бесплатно рефераты
 

Учет, анализ и контроль расчетов по принятым бюджетным обязательствам учреждения

соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" контроль в сфере проведения государственных закупок осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) (исключение составляют поставки по оборонному заказу). Она вправе проводить как плановые, так и внеплановые проверки исполнения требований Федерального закона № 94-ФЗ. Приказом ФАС РФ от 14.11.2007 № 379 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Одним из грубых нарушений по своей массовости является неисполнение требований ст.73 БК РФ. В соответствии с нормами данной статьи бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Таким образом, независимо от наличия или отсутствия статуса муниципального заказчика бюджетное учреждение обязано вести реестр закупок, под которым следует понимать документ, содержащий перечень приобретенных товаров (работ, услуг), оплаченных бюджетным учреждением. Пункт 2 ст.73 БК РФ устанавливает обязательные требования к реестру. В частности, он должен содержать следующие сведения:

краткое наименование закупаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг;

наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

цену и дату закупки.

Наименования поставщиков, подрядчиков и исполнителей должны соответствовать их учредительным документам; местом нахождения поставщиков, подрядчиков и исполнителей считается место их государственной регистрации в качестве юридического лица, а если поставщиком, подрядчиком или исполнителем является индивидуальный предприниматель, то его место жительства. [38]

Датой закупки считается дата заключения договора поставки, подряда или возмездного оказания услуг.

Обязательной формы реестра федеральное законодательство не устанавливает. Однако многие органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по отношению к своим подведомственным учреждениям определили стандартные формы реестров закупок. Отсутствие реестра закупок расценивается проверяющими Росфиннадзора как нарушение положений БК РФ, в частности ст.73.

Следующим типичным нарушением можно назвать отсутствие публикации извещения о размещении заказов в сети Интернет. В этом случае нарушаются требования п.1 ст.21 и п.1 ст.42 Федерального закона № 94-ФЗ. Также не всегда публикуются в официальном печатном издании протоколы рассмотрения заявок на участие в размещении заказов, как того требуют п.11 ст.28 и п.4 ст.47 Федерального закона № 94-ФЗ.

Еще одно нарушение заключается в том, что при проведении учреждениями открытых конкурсов конкурсной комиссией не всегда проводится проверка на отсутствие у участников конкурса задолженности по налогам и иным платежам в бюджеты, что не соответствует требованиям п.6 ст.11 Федерального закона № 94-ФЗ.

Кроме вышеперечисленных нарушений на практике встречаются:

нарушения сроков размещения извещений о проведении запроса котировок (конкурса) на официальном сайте (п.1 ст.45 Федерального закона № 94-ФЗ);

изменение цены контракта на приобретение товаров работ, услуг после проведения конкурса более чем на 10% (п.6 ст.9 Федерального закона № 94-ФЗ);

отсутствие подписей членов комиссии (присутствующих на заседании) в протоколе рассмотрения котировочных заявок (ч.4 ст.47 Федерального закона № 94-ФЗ);

отсутствие в котировочной заявке информации о характеристике поставляемых товаров, наименовании и объеме выполняемых работ, оказываемых услуг (п.2 ч.1 ст.44 Федерального закона № 94-ФЗ);

включение в извещения о проведении конкурса указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, влекущие за собой ограничение участников размещения заказа (п.3 ст.22 Федерального закона № 94-ФЗ).

За нарушения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в соответствии со ст.7.29 -7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. [37]

Глава 3. Анализ эффективности использования бюджетных ассигнований

3.1 Анализ влияния дебиторской и кредиторской задолженности на полноту финансирования бюджетного учреждения

Наличие дебиторской и кредиторской задолженностей, их рост или снижение, изменение в структуре оказывают влияние на полноту финансирования учреждения. Поэтому увеличение дебиторской задолженности ограничивает финансовые возможности учреждения, а кредиторской, наоборот, их расширяет, т.е. способствует улучшению финансового положения.

Дебиторская и кредиторская задолженности оказывают влияние на полноту финансирования учреждений, т.е. могут повышать их эффективность или снижать. Таким образом, можно утверждать, что превышение дебиторской задолженностью кредиторской приводит к извлечению средств из оборота учреждения, а превышение кредиторской задолженностью дебиторской - к вовлечению средств в оборот учреждения или организации. Из сказанного следует, что экономический анализ расчетных статей баланса позволит получить более полное представление о состоянии и эффективности процесса финансирования и управлении им на протяжении текущего бюджетного года.

Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности в Министерстве проводиться по данным баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета. Для анализа воспользуемся таблицей 2.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о существенных изменениях, как абсолютной суммы, так и структуры дебиторской задолженности.

Таблица 2 - Анализ состава, структуры и изменения дебиторской задолженности, руб.

Расчеты с дебиторами

На начало года

На конец года

Изменение за отчетный период

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

Абсолют. отклон.

