бесплатно рефераты
 

Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительства

ярмарок, этап, но только с использованием новых технологий и материалов

строительства. Причем, к сожалению необходимо отметить, зачастую выбор

материалов продиктован не архитектурными художественными соображениями, а

дешевизной и простотой их использования и скоростью возведения конструкций,

что обусловлено нестабильностью нашей экономики и необходимостью максимально

быстро вернуть вложенные в строительство средства.

2.4. Технико-экономические аспекты формирования пассажей

Современный этап развития градостроительства во многом определяется

изменениями, происходящими в структуре торгово-бытового обслуживания, что,

безусловно требует совершенствования существующих типов торговых зданий, их

развития и, возможно, создание новых. Типы торговых зданий и комплексов

формируются под воздействием следующих тенденций:

— непрерывное расширение производства товаров потребления;

— укрупнение торговых предприятий;

— развитие новых технических и организационных форм торгового обслуживания

населения;

— сокращение издержек потребления;

— сокращение времени обслуживания.

Поэтому при проектировании пассажа должны быть учтены три основных

требования, которые можно предъявить к любому торговому зданию:

— создание удобного обслуживания населения;

— влияние экономических факторов (повышение рентабельности, увеличение

производительности труда в торговле и т.д.);

— влияние технологических факторов (способы перемещения и хранения товаров

вне и внутри магазина, оптимизация товарных запасов и т.п.).

Одной из основных проблем проектирования пассажей является изучение системы

товароснабжения, вне- и внутримагазинного товародвижения, определяющего не

только чисто экономические вопросы, но и пути формирования их объемно-

планировочной структуры.

С одной стороны, усиливается разделение функций отдельных звеньев системы

торгового обслуживания. В торговом процессе можно выделить основной момент

непосредственно продажи товаров и вспомогательные функции складирования,

сортировки, упаковки и подготовки товара к продаже. Отсюда вполне логично

напрашивается вывод о выделении помещений, предназначенных для

вспомогательных процессов, в отдельную объемно-планировочную структуру,

превращая пассаж в торгово-выставочный комплекс.

С другой стороны, само торговое обслуживание можно разделить по принципу

функционального содержания:

— «стандартное» обслуживание, при котором основной является утилитарная

функция, носящая массовый повторяющийся характер. Оно призвано сэкономить

время и силы человека, затрачиваемые на получение соответствующих услуг

(покупка продовольственных, хозяйственных товаров и т.д.);

— специальное «нестандартное» обслуживание, имеющее общественную, духовно-

эстетическую значимость. Оно призвано полноценно и с комфортом удовлетворять

самые разнообразные интересы и вкусы, не ставя целью сокращение времени

обслуживания (покупка товаров длительного пользования, посещение ресторанов и

др.);

— выставка товаров и достижений промышленности с системой заказов.

Таким образом становится вполне логичным появление в наше стране, особенно в

последнее время пассажей, которые можно отнести либо к одной, либо к другой

группе предприятий торговли в зависимости от их функционального содержания. К

тому же, такой подход упрощающий ассортиментную типизацию, приводит к

ликвидации многообразия типов магазинов и дает возможность организовать

торговлю «под одной крышей» большим группам товаров. Крупные пассажи,

состоящие из специализированных секций, имеют более низкий уровень издержек

обращения, широкий ассортимент товаров, более высокую культуру обслуживания

покупателей, обладают широкими возможностями применения прогрессивных методов

продажи и внедрения механизации трудоемких внутримагазинных процессов.

Существенным недостатком в организации товарного обращения является

недостаточное строительство торговых складов, что обусловливает резкое

расхождение между все возрастающими товарными запасами и наличием складской

площади. Разбросанность и измельченность большинства складов в ряде случаев не

позволяют обеспечить надлежащие условия хранения и снабжения товарами

магазинов. Таким образом одним из решений является прием организации

товароснабжения по методу контейнеризации (схема 7). Излишние же

товарные запасы в магазинах означают омертвление капитала и изъятие его из

оборота (причем не только в форме избыточной товарной массы, но и в виде

завышенных складских площадей, на которых хранятся практически ненужные

запасы); повышение численности обслуживающего персонала и фонда зарплаты; рост

затрат на отопление, освещение, кондиционирование воздуха; неизбежные уценки

устаревших товаров и т. п.

Подсчеты показывают, что для размещения в подсобных помещениях пассажей

товаров в объеме одного условного вагона требуется в пять раз больше

капитальных вложений, чем для размещения того же объема товаров на

современном оптовом складе.

В большинстве торговых секций пассажей должны находиться только образцы

товаров, площадь складских помещений должна быль минимальной. В первую

очередь это относится к таким товарам, как мебель, холодильники, телевизоры,

пылесосы, швейные машинки и т. д.

