бесплатно рефераты
 

Страхование в гражданском праве

p align="left">условия замены застрахованного лица, выгодоприобретателя в процессе действия договора страхования (ч. 1 ст. 955, ст. 956 ГК РФ);

основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения (ч. 3 ст. 962, ч. 1 ст. 963, ст. 964, ч. 3 ст. 965 ГК РФ);

переход к страховщику права страхователя на требование возмещения вреда к виновному лицу в пределах произведенной страховой выплаты (суброгация) - ст. 965 ГК РФ;

исковая давность по требованиям, связанным с имущественным страхованием;

другие права, обязанности и ответственность сторон договора страхования (ст. 939, 946, 949-954, 958, 960, ч. 1 ст. 961, ч. 1 и 2 ст. 962, ч. 2 ст. 963, ч. 1 и 2 ст. 965, ст. 966 ГК РФ).

III. Направления совершенствования государственного регулирования страхования

Страховой рынок России находится в стадии становления и развития в новых социально-экономических, правовых и политических условиях. По существу, он возрождается в новом качестве начиная с 1993 г. Как указывалось в гл. 9, по состоянию на 30.09.06 г. в государственном реестре был зарегистрирован 921 страховщик. По данным ФССН, все еще много мелких страховых организаций. Хотя их количество за 9 месяцев 2006 г. существенно уменьшилось в сравнении с 2005 г. Например, страховщиков с уставным капиталом менее 30 млн. руб. сократилось с 329 до 141. Количество страховщиков с уставным капиталом от 30 до 40 млн. руб. на конец сентября 2006 г. составляло 179 (против 146 страховых организаций на конец 2005 г.). По ряду других групп страховщиков также прослеживается заметная тенденция роста уставного капитала страховых организаций. В частности, возросло число страховщиков с уставным капиталом от 80 до 120 млн. руб. с 76 на конец 2005 г. до 104 по состоянию на 30 сентября 2006 г. То же самое отмечается по группе страховщиков с уставным капиталом от 120 до 500 млн. руб. Здесь имелось увеличение с 235 до 241 страховщика. Возросло количество страховщиков с уставным капиталом свыше 1 млрд. руб. - с 27 до 31. Такая положительная тенденция обеспечивалась в значительной мере за счет сокращения числа страховщиков: с уставным капиталом от 40 до 80 млн. руб.

Совокупный уставный капитал страховых компаний РФ составлял, как уже отмечалось в гл. 9, 77,8 млрд. руб. в 2003 г. и увеличился до 146,5 млрд. руб. к концу 2004 г., в 2005 г. составил 147,3 млрд. руб. На конец сентября 2006 г. он был равен 149,6 млрд. руб.

Общий объем собираемой страховщиками страховой премии увеличивается с каждым годом, хотя и неравномерно. Например, за 2004 г. он увеличился на 9% (с 432,5 до 471,6 млрд. руб.), а за 2005 г. рост собранной страховой премии был существенно ниже в сравнении с 2004 г. за счет резкого сокращения доли страхования жизни (490,65 млрд. руб., или рост на 4%).

По оценкам специалистов-аналитиков, общая сумма собираемых всеми страховщиками России страховых премий равна примерно годовой страховой премии крупной западной страховой компании.

Развивающемуся страховому рынку России присущи определенные недостатки. Среди основных из них можно отметить, в частности, следующие.

1. Незначительный объем собственных средств страховщиков, основу которого составляет уставный капитал, и соответствующий им размер, страховых резервов не позволяют проводить страхование крупных рисков.

2. Осуществление перестрахования наиболее крупных рисков приводит к тому, что значительная часть страховых премий по ним оказывается в распоряжении мощных зарубежных страховых или перестраховочных компаний.

3. Предлагаемый российскими страховщиками перечень страховых услуг представляется достаточно ограниченным в сравнении с очень широким разнообразием страховых продуктов страховых компаний экономически развитых стран.

4. Особенно отстают в увеличении объемов страхования так называемые долгосрочные накопительные виды страхования жизни. Причина этого находится не в упущениях в организации деятельности страховщиков и не в отсутствии потребности граждан России в этом виде страхования. Основная причина отставания долгосрочных видов страхования жизни заключается в существующем уровне социально- экономического развития страны, финансово-экономических кризисах и высоких темпах инфляции, которые обусловливают низкий уровень платежеспособности не только граждан, но и юридических лиц и государства (в том числе по погашению и выплате им долгов перед населением). Это является основной причиной того, что в настоящее время страхуется около 10% всех рисков, которые могли бы быть реально застрахованы.

5. Недостаточная разработанность страхового законодательства, несмотря на определенные положительные сдвиги в его развитии.

