| |||||
МЕНЮ
| Лизинговые операции в Республике Казахстанp align="left">4-х кратный рост по сравнению с 2005 годом;20 лизингодателей, работающих во всех регионах страны. В Кыргызстане: 4 банка начали реализовывать первые лизинговые сделки; 3 микролизинговые компании уверенно финансируют проекты в отдаленных регионах страны; Финансовая компания по поддержке кредитных союзов профинансировала более чем 120 лизинговых сделок. В Таджикистане: 2 банка финансируют лизинговые операции; 2 банка приступили к разработке схем реализации лизинговых операций. В Узбекистане: наибольшее количество лизинговых сделок в регионе (более 2800); 5-и кратный рост банковского лизинга; 4-х кратный рост международного лизинга; 23 лизингодателя, работающих во всех регионах страны. Проект по развитию лизинга в Центральной Азии провел ежегодное исследование рынка лизинга в регионе на основе результатов анкетирования основных лизингодателей. В связи с тем, что в странах региона не ведется отдельная статистика по основным средствам, полученным в финансовую аренду (лизинг), сбор информации о лизинговых операциях предприятий, для которых лизинг не является основным видом деятельности, сильно затруднен. По этим же причинам в анализе использована не полная информация по международному лизингу [45]. 3. Пути совершенствования лизинга в РК 3.1 Международный опыт применения лизинга Анализ мирового опыта показывает, что лизинговые операции в последние годы стали существенным фактором стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы роста объема лизинга в них значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутренних, так и на внешних рынках. В практике западных стран арендные операции с производственными активами обычно подразделяются на три вида: рейтинг или прокат -- краткосрочная аренда на период до года (может составлять иногда несколько дней или даже часов); хайринг -- среднесрочная аренда -- от одного года до трех лет и лизинг -- аренда -- от трех лет и более, иногда на 20 - 30 лет. Как правило, лизинговое соглашение заключается на один имущественный объект, на одну единицу оборудования или транспортного средства, и срок его действия совпадает или близок к нормативному сроку жизни предмета аренды. Если предметом аренды становятся несколько единиц однородного оборудования, транспортных средств или предполагается возможность замещения предмета аренды производителем на более новые или более эффективные образцы, то может заключаться соглашение о так называемом «генеральном лизинге» (как соглашение на длительный период, возможно даже превышающий срок жизни отдельного предмета лизинга). Для случаев аренды особо дорогого оборудования (авиалайнеры, танкеры, буровое оборудование, комплектные производственные линии и т.д.), когда требуется привлечение нескольких источников финансирования, могут заключаться соглашения о так называемом «групповом» или «консолидированном лизинге». По таким соглашениям лизинговая компания выступает организатором синдицированного финансирования, в котором принимают участие несколько банков, иногда из разных стран. В западных странах заметны весьма существенные различия в том, что касается кодификации и унификации лизинговых сделок и всего механизма лизинговых отношений. Однако все эти страны едины в том, что средствами денежного и бюджетного регулирования они поощряют накопления, средствами налогового регулирования они поощряют инвестиции в обновление производственного потенциала предприятий, средствами таможенного и валютного регулирования -- поощряют экспорт капиталоемкой и наукоемкой продукции и защищают своих внутренних производителей от недобросовестной конкуренции извне [46] При этом необходимо отметить, что темпы прироста объемов и расширения сфер применения лизинговых операций в разных странах не коррелируют со степенью детализации государственного регулирования форм лизинговых сделок. Напротив, лидерами в развитии лизинговых операций выступают США, в которых лизинг вообще не признается самостоятельной правовой формой сделки, а выкуп имущества (или опцион на выкуп) не считается обязательным признаком лизинговых отношений. К числу лидеров относится и Великобритания, где лизинговые сделки регулируются обычными нормами права, действующими в отношении договоров купли -- продажи и аренды. По-разному решается во многих странах и вопрос о субъектах лизинговых отношений. Так, во Франции лизинговые сделки могут осуществлять только банки и связанные с ними специализированные финансовые организации (что отражает позицию французских властей, считающих лизинг разновидностью кредитования). В Бельгии заниматься лизингом могут компании, получившие специальное разрешение министерства экономики. В Италии лизинг считается видом финансовой деятельности, и компания -- лизингодатель должна обладать определенным размером капитала. Ирландия установила специальные льготы для сферы технических и профессиональных услуг и в последние годы превратилась в признанный центр международного лизинга. В США подобных ограничений нет, и в принципе любое предприятие может сдавать в аренду как свое, так и специально приобретенное для этого имущество. На деле многие производители дорогостоящего промышленного и офисного оборудования вместо продажи дают его в аренду. В некоторых отраслях доля сдаваемого в аренду оборудования достигает 30% и более. Особенно велика доля арендных операций при реализации тяжелых самолетов, грузовиков и контейнеров, вычислительной техники. В общем объеме лизинговых операций (аренды на длительные сроки) доля вычислительной техники и офисного оборудования превышает 40% и промышленного оборудования -- более 20%. Вместе с тем в США широко распространена и практика короткой и сверхкороткой аренды (иногда всего на несколько дней или даже часов) -- в строительстве, в торговле, в сфере туризма, в шоу -- бизнесе и т.