| |||||
МЕНЮ
| Сущность, становление и развитие аудиторской деятельности в РФp align="left">-- юридическое -- методики проверки правового обеспечения деятельности предприятия-клиента (аудит учредительных документов и уставного капитала, экспертиза хозяйственных договоров, анализ соблюдения налогового законодательства, и др.);-- специальное -- методики проверки групп предприятий,, обладающих общими специальными признаками (аудит субъектов малого предпринимательства, предприятий с иностранными инвестициями, представительств и др.). Наличие внутренних аудиторских стандартов позволяет также осуществлять эффективный внутренний контроль деятельности аудиторской фирмы и ее сотрудников. 19. Аудиторская организация 1. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. 2. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. 3. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. 4. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. 5. В штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов. 20. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации Правовые основы регулирования определены ФЗ об АД. В РФ существует система нормативного регулирования ауд-ой дея-ти. 1уровень - законодательный: ФЗ РФ, закон о лицензировании отдельных видов дея-ти, кодексы (уголовный кодекс об административных правонарушениях), ФЗ о бух-ом учете. Есть и др. законы, н-р, закон о банках и бан-ой дея-ти, закон об АО. 2уровень - подзаконных актов: постановления правительства (федеральные стандарты аудита всего их 31шт., например, 696 постановление). 3уровень - нормативные док-ты министерств и ведомств: приказы министерства финансов, министерства имущества. 4уровень - внутренние стандарты профессиональных образований (аналог учетной политики) Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является ФЗ от 07.08.01 №119-ФЗ “Об аудиторской дея-ти”. В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, ауд-ой орг-ии; раскрыты требования по аттестации, лицензированию. Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. ФЗ об АД РФ ст.1 дает следующее понятие ауд-ой дея-ти, аудит - это предпринимательская дея-ть по независимой проверке бух-ого учета и фин-ой отчетности орг-ий и индивидуальных предпринимателей аудируемых лиц Органы осуществляющие контроль за ауд-ой дея-тью в России, относятся: 1.В соответствии со ст.18 ФЗ об АД - это уполномоченный федеральный орган гос-ого регулирования - МинФин. Функции Минфина: -издание нормативных актов, организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ стандартов ауд-ой дея-ти, -организовать систему аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования, -ведение реестра аудиторов, -организовать систему надзора за соблюдением док-ов. 2.Совет по ауд-ой дея-ти (принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных док-ов ауд-ой дея-тии проектов решений уполномоченного федерального органа, разрабатывает федеральные стандарты ауд-ой дея-ти) (ст.19ФЗ об АД) 3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения (ст.20ФЗ б АД). Проф-ые аудит-ие объединения являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий ауд-ой дея-ти своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе. В аккредитованном профессиональном аудиторском объединении должно быть не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее100 аудиторских орг-ий. 21. Аудит в условиях компьютерной обработки данных. Особенности осуществления аудиторской проверки при использовании компьютеров При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных (КОД) сохраняются цель и основные подходы к определению методов проведения аудита. Однако КОД влияет на изучение аудитором системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Это вызвано тем, что источниками информации для аудитора выступают учетные документы на машиночитаемом носителе, в памяти компьютера находится постоянная нормативно-справочная информация, применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета. В случае отсутствия у аудитора знаний о техническом, программном, математическом обеспечении компьютерной техники рекомендуется использовать работу эксперта в области КОД в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». Однако эксперт оценивает только систему обработки информации, в то время как аудитор -- достоверность формируемой с помощью этой системы отчетности. Аудиторская организация не может ни передавать, ни разделять с кем-либо свою ответственность за выражение мнения об отчетности аудируемого лица в аудиторском заключении. Аудиторская организация ожидает получить помощь эксперта по вопросам оценки надежности системы КОД клиента в целом, оценки законности приобретения экономическим субъектом бухгалтерского программного обеспечения, алгоритмов, расчетов, формирования на компьютере необходимых аудитору учетных регистров. Работая в среде КОД, аудитор изучает организационную форму обработки данных, форму бухгалтерского учета и его автоматизированные разделы, применение локального или сетевого варианта обработки данных, обеспечение архивирования и хранения данных. Аудитор должен также описать техническое, программное, технологическое обеспечение КОД. Он оценивает возможности компьютерной системы с точки зрения ее гибкого реагирования на изменения хозяйственного законодательства, формирования управленческой отчетности, проведения аналитических процедур, а также степени квалификации учетного персонала в области информационных технологий. Аудиторский риск в среде КОД возрастает