бесплатно рефераты
 

Система учета и аудита расчетов по оплате труда

p align="left">Важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки.

«Аудиторский риск - это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна» Албаров Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК - М.: Дело и сервис, 1998. - с. 5..

Различают два основных метода оценки аудиторского риска: интуитивный и расчетный.

Интуитивный метод заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания деятельности клиента, определяют риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций и используют эту оценку в планировании аудита. Интуитивная оценка риска проводится также по данным устного опроса (тестирования) администрации, специалистов и бухгалтерского персонала экономического субъекта. Однако интуитивную оценку риска можно использовать по отношению лишь к небольшим организациям, а поэтому данный метод не получил широкого применения в мировой аудиторской практике.

Расчетный метод предполагает оценку аудиторского риска путем составления и решения специальной факторной модели относительных величин (формула 3.1):

ПАР = ВР РК РН (3.1)

где ПАР - приемлемый аудиторский риск;

ВР - внутрихозяйственный риск;

РК - риск контроля;

РН - риск необнаружения.

Приемлемый риск выражает меру готовности аудитора признать приемлемой вероятность содержания в финансовой отчетности материальных (существенных) ошибок после завершения аудита и выдачи клиенту стандартного аудиторского заключения без оговорок.

Внутрихозяйственный (присущий) риск выражает меру ожидания аудитором вероятности содержания в отчетности ошибок, превосходящих допустимую величину до проверки системы внутрихозяйственного контроля.

Риск контроля выражает меру ожидания аудитором вероятности пропуска ошибок, превосходящих допустимую величину, системой внутрихозяйственного контроля.

Риск необнаружения (процедурный риск) выражает меру готовности аудитора признать вероятность невыявления в процессе проведения аудита ошибок, превосходящих допустимую величину.

Для того чтобы подготовить наиболее оптимальный план проведения аудита, необходимо при расчете аудиторского риска системно учитывать не только общие основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить совокупность влияющих на них факторов. Только системный подход и комплексная оценка всех факторов при расчете аудиторского риска позволяет составить приемлемый план аудита.

В соответствии с российскими проектами стандартов аудитору следует дать оценку состоянию бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Эффективно построенная система учета должна: гарантировать, что хозяйственные операции верно отражены во времени; позволить правильно измерить объем операции; помочь составить бухгалтерскую проводку, адекватную содержанию операции; ограничить возможность появления умышленных нарушений и злоупотреблений.

Ключевыми элементами области контроля являются: эффективность организационной структуры; роль руководства; место внутреннего аудита; обоснованность планов и бюджетов; уместность и надежность информации руководства; существование адекватной политики и процедур для контроля за бизнесом; риск того, что руководство может игнорировать систему внутрихозяйственного контроля или преднамеренно привести ложные цифры в финансовой отчетности; эффективность контроля руководства над компьютерными операциями; надежность контроля над операциями, отличными от компьютерных.

Система внутреннего учетного контроля - это специальные процедуры, введенные руководством для получения гарантии того, что: проводки обработаны досконально и аккуратно; материальные средства сохранены; система является надежной, а сальдо счетов правильным.

Четко отлаженная система внутреннего контроля существенно снижает аудиторский риск при проведении как внешнего, так и внутреннего аудита. Если в результате проверки системы внутреннего контроля внешний аудитор установит ее эффективность, то может в достаточной степени доверять информации и, следовательно, сократить объем собственной работы.

В процессе проверок аудиторы должны составлять рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой ими работы. Рабочие документы составляются по произвольной форме. В них должна, прежде всего, содержаться необходимая справочная информация о клиенте; краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать: метод проведения проверки - сплошной или выборочный, либо объем проверенной документации; замечания по результатам проверки; перечень первичных и других документов, не представленных к проверки; иные выявленные несоответствия действующему законодательству; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; другие рекомендации по улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента. Кроме того, в рабочих документах должно найти отражение описание системы внутрихозяйственного контроля у клиента, программа аудита, а также результаты аудита за прошлый год.

В отчетных документах приводятся выводы и рекомендации по выявленным нарушениям и замечаниям, с обязательным указанием ссылки на нормативный документ, согласно действующему законодательству. Рабочие документы и отчетные документы аудитора, подшитые в отдельную папку по установленной форме, представляются руководителю группы для включения результатов в отчет. На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение.

Аудиторская проверка позволяет выявить недостатки в учета расчетов по оплате труда и осуществить их последующую ликвидацию до момента наложения штрафных санкций соответствующим регулирующими органами, а это в свою очередь обеспечивает экономию финансово-материальных ресурсов организации и повышает эффективность ее функционирования.

