бесплатно рефераты
 

Лизинговые операции в Республике Казахстан

p align="left">Однако в Казахстане в отличие от стран с развитой инфраструктурой лизинга рынок крупных лизинговых сделок весьма незначительный, так как они не заключаются на короткий период, поскольку дорогостоящее оборудование не может окупиться за короткий срок, поэтому пока на рынке преобладает в основном мелкий и средний лизинг.

Лизинг может быть составным и включать одновременно несколько типов из перечисленных выше.

Надо полагать, что на современном этапе развития лизинга в Казахстане не все перечисленные его виды получат одинаково широкое распространение. Как показывает опыт, предпочтение отдается в основном финансовому и оперативному лизингу, как внутреннему, так и международному [36].

2. Лизинговые операции в Республике Казахстан

2.1 Анализ лизинговой деятельности банков второго уровня

В последние годы государство принимает различные меры, направленные на активизацию деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового лизинга, благодаря которому предприятия имеют возможность получать необходимую финансовую и материальную поддержку для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.

Однако пока отмечается некоторая пассивность банков второго уровня в финансировании лизинговых сделок, которую можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, банки ведут многоплановую деятельность с учетом собственной кредитной политики, которая не всегда может включать вопросы финансового лизинга.

Во-вторых, определенная часть банков по-прежнему предпочитает получать доходы от операций, не связанных с финансированием производственной деятельности. А отсутствие четких процедур организации и проведения лизинга в различных отраслях производства пока не позволяет банкам разработать соответствующие стандарты его обслуживания и определить эффективность своего участия в них. Проведение лизинговых сделок пока сопряжено с множеством дополнительных формальностей. В их числе требование о государственной регистрации договора финансового лизинга движимого имущества, выполнение условий по сертификации и стандартизации приобретаемого оборудования, когда оно поступает из-за рубежа, проблемы правильного отражения в бухгалтерском учете объекта лизинга. Значителен и круг участников (прямых и косвенных) лизинговых отношений, от добросовестности и платежеспособности которых зависит выполнения цепочки обязательств. Но, несмотря на всевозможные сложности в оформлении документов, производители заинтересованы в участии в лизинговых сделках.

Кредитная активность коммерческих банков республики в целом достаточно высока и имеет постоянную тенденцию к увеличению. Значительная часть кредитов, выдаваемых банками, поступает в такие отрасли экономики, как промышленность и торговля. Их удельный вес в общем объеме кредитов экономике на первое августа текущего года составляет соответственно 33,4% и 29,8. Доля кредитов, выданных на эту дату субъектам малого предпринимательства, составляет 23,5%. В 2004году банками второго уровня было выдано кредитов на приобретение основных средств на сумму 27 717,6 млн. тенге, в 2005 году - на 40 954,8 млн. тенге, а на 1 августа 2006 года - на 57 216,2 млн. тенге. Удельный вес кредитов, предоставленных на пополнение оборотных средств предприятий, за эти же годы соответственно составил 61,5%, 64,4%, и более 63,5% [37].

По данным Министерства финансов, на обновление основных фондов предприятий потребуется не менее 800 млрд. тенге инвестиций, что почти в двое превышает объемы всех выданных банками кредитов за истекший год.

Степень износа оборудования на промышленных предприятиях составляет 40-70 % и выше. Ежегодно в республике обновляется лишь 0,8 - 1,2 основных производственных фондов, в то время как в развитых странах эти показатели составляют 6 - 8 %. Значительная часть инвестиций в основной капитал финансируется за счет собственных и привлеченных средств предприятий. Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять 6 - 7 % от ВВП

Имеются и другие проблемы: отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства предприятий, низкий уровень их менеджмента, отсутствие надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.

На инвестиционную активность банков в значительной степени может повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих организаций.

Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего заинтересованным лицам достоверную информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами.

Банки участвуют в проведении лизинговых операций непосредственно или через создаваемые ими специализированные дочерние компании («БТА - лизинг», «Халык - лизинг» и др.) По состоянию на 1 августа 2006 года остатки на балансовых счетах банков второго уровня по предоставленным им клиентам суммам в рамках финансового лизинга составляют 9 058 540 тысяч тенге, а полученного банками - 42 149 тысяч тенге. [38]

На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина - отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции «О финансовом лизинге» 1988 года. На рынке присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при высоком уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов. Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.

Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секьюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.

Представляется целесообразным использование договорных механизмов распределения рисков между несколькими банками, страховых принципов обеспечения обязательств сторон.

На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта лизинга: производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве [39].

2.2 Страхование в лизинговой деятельности

Говоря о страховании в лизинговой деятельности, хотелось бы отметить следующее. Страхование производится на добровольной основе и обязательно для участников лизинга лишь в случаях, если такое условие прямо предусмотрено в соответствующем договоре. При заключении лизинговой сделки (или в ее обеспечение) можно предусмотреть использование страховой защиты от следующих рисков : имущественных рисков; финансовых рисков; политических рисков; рисков связанных с различными видами гражданской и профессиональной ответственностью: рисков, связанных с жизнью и здоровьем персонала, руководства; рисков акционеров; рисков связанных с объектами интеллектуальной собственности; рисков, связанных с просчетами в маркетинговой стратегии; рисков, связанных с административным произволом или криминальными действиями [40].

