бесплатно рефераты
 

Сущность, становление и развитие аудиторской деятельности в РФ

p align="left">

Аудиторские доказательства - информация, полученная аудитором в ходе проверки от проверяемого эк субъекта и 3-их лиц или рез-ты ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собствен мнение аудитора о достоверности б/отчетности. А доказ-ва предст собой документальные источники данных, документацию б/у, заключение экспертов, а также сведения из др источников.

Вопросы получения аудитор доказ-в регулируются фед стандартом № 5 «аудитор доказ-ва» и рос стандартом «аналитич процедуры».

Выделяют 3 вида доказ-в:

1. внутренние - информация, полученная от клиента в письменном/ устном виде

2. внешние- информация, полученная от 3-ей стороны в письм виде (обычно по письм запросу аудитора)

3. смешанные- информация, полученная от клиента в письм/устной форме и подтвержденная в письм виде 3-ей стороной.

Наиболее ценными и достоверными явл внешние, потом смешанные, затем внутренние.

Доказ-ва получают в рез-те проведения:

1. комплекса тестов ср-в внутр контроля (СВК)

2. процедур проверки по существу.

Тесты СВК означ проверки, проводимые с целью получения доказ-в в отношении надлежащей орг-ции и эф-ти функционирования сис-м б/у и СВК.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения доказ-в существенных искажений в фин отч-ти и проводятся в 2-х формах:

1. детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатков ср-в на счетах б/у

2. аналитические процедуры.

Доказ-ва должны быть достоверными и достаточными. Под достаточностью поним их кол-ная мера, кот определяется на основе оценки СВК и величины аудитор риска. Доказ-ва, полученные аудитором или аудитор орг-цией более достоверные, чем предоставленные аудируемым лицом. Доказ-ва в форме док-ов и письм заявлений более достверны, чем устные.

Процедуры получения доказ-в. Аудитор доказ-ва получают путем выполнения:

1. процедур по существу:

- инспектирования- это проверка записей док-ов или матер активов. Инвентаризация явл осн частью инспектирования

- наблюдение- это отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполненные др лицами (наблюдение за пересчетом матер запасов, осущ-ых персоналом клиента)

-запрос- это поиск инф-ии у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Может быть письменным в отношении 3-их лиц и устным в отношении сотрудников

- подтверждения- это ответ на запрос об инф-ции, содержащейся в б/записях (дебитору величины дебитор задол-ти)

- пересчет (в старых стандартах- проверка арифметич расчетов)- это проверка точности арифметич расчетов в первичных док-ах и б/записях, либо выполнения аудитором самостоятельных расчетов.

2. аналитические процедуры- это анализ и оценка, полученной аудитором инф-ии, исследование важнейших фин и эк показ-ей аудируемого лица, с целью выявления необычных или неправильно отраженных в учете хоз операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

28. Использование работы внутренних аудиторов внешними аудиторами в процессе проведения аудиторской проверки

Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета и надежностью функционированию СВК.

СВК должна быть организована экономическим субъектом, регламентирована внутренними документами, действует в интересах руководителя или собственников.

Функции внутреннего аудита:

проверки систем б/у и СВК, их мониторинг, выработка рекомендаций по их улучшению.

проверки бух-й и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации такой информации.

проверка соблюдения законов и иных нормативных актов, учетной политики, внутренних инструкций, указаний руководства или собственника.

проверка эффективности деятельности различных звеньев управления.

проверка наличия, состояния, обеспечения сохранности имущества.

специальное расследование (подозрение в употреблении полномочий).

Данные функции могут выполнять:

- специальные службы внутреннего аудита или отдельные внутренние аудиторы, состоящие в штате;

ревизионные комиссии

привлекаемые для данных целей сторонние организации

привлекаемые для данных целей внешние аудиторы

В ходе внешней аудиторской проверки следует изучить и оценить эффективность работы внутреннего аудита и влияние ее работы на эффективность всей системы внутреннего контроля. Аудитор определяет возможность использования результатов работы внутреннего аудита. Можно руководствоваться российским стандартом «Изучение и использование результатов работы внутреннего аудита». В соответствии с этим стандартом аудитор должен составить программу оценки внутреннего аудита и отразить в рабочей документации.

