бесплатно рефераты
 

Анализ финансовых результатов

p align="left">Финансовый результат - важнейший показатель деятельности хозяйствующего субъекта, отражающий изменение стоимости собственного капитала предприятия за отчетный период в результате производственно-коммерческой деятельности.

Если финансовые результаты в отчетном периоде положительны (прибыль), то происходит приращение собственного капитала, если получен убыток от хозяйственной деятельности, происходит уменьшение собственного капитала предприятия.

В бухгалтерском учете результат хозяйственной деятельности выявляет путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчетный период.

1.2 Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского

учета в РФ

Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетности), согласно которой выделяются две базовые модели:

- континентальная, в которой развитие учета предопределяется законодательными актами государства;

- англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы.

До недавнего времени российской учетной системе были присущи следующие черты: доминирование государственного регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели, консерватизм учетной политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании учета. В связи, с чем ее можно соотнести с континентальной моделью учета и отчетности.

На данном этапе работа по совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на качественно новом уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

· обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

· составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации, а также документов, излагающих правила предоставления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

К первой группе документов относятся:

· Гражданский кодекс РФ часть 1 и 2, в котором, например, установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д.

· Закон, на основе которого создаются организации - это Закон об акционерных обществах, в котором указан порядок образования и использования резервного капитала.

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ в редакции ФЗ от 30.06.2003 № 86-ФЗ. Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.

· Налоговый кодекс РФ часть 1 и 2, который устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Глава 25 Налогового кодекса Налог на прибыль определяет порядок и сроки уплаты налога, определения доходов, классификацию доходов и группировку расходов. Определяет расходы, которые не учитываются в целях налогообложения. Порядок признания доходов и расходов при методе начисления и при кассовом методе в целях налогообложения. Приводит порядок составления расчета налоговой базы, порядок налогового учета доходов и расходов от реализации и отдельных видов внереализационных доходов.

Так же к документам первого уровня относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, так как этот документ устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями информации, устанавливает правила оценки статей бухгалтерской отчетности в частности дает понятие доходов и расходов будущих периодов и прибыли (убытка) организации и показывает в каком виде он отражается в бухгалтерском балансе.

Второю группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти.

К документам второго уровня относятся положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности.

В настоящее время в России система национальных стандартов- положений по бухгалтерскому учету включает:

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г № 60н (в ред. приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107н). Это положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. В положении оговаривается порядок формирования учетной политики, т.е. кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94) утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. №167 устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство. Определяет, что является объектом бухгалтерского учета по договору на строительство, как производятся учет расчетов и затрат по строительству.

Положение устанавливает правила определение дохода и финансового результата по договорам строительства.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н, устанавливает для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных и бюджетных организаций), особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту РФ - рубли.

Положение описывает порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, как учитываются курсовые разницы и порядок учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н, устанавливает состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций. Так же Положение дает понятия правил оценки статей бухгалтерской отчетности и информации сопутствующей ей.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н, устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Положение дает определение материально-производственных запасов, их оценку при принятии к бухгалтерскому учету и при отпуске в производство или иное выбытие, а так же как отражается информация о МПЗ в бухгалтерской отчетности.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина от 30.03.01 г. № 26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н), устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

В общих положениях приводятся условия, единовременное выполнение которых позволяет отнести объект к основным средствам. Приводится перечень объектов, которые относятся к основным средствам. В Положении дается понятие стоимости, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету. Приводится перечень фактических затрат на приобретение, из которых слагается первоначальная стоимость объекта. В разделе амортизация основных средств приводятся четыре способа начисления амортизации и указываются объекты, в отношении которых не начисляется амортизация. В ПБУ раскрывается информация, в каких случаях происходит выбытие основных средств. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

В ПБУ 6/01 описывается информация, которая подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.

7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 56н, устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, событий после отчетной даты. В положении дается понятие событий после отчетной даты, как они отражаются в бухгалтерской отчетности и их последствия. Так же приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 28.11.2001 г. № 96н, устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, условных фактов хозяйственной деятельности. В положении дается понятие условных фактов хозяйственной деятельности и их оценка, как они отражаются в бухгалтерской отчетности и их последствия. В приложении дается примерный подход к оценке вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций.

По определению установленном в ПБУ, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В Положении приводится перечень документов, в которых раскрывается информация о доходах (выручке) и какая информация подлежит включению в них.

10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н), устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.

По определению установленном в ПБУ, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В Положении приводятся документы, в которых раскрывается информация о расходах, и какая информация подлежит включению в них.

11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 5н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 N 27н), устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций).

В Положении дается понятие аффилированных лиц, виды операций которые могут быть произведены с ними, в каких документах и случаях раскрывается информация об аффилированных лицах.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н, устанавливает правила формирования и предоставления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

Положение применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а так же если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

В положении приводится порядок выделения информации по отчетным сегментам и порядок формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 92н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ, и признаваемой как увеличение экономических выгод конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

В Положении описывается, как ведется учет бюджетных средств, т.е. при каких условиях организация имеет право принять бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету, в какой стоимости принимаются средства к учету, как надо отражать остатки средств по счету.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах коммерческих организаций (кроме кредитных), находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

В общих положениях приводятся условия, единовременное выполнение которых позволяет отнести объект к нематериальным активам. Приводится перечень объектов, которые относятся к нематериальным активам. В Положении дается понятие стоимости, по которой нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету. Приводится перечень фактических расходов на приобретение, из которых слагается первоначальная стоимость объекта. В разделе амортизация нематериальных активов приводятся три способа начисления амортизации и два способа как можно производить амортизационные отчисления: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта. Обычным способом происходит списание нематериальных активов. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и результаты списания зачисляются на финансовые результаты организации.

В Положении описывается учет операций, связанных с предоставлением права на использование нематериальных активов. Отдельно рассматривается деловая репутация организации, дается понятие ее, как она учитывается в бухгалтерском учете. Деловая репутация амортизируется двадцать лет (но не более срока деятельности организации), амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная - равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход.

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/2001), утвержденное приказом Минфина РФ от 02.08.2001 г. № 60н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). В Положении приводится порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам и состав и порядок признания затрат по займам и кредитам. А так же в разделе раскрытия информации в бухгалтерской отчетности приводятся документы, в которых раскрывается информация о займах и кредитах.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. № 66н, устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Положение определяет требования по раскрытию информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации.

Положение не применяется организацией при прекращении деятельности вследствие обстоятельств, носящих чрезвычайный характер (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.), вследствие принудительного изъятия имущества по основаниям, предусмотренным законодательством, а также вследствие обращения имущества в государственную собственность (национализации).

Также оно применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 115н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ.

Положение применяется организациями, которые выполняют научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы собственными силами или (и) являются по договору заказчиком указанных работ.

Положение применяется в отношении научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ:

? по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке;

? по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.