3.2 Планирование и проведение аудита расчетов по оплате труда с работниками ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань

Планирование аудита должно обеспечить получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля; определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы:

1. Аудит оформления первичных документов - 01.11.2010 г.

2. Аудит системы начислений заработной платы - 02.11.2010 г.

3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы - 03.11.2010 г.

4. Аудит тождественности показателей бухгал-терской отчетности и регистров бухгалтерского учета - 04.11.2010 г.

5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды - 05.11.2010 г.

При разработке плана и программы были приняты во внимание особенности организационно-правового положения ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань и деятельность аудируемого лица, в том числе:

- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань;

- особенности ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань, его деятельности, финансового состояния, требований к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

- высокий уровень компетентности руководства;

- организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе учетную политику, принятую АКБ «Славянский Банк», и ее изменения;

- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань.

Приступая непосредственно к самой проверке расчетов по заработной плате аудитор, прежде всего, обязан провести работу, позволяющую получить достоверную информацию о правомерности принятия первичных документов, используемых на предприятии при начислении заработной платы, к бухгалтерскому учету. В ходе аудита расчетов по оплате труда персонала было установлено, что первичные документы и документы бухгалтерского учета ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань отвечают требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

Непосредственная проверка расчетов с персоналом ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань по оплате труда была начата с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо была проведена сверка сальдо по счету на первое число в главной книге и в бухгалтерском балансе ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

Далее проводилась проверка соответствия задолженности по оплате труда (по счетам 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» и 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в сводных ведомостях, главной книге и бухгалтерской отчетности организации. Затем была изучена достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание было обращено на проверку табелей учета рабочего времени.

При проверке табелей учета рабочего времени и других первичных документов по начислению оплаты труда персонала ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань факты начисления оплаты труда на вымышленных (подставных) лиц обнаружены не были. Для проверки возможного наличия данных фактов мы первоначально исследовали штатное расписание (форма Т-3) ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань и сопоставили фамилии и инициалы работников с данными учета списочного состава.

Факты повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам (табелям, нарядам, накопительным учетным листам и разовым документам) так же обнаружены не были. Особое внимание было обращено на порядок оплаты труда совместителя, занятого в операционном отделе. Было установлено, что учет работы совместителя произведен правильно и все начисления, в том числе надбавки за совместительство, произведены в строгом соответствии с требованиями законодательства РФ.

Была проведена проверка правильности обобщения и группировки данных по учету труда. Суммы начисленной заработной платы, отраженные в первичных документах, в учетном процессе ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань накапливаются и группируются по двум направлениям:

по каждому работнику хозяйства для расчетов по оплате труда;

по объектам учета затрат для отражения в затратах производства, сто соответствует требованиям, предъявляемым к первичному учету труда и его оплаты в нормативно-правовых актах Российской Федерации и документах, регламентирующих правила осуществления бухгалтерского учета.

Однако в документах первичного учета труда были выявлены нарушения оформления документов. В частности, табелирование учетных показателей труда проводится не по форме, в табелях отсутствуют графы с указанием разряда и квалификации работника, что противоречит требованиям.

При проверке было установлено, что правильность удержаний из заработной платы сотрудников ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань, прежде всего подоходного налога, взносов в Пенсионный фонд, алиментов не вызывает сомнений. Были проверены платежные ведомости за 10 месяцев 2010 г. и проведена сверка сумм по расчетам с депонентами (на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

На следующем этапе проверки была выборочно проверена правильность начисления оплаты труда, а именно: правильность оплаты труда по тарифным ставкам и окладам; обоснованность и правильность начисления премий по действующим в АКБ «Славянский банк» системам премирования; правильность начисления оплаты простоев не по вине сотрудников, за работу в выходные и праздничные дни, пособий по временной нетрудоспособности, ежегодных отпусков, вознаграждений по итогам работы за год. В частности, было проверено подтверждение начислений управляющим ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань и указание в решении Совета директоров ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань.

Проверка своевременности погашения сумм ранее выданных работникам авансов и переплат, правильность удержания из заработной платы задолженности по подотчетным суммам и по возмещению материального ущерба, за полученные займы потребовали особого внимания со стороны аудирующего лица.

Анализ общих сумм всех удержаний из заработной платы работников ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань не превышает 50 процентов месячного заработка.

Были проанализированы документы бухгалтерской отчетности, на основании которых было сделано заключение от правильности организации и ведения аналитического и синтетического учета, заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда.

Основное выявленное нарушение - это выплата заработной платы один раз в месяц.

Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. День выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены отдельным категориям работников только федеральным законом.