До последних лет отсутствовали налоговые льготы для юридических и физических лиц по средствам, направляемым ими на уплату страховых премий по долгосрочным и иным видам личного страхования, по страховым выплатам физическим лицам. Отсутствие такого экономического стимула также сдерживает рост объемов страхования.

Концепцией развития страхования (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.09.02 г. № 1361-р) предусматривались комплексы мероприятий по определенным направлениям развития страхования, осуществление которых позволяет в основном разрешить указанные проблемы страхования и повысить эффективность государственного регулирования в этой сфере.

Первое направление связано с развитием обязательного и добровольного страхования. В связи с низким уровнем платежеспособного спроса на страховые услуги приоритетным признается обязательное страхование. Оно позволяет обеспечить страховую защиту рисковых групп населения, юридических лиц, а также снизить затраты государства и местных органов власти на возмещение ущерба (вреда) пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф и других вредоносных событий.

Основными мероприятиями для реализации этого направления являются:

анализ и оценка предметов и объектов, состава и степени рисков, лимитов по потенциально возможным видам обязательного страхования;

создание нормативно-правовой базы для выбранного конкретно го вида обязательного страхования.

Приоритетным в развитии добровольного личного страхования являются страхование жизни и пенсионное страхование, которые не нашли должного развития в РФ. Важным направлением развития добровольного личного страхования признается также добровольное медицинское страхование. В настоящее время оно является доступным в основном для ограниченного контингента страхователей - физических лиц. Основные объемы собираемых страховщиками страховых премий по этому виду страхования приходятся на договоры медицинского страхования, заключаемые страховщиками с корпоративными страхователями. Значительная роль в развитии добровольных видов личного страхования отводится и страхованию от несчастных случаев.

Второе направление определяет необходимость роста капитализации страховых компаний. Действующие на страховом рынке России страховые компании, несмотря на значительный рост их уставных капиталов за 2002-2004 гг., остаются в сравнении даже со средними страховыми компаниями экономически развитых стран мало- или неконкурентоспособными.

Третье направление предусматривает необходимость дальнейшего совершенствования налогообложения в части страховых платежей и страховых выплат при осуществлении страхования.

Четвертое направление определяет осуществление мер, направленных на привлечение иностранного капитала на российский рынок страховых услуг и интеграцию национальной страховой системы с мировым страховым рынком. На российском страховом рынке действует около полусотни страховых компаний (в том числе дочерних обществ иностранных инвесторов) с участием иностранного капитала. Доля этого капитала в совокупном уставном капитале страховых организаций менее 5%. Основные причины, препятствующие притоку иностранных инвесторов на страховой рынок России сегодня: недостаточная развитость и частота изменений законодательства; низкая страховая культура населения и многих страховщиков; не самые благоприятные макроэкономические условия и высокие темпы роста инфляции; высокий уровень преступности и коррупции во всех сферах деятельности.

Пятое направление предусматривает принятие первоочередных мер по совершенствованию и развитию страхового законодательства:

создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;

совершенствование законодательства о налогах и сборах;

установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов;

совершенствование осуществления государственного страхового надзора за страховой деятельностью страховщиков на территории РФ.

За период после принятия указанной выше Концепции развития страхования в РФ осуществлено многое из предусмотренного этим документом. Наиболее важными для развития страхования в РФ являются следующие осуществленные мероприятия по направлениям, предусмотренным Концепцией:

Во-первых, развитию обязательного страхования способствовало принятие и введение в действие:

Закона РФ от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Закона РФ от 23.12.03 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;

Закона РФ от 24.07.02 г. № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в РФ».

Наиболее существенное влияние на рост объемов имущественного страхования с июля 2003 г. оказало, как указывалось выше, осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Закон, регулирующий отношения в этом виде обязательного страхования, и при имеющихся в нем пробелах, и не до конца проработанных правовых положениях позволяет осуществлять страховую защиту имущественных интересов юридических и физических лиц. Одновременно этим видом обязательного страхования обеспечивается и социальная защита граждан - владельцев транспортных средств, пассажиров и иных потерпевших при страховых случаях лиц.

Во-вторых, рост капитализации страховых компаний, составляющий основное содержание второго направления Концепции, в основном системно и последовательно обеспечивается предписаниями правовых норм

Закона РФ (в ред. от 10.12.03 г. и от 07.03.05 г.) «Об организации страхового дела в РФ», требующих от страховщиков формирования установленной величины уставного капитала. Невыполнение нормативных требований влечет ответственность страховых организаций - отзыв ФССН лицензии страховщика, ликвидацию страховой организации. Минимально необходимые размеры уставного капитала (без дифференциации по видам страхования) страховых организаций были определены - еще до внесения изменений и дополнений в указанный Закон - в рассматриваемой Концепции развития страхования в РФ. Результатом реализации мероприятий второго направления Концепции и правовых норм данного Закона является увеличение совокупного уставного капитала страховых организаций России с октября 2002 г. и до конца 2004 г. почти в 3 раза.

