бесплатно рефераты
 

Реформирование бухгалтерского учета в Украине

p align="left">Прежде всего, третий уровень регулирования представляет собой методические указания, в которой раскрываются методологические подходы к организации и ведению учета по конкретным видам деятельности: предпринимательская, банковская, страховая, бюджетная и т.д. понятно, что речь идется о нормативных разработках по учету НБУ, Министерства финансов, отраслевых министерств и ведомств.

При их подготовке учитываются особенности деятельности, технология производства продуктов и предоставления услуг, выполнения работ.

Что касается организации учета на каждом конкретном предприятии, то тут стоит вести речь про четвертый уровень регулирования. Самым важным документом на этом уровне является приказ о учетной политике, которую определяют как совокупность принципов, методов и процедур, использующихся предприятием для составления и подачи отчетности. по сути, учетная политика очерчивает методику учета отдельных операций и должна отображать особенности организации и ведения бухгалтерского учета.

Раскрытие учетной политики проводится путем описания:

принципов учета статей отчетности;

методов их оценки;

фактов, касающихся изменений в учетной политике.

Важно, чтобы активы и обязательства были оценены и отображены в учета так, чтобы не переносить наличные финансовые риски, которые потенциально угрожают финансовому положению учреждения, на следующие периоды.

К четвертому уровню регулирования учета в Украине, безусловно, относится управленческий учет, являющийся системой внутреннего учета и контроля. Основным объектом управленческого учета должен быть весь комплекс затрат на производство.

Важно, чтобы выбранная политика управленческого учета обеспечивала формирование всего спектра информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Как свидетельствует изложенный материал, в Украине проведена грандиозная работа по внедрению в учетную политику базовых (концептуальных) основ международных стандартов учета и отчетности. дальше необходимо обеспечить усовершенствование учетной системы на всех уровнях ее регулирования. Основной акцент -- на национальные процессы принятия и внедрения международных стандартов, на которые нужно опираться при подготовке новых законодательных и нормативных документов по учету.

1.2 Трансформация экономико-правовой среды как курс на рыночные преобразования в Украине

Трансформация экономико-правовой среды, курс на рыночные преобразования в Украине сопровождается реформированием бухгалтерского учета.

Законодательное регулирование новых направлений хозяйственной практики сопровождается нормативным урегулированием бухгалтерского учета вексельных и валютных операций, финансовых инвестиций и себестоимости, приватизационных процессов и арендных отношений, основных фондов и нематериальных активов, обращением имущественных и компенсационных сертификатов, применение единого принципа начисления при определении доходов и расходов предприятия, проведение инвентаризации и оформления документов, составление пересмотренной бухгалтерской отчетности, включая ее сокращенный вариант для малых предприятий.

Для этого было введено 8 новых синтетических, больше 25 аналитических, 2 забалансовых счета с одновременным наделением субъектов предпринимательской деятельности права самостоятельно для управленческих нужд расширить действующую номенклатуру субсчетов.

В 1996--1997 годах Кабинетом министров Украины был разработан законопроект и в марте 1998 года внес на рассмотрение. В сентябре 1998 года Комитет по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций Верховной Рады счел необходимым создать рабочую группу из народных депутатов, представителей Минфина и других органов исполнительной власти для подготовки согласованного законопроекта на пленарное слушание, в феврале 1999 года Комитет на заседании признал возможным внести подготовленный рабочей группой законопроект на рассмотрение сессии Верховной Рады. Законопроект был принят в первом чтении с первого раза, он опирается на реально существующую экономико-правовую среду, вобрал в себя все то, что прошло проверку временем. При обсуждении на сессии народный депутат Украины И. Белоусова подчеркнула, что внедрение национальных стандартов, ориентированных на международные стандарты финансовой отчетности, не означает демонтаж существующей системы бухгалтерского учета. Система бухгалтерского учета в Украине в методологическом аспекте в целом себя оправдала, да и нет потребности ее разрушать, отбрасывая позитивные формы и методы ведения учета.

Программа реформирования бухгалтерского учета с применением международных стандартов, утвержденная ранее Кабинетом Министров Украины от 28.10.1998 года № 1706, провозгласила важным аспектом нормативного обеспечения сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета и создание надлежащих условий для последовательного и рационального осуществления присущих бухгалтерскому учету функций. Это свидетельствует о правильности выбранного эволюционного пути реформирования бухгалтерского учета, который не приведет к легкому разрушению старой системы без создания другой.