Относит. отклон.

1

2

3

4

5

6

7

Расчеты по выданным авансам (0 206 00 000)

7158817,85

99,9

5351784,07

100,62

-1807033,78

74,7

Расчеты с подотчетными лицами (0 208 00 000)

1696,54

0,1

-36366,08

-0,61

-38062,62

214,5

Итого

7160514,39

100

5318417,99

100

-1842096,4

74,2

По данным таблицы 6 можно сказать, что дебиторская задолженность на конец года значительно уменьшилась на 1842096,4 (74,2%). Это обусловлено тем, что дебиторы погасили задолженность перед министерством за оплаченные авансом товары, услуги и работы.

Изменение в структуре дебиторской задолженности и ее уменьшение в конце года по сравнению с началом говорят об улучшении процесса финансирования учреждения, так как средства, отпущенные из госбюджета и использовавшиеся другими учреждения и организации, восстанавливаются.

После общего ознакомления с составом, структурой и изменением дебиторской задолженности необходимо дать ее оценку с точки зрения реальной стоимости, так как она может быть взыскана не вся. Возвратность дебиторской задолженности определяется на основе прошлого опыта и текущих условий. Бухгалтерский риск состоит в том, что прошлый опыт может быть неадекватной мерой будущего убытка или текущие условия могут быть учтены только частично. В результате убытки могут быть существенными. Расчет процента невозврата долгов производится по средним данным за несколько лет. Однако его нельзя распространять на изучаемый период механически. Следует учитывать реальные условия, например наметившуюся тенденцию роста процента невозврата. По этой причине целесообразно изучить:

процент невозврата дебиторской задолженности, который приходится

на одного или нескольких главных должников (этот процент характеризует концентрацию невозврата задолженности), а также влияние неплатежа одного из главных должников на финансовое положение учреждения;

распределение дебиторской задолженности по срокам ее образования;

долю в дебиторской задолженности, которую составит продление

ранее образовавшейся и невостребованной, но признаваемой должником задолженности;

были ли приняты в расчет скидки и другие условия в пользу

потребителя, например его право на возврат товаров, работ и услуг.

Анализ наличия состава, структуры и изменения кредиторской задолженности должен начинаться с подтверждения достоверности информации о кредиторской задолженности по видам и срокам. Для этого должны изучаться договоры, точность записей в долговых обязательствах и сведениях об уплате, проводиться личные беседы с работниками, имеющими сведения о долгах и обязательствах учреждения. Важно не допускать просрочки платежей, поскольку это приводит как к штрафным санкциям, так и к подрыву деловых отношений. [35]

В процессе анализа учитывается наличие задолженности по каждому виду расчетов на отчетную дату, ее изменение в сравнении с началом отчетного периода, т.е. изучается состав и структура кредиторской задолженности в УФНС России по КБР по данным таблицы 3.

По данным таблицы 3 видно, что кредиторская задолженность учреждения на конец года отсутствует, что свидетельствует о погашении задолженности.

Таблица 3 - Анализ состава, структуры и изменения кредиторской задолженности, тыс. руб.

Расчеты с кредиторами

На начало года

На конец года

Изменение

за отчетный период

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

Абсолют.

отк

Относ.

откл

1

2

3

4

5

6

7

Расчеты по принятым обязательствам (0 302 00 000), в т. ч.

Расчеты по принятым обязательствам по оплате услуг по содержанию имущества (0 302 08 000)

Расчеты по принятым по приобретению основных средств (0 302 19 000)

6088,9

267, 2

1601, 3

96,5

4,38

26,2

6633,2

97,3

544,3

108,9

Расчеты по платежам в бюджеты (0 303 00 000), в т. ч.

Расчеты по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенс. страх. в РФ (0 303 02 000)

220, 6

9, 0

3,49

4,07

182,8

35, 8

2,6

19,5

37,8

26,8

82,8

397,7

Итого

6309, 5

100

6816, 0

100

506,5

108,02

Как показывают данные таблицы, в составе и структуре кредиторской задолженности министерства за год произошли изменения в сторону увеличения. Рост задолженности перед поставщиками и подрядчиками на конец года относительно его начала составил 108,9%, или 544,3 руб.

Фактором, повлиявшим на рост превышения дебиторской задолженности для бюджетных средств, является в первую очередь снижение кредиторской задолженности. Взаимные неплатежи налицо, так как дебиторская задолженность выше кредиторской.

Такая ситуация влечет за собой ухудшение финансового положения, поскольку бюджетными средствами учреждения пользуются другие организации и учреждения. В этом случае необходимо усилить контроль за образованием и истребованием дебиторской задолженности в сроки, установленные законодательством. Это приведет к улучшению финансирования учреждения. Кроме этого, в условиях рыночного механизма хозяйствования должны неукоснительно соблюдаться принципы: продавай за наличные, покупай в кредит; кредитуй на срок меньший, чем тот, на который получаешь кредит; при сделках обязательно проверяй платежеспособность партнера.