Принятые за последние годы изменения в законодательстве по налогообложению страховых платежей и страховых выплат существенно повышают экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов, граждан и страховых организаций в развитии определенных видов обязательного и добровольного страхования.

Значительные позитивные изменения внесены в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения страховых выплат, производимых страховщиками физическим лицам при страховых случаях, и страховых платежей, осуществляемых за них работодателями, а также в порядок покрытия расходов последних на обязательное и добровольное страхование имущества.

В частности, страховые выплаты, полученные застрахованными физическими лицами по обязательному и добровольному личному страхованию при наступлении страховых случаев, не учитываются при исчислении налогооблагаемой базы в составе доходов этих лиц:

по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством;

по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным в пользу физического лица (застрахованного) на срок не менее 5 лет и в течение этих 5 лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением выплат выгодоприобретателю в случае смерти застрахованного лица); при досрочном расторжении договоров добровольного долгосрочного страхования до истечения 5-летнего срока их действия (за исключением случаев, вызванных обстоятельствами, независящими от сторон) и возврате физическим лицам денежной (выкупной) суммы полученный доход за вычетом сумм платежей (взносов) подлежит налогообложению у источника выплаты;

по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни на срок менее 5 лет, если суммы страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения указанных договоров; в противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по налоговой ставке, предусмотренной п. 2 ст. 224 НК РФ;

по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок);

по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ.

Не учитываются в налогооблагаемой базе физических лиц страховые взносы (платежи) их работодателей, уплачиваемые за своих работников по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, или оплату стоимости медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам.

Существенное снижение налогового бремени предусматривается для работодателей - страхователей по уплате единого социального налога, так как страховые платежи (взносы), произведенные ими страховщикам по обязательным видам страхования и по договорам добровольного медицинского страхования (на срок не менее года), не учитываются в фонде оплаты труда (ФОТ), представляющем налогооблагаемую базу налогоплатлыцика (п. 7 ч. 1 ст. 238 НК РФ).

Значительно возросла заинтересованность работодателей в заключении договоров обязательного и добровольного личного и имущественного страхования. Страховые взносы (страховая премия), уплачиваемые ими по таким договорам, учитываются при определении налогооблагаемой базы по уплате разных видов налогов в составе их расходов, в том числе в неполной их величине (ст. 253, 255, 263, 264, включая пункты 481, 482, НК РФ), уменьшая суммы уплачиваемого организацией (предприятием) налога на прибыль.

В частности, в состав расходов налогоплательщика включаются страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества (ч. 1 ст. 263 НК РФ):

добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;

добровольное страхование грузов;

добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;

добровольное страхование товарно-материальных запасов;

добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;

добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.

Расходы по обязательными видам страхования (установленные законодательством РФ) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат. Расходы по указанным видам добровольного страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

В расходы работодателей включаются согласно ст. 253, 255 НК РФ также суммы платежей (взносов) по договорам обязательного и добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности в РФ.

В случаях добровольного страхования указанные суммы относятся к расходам на оплату труда (ст. 255 НК РФ) по договорам:

долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее 5 лет и в течение этих 5 лет не предусматривают выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу работников (застрахованных лиц);

добровольного пенсионного страхования при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований;

добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний) за первые 2 дня нетрудоспособности. Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает размера пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые 2 дня нетрудоспособности работника, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом предусматривается включение страховых платежей (взносов) в расходы работодателей для целей налогообложения в установленных ст. 253, 255, 264 НК РФ размерах:

а) совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, уплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда; в случае изменения существенных условий договора и (или) сокращения срока действия договора долгосрочного страхования жизни, договора добровольного пенсионного страхования или их расторжения взносы работодателя по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента изменения существенных условий указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров или их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, т.е. чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами);

б) взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования работников на случай заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые 2 дня нетрудоспособности включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда;

в) взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 тыс. руб. в год на одного застрахованного работника.

Закон РФ (в ред. от 10.12.03 г. и от 07.03.05 г.) «Об организации страхового дела в РФ» создает условия для привлечения иностранных инвесторов на российский страховой рынок, успешной их деятельности. Существенно правовыми нормами Закона увеличена квота на участие иностранных инвесторов в формировании уставных капиталов страховых организаций, работающих на территории РФ. Доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале страховщиков увеличилась вначале с 15 до 25, а с 2006 г. до 50%. Одновременно предусматриваются меры по приведению бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с международными стандартами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.