Постановлением Кабинета Министров № 1706 от 28.10.1998 года утверждена программа реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов. Задачей реформы является:

формирование нормативной базы;

методическое обеспечение;

кадровое обеспечение;

международное сотрудничество.

Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета является обеспечение доступа всех заинтересованных пользователей к информации и отчетности, которая дает объективную картину финансового состояния и результатов деятельности субъектов хозяйствования.

Регулированию со стороны государства подлежат аспекты бухгалтерского учета, связанные с обобщением информации и составлением отчетности, необходимой внешним пользователем. Порядок, формы, сроки и структура информации отчетности для внутренних пользователей регулируются субъектом хозяйствования. Урегулирование бухгалтерского учета дает возможность обеспечить взвешенное использование международных стандартов с учетом экономико-правовой среди и состоянием рыночных отношений в Украине.

Для этого предусматривается:

пересмотр первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и других носителей учетно-экономической информации, которые подлежат унифицированной системе бухгалтерской учетной и отчетной документации;

утверждение Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, организации и финансовых институций;

усовершенствование методики бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

внесение изменений в структуру затрат и порядка формирования себестоимости продукции.

К Программе реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов предлагается разработанный План мероприятий по выполнению Программы. Начальник Управления методологии бухгалтерского учета, заместитель председателя Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины, академик АЭН Украины, доцент В.М. Пархоменко в своей редакции «Стандартизация бухгалтерского учета в Украине» состоянием на 15.09.1999 года «Компас», -- Киев, 1999 г. отметил, что эти нововведения не означают, что проблема реформирования бухгалтерского учета исчерпана, тем более на переходном этапе экономики, когда условия и события изменяются бурливей, чем в стабильной экономике и они несут кардинальный характер.

С целью реализации программных положений ежегодного обращения Президента Украины к народу и Верховной Раде Украины, Кабинет Министров утвердил Программу реформирования бухгалтерского учета, которая предусматривает осуществление в 1999--2001 годах перехода субъектов хозяйствования на применение международных стандартов финансовой отчетности.

Главной задачей трансформации бухгалтерского учета в соответствии с Программой является приведение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с реальностью положения рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности. Концептуально на основе анализа действующей украинской системы, параметров континентальной и англо-саксонской системы бухгалтерского учета Методологическим советом рекомендовано выполнять реформирование в направлении синхронизации с англо-саксонской, что является ближе к нашим традициям и позволит лучшие из них уберечь, развить и уйти от неудобств и расходов.

1.3 Законодательная база нового бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине

16 июля 1999 года на втором слушании парламент Украины принял Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Закон вводится в действие с 2000 года и эта дата синхронизируется с основной датой начала реализации Программы реформирования бухгалтерского учета с применением международных стандартов финансовой отчетности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.1998 года № 1706.

Пятнадцать статей Закона в утвержденном варианте закрепили основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, являющиеся сейчас базисными в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 года № 996 -Х1У определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине. Он представлен в следующем содержании:

Раздел 1. Общие положения.

Активы -- ресурсы, контролированные предприятием в результате прошлых действий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем.

Бухгалтерский учет -- это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователем для принятия решений.

Хозяйственная операция -- это действие или событие, которое вызывает изменение в структуре активов или обязательств, собственном капитале предприятия.

Обязательства -- задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается приведет к уменьшению ресурсов предприятия, которые несут в себе экономические выгоды.

Консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность, которая отображает финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица и его дочерних предприятий как единой экономической единицы.

Национальное положение (стандарты) бухгалтерского учета -- нормативно-правовой акт, утвержденный Министерством финансов Украины, который определяет принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые не противоречат международным стандартам.

Учетная политика -- совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и предоставления финансовой отчетности. Финансовая отчетность -- бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовом состоянии, результаты деятельности и движения денежных средств предприятия за отчетный период.

Статья 2. Сфера действия Закона.

Этот Закон распространяется на всех юридических лиц, образованных соответственно законодательства Украины, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность согласно законодательству.

Субъекты предпринимательской деятельности, которые соответственно законодательства, освобождены от обязательного учета доходов и расходов, не ведут бухгалтерский учет и не предоставляют финансовую отчетность.

Содержание этого пункта 2 статьи 2 Закона имеет ярко выраженную зависимость построения бухгалтерского учета от системы налогообложения. А это совершенно не отвечает основным принципам международных стандартов финансовой отчетности. На фоне содержания остальных статей Закона, которые никак не увязывают систему построения бухгалтерского учета с системой взимания налогов, которые рассматривают бухгалтерский учет как автономную систему в управлении предприятием (статья 1) эта норма смотрится диссонансом, т.е. ни одного намека на обслуживание бухгалтерским учетом фискальных функций.