д. В США крупные фирмы -- производители часто открывают свои собственные специализированные лизинговые фирмы -- нередко в странах ближе к рынкам сбыта или в удобных экономических зонах. Так, «Боинг» имеет свою специализированную фирму по лизингу самолетов и авиатехники в зоне льготного налогообложения в Ирландии. Крупные банки иногда образуют свои лизинговые подразделения в целях развития программ товарного кредитования [47]. При некотором упрощении все страны в отношении порядка регулирования в них лизинговых отношений можно разбить на две группы. В первой группе лизинговые отношения определяются по факту -- по наличию или отсутствию в отношениях между сторонами некоторого набора признаков, признаваемых ключевыми, определяющими характер сделки (при этом набор этих признаков в разных странах не обязательно совпадает). Во второй группе стран форма лизинговой сделки определяется законодательно (специальным законом или внесением лизинга в состав сделок, регулируемых гражданским правом); занятие лизинговыми операциями требует специальной регистрации или лицензирования. К первой группе стран относятся США, Великобритания, Германия, Италия, Дания, Австрия и др. Во вторую группу входят Франция, Бельгия, Португалия, Швеция. В отношении международных лизинговых сделок унификация взаимно признаваемых правил продвинулась несколько дальше -- в связи с тем, что некоторые из развитых стран подписали международную Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, а другие стараются придерживаться ее норм на практике. В налоговой сфере практически все страны выделяют лизинговые операции как отдельный объект налогового регулирования. Налоговое право каждой страны дает четкий набор признаков, определяющих лизинговую сделку, и устанавливает специальный порядок установления (или согласования) налоговых обязательств всех сторон, признаваемых участниками лизинговых отношений. При наличии этих признаков налоговые органы предоставляют для участников лизинговой сделки предусмотренный для таких сделок налоговый режим; если же доказательств наличия лизинговых отношений недостаточно .или же у налоговых органов появляются основания полагать, что эти признаки создаются искусственно (к примеру, для прикрытия сделки иного характера), то они вправе применить иное налоговое регулирование, более соответствующее экономическому существу проверяемой сделки. В отношении сделок международного лизинга налоговое регулирование осуществляется либо в порядке совместного согласования между странами -- партнерами режимов налогообложения лизинговых сделок, осуществляемых с участием хозяйствующих субъектов из этих стран (в форме налоговых соглашений), либо путем одностороннего установления налоговых норм, регулирующих осуществление международных лизинговых сделок (в форме национальных налоговых режимов). Казахстан имеет налоговые соглашения практически со всеми развитыми странами мира, поэтому в отношениях с ними действуют нормы соответствующего налогового соглашения. В международных налоговых отношениях в зависимости от вида обложения выделяется регулирование по линии прямых налогов (налоги на объекты лизинга и на платежи по лизинговым сделкам), косвенных налогов (акцизы, НДС и другие налоги) и таможенных пошлин (пошлины, взимаемые с объектов лизинга при пересечении государственных границ) [48]. 3.2 Проблемные аспекты лизинговых операций в Республике Казахстан Республика Казахстан в последние три года демонстрирует высокие темпы роста экономики. Главной целью в экономике является максимально высокие темпы роста валового внутреннего продукта, от чего напрямую зависит решение многих социальных проблем. Экономический рост должен также подкрепляться качественными изменениями в экономике. Прежде всего, они должны сопровождаться обновлением изношенных основных фондов новыми высокотехнологическими оборудованием и техникой. Структурные изменения в экономике предусматривает диверсификацию экспорта с целью обеспечения стабильного роста экономики и национальной безопасности государства. Как мною было указано ранее, лизинг является важным механизмом для стимулирования предпринимательства, внедрения новых технологий, обновление и увеличение основных средств, уменьшение социальной напряженности, создание дополнительных рабочих мест, привлечения инвестиций и т.