Право на проведение перечисленных видов страхования и лицензии на осуществление лизинговых операций имеют практически все страховые организации и банки второго уровня. Национальный банк Казахстана как надзорный орган не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков и страховых организаций, в т.ч. по сделкам, связанных с лизингом. Однако в целях дальнейшего механизмов кредитования, оптимизации финансовых потоков и обеспечения их прозрачности, совершенствования платежной системы Национальный банк готов участвовать в обсуждении проблем лизинга [41].

Для любого инвестора, в том числе и для лизинговых компаний, первоочередным требованием является получение максимальных гарантий относительно возврата инвестиций. Одним из возможных способов гарантирования охраны интересов лизингодателя является страхование, которое, с одной стороны, обеспечивает непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсирует потери и повышает платежеспособность всех участников лизинговой сделки. Страхование позволяет защитить имущественные интересы лизингодателя и лизингополучателя в случае гибели, утраты, повреждения объекта лизинга на любой из стадий осуществления лизинговой операции - с момента поставки предмета лизинга продавцом (поставщиком) до момента окончания срока действия договора лизинга.

В течение многих лет в лизинге принимают участие страховые компании. Мировой опыт правовых взаимоотношений свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается и Оттавской конвенцией, регулирующей правовые взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу.

Некоторые страховщики предлагают страхование политических рисков (арест лизингового имущества арбитражными или таможенными органами; незаконные действия властей как на государственном, так и на местном уровнях; социальные беспорядки; неконвертируемость национальной валюты и т.п.).

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, предусматривает и Оттавская конвенция, регулирующая правовые взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу.

Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении данного имущества.

Страхование рисков строится на опыте статистики наступления страховых случаев. Ведь правила страхования должны основываться на исследованиях невыполнения обязательств и анализе финансовых экспертов. К сожалению, статистика нарушения финансовых обязательств, как по кредитным или лизинговым операциям внутри Казахстана, так и при международных сделках, мало известна.

Целесообразно также опубликовать информацию о возврате лизинговых платежей (валютных, рублевых) операторам казахстанского и зарубежного лизингового бизнеса.

Страхование лизингового договора (в том числе финансовых рисков на случай неплатежей лизингополучателя) в Казахстане довольно дорогое: от 10 до 15 процентов от общей стоимости оборудования. Еще более проблематичным является выбор страховой компании, поскольку в Казахстане существует множество нестабильных страховых компаний, из которых только несколько имеют лицензию, дающую им право на осуществление страхования финансовых рисков. Все лизингодатели-респонденты единодушно заявили о том, что самое лучшее страхование арендованного актива может обеспечить только сама лизинговая компания. Ненадежные страховые компании могут с легкостью ввести в заблуждение малые и средние предприятия. Кроме того, в том случае, если компания сама осуществляет страхование, она обеспечивает гарантию того, что страховые отчисления будут производиться вовремя.

Страхование может осуществляться по двум направлениям: страхование самого оборудования или имущества, передаваемого в лизинг и страхование риска непогашения лизинговых платежей. При страховании оборудования и имущества, передаваемого в лизинг, страховая компания берет на себя обязательства по обеспечению страховой защиты от стандартных имущественных рисков: пожар, удар молнии, взрыв, кража, стихийные бедствия и другие подобные случаи. При этом стоимость страховки при страховании имущества, передаваемого в лизинг, обходится дешевле, чем страхование обычного имущества. Но касается это только ситуации при сотрудничестве с крупной лизинговой компанией, предлагающей страховщику большие суммарные портфели рисков [42].

Имущественные риски берут на страхование практически все страховые компании, работающие в Казахстане, но при этом сотрудничать все же имеет смысл с крупными, надежными.

Страхование от специфических технических рисков, связанных с эксплуатацией оборудования: энергетических перегрузок, перегрева, вибрации, заклинивания, воздействия электроэнергии в виде короткого замыкания, падения напряжения и т.п.

Лицензию на страхование машин и механизмов от поломок имеет ограниченное число страховых компаний, поэтому перед заключением договора стоит узнать у страховщика-партнера о ее наличии. Чаще всего страхуется оборудование, подвергаемое наибольшему риску при эксплуатации, - это транспортные средства и передвижная техника.