А в статье 3 выписано положение о том, что бухгалтерский учет является обязательным для предприятия, а данные бухгалтерского учета используются исключительно для составления любой отчетности, включая статистическую и налоговую. Такое положение означает то, что бухгалтерский учет должен вестись согласно основным его принципам, изложенным в статье 4, не вихляя перед налоговыми расчетами.

Субъекты предпринимательской деятельности, которым согласно законодательства предоставлено право на ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и предоставляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности.

Статья 3. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредусмотренной информации о финансовом состоянии, результаты деятельности и движения денежных средств предприятия.

Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, которые используют денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

В Положении об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине № 250 от 03.04.1993 г. с изменениями и дополнениями сущность выше указанного содержания представлена в виде главной задачи бухгалтерского учета в части 1 Общие положения, пункт 6.

Статья 4. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на таких основных принципах:

Осмотрительность -- применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;

Полное освещение -- финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, пригодных повлиять на решения, которые принимаются на ее основе;

Автономность -- каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, отделенное от его собственников, в связи с этим личное имущество и обязательства собственников не должны отображаться в финансовой отчетности предприятия;

Последовательность -- постоянное применение предприятием выбранной учетной политики;

Непрерывность -- оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из того, что его деятельность будет продолжаться.

Начисление и соответствие доходов и расходов -- для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отображаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств.

Существенности -- операции учитываются соответственно их сущности, а не только исходя с юридической формы.

Историческая (фактическая) себестоимость -- приоритетною является оценка активов предприятия исходя из расходов на производство и приобретение.

Единый денежный измеритель -- измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице.

Периодичность -- возможность разделения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.

Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине № 250 от 03.04.1993 г. с изменениями и дополнениями предусматривает при ведении бухгалтерского учета, обеспечение вышеуказанных принципов нового Закона, но не в полном объеме п. 10 раздела 2 Порядка ведения бухгалтерского учета, а именно:

неизменность принятой методологии отображения хозяйственных операций;

полнота отображения в учете хозяйственных операций;

правильность отношения доходов и расходов до соответствующих отчетных периодов, независимо от времени поступления доходов и их оплаты;

разграничение в учете текущих расходов на производство и капитальных вложений;

тождественность данных аналитического и синтетического учета;

В «старом» Порядке ведения бухгалтерского учета отсутствуют такие принципы построения бухгалтерского учета, как: осторожность, автономность, сущности, фактической себестоимости периодичности.

Следует отметить, что Закон Украины «О бухгалтерском учете» № 966-ХIV от 16.07.1999 г. основан на принципах, которые более детально и объективно отображают финансовое состояние, движение денежных средств и результаты деятельности операционной, финансовой, инвестиционной.

Статья 5. Валюта бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единице Украины.

Раздел 2. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Статья 6. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине.

1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине осуществляются с целью:

образования единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые являются обязательными для всех предприятий и гарантируют, защищают интересы пользователей;

совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках устанавливается Национальным банком Украины согласно этому Закона и национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета.

Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности об использовании бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины согласно законодательству.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции, согласно отраслевым особенностям разрабатывают на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению.

Методологический совет по бухгалтерскому учету действует на основе Положения о Методологическом совете по бухгалтерскому учету. Методологический совет и его персональный состав утверждаются Министерством финансов Украины

Статья 7. Методологический совет по бухгалтерскому учету.

Методологический совет разрабатывает проекты национальных стандартов, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, усовершенствует организационные формы и методы бухгалтерского учета.

Методологический совет образуется с высококвалифицированных научных специалистов, специалистов министерств и других центральных органов исполнительной власти, аудиторов.

Согласно Положению об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине № 250 от 03.04.1993 г., с изменениями и дополнениями, методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью, также осуществляется Министерством финансов Украины.

Раздел 3. Организация и ведение бухгалтерского учета.

Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии принадлежит к компетенции его собственника или уполномоченному органу (должностному лицу) согласно законодательства и учредительных документов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение финансирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности на протяжении установленного периода, но не менее 3-х лет, несет собственник или уполномоченный орган, который осуществляет руководство предприятием согласно законодательства. Такая новация в нормативно-правовом документе о минимальном сроке хранения обработанных первичных документов означает, что в случае ликвидации, реорганизации предприятия такие документы должны быть переданы по акту правопреемникам или архивным учреждениям. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает форму его организации:

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.