д. Лизинг не требует большого стартового капитала для приобретения оборудования и дополнительного залога, так как приобретаемый предмет лизинга является одновременно предметом залога. Для ускоренной реконструкции устаревшей материально технической базы производства особое значение приобретает лизинг как форма предпринимательства, максимально требованиям научно- технического прогресса и гармоничного сочетания частных и общественных интересов. Общая ситуация в экономике решающим образом влияет на развитие лизинга в стране. При снижении годового уровня инфляции хотя бы до 15-20% начинается инвестиционный этап реформ, когда предприятие и банки готовы и восприимчивы к инвестированию и кредитованию, а инвесторы, видя устойчивую картину макростабилизации и чувствуя снижение риска, готовы к инвестированию в первую очередь - в наиболее привлекательные для них сферы [49]. В преддверии этого этапа важно создать хорошие условия для инвестиций и, прежде всего, иностранные, а также оживить деловую активность. Таким образом, на темпы и масштабы развития лизинга в Казахстане влияет комплекс объективных и субъективных факторов и проблем общеэкономического и отраслевого характера. Одни из этих факторов и проблем препятствуют, а другие, наоборот, способствуют дальнейшему развитию лизинга в стране. Реальный этап развития лизинга в Казахстане был связан с развитием государственного лизинга. Государство в этот период направляет на развитие лизинга в приоритетных для себя секторах экономики, в частности в агропромышленном комплексе страны, бюджетные средства, а также долгосрочные займы и кредитные линии, полученные им по соглашению с международными финансовыми организациями и банками. Основным достоинством участия государства в лизинговых операциях является то, что государственное кредитование осуществляется на более длительные сроки (2-5 лет) и по более низким процентным ставкам и обходится конечным потребителям значительно дешевле, чем кредиты коммерческих банков (12-15% против 36-40% в тот период). За период с 1995 года по 2000 год не было условий для развития в Казахстане частнопредпринимательского (коммерческого) лизинга из-за высоты банковских процентных ставок и маломощности банковской системы, недостатков в системе налогообложения лизинговых операций (двойной НДС и т.д.). Однако государство оказалось неумелым хозяйственником, задуманные крупномасштабные государственные лизинговые программы в целом закончились провалом. За 1996-2000 годы государство направило через лизинговый фонд и по отдельным постановлениям Правительства более 4,5 млрд. тенге на проведение лизинговых операций, которые безвозвратно ушли в результате неумелой и неквалифицированной их организации. В итоге Государственный лизинговый фонд, находящийся в составе Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Казахстан, стал банкротом. Лизинг в Казахстане в настоящее время занимает весьма скромную долю в общем объеме инвестиций в основные средства - 0,68% против 15-20%, а то и 30% в развитых индустриальных странах. Быстрому развитию лизинга, в особенности коммерческого лизинга, препятствует ряд все еще нерешенных проблем. Прежде всего, это: непомерный и непропорциональный рост цен на машины и оборудование и сложившийся в результате этого ценовой диспаритет. Между продукцией машиностроения и других отраслей; поиск и привлечение внутренних и внешних источников накоплений, инвестиций для финансирования лизинга машин и оборудования; Поиск и нахождение источников получения и поставок машин и оборудования на лизинговой основе (внутреннее производство, ввоз и вывоз); Состояние платежной системы в экономике, рост платежей и взаимной задолженности предприятий, невозврат кредитов приобрели за последние годы распространенный характер; Отсутствие и слабость законодательно-нормативной базы развития и регулирование лизингового бизнеса; Непоследовательность, противоречивость механизма государственной поддержки и стимулирования лизингового бизнеса. Особенно ярко это проявлялось в отсутствии координации при проведении соответствующей инвестиционной, налоговой, учетной и амортизационной политики. Также развитие лизинга сталкивается у нас с проблемой аккумулирования значительных денежных средств, особенно необходимые при лизинге сельскохозяйственной и авиационной техники, судов при операциях международного лизинга. Наряду с государственными средствами основным источником инвестиций на внутреннем рынке должны стать сбережения населения и хозяйствующих субъектов. Но аккумулировать и привлечь средства может надежная и сильная банковская система. Вместе с этим развитие лизинга ограничивают скопившиеся у нас высокие ставки банковского кредита и короткие сроки кредитования. Их уровень зависит от уровня инфляции и ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан. При таких условиях и возможностях банки Казахстана не проявляют особой заинтересованности участвовать финансировании лизинговых операций ни в прямой, ни в косвенной форме. При высоких темпах инфляции, в обстановке продолжающегося экономического кризиса долгосрочные инвестиционные вложения становятся невыгодными и невозможными. Важной проблемой, предопределяющей формы организации лизинга внутреннего или международного (экспорт и импорт) является определение и оптимальный выбор источников поступления и поставок машинно-технических изделий лизингополучателем (внутреннее производство, ввоз и вывоз). В республике практически отсутствует производство основных видов оборудования необходимых для предприятий различного профиля. Не менее серьезной проблемой остается неуклонное старение парка сельхозмашин. Ее предполагается решить за счет контрактов с западными фирмами, а также поставок на лизинговой основе с казахстанских заводов. В условиях роста неплатежей и взаимной задолженности предприятий, т.