Эффективность работы внутреннего аудита учитывается при оценке аудиторского риска. Если аудитор решает использовать внутренний аудит, то он должен ознакомится с рабочими документами этой службы и убедиться в следующем:

программа и обмен работы внутреннего аудита отвечает целям внешнего

работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется

выводы и заключения внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными, а содержание отчетов соответствует результатам выполняемой работы

зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются при планировании работ и проверяются внутренними аудиторами

отношение руководства или собственников к замечаниям и предложениям внутренних аудиторов являются конструктивными

Для эффективности внешней проверки аудитор может использовать следующие действия:

взаимная координация планов проверки

обмен отчетами

регулярные работы, встречи

свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации

совместное представление отчетов руководству или собственникам организации

общий порядок документирования аудита

Аудитор не должен полностью полагаться на работу внутренних аудиторов, должен проводить контрольные проверки документов, операций, статей отчетности уже проверенных внутренними аудиторами.

Использование работы внутренних аудиторов не снижает ответственность аудитора внешнего за выражение мнения о достоверности отчетности.

29. Планирование аудита. Общий план и программа аудита

Фед. Стандарт №3 Планирование аудита. Планирование согласно стандартам состоит в разработке общей стратегии и детальном подходе к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Общий план должен быть подготовлен и программа.

Общий план. При его разработке (он должен быть достаточно подробным) стандарты говорят, что нужно принимать во внимание следующее: 1. Деятельность аудируемого лица. Этот блок включает следующие вопросы: - общие экономические факторы и условия, влияющие на деятельность аудируемого лица; - особенность аудируемого лица и его состояние, общий уровень компетентности руководства и т.д. В развитие вопросов этого блока могут разные федеральные стандарты применяться, например, стандарт 19 ”Особенности первой проверки аудируемого лица” и 15 ”Понимание деятельнсоти аудируемого лица”. 2. Система бух. Учета и внутреннего контроля. Особенности рассмотрены в федеральном стандарте № 8 (российские без номера, только название) ”Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудиторским лицом”. 3. Риск (стандарт № 8) и существенность (стандарт №4). Возможность существенных искажений отчетности или недобросовестных действий (стандарт 13) в ходе аудита. Выявление сложных облостей бух. Учета и результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (стандарт 21). 4. Характер временные рамки и объем процедур. ”Аудит в сфере компьютерной обработки данных” - российский стандарт. Рассмотрение работы внутреннего аудита (стандарт 29) и его влияние на возможные процедуры внешнего аудита. Стандарт 31 - компеляция. Стандарт - 30 - финансовая информация (согласованные процедуры). 5. Координация и направление работ, текущий контроль за ней на всех уровнях и проверка выполненной работы. Привлечение других аудиторов к проверке подразделений, филиалов (стандарт 28) . Использование результатов другого аудитора. Привлечение экспертов (российский стандарт ”Использование работы эксперта”). 6. Другие прочие аспекты.

Отличие плана и программы. Программа является развитием или детализацией плана проверки. Если план предусматривает общие направления проверки, то программа детализирует каждое направление. Н-р, проверка учета основных средств: проверка отражения в регистрах, в отчетности…В отличие от плана в программе можно назначить ответственного за каждое направление. Функции программы: 1. Является средством контроля 2. Представляет собой детальную инструкцию по проведению проверки 3. Может служить основой для структуры отчета. План и программа в ходе аудита могут пересматриваться. Причины, указывающие составление нового плана и программы должны быть указаны.

30. Понятие внешнего и внутреннего аудита. Сущность и назначение

Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).

АД:

1. аудит:

-внутренний,

- внешний: обязательный, инициативный, по специальным аудиторским заданиям.

2. сопутствующие аудиту услуги:

-постановка, восстановление и ведение бух-ого учета, составление фин-ой отчетности; -различные виды консультирования: бух-ая, налоговая, эк-ая, фин-ая, управленческая, правовая. И.т.д.

Внешний- проводится на договорной основе аудиторскими орг-ями с целью объективной оценки достоверности фин отчетности и б/учета. Внешний подр на общий, страховой, банковский, биржевой.

Внутренний- деят-ть в орг-ции по проверке/оценке ее работы в интересах руководителей. Цель: помочь сотрудникам орг-ции эффективно выполнять свои функции. Проводится специалистами состоящими в штате.

Обязательный- проводится в соответствии с законом по аудит деят-ти.

Инициативный- проводится по инициативе собственника, по его результатам нельзя готовить официальное аудит заключение.

Аудит по спец аудитор заданиям- проверка отдельных статей, показателей отчетности, кач-ва имущества, экспертиза договоров.

Поскольку аудит- деят-ть предпринимательская, то основная ее цель- получение прибыли.

