бесплатно рефераты
 

Межбанковские расчеты в России

пересылаются ими в Центр межгосударственных расчетов ЦБ России, где ведется

учет сбалансированности расчетов между Россией и другими государствами.

Только при достижении такой сбалансированности в двусторонних расчетах (что

может вызвать задержки платежей по времени) платежные документы

направляются далее в территориальные РКЦ России, откуда средства

переводятся в коммерческие банки, обслуживающие российских клиентов.

Для упрощения расчетов установлены прямые корреспондентские отношения между

ГРКЦ (РКЦ) сопредельных областей Российской Федерации и Республики

Казахстан.

В соответствующих ГРКЦ и РКЦ открыты субкорреспондентские счета указанных

двух центральных банков для проведения межгосударственных расчетов по

платежам предприятий и организаций, расположенных на сопредельных

территориях. Порядок совершения операций по этим счетам определяется

соглашениями между территориальными управлениями центральных банков

прилегающих друг к другу областей.

Регулирование остатков субкорреспондентских счетов осуществляется

центральными банками таким образом, чтобы соблюдались согласованные

нормативы использования взаимного технического кредита, предоставляемого

банками в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями.

Базой для регулированиям служит еженедельная информация ГРКЦ и РКП об

оборотах и остатках по субкорреспондентским счетам.

Имеются особенности в проведении операций с валютами стран членов СНГ.

Рассмотрим их на примере корреспондентских отношений России с Украиной.

Прежде всего следует отметить, что введение отдельными государствами

бывшего СССР собственной национальной валюты не освобождает хозяйственные

организации от выполнения своих прежних платежных обязательств.

Межгосударственными соглашениями Российской Федерации с такими

государствами была предусмотрена необходимостью урегулирования всех

платежных обязательств хозяйствующих субъектов сторон. Соответствующими

соглашениями между центральными банками предполагалось завершение всех

расчетов по ранее заключенным договорам в рублях. И лишь при заключении

новых договоров, контрактов ставится вопрос о платежах, скажем, российскими

предпринимателями, в украинских карбованцах (или других национальных

валютах контрагентам соответствующих государств). При этом стороны по

договору должны определить валюту платежа, выбор которой зависит от

согласия договаривающихся сторон с учетом их способности выполнить свои

обязательства в той или иной валюте, включая Российские рубли.

К примеру, чтобы произвести платеж в Россию из Украины, украинские партнеры

должны иметь в своем распоряжении российские рубли, которые они могут или

получить от российских покупателей, или приобрести рубли за украинские

карбованцы на валютном рынке Украины. Соответственно российский плательщик,

чтобы произвести платеж на Украину в карбованцах, должен или получить их от

украинских покупателей своей продукции, или приобрести украинские

карбованцы за рубли на валютном рынке России. Это станет возможным после

начала торгов по карбованцу на Московской международной валютной бирже.

Сделка может не состояться, если стороны не смогут договориться о валюте

платежа.

Экспортная выручка резидентов Российской Федерации в украинских карбованцах

не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской

Федерации. На балансе российского коммерческого банка она учитывается по

счету 074 "Расчеты с иностранными государствами по клирингам" с открытием

на нем специального субсчета "Средства в украинских карбованцах". Указанный

банк открывает своему клиенту текущий счет "Средства в украинских

карбованцах" (либо в рамках ранее открытого текущего валютного счета

клиента российского уполномоченного банка отдельный лицевой счет). Учет

средств на указанных счетах ведется в рублях (код валюты 902 "украинские

карбованцы") с применением курса украинского карбованца к рублю. Указанный

курс устанавливается Банком России на основе спроса и предложения

украинского карбованца на валютных рынках.

Российские коммерческие банки осуществляют операции с украинскими

карбованцами на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, а также

операции через украинские коммерческие банки в порядке и в пределах

открытой валютной позиции[2], устанавливаемых Банком России.

Средства в украинских карбованцах, которые находятся на корреспондентских

счетах в украинских коммерческих банках, могут быть использованы для

осуществления платежей в пользу юридических и физических лиц Российской

Федерации и Украины или других государств, ранее входивших в состав СССР,

использующих в расчетах украинские карбованцы.

Украинским коммерческим банкам корреспондентские счета в рублях открываются

в российских коммерческих банках без дополнительного разрешения

Национального банка Украины. На эти счета зачисляется выручка от реализации

в Российской Федерации товаров (работ, услуг) клиентов украинских

коммерческих банков.

За счет средств в рублях, находящихся на корсчетах в российских

коммерческих банках, в пределах имеющихся на них остатков, могут

осуществляться платежи в пользу юридических и физических лиц Украины и

Российской Федерации или других государств, входивших ранее в состав СССР,

использующих в расчетах рубли.