е. резкого снижения платежной дисциплины серьезной задачей и проблемой стоящей перед банками и лизинговым фондом является разработка механизма возврата бюджетных и других средств, выделенных для проведения лизинговых операций. Эта задача является составной частью более общей проблемы - создание действенной системы обеспечения выполнения обязательств путем предоставления гарантий, залога имущества и страхования коммерческих рисков при лизинговых сделках. За истекший период работы лизинговых компаний стали наглядны моменты, которые тормозят темпы развития лизинга, а соответственно, и тормозится обновление основных средств в Казахстане. Для реализации некоторых государственных программ, например, импортозамещения, развития малого предпринимательства и т.д., крайне необходимой развитие лизинга в целом. [50] Серьезным тормозом в развитии лизингового бизнеса в Казахстане является недостаточная разработка законодательно-нормативной базы. Основной, регулирующий все аспекты этого сложного экономического явления документ - Закон РК «О лизинге» (от 5 июля 2000г.). Но сейчас мы являемся свидетелями непоследовательности и недостаточной эффективности действия механизма государственной поддержки и стимулирования лизингового бизнеса в Казахстане. Особенно ярко они проявляются в отсутствии координации рычагов и инструментов инвестиционной, налоговой, учетной и амортизационной политике государства в отношении лизинга. Поэтому важно усовершенствовать нормативно-правовую базу в республике по вопросам лизинга, устранить возникнувшие несоответствия, а также внести дополнения и изменения в законодательство о лизинге, соответствующие нормам международного права [51 ]. Для этого требуется принять меры по сохранению и совершенствованию института предоставления налоговых льгот для любого вида лизинга, по исключению статей в нормативных правовых актах или преданию им четких редакций, не позволяющих допускать различного их трактования. Очень важно обеспечить идентичность подхода в определении терминов «финансовый лизинг» и «вознаграждение по финансовому лизингу» в налоговом и гражданском законодательстве и т. д. Сегодня же наглядно прослеживаются терминологические разночтения в ряде законодательных актов, таких как Гражданский Кодекс РК (Особенная Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года № 2368 « 9-1 предмет лизинга - имущество, определяемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лизинге и ввозимое в Республику Казахстан в соответствии с договором лизинга », а законодательство Республики Казахстан оперирует исключительно понятием «финансовый лизинг». Сделка, описанная выше, не попадает под понятие финансового лизинга, данного в Налоговом кодексе и в законе Республики Казахстан «О финансовом лизинге », и в связи с этим, оборудование - предмет лизинга - не попадает под режим временного ввоза, предусмотренный для предметов лизинга. Данная операция исключительно выгодна для государства, т.к. устаревшее и отслужившее свой срок оборудование заменяется заводом изготовителем на высокотехнологичное, новое оборудование с более высокими техническими показателями. Заметим также, что налоговое законодательство обязует лизингополучателя выкупать предмет лизинга (Статья 74 « Передача по договору лизинга, заключённому в соответствии с законодательством Республики Казахстан, основных средств, подлежащих амортизации, является финансовым лизингом, если она отвечает следующим условиям: 1)передача основных средств в собственность лизингополучателя и предоставление права лизингополучателя на приобретение основных средств по фиксированной цене определены договором лизинга»), что противоречит нормам гражданского права, ограничивая права сторон по Гражданскому Кодексу Республики Казахстан и Закону «О Финансовом лизинге ». Следующим несоответствием является невозможность применения ускоренной амортизации для предметов лизинга в течение срока договора, которая применяется для стимулирования внедрения новой техники во всём мире. Субъект малого предпринимательства не сможет взять в лизинг помещение, т.к. амортизационный коэффициент 8, предусмотренный Налоговым Кодексом, позволит выкупить помещение лишь через 11 лет, т.к. срок амортизации для договора финансового лизинга составляет не менее 80% службы предмета лизинга (Статья 74 «передача по договору лизинга, заключённому в соответствии с законодательством Республики Казахстан, основных средств, подлежащих амортизации, является финансовым лизингом, если она отвечает следующим условиям ...2) срок финансового лизинга превышает 80% срока полезной службы основных средств »). При существующих ставках (20-25% годовых), предприниматель заплатит за полученную недвижимость в 3-4 раза больше, чем при простом её приобретении. Исключение составляет: 1) срок амортизации сельскохозяйственной техники, который в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 января 2003 года №375-2 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан « О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», определён сроком (надо полагать эксплуатации), |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|