Целью обязат-го аудита явл-ся выражение мнения по достоверности фин( бух) отчетности аудируемых лиц и соответ-ия порядка вверения б/учета законод-ву РФ. Достоверность - это степень точности данных фин отчетности, кот позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хоз деят-ти, фин-ом и имущественном положений аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

31. Понятие обязательного и инициативного аудита. Сущность и назначение. Аудит по специальным аудиторским заданиям

Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).

АД:

1. аудит:

-внутренний,

- внешний: обязательный, инициативный, по специальным аудиторским заданиям.

2. сопутствующие аудиту услуги:

-постановка, восстановление и ведение бух-ого учета, составление фин-ой отчетности; -различные виды консультирования: бух-ая, налоговая, эк-ая, фин-ая, управленческая, правовая. И.т.д.

Внешний- проводится на договорной основе аудиторскими орг-ями с целью объективной оценки достоверности фин отчетности и б/учета. Внешний подр на общий, страховой, банковский, биржевой.

Внутренний- деят-ть в орг-ции по проверке/оценке ее работы в интересах руководителей. Цель: помочь сотрудникам орг-ции эффективно выполнять свои функции. Проводится специалистами состоящими в штате.

Обязательный- проводится в соответствии с законом по аудит деят-ти.

Инициативный- проводится по инициативе собственника, по его результатам нельзя готовить официальное аудит заключение. Проводится из-за: текучести бухгалтерских кадров, низко квалифицир.кадры (особенно на вновь образованных п/п.

Цель иниц.: выявить недостатки бух.уч., составлен.отч.

Аудит по спец аудитор заданиям- проверка отдельных статей, показателей отчетности, кач-ва имущества, экспертиза договоров.

К таким услугам можно отнести аудит по проверке состояния дебиторской и кред.задол-ти, наличия и состояния тмц, ОС

32. Контроль качества работы аудиторов. Необходимость контроля качества аудиторской проверки. Инструменты контроля качества

В соответ-ии со ст 14 з-на об АД, аудитор орг-ция и индивид аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества, проводимых ими проверок.

Сис-ма проверки кач-ва работы внешними проверяющими устанавл-ся УФО. Он проводит проверки самостоятельно или возлагает на аккредитивные орг-ции. МинФин утвердил 17.05.02г «типовую программу проверки соответ-ия рецензионным требованиям и условиям, а также кач-ва работы аудитор орг-ий и индивид аудиторов».

Уклонение от обязат проверки или непредставление проверяющим всей необходимой информации может повлечь аннулирование лицензии.

Если в ходе проверки выявлены нарушения, в частности отклонения от стандартов, проверяющий должен сообщить, виновные лица могут быть лишены лицензии, аттестации.

Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией должны предусматривать следующее:

а) работники аудиторской организации должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;

б) работники аудиторской должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

в) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;

г) необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

д) в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

е) необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица;

ж) необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.

Принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита необходимо довести до сведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора) так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике.

Руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.

33. Составление программы проверки. Составление основным аудитором инструкций для ассистентов по выполнению отдельных аудиторских процедур

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она является, с одной стороны, подробной инструкцией, с другой стороны -- средством контроля качества. Каждая аудиторская процедура в программе должна иметь свой номер или код, на который будет ссылаться аудитор в рабочих документах. Программа должна содержать тесты для проверки функционирования СВК и выявления недостатков в ней и программу аудиторских процедур по существу (по каждому разделу б/у -- перечень действий аудитора при проверке). При составлении программы аудита следует выявить наиболее важные участки проверки, имеющие определяющее значение для фин-хоз. деятельности фирмы и для формирования результатов ее деятельности. Кроме того, есть участки, проверка которых производится в любой организации (кассовые и банковские операции, расчеты по заработной плате). При этом в программе следует обосновать применение выборки. При необходимости программа может пересматриваться, с отражением причин и результатов этого в аудиторской документации. Так, причинами этого может быть обнаружение большего количества нарушений, чем это предполагалось при предварительной оценке аудиторского риска. Если б/отч клиента входит в состав годового отчета акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью), включается в проспект эмиссии или является составной частью отчета исполнительного органа экономического субъекта, то при планировании аудита следует предусмотреть изучение той дополнительной информации, которую получает аудитор, на предмет ее непротиворечивости во всех существенных аспектах проаудированной б/отч. Проверяемая организация может иметь филиалы в других городах и регионах, которые будут аудиторваться другой фирмой. В этом случае в программу аудита основной а/орг. будет включаться оценка существенности показателей филиала, аудит которых она не производит, определения уровня собственных знаний о деятельности этого обособленного подразделения и риск существенных искажений показателей этого подразделения. В результате основная а/орг. определяет, достаточна ли проводимая ею работа для подготовки аудиторского заключения о б/отч экономического субъекта, к которому относится филиал.