Размер тарифных ставок устанавливается в зависимости от условий страхования, выбранных рисков, а также срока страхования. В среднем они составляют от 0,1% до 2,2% от страховой суммы, т.е. от стоимости передаваемого в лизинг имущества. В зависимости от конкретных условий содержания имущества (например, при наличии современных систем пожарной безопасности и охраны) размер страхового платежа может быть существенно изменен. Система льгот, практикуемых в ряде компаний, предусматривает также оплату страховой премии в рассрочку, тарифные скидки при безубыточном страховании в течение нескольких лет, учет льгот, полученных страхователем в других страховых компаниях, и иные формы поощрения страхователей, обеспечивающих сохранность застрахованного имущества. Кроме того, в договоре страхования можно оговорить размер минимального некомпенсируемого страховщиком убытка - франшизы. Ее включение в договор может значительно удешевить страховой взнос.

Для проведения соответствующих операций необходимо наличие лицензии на страхование финансовых рисков. Тарифы по страхованию риска непогашения лизинговых платежей достаточно высоки - от 3% до 10% от величины платежей. Можно застраховать как общую сумму лизинговых платежей по договору лизинга, так и отдельные лизинговые платежи за вычетом амортизационных отчислений либо только первые два-три платежа (их выполнение или невыполнение обычно служит индикатором целесообразности дальнейшего осуществления сделки). Безусловно, в двух последних случаях страховка обойдется лизингодателю значительно дешевле.

Снижает стоимость полиса и финансовое состояние обеих сторон сделки. Дело в том, что перед заключением договора страхования финансового риска страховщик обязательно потребует предоставить финансовую отчетность как лизингополучателя, так и лизингодателя, а также исследует платежеспособность и кредитную историю лизингополучателя. Если экспертиза покажет, что лизингополучатель имеет плохую кредитную историю или осуществляет сделку с целью мошенничества, договор страхования финансовых рисков лизингодателя заключен не будет. Да и самому лизингодателю в подобной ситуации стоит задуматься о целесообразности заключения договора лизинга.

Для отечественного страхового рынка рассмотренные выше виды страхования традиционны и проблем, как правило, не вызывают. Единственное, что может усложнить решение вопросов - это ситуация, когда стоимость поставляемого по лизингу оборудования настолько значительна, что потребуется использовать механизм перестрахования. При этом риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.

При перестраховании по такому договору ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик.

В случае использования механизма перестрахования казахстанская страховая компания принимает на себя, к примеру, 10-15% общего объема страховой суммы, а оставшуюся, большую часть передает на условиях облигаторного или факультативного страхования более крупному страховщику или формирует страховой пул из нескольких компаний.

Чаще всего к механизму перестрахования прибегают при поставках зарубежного оборудования по лизингу, когда его стоимость составляет многие миллионы долларов и при этом западный партнер настаивает на участии в сделке солидной западной страховой компании.

Стоимость страховки в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно. Размер страхового тарифа зависит от стоимости лизингового имущества, степени его износа, условий эксплуатации и выбранной программы страхования. На стоимость страховки влияют также финансово-экономические показатели деятельности лизингополучателя и регион использования лизингового имущества. Дело в том, что при использовании арендуемой техники вдали от крупных городов возникают трудности с восстановлением достоверной картины страхового случая. В отдаленных районах качество сервисного обслуживания часто оставляет желать лучшего. А качество ремонта, естественно, влияет на срок службы арендуемого имущества.

При страховании предмета лизинга размер тарифа составляет 0,1-7%. В отдельных случаях он может достигать 12%. Финансовые риски страхуются по тарифам от 2 до 8% от страховой суммы. Между тем страховщики, опрошенные корреспондентом «Бизнес-журнала», отмечают, что если страховая сумма установлена в размере действительной стоимости имущества и не уменьшается по мере выплат арендных платежей, то страхование предмета лизинга ничем не отличается от классического имущественного страхования. Если же страховая сумма уменьшается, то тариф оказывается на 25--40% меньше, чем при «классике». Это связано с тем, что страхователь уплачивает страховой взнос, как правило, сразу на весь срок аренды или на 3-5 лет.

При выборе страховой компании стоит прежде всего поинтересоваться размером ее уставного капитала и наличием перестраховочной защиты (особенно при большой стоимости лизингового оборудования) [43].

2.3 Казахстан на центрально-азиатском рынке лизинга

В настоящее время рынок лизинговых услуг в Центральной Азии начал активно развиваться и имеет хорошие перспективы для дальнейшего роста.

В ходе реформы лизингового законодательства, реализуемый в течение 2 последних лет, лизинговые сектора Узбекистана и Кыргызстана укрепили свои позиции.

Начался процесс становления лизингового сектора Таджикистана, для дальнейшего роста которого необходимо создание более благоприятного налогового режима [44].

Наблюдается динамичный рост лизингового сектора Казахстана: с 1 января 2004 года действует более прогрессивный режим налогообложения лизинговых операций, а в феврале 2004 года внесены изменения в Гражданский кодекс и Закон РК «О финансовом лизинге», сформировавшее в стране более прозрачное и эффективное законодательство, регулирующее лизинговые услуги.

Благоприятное законодательство в четырех странах региона и благоприятный налоговый режим в трех странах привели в 2006 году к следующим результатам:

В Казахстане:

наибольший объем лизинговых операций в регионе (85,2 млн.долл. США);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.