бесплатно рефераты
 

Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительства

Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительства

С о д е р ж а н и е

Введение.......................................................................3

Глава 1. Обзор формирования архитектуры

городских пассажей........................................................12

1.1. Историко-экономические предпосылки и социальные

и градообразующие факторы, влияющие на форми-

рование и тенденций развития пассажей.........................................13

1.2. Функциональные и пространственные

характеристики внутренней среды...............................................21

1.3. Основные концепции организации пространства

пассажей, тенденции взаимосвязи внешних

и внутренних пространств......................................................29

Выводы по главе 1.............................................................33

Глава 2. Анализ архитектурно-типологической

организации городских пассажей............................................35

2.1. Основные тенденции в организации внутренних

пространств, связь с другими типами

торговых зданий

.........................................................................................................................

36

2.2. Архитектурная композиция и световая среда внут-

ренних пространств, особенности восприятия

....................................................................... 43

2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной

организации пассажей и их связь с окружающей средой

....................................................... 50

2.4. Технико-экономические аспекты формирования

пассажей

......................................................................................................................................

58

Выводы по главе 2

..........................................................................................................

67

Глава 3. Предложения по градостроительной,

функционально-планировочной и архитектурно-композиционной организации городских

пассажей

..................................................................... 71

3.1. Рекомендации по объемно-планировочной структуре

........................................ 71

3.2. Основные архитектурно-планировочные приемы

............................................... 77

3.3. Социально-экономическая эффективность

предлагаемых решений

..............................................................................................................

79

Выводы по главе 3

..........................................................................................................

84

Заключение

......................................................................................................................

86

Библиография 94

Введение

Пассаж, как тип общественного комплекса, за свою более чем 200-летнюю историю

развития нашел широкое распространение в мировой градостроительной практике.

Развитие пассажей объясняется целым рядом их преимуществ перед другими

формами торговли и прежде всего их особой привлекательностью для людей

благодаря комфорту и комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных

функций, экономии времени на покупки и услуги, общей благоприятной среде для

различных видов деятельности. Кроме того большое значение имеет высокая

социально-экономическая эффективность пассажей, возможность использования

универсальных решений и передовых технологий.

Пассажи можно рассматривать как прогрессивные самостоятельные типы торговых

предприятий и как важные связующие элементы крупных торговых комплексов или

сети торгово-бытового обслуживания населения городов. В настоящее время опыт

проектирования и строительства пассажей в нашей стране крайне мал. Тем не

менее некоторые из осуществленных проектов, таких как торговый центр в

Омске, в бывшем Ленинграде, Вильнюсе и Лиепае, где пассаж является связующим

звеном всего торгового центра, отличаются своеобразием и интересными

решениями.

Следует отметить, что в первоначальный период развития архитектуры пассажей в

России основное внимание уделялось развитию центров оптовой и розничной

торговли в узловых городах. Трудности в разработке научно-обоснованных

принципов формирования пассажей местного значения были связаны с

однотипностью первоначального использования, социальной и градостроительной

значимостью. Долгое время это не позволяло подойти к проблеме типового

проектирования в комплексе с предприятиями торгово-бытового обслуживания

других типов, хотя существуют примеры типового строительства пассажей в

чистом виде или объединенные с торговыми рядами уже более 150-ти лет назад.

Изучение перспективных направлений развития пассажей в отечественной науке

связано с задачами типологии конструктивных элементов, объемно-планировочной

структуры, градостроительного решения участков, экономики и т.д. Вне этой

сферы остались проблемы архитектуры, отражающие композиционно-художественные

и функционально-пространственные требования, предъявляемые обществом к

пассажам как средоточию городской активности. Отдельные аспекты этих проблем

затрагивались в разработках ряда институтов, направленных на преодоление

одностороннего понимания архитектуры пассажей, так как градостроительной и

утилитарной функциями не исчерпываются сложность и разнообразие данных

объектов как основы формирования общественных центров города. Это

свидетельствует о становлении нового подхода к организации пассажей

городского значения, который признает соцкультурную функцию наиболее важным

структурообразующим фактором. Данный подход и принят за основу в настоящем

исследовании.