34. Аудиторская выборка

Сплошная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности часто бывает очень трудоемкой, однако, согласно нормам профессиональной этики аудитор должен либо полностью убедиться в достоверности отчетности, либо отказаться от выражения мнения о ней.

Сплошные проверки проводятся на малых предприятиях (т.е. где объемы операций незначительные), проводится аудит по спец. заданиям, в т.ч. инициативный, когда в договоре прямо оговаривается проведение сплошной проверки.

Когда объем проверяемой документации или число операций достаточно велики и правомерно применение статистических методов аудитор может проводить выборочное обследование. В соответствии с фед. стандартом № 6 «Аудиторское заключение» в аудиторском заключении по итогам обязательного аудита следует указывать, что аудит проводился на выборочной основе, в т.ч. когда аудит проводился сплошным методом.

Выборочной проверке подвергаются те участники учета, где риск возникновения существующих ошибок достаточно низок, (в следствие того налажен грамотный и эффективный контроль на участке, бухгалтерия обеспечена документацией).

Выборка - отобранные по определенным правилам элементы (документы или бух. записи) для формирования проверяемой совокупности. Выборка - должна быть репрезентативной (представительной) обладает всеми свойствами генеральной совокупности.

Существует 2 вида выборочных проверок:

на соответствие - задача проверки на соответствие установить часто ли нарушитель нормы внутреннего контроля. Пример: проверка санкционирования руководством оплаты счетов на приобретение материальных ценностей, оплаты услуги, сличение поступающих материальных ценностей по наименованиям, количеству, качеству. Его наз.атрибутивным.

2. по существу - наз. количественный. Измерение нарушения внутреннего контроля в стоимостном выражении. Пример: подтверждение сальдо счетов бухгалтерского учета, записей в первичных документах.

35. Изучение и оценка системы внутреннего контроля в процессе проведения аудиторской проверки

Оценка СВК играет важную роль в проведении выборочного обследования. СВК включает 2 составляющие: 1. контрольная среда: а) стиль и основные принципы управления организацией; б) ее организационную структуру; в) распределение ответственности и полномочий; г) осуществленную кадровую политику; д) порядок подготовки отчетности для внешних пользователей; е) порядок осуществления УУ и подготовки внутреннего (отчетности). 2. отдельные средства контроля. Аудитор обязан учитывать, что СВК не может с абсолютной уверенностью подтвердить, что цели, ради которых она создана, достигнуты. Ограничения: затраты на осуществление контрольных мер меньше, чем экономические вклады, которые дает применение этих мер; цель больших средств контроля - выявление только нежелательных хозяйственных операций; учитывать человеческий фактор; учитывать умышленные нарушения. Средствами контроля достигаются цели: хозяйственные операции выполняются с одобрением руководства; все операции фиксируются в учете в правильных суммах, на надлежащих счетах учета в правильном временном периоде в соответствии с принятой УП, обеспечивают возможность подготовки достоверной отчетности; доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства; в соответствии с зафиксированных в учете и имеющихся в наличии активов устанавливается руководством организации с установленной периодичностью, в случае расхождений предпринимаются соответствующие действия. Аудитору следует убедиться, что клиентом применяются процедуры внутреннего контроля: 1. проверка (арифметическая) правильности бухгалтерской записи; 2. проведение сверок расчетов; 3. проверка правильности осуществления документооборота, наличия разрешительных записей руководящего персонала на докладах; 4. проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций (касающихся наличности, бланков строгой отчетности, ТМЦ, ценных бумаг); 5. использование для целей контроля информации из источников, находящихся вне аудируемого лица; 6. осуществление мер, направленных на ограничение доступа случайных лиц к активам предприятия, система ведения документации, бухгалтерским записям; 7. анализ динамики различных показателей ФХД, сравнение их с плановыми, сметными и т.д. и выявление причин расхождения. Аудитор оценивает систему внутреннего контроля в 3 этапа: 1. общее знакомство с СВК. Аудиторская организация должна оценить СВК в соответствии с аудиторскими стандартами, в соответствии с требованиями российского стандарта «Изучение и оценка систем БУ и внутреннего контроля в ходе аудита». Оценка происходит в 3 градации: низкая, средняя, высокая. Аудитор должен решить использовать или нет СВК. 2. первичная оценка надежности СВК. Если по итогам СВК оценивает как высокую, то аудитор может использовать СВК в рабочей документации. 3. подтверждение достоверности оценки СВК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.