бесплатно рефераты
 

Учет, анализ и контроль расчетов по принятым бюджетным обязательствам учреждения

режде всего, закон регулирует взаимоотношения, связанные с заключением сделок по закупке и поставке продукции для государственных и муниципальных нужд на аукционах, торгах, товарных биржах, где, с одной стороны, выступают органы государственной власти или органы самоуправления Российской Федерации, с другой - поставщики товаров, работ и услуг. И если размещение государственного и муниципального заказа это практика, наработанная уже в течение нескольких лет, то закупка продукции на аукционах и биржах - дело абсолютно новое как для нашей области, так и для большинства территорий Российской Федерации.

Кроме того, это закон прямого действия, который устанавливает единые правила и процедуры размещения заказа на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Таким образом, областное и муниципальное законодательство по вопросу закупок продукции теряет силу и будет отменено. Новым законом установлены единые понятия для всех уровней власти и поставщиков, что создает предпосылки для большего взаимопонимания и роста доверия производителей и поставщиков к государственному заказу.

Вместе с тем нельзя упускать из виду, что условия для реализации единых подходов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом различны, и особенно для муниципальных заказчиков потребуется определенное время для их адаптации к новым подходам.

Следует обратить внимание, что в Федеральном Законе 94-ФЗ государственные заказчики определены как органы государственной исполнительной власти РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также иные получатели бюджетных средств, уполномоченные органами государственной власти осуществлять закупки или заключать государственные контракты от их имени. Также в законе дано четкое определение состава государственных и муниципальных нужд - это потребности субъектов РФ и муниципальных образований в товарах, работах и услугах, удовлетворяемых за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, которые обеспечивают функции государства или муниципальных образований.

Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №94-ФЗ.

При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.

Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

Нарушение предусмотренных Федеральным законом №94 - ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. [6]

Порядок взаимодействия заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Решение о проведении совместных торгов для нужд обороны страны и безопасности государства принимается Правительством Российской Федерации.

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом Федерального закона №94 - ФЗ.

После определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения государственного или муниципального контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта:

1) проведения ликвидации участников размещения заказа - юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников размещения заказа - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;

2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений;

4) нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

5) наличия у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае отказа от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, составляется протокол об отказе от заключения контракта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и заказчиком в день составления такого протокола. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика. Указанный протокол размещается заказчиком на официальном сайте, определяемом в порядке, в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола передает один экземпляр протокола лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт.

Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта или со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.

Цена государственного или муниципального контракта не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением некоторых случаев, указанных в Федеральном законе №94 - ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.

В случае если в конкурсной документации, документации об аукционе при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг указывались цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы, предложенные лицом, с которым в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ заключается контракт, в заявке на участие в конкурсе или при проведении аукциона, цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения такого контракта. Оплата выполнения таких работ, оказания таких услуг осуществляется по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически оказанных услуг, выполненных работ, по цене каждой запасной части к технике, к оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых осуществлялись в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации, документации об аукционе.

При исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В случае, если цена государственного контракта на выполнение работ для федеральных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, составляет десять миллиардов рублей и более и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании решения Правительства Российской Федерации.

В случае, если цена государственного или муниципального контракта на выполнение работ для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, составляет соответственно один миллиард рублей и более и пятьсот миллионов рублей и более и выполнение указанных контрактов без изменения их цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании соответственно закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа местного самоуправления.

В случае перемены государственного или муниципального заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ.

В Федеральном Законе №94-ФЗ предусмотрен ряд норм, которые защищают как интересы государства, так и интересы поставщиков, а также позволяющих расширить возможности заказчика при осуществлении закупок и поставщика для участия его в государственных поставках. В частности, определен регламент проведения совместных конкурсов, а также возможность размещения заказов в электронном виде, что позволяет ускорить процедуру размещения заказа и значительно снизить не только затраты времени, но и издержки на проведение конкурсов. Порядок размещения заказов посредством электронных средств будет установлен Правительством Российской Федерации.

В интересах расширения круга потенциальных поставщиков либерализована посредническая деятельность при закупке и поставке продукции для государственных нужд и сняты ограничения на их участие в конкурсах. К конкурсам допускаются любые поставщики, которые соответствуют квалификационным требованиям заказчика, закрытые конкурсы предусмотрены только в одном случае: для поставок товаров, составляющих государственную тайну.

Преференции в размещении заказа предусмотрены учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, а также в размещении заказа путем проведения торгов для субъектов малого предпринимательства.

Вместе с тем в новом законе сняты жесткие рамки в отношении товаров иностранного происхождения (кроме продукции оборонного характера). К ним применяется национальный режим, по условиям равный с российскими товарами. Запрет на поставку товаров вводится только для тех стран, где действует запрет на ввоз российских товаров.