в случае децентрализации компьютеризированной среды, низкого уровня знаний бухгалтерского персонала в области информационных технологий, отсутствия внутреннего контроля за функционированием среды КОД и доступом в систему. Снижению аудиторского риска способствуют следующие факторы: лицензированная система автоматизации, возможность углубления контроля с помощью программного обеспечения, наличие контроля программного обеспечения, применение аудируемым лицом единой среды КОД с единым программным обеспечением, квалифицированная, согласованная и долгосрочная информационная политика экономического субъекта. В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных и (или) ручных процедур. Машинно-ориентированные процедуры включают программные средства, используемые аудитором для проверки компьютерных файлов клиента, а также контрольные примеры для тестирования аудитором алгоритмов КОД. Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные в виде таблиц, ведомостей, учетных регистров, подготовленных в системе КОД аудируемого лица. Аудитор может использовать оригиналы и копии документов в качестве рабочей документации, делать на них ссылки, пометки и т. д. При работе аудитора в системе КОД клиента без вывода данных на печать рабочая документация составляется аудитором самостоятельно. Рабочие документы, подготовленные на машинных носителях, могут храниться в архиве аудиторских файлов на машинных носителях. 23. Аналитические процедуры В наст. время применяется российский стандарт «Аналитические процедуры». Аналитич. Процедуры представляют собой один из видов аудиторских процедур по существу и состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности клиента. Основная цель их применения - выявление наличия или отсутствия неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определенных областей потенциально риска и требующих особого внимания аудитора. Кроме того, целями аналитич. процедур являя.: изучение деятельности клиента оценка финансового положения и перспектив непрерывности деятельности выявление факторов искаженной отчетности сокращение числа детальных аудиторских процедур обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы В процессе проведения аудита применяются следующие виды аналитич. процедур: сравнение фактических показателей отчетности с плановыми или сметными определенными клиентами сравнение фактических показателей отчетности с прогнозными показателями, определенными аудитором, в т.ч. с использованием следующих методов: а) простого сравнения б) выявления тенденций изменения какого-либо показателя в отчетном периоде и их распространении на будущий или прошедший периоды в) выявление конечных взаимосвязей между какими-либо показателями с целью исчисления их значений в будущий или прошедший периоды сравнение фактических показателей отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, установленными действующим законодательством или самим ауд. лицом сравнение фактических показателей отчетности со среднеотраслевыми данными сравнение фактических показателей отчетности с небухгалтерскими данными, т.е. данными, невходящими в состав бух. отчетности анализ изменений с течением времени показателей отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов др. виды процедур, в т.ч. учитывающие особенности организационной структуры, виды деятельности, объем операций аудируемого лица. 22. Понятие аудиторской деятельности. Цели и задачи аудиторской деятельности. Отличие аудита от ревизии. Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы ФЗ об АД статья1. Понятие ауд-ой дея-ти. Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. ФЗ об АД РФ ст.1 дает следующее понятие ауд-ой дея-ти, аудит - это предпринимательская дея-ть по независимой проверке бух-ого учета и фин-ой отчетности орг-ий и индивидуальных предпринимателей аудируемых лиц. Основные принципы аудита: 1. независимость - аудиторы, выполняющие задание по подготовке официального заключения, должны быть внешне и внутренне независимы. 2. честность- аудитор должен быть последовательным и честным при оказании профессиональных услуг. 3. профессиональная компетентность - аудитор, выражая согласие на оказание услуг, должен быть уверен в том, что выполнит работу на высоком профессиональном уровне. 4. конфиденциальность (аудиторская тайна) - аудитор обязан обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудита, и не использовать или разглашать эту информацию без специального разрешения клиента и.т.д. Задачи аудиторской деятельности - основные направления, на которые ориентирована дея-ть аудиторов. Задачи аудиторов: 1. оценка уровня организации бух-го учета и внутреннего контроля. 2. оценка правильности и законности совершения бух-их записей. 3. проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения. 4. подтверждение достоверных отчетов или консультация их недостоверности. АД: 1. аудит: -внутренний, - внешний: обязательный, инициативный, по специальным аудиторским заданиям. 2. сопутствующие аудиту услуги: -постановка, восстановление и ведение бух-ого учета, составление фин-ой отчетности; -различные виды консультирования: бух-ая, налоговая, эк-ая, фин-ая, управленческая, правовая. И.т.