В целях защиты России от денежной экспансии впредь до особого распоряжения

Банка России не допускается использование в Российской Федерации средств в

рублях с корсчетов украинских коммерческих банков в российских коммерческих

банках на цели прямых и портфельных инвестиций, оплаты недвижимости и прав

на недвижимость, а также для приобретения иностранной валюты на внутреннем

валютном рынке России.

Российские и украинские коммерческие банки, ведущие корсчета в украинских

карбованцах и в рублях, могут кредитовать друг друга на договорных условиях

в соответствии с принятой банковской практикой, а также совершать операции

по покупке и продаже рублей против украинских карбованцев на валютных

рынках.

Банк России не несет ответственности по урегулированию возникающих

обязательств банков-сторон и не гарантирует сбалансированности расчетов по

проводимым ими операциям.

Российские коммерческие банки, ведущие счета в украинских коммерческих

банках в украинских карбованцах, а также корреспондентские счета украинских

коммерческих банков в рублях, ежемесячно по состоянию на 1-е число

отчетного месяца (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным)

представляют в Управление международных расчетов Банка России отчетные

данные об остатках средств на указанных корсчетах, общих объемах сделок

купли-продажи украинских карбованцев за рубли на валютных рынках, а также

складывающихся при этом курсовых соотношениях.

И все же пока взаиморасчеты между бывшими союзными республиками крайне

затруднены. В этой связи предприятия вынуждены обращаться к услугам

финансовых посредников, которые организуют расчеты по системе валютного

клиринга. Последний, однако, происходит не на межгосударственном уровне, а

на уровне коммерческих банков и финансовых групп. В результате это

позволяет предпринимателям нередко обходить законы, ограничивающие потоки

товаров и денег через государственные границы.

Отдельные группы банков подписывают между собой различного рода соглашения,

финансовые компании создают синдикаты. В качестве примера можно привести

создание по инициативе днепропетровского "Приватбанка" с участием ряда

коммерческих банков России, Молдовы, Беларуси, Украины, Казахстана, Литвы и

других государств межбанковской клиринговой палаты "Экспресс" на

негосударственном уровне. Данная система предполагает аккумулирование в

различных регионах денежных средств и налаживание многоступенчатой единой

практики взаиморасчетов. Предусматривается введение межгосударственных

вексельных расчетов.

Появились и принципиально новые схемы расчетов, основанные на выпуске

небанковских векселей. Так, небанковские векселя "Международного

финансового синдиката" не предполагают использование корреспондентских

счетов банков и позволяют заниматься эффективным управлением денежными

ресурсами, получаемыми от продажи векселей, храня их в наиболее стабильных

финансовых инструментах со стопроцентной ликвидн6стью, и обеспечивающими

мгновенные расчеты по векселю независимо от остатков средств на указанных

счетах (т.е. без введения лимитов технического кредитования). Причем

вексель данного синдиката может быть предъявлен к погашению в национальных

валютах Латвии, Украины, Молдовы и Казахстана. Но проведение подобного рода

расчетов требует гармонизации вексельного законодательства стран-членов СНГ

и обеспечения более тесной координации денежно-кредитной политики

соответствующих центральных банков.

На встрече в Минске 22 января 1993 г. глав государств - бывших субъектов

СССР был подписан целый ряд совместных документов. В частности одобрен

Устав СНГ, в котором предусмотрены: формирование общего экономического

пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров,

услуг, капиталов и рабочей силы, координация кредитно-финансовой политики.

Соглашение о единой денежной ситце и согласованной денежно-кредитной и

валютой политике государств, сохранивших рубль в качестве законного

платежного средства, было подписана еще в Бишкеке 9 октября 1992 г.

представителями восьми республик, входивших в состав бывшего СССР -

Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации,

Таджикистана и Узбекистана.

Во исполнение этого соглашения на встрече в Минске было также, подписано

соглашение об учреждении Межгосударственного банка СНГ. Основная Цель его

создания - организация системы многосторонних межгосударственных расчетов

между центральными (национальными) банками в связи с торговыми и иными

операциями, усиление валютно-финансового воздействия на выполнение взаимных

межгосударственных обязательств и влияния платежно-расчетного механизма на

расширение непосредственных связей предприятий, организаций и коммерческих

структур. С подписанием соглашения об указанном банке появились реальные

возможности для практической реализации его деятельности отработки

технологических инструкций по осуществлению многостороннего клиринга,

подбора служащих Банка, определениям состава Совета Банка, предоставления

соответствующего помещения и его оборудования.

