценностями является определение законности этих операций и правильности отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности организации, осуществляющей эти операции. При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита. На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию о Аудит / Под ред. проф. В. И. Подольского. -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 219: внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности; внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями; организационно-управленческой структуре экономического субъекта; видах деятельности; структуре капитала и курсах акций; уровне рентабельности; технологических особенностях и др. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание Макарова Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций. Монография.. - Н.Новгород, ИНГУ, 2000. - С. 83: деятельность аудируемого лица, в том числе: общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; в) риск и существенность, в том числе: ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита; возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей; г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: относительную важность различных разделов учета для проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита; д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов; количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом; е) прочие аспекты, в том числе: возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов и экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, используемые при разработке общего плана аудита. 3.2 Структурирование основных этапов планирования аудита товарных операций Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Являясь начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской организации. Таким образом, можно выделить два основных направления деятельности аудитора при проверке товарных операций. Во-первых, осуществление процедур, направленных на установление законности совершенных товарных операций. Во-вторых, осуществление процедур, направленных на установление достоверности бухгалтерской отчетности организации. В ходе проведения проверки аудитор должен получить достаточные доказательства для составления объективного и обоснованного аудиторского заключения о проверяемых участках учета. Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ. В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России Озорнина Е.А. Организация учета и внутреннего контроля товаров в торговых организациях потребительской кооперации. - М.: 2008. - С. 20. I уровень - это закон об аудиторской деятельности, который определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как государственный контроль исторически превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось. II уровень - распоряжение президента, постановления правительства РФ, такие как: -№ 80 от 06/02/2002 по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ; -постановления правительства РФ от 29/03/2002 №190 о лицензировании аудиторской деятельности; -приказ Минфина РФ от 27/10/1999 №69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности. III уровень - система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная федеральными правилами - стандартами аудиторской деятельности. Основное значение стандартов - установление нормативного аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. IV уровень - методики аудиторской деятельности, регулирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к отдельным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемыми профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им. V уровень - документы, необходимые для регламентации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Внутрифирменные стандарты базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный руководителем фирмы и утвержденный советом учредителей аудиторской фирмы. Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита - общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Аудит товарных операций на предприятиях торговли осуществляется на базе приведенных ниже нормативных документов Мильруд Е.Д. Учет движения товаров на предприятиях розничной торговли . -М: 2009. - С. 15: Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Гражданский Кодекс Российской Федерации. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от22.05.03 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. №94н. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 №119н. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5. Таким образом, для достижения основной цели аудита организации, занимающейся торговлей, необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач, основными из которых являются: установление наличия сохранности условий хранения товаров; изучение состояния внутреннего контроля за поступлением и выбытием товарных ценностей; проверка правильности полноты оприходования товаров; проверка правильности отражения товарных операций в регистрах синтетического и аналитического учета; подтверждение отраженных сумм выручки от продажи товаров; подтверждение сумм задолженности покупателей на конец отчетного периода; определение обоснованности отнесения произведенных расходов к соответствующим торговым операциям; подтверждение реальности исчисленного финансового результата от продажи товаров; проверка соблюдения налогового и гражданского законодательства при осуществлении товарных операций. При решении всех поставленных задач решается основная задача аудита товарных операций - составляется аудиторское заключение, основанное на информации, собранной и проанализированной аудитором в ходе проверки, что служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. 3.3 Аудит товарных операций на примере ИП Антипова Е.А. В ИП Антипова Е.А учет товаров ведет материально-ответственное лицо - товаровед. Этот учет в магазине организован сортовым способом. При сортовом способе хранения вновь приобретенный товар определенного наименования присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования. Товаровед ведет учет движения товаров в натуральном и стоимостном измерениях. В ИП Антипов Е.А товаровед ведет учет товаров на карточках. На каждое наименование товара открыта отдельная карточка. В заголовке карточки указано наименование, цена товара и другие отличительные признаки товара. В остальной части карточки отражены приход, расход и остатки товаров. Когда товар поступает в магазин товаровед делает записи в карточки о поступлении товара на основании каждого приходного документа. Затем товар выдается в отделы магазина, материально-ответственным лицам (заведующим отделов) в подотчет для дальнейшей реализации товара и товаровед вносит записи в карточки о количестве и сумме отпущенного товара на основании расходного документа. Когда в магазине большой объем операций по движению товаров, то для того, чтобы сократить число записей в карточках товаровед вносит записи в карточки на основании актов предварительно составленных накопительных документов. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета. Учет поступления товаров рассмотрим на примере ИП Антипова Е.А за октябрь 2009 года. Таблица 2 - Корреспонденция счетов по учету товаров от поставщиков Составлена автором по материалам исследования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||
|