д. Достоверность - это степень точности данных фин отчетности, кот позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хоз деят-ти, фин-ом и имущественном положений аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Ревизия- система контрольных действий, осущ-ых ревизорами за деят-тью подведомственных пред-ий, при кот устанавливается законность, достоверность и эк целесообразность совершенных операций и правильность действий должностных лиц, участвовавших в их осущ-ии. Проводится при орг-ии ГФК, внутриведомственного и тд Аудитор отлич от ревизора: 1. по своей сущности: аудитор- независимая проверка, ревизор- за счет гос-ва. 2. по проверке док-ов: а- выборочно, р- все. 3. а- подтвердить достоверность отчета, р- найти ошибку 4. а- заключение делает, р - акт. Аудит гораздо шире, чем ревизия и контроль, т.к. он обеспечивает не только проверку достоверности фин показателей, но и разработку предложений по оптимизации хоз деят-ти. Выступает как экспертиза ведения бизнеса. АД вкл оказание различных услуг: ведение (восстановление) учета, консультации, орг-ции обучения и тд. В отличие от судебно-бух экспертизы, аудит осущ-ся независимо, в т.ч. может привлекаться в кач-ве эксперта при проведении суд-бух экспертизы. 24. Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации. Общая характеристика. Роль и место аудита в общей системе финансового контроля РФ Фин контроль в РФ осущ-ся в 2 видах: - гос фин контроль (ГФК) - аудиторская деятельность (АД) ГФК осущ-ся в масштабе РФ и в отд субъектах, на уровне местного самоуправления- осущ-ет муниципальный фин контроль. Осущ-ет: 1. счетная палата РФ 2. контрольно-ревизионный аппарат МИНФИН, вкл: департамент ГФК и контрольно-ревизионное управление в субъектах РФ 3. министерство РФ по налогам и сборам 4. комитет по фин мониторингу 5. фед казначейство 6. гос тамож комитет 7. МВД 8. контрольные органы законод-ых или исполнительных органов власти субъектов федерации. Основные задачи ГФК: 1. контроль за образованием и использованием гос средств в РФ и ее субъектов 2. контроль за деят-тью органов исполнит власти, на кот возложено практич проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики. 3. контроль законности привлечения и использования средств юр и физ лиц кредитными учреждениями. 25. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе, его назначение и функции Органы осуществляющие контроль за ауд-ой дея-тью в России, относятся: 1. МинФин. 2.Совет по ауд-ой дея-ти 3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения 1. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. 2. Совет по аудиторской деятельности: принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа; разрабатывает федеральных правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом; рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа; осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности. 3. Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту. 4. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента общего состава совета. 5. В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг. Функции ГФК: 1. проверка правильности образования гос средств, их сохранности и целевого использования 2. контроль правильности и эф-ти использования кредит ресурсов 3. осущ-ие обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений части использования средств орг-ий и физ лиц 4. контроль гос внутреннего и внешнего долга. Правом назначения указанных проверок пользуется президент РФ, Гос Дума и Совет Федерации, фед органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, суды, прокуратура, милиция, ФСБ (в пределах их компетенции), руков-ли органов ГФК. При выявлении нарушений за кот предусмотрено уголов ответст-ти, органы ГФК должны передать материалы проверки, ревизии в правоохранительные органы. 26. Подготовка аудиторской проверки. Выбор клиента, источники информации о клиенте, экспресс - анализ состояния дел клиента Чтобы снизить предприним-ий риск аудитора, ему желательно иметь ряд критериев д/оценки потенциальных клиентов, в т.ч. д/того, чтобы включать в текст дог-ра различные дополнит ус-ия (сбор инф-ии). Источниками инф-ии могут быть различные СМИ ,кредитные и страховые орг-ции, деловые партнеры и тд. В процессе принятия решения о начале работы или сотрудничестве с новым клиентом нужно выяснить: 1. хар-р взаимоотношений с налог органами, страх и кредит орг-циями, акционерами и др пользователями отчетности 2. причины, побудившие обратиться к услугам аудитора 3. причины, побудившие клиента сменить аудитор орг-цию (если это было) 4. объем и хар-р нарушений в порядке ведения учета фин-хоз деят-ти, составления отчетности, недостатки в орг-ции системы внутр контроля, выявленных предыдущими аудитор проверками, проверками налоговых и др контролирующих органов. 5. те виды деят-ти, кот занимается клиент, наличие лицензий и разрешений (если это нужно) 6. наличие всей документации, необходимой д/проведения проверки 7. происходили ли в течение отчетного периода смены руков-ва, гл бух, бух-го и управленческого персонала. 8. планируется ли в ближайшее время сокращение пр-ва и продаж т-ов и продукции и тд, объявить о банкротстве, ликвидироваться и тд. Экспресс-анализ отчетности проверяемой организации включает в себя: описание необычных сумм для данного типа статей отчетности и неожиданных соотношений между ними; изучение статей отчетности в динамике; расчет основных финансовых показателей; заключение о возможности предприятия продолжать работу в будущем на основе расчета двух показателей: стоимости чистых активов и коэффициентов удовлетворительной структуры баланса. 27. Федеральное правило (стандарт) «Аудиторские доказательства» Сущность, виды, источники и процедуры получения аудиторских доказательств |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|