С развитием строительной технологии, совершенствованием форм розничной и

оптовой торговли, ростом населения крупных городов и целым рядом социальных и

технических достижений, проектирование пассажей, особенно в составе крупных

торговых центров, приобретает сложный специализированный характер. В то же

время качественные характеристики пассажей, как типа, параметры и элементы

пространственных зон, принципы организации и ситуации применения непрерывно

совершенствуются. Не прекращается развитие системы композиционных принципов,

которая связана с возникновением новых интегрированных типов зданий с

включением пассажей как связующих элементов с центральной или коммуникативной

нагрузкой, усложнением эмоциональных требований к внутренним пространствам,

развитием градостроительства и научным исследованиям транспортных и грузовых

потоков, изменением эстетических представлений и самих элементов архитектуры.

Огромное значение для расширения использования и развития пассажей в нашей

стране имеет изучение зарубежной практики, накопившей огромный опыт в

проектировании и строительстве пассажей. Использование и переосмысление

наиболее интересных приемов и принципов этой практики составляет неотъемлемую

часть развития отечественной типологии пассажей.

За последние 15–20 лет за рубежом появилось довольно много принципиально

новых идей, которые существенно изменили прежние модели пассажей и подход к

их организации. Постепенно возникло новое поколение пассажей, пришедших на

смену традиционной, исключительно функциональной структуре с традиционным

молом. Новаторство в проектировании стало средством утверждения уникальности

и неповторимости, основанном на высокоразвитом рынке и постоянно обновляемой

моде. Теперь огромное значение стало предаваться высокому качеству

архитектуры, стилю, среде, которые рассматриваются теперь не как роскошь, а

как непреложное требование современной торговли.

Новые тенденции чаще проявляются в творческом проектировании, на страницах

журналов, чем на улицах городов, в реальном воплощении. Массовое же

строительство опирается в основном на сложившиеся стереотипы и стандарты, в

лучшем случае используя вариации на темы традиционных моделей. Поскольку в

таких случаях композиционные возможности довольно ограничены, то поиск

индивидуальности часто сводится к поиску эффектных комбинаций материалов и

отделки. Однако следует отметить и некоторые моменты, которые во многих

странах оказывают ощутимое влияние и на массовую практику.

С одной стороны, это, прежде всего, касается развития в пассажах неторговых

функций. Объединение торговли с развлекательными центрами, питанием, игровыми

элементами и т.п. повышает покупательскую активность за счет увеличения числа

посетителей и отсутствия чисто прагматического интереса. Изменяется характер

активности потребительского поведения по отношению к торговле, как к

деятельности, связанной с отдыхом, познанием. Все это требует дополнительных

пространств, демонстрирующих одновременно комфорт, стиль, а также незаурядный

элемент фантазии. Такое направление связано с рядом проблем, которые в общем

виде можно сформулировать так: отсутствие строго определенного мнения о путях

развития пассажа ни как самостоятельного типа, ни как элемента в составе

целого комплекса.

С другой стороны, немаловажным фактором развития пассажей стало установление

стабильного соотношения открытых и крытых пространств в общественных и

торговых зданиях в пользу последних. Этому не в последнюю очередь послужила

практика реконструкции пешеходных торговых улиц в системы крытых торговых

центров, связанных пешеходным и транспортным движением.

К тому же, в последнее время сильно повысились требования к эмоциональной

насыщенности интерьеров. Таким образом появилась необходимость не только в

целостной и согласованной внутренней среде, но и в потенциальной возможности

для раскрытия индивидуальности и повышения ее творческой активности.

Основные предпосылки подхода к организации пассажей на современном этапе и

обобщение новейшей архитектурной практики и теоретической архитектурной мысли

позволяют выявить соответствующие принципы формирования архитектурной среды,

понять направления в изменении и развитии отдельных элементов структуры,

представить развитие пассажа как самостоятельного типа и, главное, как

связующего элемента общественного или торгового комплекса.

Актуальность исследования. Пассаж городского значения является предметом

индивидуального проектирования, и его композиция целиком определяется автором.