В качестве защиты интересов поставщика законом предусмотрены право и процедура административного обжалования действий заказчика (организатора конкурса) до обращения в суд и судебного разбирательства. В то же время в интересах государства и государственных заказчиков закон предусматривает формирование реестра недобросовестных поставщиков.

1.3 Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств

Согласно пункту 1 статьи 223 БК РФ лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) - это объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет. Бюджетные обязательства - это расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на финансовый год (статья 6 БК РФ). ЛБО, как правило, совпадают с объемами бюджетных ассигнований, указанными в уведомлениях (пункт 1 статьи 224 БК РФ).

Форма уведомления о лимитах бюджетных обязательств (форма 0504822) приведена в пункте 4 приложения № 2 к Инструкции по бюджетному учету.

В принципе главный распорядитель может уведомлять распорядителей и получателей средств о распределении ЛБО так называемыми расходными расписаниями (форма 0512043) или реестрами расходных расписаний (форма 0512073). Они оформляются на каждого распорядителя и получателя, находящегося в ведении главного распорядителя.

Расходное расписание главный распорядитель передает в территориальный орган Федерального казначейства, который учитывает ЛБО и объемы финансирования расходов, указанные в этом расписании, на лицевом счете распорядителя или получателя. Копию расходного расписания территориальный орган Федерального казначейства заверяет и выдает распорядителю или получателю вместе с выпиской из его лицевого счета. Сделать это он обязан не позднее следующего рабочего дня после поступления расходного расписания.

Изменение ЛБО возможно только в определенных законом случаях с применением четко регламентированной процедуры.

Изменение ЛБО возможно в случае изменения бюджетных ассигнований и в случае блокировки расходов согласно статья 224 БК РФ.

Без изменения бюджетных ассигнований лимиты ЛБО изменяются, если территориальный орган федерального казначейства отсрочил исполнение предоставленных ЛБО на период до трех месяцев. Установлен максимальный размер отсроченных бюджетных обязательств - они не могут превышать 10% бюджетных ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.

На уполномоченный исполнительный орган и распорядителей бюджетных средств возлагается обязанность довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств изменения ЛБО не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия.

Ограничениями для изменения ЛБО является общий объем бюджетных ассигнований, превысить который итоговая сумма всех доведенных за год лимитов бюджетных обязательств не может. Нижней границей является годовой объем финансирования, т.к финансирование сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств исключено.

Третьим абзацем п.3 ст.224 БК РФ установлено, что изменение ЛБО не может быть произведено после истечения половины срока их действия. Приостановление действия данного пункта объясняется тем, что не отточена еще должным образом процедура, не наработана достаточная практика, и для оперативного управления государственными расходами необходимо прибегать к изменению ЛБО после истечения половины срока их действия. Однако законодательно установлен срок, после наступления которого в 2006г. изменение лимитов бюджетных обязательств не допускается. Статьей 147 Закона о федеральном бюджете на 2006 г. установлено, что изменение лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета не может быть произведено главным распорядителем позднее 01 сентября 2006 г., распорядителем и получателем бюджетных средств позднее 15 октября 2006г., за исключением случаев, исчерпывающий перечень которых установлен в Законе. [1]

Помимо случаев изменения лимитов бюджетных обязательств, указанных в ст.224 БК РФ, существует еще один случай их изменения, установленный Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. В случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для погашения задолженности, указанной в исполнительном листе, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет перемещение бюджетных ассигнований и изменение лимитов бюджетных обязательств путем внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

Четвертым этапом является принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.

Бюджетное обязательство - это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст.222 БК РФ).

Принятие денежных обязательств, подлежащих оплате за счет федерального бюджета, осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.250 БК РФ). При этом объем принятых денежных обязательств в текущем финансовом году не должен превышать доведенные ЛБО в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации.

Статьей 103 Федерального закона от 26.07.2006 № 136-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрено, что заключение и оплата Федеральными учреждениями и федеральными государственными органами договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств Федерального бюджета, должны производиться в пределах утвержденных им ЛБО в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов федерального бюджета и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Если бюджетные учреждения принимают обязательства сверх утвержденных им на финансовый год ЛБО, то такие обязательства не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета на 2007 год. Однако, если обязательства были приняты в прошлые годы (исходя из ЛБО тех лет) и не были оплачены, в текущем финансовом году они могут быть оплачены.

Как указано в письме Федерального казначейства от 21.06.2006 №42-7.1-15/5.1-257, БК РФ не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.

Таким образом, контроль за оплатой получателем средств федерального бюджета задолженности, образовавшейся в результате принятых и не исполненных им в прошлые годы обязательств, на органы Федерального казначейства не возложен, так как получатель средств федерального бюджета самостоятельно обеспечивает исполнение принятых на себя и неисполненных денежных обязательств.

Последним этапом санкционирования расходов является подтверждение и выверка исполнения обязательств федерального бюджета. Подтверждение обязательств представляет собой предоставление в органы Федерального казначейства платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.