Таким образом, выплата заработной платы один раз в месяц является нарушением трудового законодательства. При этом следует иметь в виду, что заявление работника о согласии получать заработную плату один раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности. Федеральная служба по труду и занятости особо подчеркнула это обстоятельство в Письме от 1 марта 2007г. N 472-6-0.

Отметим, что мера ответственности за нарушения трудового законодательства достаточно серьезна: в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; а на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, в результате проверки были случаи незначительного расхождения записей в расчетно-платежных ведомостях и первичных документах, неправильное отражение начисленной оплаты труда, небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов, множество исправлений в Главной Книге (подписанных).

Управляющий ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань был своевременно информирован о выявленных фактах ошибок и были даны рекомендации по исправлению системы оплаты труда сотрудников в ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань, неточностей в оформлении учетных документов и устранении недостоверной информации.

Таким образом, по итогам проведенной ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань аудиторской проверки учета расчетов по оплате труда необходимо отметить, что в целом ведение учета поставлено на высоком техническом уровне и качество подготовленной отчетной документации соответствует всем содержательным и формальным требованиям. Однако необходимо обратить внимание на качество заполнения некоторых форм первичной учетной документации. Кроме того, необходимо отметить, что процесс начисления заработной платы остается трудоемким процессом для небольшого состава бухгалтерии Рязанского ФАКБ «Славянский банк» (ЗАО) не взирая даже на то, что уровень технической и аппаратной оснащенности в в данном отделе находится на достаточно высоком уровне. В связи с этим необходимо рекомендовать администрации АКБ «Славянский банк» (ЗАО) приобрести программный пакет, который бы решал двуединую задачу учета и начисления заработной платы и оснастить данным программным обеспечением как головной офис, так и офисы филиалов АКБ «Славянский банк» (ЗАО).

3.3 Подготовка аудиторского заключения по итогам аудита расчетов по оплате труда в ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань

По результатам проверки было составлено аудиторское заключение.

В аудиторском заключении было указано полное наименование аудируемого юридического лица: Филиал акционерного коммерческого банка «Славянский Банк», далее были указаны реквизиты головного Банка: адрес в г.Москва, государственная регистрация, регистрационный номер, номер Свидетельства о государственной регистрации. Далее в аналогичном порядке приведены реквизиты ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань.

В обязательном порядке приведены лицензии и свидетельства, выданные АКБ «Славянский Банк», на основании которых осуществляется коммерческая деятельность ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань осуществляет свою деятельность.

Содержание аудиторского заключения резюмирует выводы, сделанные по итогам аудиторской проверки ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань. В содержании отмечено, что источниками проведенной аудиторской проверки служили следующие первичные документы:

- бухгалтерский баланс (публикуемая форма) на 01 января 2010 г.

- отчет о прибыли и убытках (публикуемая форма) за 2009 г.

- отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных состояний на 01 января 2010 г.

- сведения об обязательных нормативах (публикуемая форма) по состоянию на 01 января 2010 г.

- отчет о движении денежных средств (публикуемая форма) за 2009 г.

- сведения об участниках банковской / консолидированной / группы, уровне достаточности собственных средств, и величине сформированных резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов по состоянию на 01 января 2010 г.

- пояснительная записка к бухгалтерскому отчету за 2010 г.

В аудиторском заключении отмечено, что ответственность за подготовку бухгалтерской отчетности несет руководство ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань.

В ходе подготовки аудиторского заключения наша обязанность заключалась в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета в ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань законодательству Российской Федерации на основе проведенного нами аудита.

Для этого был сделан упор на следующие нормативно-правовые акты Российской Федерации:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 года N 119-ФЗ;

- Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990года N 395-1;

- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации 23 сентября 2002 г. N 696;

- Нормативные акты Банка России, осуществляющего регулирование деятельности кредитной организации и внутрифирменные стандарты аудита.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о хозяйственно-финансовой деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань, а так же оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Предполагается, что проведенный аудит является достаточным основанием для выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Так же в ходе аудита рассматривалось выполнение ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань обязательных нормативов по оплате труда, установленных законодательством Российской Федерации, качество управления ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань, состояние внутреннего контроля учета расчетов по заработной плате и другие положения, установленные федеральными законами и уставом АКБ «Славянский Банк» (ЗАО). В результате проведенных процедур необходимо отметить, что факты, свидетельствующие о несоответствии качества управления в ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань и состояния внутреннего контроля в ФАКБ «Славянский Банк» (ЗАО) в г. Рязань характеру и объему осуществляемых им операций, а так же нормативным документам Банка России, выявлены не были. Данное положение нашло свое отражение в аудиторском заключении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.