В качестве единого межгосударственного расчетного средства используется

рубль, эмитируемый Банком России. Завершение же расчетов по клирингу,

проходящих через Межгосударственный банк будет осуществляться в рублях либо

по решению Совета Банка в свободою конвертируемой или иной валюте.

Основы расчетов через Межгосударственный банк заключаются в следующем.

Каждому центральному (национальному) банку в Межгосударственном банке

открывается один корреспондентский счет. По этом счету проходят текущие

платежи, связанные с экспортом и импортом товаров (услуг) и неторговым

операциям.

Ежедневно Межгосударственный банк производит многосторонний клиринг и

определяет расчетную позицию каждого национального банка в отношениях со

всеми-другими центральными банками. Периодичность и порядок завершения

расчетов по результатам многостороннего клиринга определяются Советом

Банка.

Для завершения расчетов по многостороннему клирингу Межгосударственный банк

на первом этапе может предоставлять членами Банка кредит в размерах, как

правило, до месячного объема поступлений на счет этого члена за счет

кредитной линии, открываемой Банку Центральным банком Российской Федерации.

В дальнейшем предельные размеры допустимых кредитов Банка центральным

банкам устанавливаются Советом Банка.

Центральные банки погашают свою задолженность перед Банком за счет кредитов

на двусторонней основе или свободно конвертируемой валютой.

Национальные банки обязаны регулировать свои платежные отношения на

двусторонней основе таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение лимитов

- технического кредитования, установленных для каждого из этих банков

Советом Банка. Отметим, что за рубежом объем технического кредита

(разрешенный размер дебетового сальдо по корсчету) обычно составляет до 10%

объема поставок.

Технические кредиты предоставляются на срок до очередного регулирования

клиринговых счетов. За пользование ими взимаются проценты в размерах,

устанавливаемых Советом Банка.

Требования к национальному банку-должнику, превышающие допустимый размер

технического кредита, должны быть погашены им в течение пяти банковских

дней после направления ему соответствующего извещения от

Межгосударственного банка.

Последний информирует соответствующие органы государств- участников

Соглашения об учреждении Межгосударственного банка о возникающих нарушениях

платежных обязательств.

Межгосударственный банк правомочен ограничивать или полностью прекращать

расчеты тех центральных банков, которые нарушают свои платежные

обязательства перед Банком. Если дефицит не ликвидируется в течение

нескольких месяцев, а значит участник не соблюдает правила игры, то по

замыслу он исключается из расчетно-платежного механизма и его обязательства

в расчетных рублях превращаются в долги в СКВ. "Нарушитель" далее вынужден

будет торговать через коммерческие структуры или за доллары.

Помимо многосторонних расчетов Межгосударственный банк может выполнять и

ряд других важных функций. К ним относятся:

организация управления эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссией

центральными банками. Но данная функция выполняется только при условии

делегирования Банку соответствующих полномочий законодательными органами

государств, подписавших соглашение об учреждении Межгосударственного банка;

изучение и анализ экономики государств участников указанного соглашения с

подготовкой предложений и рекомендаций центральным банкам в целях

координации их денежно-кредитной и валютной политики;

координация деятельности национальных банков этих государства в области

методологии выполнения расчетно-платежных операций, организации системы

бухгалтерского учета и отчетности по расчетными и иным операциям,

разработка предложений по сближению режимов надзора за коммерческими

банками;

техническое кредитование, о чем уже было сказано выше, а также сезонное

кредитование центральных бантов в процессе осуществления взаимных

многосторонних межгосударственных расчетов;

совершение других операций, соответствующих целям и задачами банка,

вытекающих из Соглашения об учреждении Межгосударственного банка и его

Устава.

Необходимы большие усилия для того, чтобы вновь созданный

Межгосударственный банк превратился в эффективный экономический институт

для государств - членов СНГ.

Подведем краткое резюме характеристики действующей системы межбанковских

расчетов. Она отличается сложностью, многозвенностью, большой

трудоемкостью, недостаточной надежностью. Вполне очевидно, что все эти

черты расчетов вызвали серьезные недостатка в проведении платежей в

народном хозяйстве. Рассмотрим их далее.