Но в процессе творчества архитектор неизбежно руководствуется системой

общих композиционных принципов, складывающихся на основе обобщения

конкретных примеров сложившейся практики. Эти общие композиционные

закономерности и есть стилевые признаки архитектуры современного поколения

пассажей, и одновременно — руководство к действию архитектора наряду с другими

факторами. Обобщений же по отдельным вопросам этой важной темы пока не

достаточно. Но развиваясь и закрепляясь в лучших достижениях современности,

композиционные закономерности и архитектурные приемы существуют, и должны быть

изучены для совершенствования проектирования.

Цель исследования: выявить закономерности формирования внутренней среды

пассажей и их роль и связи с другими формами общественных и торговых зданий, а

также разработка предложений по совершенствованию их архитектурной и

функциональной организации.

Задачи исследования.

Теоретические:

— анализ и обобщение опыта проектирования и строительства;

— классификация внутренней структуры, закономерности архитектурно-

композиционной и — функционально-пространственной организации;

— предложения по перспективам развития.

Практические:

— разработка системы оценки пространственной структуры (ряд показателей

качественного и типологического характера);

— предложения по новым приемам решения архитектурно-композиционных и

функционально-пространственных проблем;

— обоснование социально-экономической эффективности новых типов решений.

Объект исследования: пассажи городского значения (отечественный и

зарубежный опыт).

Предмет исследования: внутренняя среда пассажей, обусловленная

взаимодействием составляющих и примыкающих к ней пространств различных объектов

и предприятий и сложным комплексом современных требований, в том числе

пешеходными, транспортными и грузовыми потоками, функциональным зонированием,

уровнем развития современной технологии и социальными требованиями.

Границы исследования: функционально-пространственный и

архитектурно-композиционные аспекты организации внутренней среды.

Предмет защиты:

1. Обоснование значимости композиционного совершенствования внутренней

среды пассажей для развития системы обслуживания;

2. Принципы архитектурной организации внутренних пространств во взаимосвязи

с городским окружением и другими типами общественных и торговых зданий;

3. Предложения по организации внутренних пространств пассажей как связующих

элементов и обоснование их социально-экономической эффективности.

Исследовательская гипотеза. Композиционная задача проектирования

внутреннего пространства пассажа — отражение единства и взаимосвязи различных

торговых и обслуживающих предприятий и учреждений. Для реализации

композиционных и функциональных преимуществ пассажа необходима, с одной

стороны, пространственная коммуникативная целостность и, с другой стороны,

вариантность пространственных структур, составляющих и примыкающих зон.

Единство внутреннего и внешнего пространств осуществимо в виде непрерывного

перехода от одного к другому, определяемое городским окружением и

функциональными связями.

Методика исследования направлена на выработку количественных и

качественных (типологических) характеристик архитектурно-композиционной среды

пассажей.

1. Методика анализа: сравнительный анализ по литературным источникам,

натурным обследованиям, логическое моделирование (факторы влияния,

закономерности, принципы); поисковое проектирование макетно-модельным

способом.

2. Приемы анализа: дифференциация системы, выделение подсистем и элементов;

формирование комплекса условий для характеристик системы; выявление

закономерностей изменения системы в процессе развития.

3. Средства описания: графическая форма, словесная форма, системная модель.

Сложность и недостаточная изученность архитектурно-композиционного строения

крупных пассажей обусловили необходимость рассмотрения в работе вопросов,

касающихся современной методики проектирования, психологии поведения и

восприятия, эстетики и теории архитектуры. Для иллюстрации отдельных

положений предпочтение отдано наиболее характерным примерам, дающим

конкретные практические рекомендации по проектированию.

В работе использованы материалы трех групп научно-исследовательских работ,

затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы:

— основополагающие труды по общим вопросам формирования общественно-торговых

и деловых многофункциональных комплексов В.А. Абызова, И.П. Васильевой, А.А.

Гаврилиной, А.И. Урбаха, а также Н. Беддингтон, Д. Гослинга, Б. Майтленда;

— проблемные публикации и исследования по вопросам истории развития и

современной организации пассажей и торговых комплексов В.А.Лаврова, А.А.

Максимова, С.М. Шумилкина, А.И. Урбаха, Н.П. Кириенко, Т.М. Розанова, И.

Зайдлера, М. Колчак, И. Эпплтона и др.;

— исследования по архитектурно-композиционным проблемам современной практики

А. Мирошина, Ю. Земцова, А.И. Урбаха, М. Лина, Д.К. Берштейна и др.