При существующих в нашей республике условиях дебиторская задолженность относится к наименее ликвидной части активов, а, по сути, значительная ее часть, как правило, может быть отнесена к безнадежной дебиторской задолженности. Это состояние диктуется тем, что при взаимных расчетах в большинстве случаев невозможно добиться полного выполнения обязательств со стороны партнеров по взаиморасчетам.

Если будут установлены случаи перечисления денежных средств другим организациям по бестоварным счетам с целью фиктивного освоения ассигнований, то эти суммы в полном размере по распоряжению финансовых органов изымаются в доход соответствующего бюджета и исключаются из состава дебиторской задолженности при определении ее зачета. [36]

Дебиторская задолженность - это долг контрагента, который возникает вследствие проведения конкретной хозяйственной операции, связанной с движением материальных ценностей, реализацией товаров, работ, услуг, неплатежей и задолженностей юридических и физических лиц. Предполагается, что часть счетов оплачивается в срок по условиям договора, другая - погашается с некоторой просрочкой, оставшаяся часть задолженности образует безнадежную дебиторскую задолженность.

При этом устанавливают:

причины и виновников образования задолженности, давность ее

возникновения и реальность получения;

не пропущены ли сроки исковой давности;

какие меры принимались для погашения задолженности;

проводились ли встречные проверки;

составлялись ли акты выверки взаиморасчетов;

наличие графиков погашения задолженности и писем, в которых

дебиторы признают свою задолженность;

велась ли претензионно-исковая работа;

проводился ли контроль исполнения договорных обязательств.

При анализе прочей дебиторской задолженности важно проверить:

наличие задолженности работников учреждения за пользование

основными средствами и инвентарем;

отпущенные без предварительной оплаты материальные ценности,

несданную при увольнении спецодежду и др.

В ходе проведения инвентаризации расчетов необходимо проверить правильность и своевременность списания дебиторской и кредиторской задолженности, т.к этот процесс представляет наибольшую сложность и может существенно занизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Кредиторская и дебиторская задолженности по истечении срока исковой давности списываются на финансовые результаты учреждения в соответствии с общим сроком исковой давности, установленным ГК РФ (ст. 196) в три года.

Несвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расценено налоговыми органами как неучет или сокрытие доходов учреждения.

3.2 Использование нетрадиционных методов анализа в оценке эффективности использования бюджетных средств

Новая система бюджетного учета обеспечивает возможность оценки эффективности и результативности использования бюджетных средств. Необходимость такой оценки продиктована ограниченностью бюджетных средств.

Концепцией реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 годах, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", было определено, что бюджетополучатели в рамках осуществления своей деятельности должны максимально эффективно расходовать бюджетные ресурсы. Президент РФ ежегодно в своих посланиях Федеральному собранию отмечает, что бюджетная политика должна формироваться исходя из решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами (Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 30.05.2006 "О бюджетной политике в 2007 году"). Эти цели предполагается достичь путем:

разработки стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных тенденций;

повышения результативности расходования бюджетных средств (расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на достижение конечного результата наиболее эффективным способом);

повышения уровня среднесрочного планирования;

увеличения степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей (разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины);

обеспечения прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.

Для решения задач главные распорядители (распорядители) требуют от подведомственных им бюджетополучателей эффективно использовать бюджетные ассигнования.

Начиная с 2005 года, перед контрольными органами поставлена задача выявлять в ходе проверки не только нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бюджетного, гражданского и трудового законодательства РФ, но и производить оценку эффективности использования бюджетных средств. Однако в настоящее время такая оценка контрольными органами проводится далеко не всегда. Виной тому отсутствие методики проверки эффективности расходования бюджетных средств. Финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений. Следовательно, в ближайшее время при проведении мероприятий финансового контроля действия контрольных органов в большей степени будут направлены на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, а в государственном секторе будет организована эффективная система аудита результативности бюджетных расходов. [21]

Таким образом, на сегодняшний день одна из самых актуальных тем в сфере государственных финансов - реформирование бюджетного процесса, который предполагает эффективное и рациональное использование бюджетных средств не только при разработке стратегических государственных программ, но и в первую очередь при их реализации участниками бюджетного процесса. Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Следовательно, необходимость оценки результативности и эффективности расходования бюджета продиктована требованиями общества. Возникает вопрос: что такое эффективность? На законодательном уровне это понятие не утверждено. Принимая во внимание мнение специалистов в области государственных финансов, можно сказать о том, что под эффективностью расходования бюджетных средств следует понимать достижение поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ путем соотношения полученного результата и произведенных затрат. Соответственно, критерии эффективности характеризуют объем произведенных расходов на предоставленные государством услуги (выполненные работы). [35]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.