Проблемы межбанковских расчетов и пути их преодоления

Сбои и задержки платежей в РКЦ

Главными недостатками межбанковских расчетов стали сбои и задержки платежей

в РКЦ. Одной из их причин является рутинная бумажная технология

межхозяйственных расчетов. При акцептной форме расчетов, а также расчетах

платежными поручениями, на которые в совокупности приходилось свыше 90%

платежного оборота, используются расчетные документы в 5-ти и более

экземплярах при каждой оплате, что обусловливает большой поток бумажных

носителей финансово - денежной информации. Помимо высокой трудоемкости

подобных расчетных операций больше вероятность совершения различного рода

ошибок при их проведении. Характерные из них: неполное комплектование

документов, подлежащих отправке вместе с банковскими авизо; утеря и

разукомплектование их в ходе пересылки, сортировки и обработки в банках

РКЦ; засылка не по адресу.

Все эти трудности и недостатки особенно обострились в начальный период

внедрения межбанковских расчетов отлаживания работы РКП. Возникли

многочисленные неувязки, сбои в платежах и задержки поступления средств на

корреспондентские счета банков и расчетные счета их клиентов. Замедлилось

также зачисление налоговых и других обязательных платежей в бюджет и

внебюджетные фонды.

Коммерческие банки и их клиенты часто не знали реального состояния своих

счетов на начало операционного дня, что затрудняло прогнозирование и

планирование их деятельности. Осложнилось размещение банками друг у друга

депозитов, кредитов ввиду длительного нахождения денежных сумм в пути и

уплаты дополнительно ссудных процентов.

Задержки в расчетно-кассовых центрах возникают по следующим причинам:

передачей банками документов в РКЦ после истечения установленного

операционного дня; необходимостью выяснения с банками принадлежности

переводов денежных средств; неудовлетворительным качеством оформления

банками документов (неясным оттиском гербовой печати, не проставленными

реквизитами банков и их клиентов, а также шифрами расчетных операций);

оформлением авизо РКЦ устаревшими печатями.

Однако неточности и ошибки, сбои, хотя и в меньших масштабах, к сожалению,

продолжают иметь место. Например [7] :

1. Имеются случаи не зачисления или зачисления не в полной сумме на

корреспондентские счета банков платежей в пользу их клиентов.

2. Допускаются факты зачисления на корреспондентские счета банков денежных

сумм, не принадлежащих им, или сумм, не соответствующих суммам,

обозначенным в документах.

3. Продолжается практика несвоевременной проводки РКЦ по корсчетам банков

документов, которые они ежедневно доставляют в РКЦ, что представляет собой

серьезное нарушение расчетной дисциплины.

4. В ряде РКЦ бытует практика зачисления средств на корсчета банков без

расчетных документов клиентов. По-видимому, это происходит потому, что при

сортировке банковской почты не проверяется, ко всем ли поступившим авизо

приложены расчетные документы, клиентов. Зачисленные же без документов

клиентов на корреспондентские счета банков суммы не могут быть проведены по

счетам клиентуры, поскольку по реквизитам, имеющимся в корсчете, невозможно

определить принадлежность денежных средств. Поэтому при разработке выписок

из корсчетов банки вынуждены суммы, зачисленные на их корсчета без

приложений, учитывать на счете N"904 , "Прочие дебиторы и кредиторы" как

невыясненные поступления. Такие суммы часто достигают сотни миллионов

рублей и по некоторым оценкам составляют до 10% баланса коммерческих

банков. В результате страдают интересы и клиентуры и самих банков. Из-за не

зачисления средств на счета клиентов у последних нередко срывается

выполнение обязательств по платежам партнерам по хозяйственным сделкам, по

платежам в бюджет и внебюджетные фонда, по кредитам банков и т.п. Штрафы

банков и РКЦ за несвоевременное и неправильное зачисление (списание)

средств клиентов исчисляются в миллионных суммах.

5. При розыске сумм платежей во многих случаях возникает необходимость

запросов дубликатов авизо, в том числе и телеграфных. Но нередко дубликаты

авизо теряются в каналах РКЦ. По этой причине банки-филиалы "А" вынуждены

посылать дубликаты телеграфных, а в ряде случаев и почтовых авизо,

непосредственно коммерческим банкам - своим корреспондентам (филиалам "Б").

РКЦ же такие телеграммы и почтовые авизо от банков к проводу не принимает,

что вызывает задержку в зачислении средств и ущемляет интересы клиентов.

Причины столь неблагополучного положения дел в области межбанковских

расчетов во многом кроются в перегруженности РКЦ, вследствие не

отработанной технологии электронного обмена .

Замедление в межбанковских расчетах нередко происходит из-за сбоев в работе

органов связи. В ряде регионов фактические сроки пробега почтовых авизо

превышают нормативные. РКЦ не всегда и в полном объеме предъявляют штрафы к

почте. В этой связи некоторые банкиры-практики предлагали увеличить плату

органам Минсвязи за введение особого режима прохождения банковских

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.