Диссертация состоит из трех глав посвященных соответственно обобщению опыта

развития и формирования городских пассажей, анализу факторов, влияющих на

композиционные решения, и раскрытию принципов архитектурной организации, и

обоснованию предложений по совершенствованию.

Глава 1.

Обзор формирования архитектуры городских пассажей

Несколько десятилетий назад в подходе к проектированию пассажей произошел

принципиальный перелом, который можно было бы охарактеризовать в первую

очередь отходом от строгости исторически сложившихся моделей пассажей и

пересмотром принципиальных установок. К настоящему моменту в современной

архитектуре сложился еще один концептуальный подход – использование старых

традиций на базе новых технологий, уже опробованных в предыдущий период

развития пассажей. Проблема, поставленная изменением моделей торговой среды,

привела к изменению пространственного поведения вообще, как основополагающего

принципа всей городской традиции. Экстремальное изменение масштабов городов

оказалось несовместимо с гораздо более медленно меняющейся психикой человека;

стремительное индустриальное развитие, продиктовавшее в последнее время

совершенно определенные тенденции развития в архитектуре, вошло в конфликт с

человеческим аспектом. Для реализации своих намерений человек должен понять

свои истоки и новые пространственные связи и объединить их в новую

пространственную концепцию. При этом, если раньше основной задачей

архитектора было помочь человеку найти необходимую точку опоры,

конкретизировать его образы и желания, то теперь в центре внимания –

обеспечение возможности вариантных решений внутреннего пространства, не

утрачивая при этом его неповторимости и ни в коем случае не теряя его

функциональности. В результате в свое время резко вырос интерес к

эстетической стороне внутренней среды и ее связи с соц.основами

проектирования при создании выразительных архитектурных образов.

Новая концепция торговли в целом теперь не только продать товар, как это было

раньше, а создать определенную среду, атмосферу торговой деятельности и

увеличить количество посетителей, привлекая их дополнительными функциями

пассажа и его связью с городской средой и с другими элементами и формами

торговых и обслуживающих зданий. Так повышается роль эстетики,

социологической и функционально-технологической основы композиционного

проектирования.

Концентрация и интеграции функций придают пассажам особые качества,

отличающие его от других торговых зданий. Многофункциональность отражает

тенденцию непрерывного обогащения функций и технологий, усложнение

пространственных взаимодействий.

1.1. Историко-экономические и градообразующие предпосылки и социальные

факторы, влияющие на формирование и тенденции развития пассажей.

Появлению во второй половине XVIII века пассажей как новой формы торговых

зданий способствовало много факторов. Социально-экономические преобразования

петровской эпохи и последующее бурное развитие торговли России обусловили

активно развернувшееся в этот период строительство зданий торгового

назначения. В русской архитектуре того времени получают широкое

распространение несколько устойчивых типов торговых зданий, различных по

своей планировочной и объемной структуре – «торговый двор», «торговый ряд»,

купеческий дом с лавками в первом этаже, товарные склады.

Проектирование торговых сооружений во второй половине XVIII века осуществлялось

с учетом их активной роли в архитектурно-пространственной организации

городского ансамбля. Проекты торговых центров в Петербурге, Твери, Ярославле,

Нижнем Новгороде, Калуге, Костроме, Касимове, Солигаличе и проектные материалы

регулярных планировок городов подтверждают это (схема 2). Концентрация

городской торговли в одном определенном месте, на территории торга, и

запрещение купцам торговать в других частях города было необходимо для

осуществления таможенного контроля за ввозом и вывозом из города товаров и для

сбора пошлин с купцов. Розничная торговля осуществлялась в лавках торговых

рядов и являлась привилегией местных купцов и жителей слобод, а все приезжие

иноземные и иногородние русские купцы имели право вести в городе только оптовую

торговлю и только на территории специально отведенных для них торговых дворов.

Такой порядок торговли сложился еще в XVI веке и был закреплен соборным

уложением царя Алексея Михайловича в 1649 году. Жесткое разграничение городской

торговли на розничную и оптовую сказалось на особенностях организации торга.

Распад феодальной системы и дальнейшее развитие общественного разделения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.