Происходит укрупнение торговых предприятий, пассажи в некоторых случаях могут

превратиться в торгово-выставочные здания, входящие в состав

многофункциональных комплексов (рис. 13). Пассаж при этом превращается

в выставку товаров, на которой покупатели знакомятся с их техническими данными,

выбирают с помощью консультантов необходимую вещь и оплачивают ее стоимость.

Покупку доставляют непосредственно с предприятия-постовщика или со

специализированного склада.

Основная задача всей деятельности торговых предприятий — продажа товаров.

Процессы хранения, подготовки товаров к продаже и другие вспомогательные

операции в значительной мере выделяются и централизуются на базах и

вспомогательных производственных предприятиях (схема 8). Все процессы

по подготовке товаров к продаже (складирование, сортировка, упаковка), включая

работу по комплектованию заказов магазинов, принимает на себя централизованная

распределительная база. Это создает предпосылки для механизации и автоматизации

процессов товароснабжения. Целесообразность создания единой комбинированной

сети торговых секций и вспомогательных производственных предприятий,

расположенных на определенной территории особенно хорошо решается при

архитектурно-планировочном решении торгового предприятия как пассажа.

Создание единой системы товароснабжения и реализации со специальной

диспетчерской службой, четкой оперативной связью и контролем за частотой

завоза и выполнением заказа поставщиками товаров позволит значительно снизить

общие затраты по предприятиям торговли.

Общий процесс продажи товара в магазине состоит из отдельных элементов:

загрузка, приемка, складирование, подготовка к продаже и собственно продажа.

Рациональное решение товаропотока в магазине зависит от внешних факторов

(частота и регулярность завоза, количество поставщиков) и от внутренних

(архитектурно-планировочные приемы и средства малой механизации).

Важно учитывать расстояния, на которые перемещается каждый товар от

разгрузочной эстакады до склада пассажа и от склада до соответствующей

товарной секции в пассаже. Площадь разгрузочной площадки должна быть

распределена так, чтобы каждая товарная группа имела свою зону. Маршруты

внутримагазинного перемещения товаров должны быть максимально сокращены и

упрощены. Сокращение путей перемещения товаров должно осуществляться за счет

более рациональной планировки складских помещений, а не торговых площадей,

поскольку планировка пассажа должна в первую очередь обеспечить оптимальную,

с точки зрения удобств покупателей и повышения товарооборота, выкладку

товаров.

Одной из важнейших предпосылок наилучшей организации перемещения товаров

внутри пассажа является планомерная поставка товаров. Она позволяет уменьшить

число перевалок товаров из одного помещения в другое, поскольку ряд товаров

доставляется непосредственно в торговую секцию.

Таким образом, из общего процесса внутреннего товародвижения можно исключить

частичное складирование. С уменьшением функций подготовки и складирования

происходит изменение соотношения площадей для вспомогательных и главных

функций в пользу последних.

Тенденция сокращения площадей подсобных помещений магазинов непосредственно

связана с важным архитектурно-планировочным принципом рационального

использования торговой площади пассажа путем максимального насыщения ее

товарами. В связи с этим существенное значение приобретает планировочное

решение пассажа, разделение его площади на составные элементы, параметры

которого обусловлены методом обслуживания.

Возможны четыре основные схемы объемно-планировочных решений:

I — неторговые помещения расположены над торговыми; в некоторых случаях — в

подвальном этаже;

II — неторговые и торговые помещения располагаются поэтажно, каждая группа в

своем отсеке;

III —неторговые помещения располагаются, чередуясь, одни над другими;

IV — неторговые помещения располагаются в центральной части по вертикали.

Последняя, четвертая схема используется при проектировании крупных

высокомеханизированных универмагов, и практически не используется при

проектировании пассажей. Наибольшее распространение в практике проектирования

пассажей получили первая и вторая схемы. По третьей схеме получается

завышение неторговых площадей, увеличение количества грузовых лифтов, поэтому

она так же не получила распространения ни в нашей стране, ни за рубежом.

Отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства торговых зданий

показывает, что в последние годы наблюдается тенденция к сокращению количества

этажей. Опыт эксплуатации практически любых торговых зданий показывает, что с

увеличением числа этажей количество покупателей в верхних этажах уменьшается.

При этом, как правило, торговая рентабельность обеспечивается не выше второго

этажа. Третий этаж может быть использован главным образом под кафе-закусочные,

административно-бытовые, технические и другие вспомогательные помещения.

Повышение этажности нецелесообразно во всех случаях, когда удлиняются

вертикальные коммуникации покупателей в данном случае выше соображений

экономии при строительстве. По подсчетам американских специалистов,

эксплуатационные расходы на 1 м2 одноэтажного торгового здания

значительно ниже, чем многоэтажного. Это объясняется прежде всего затратами на

вертикальное перемещение грузов и покупателей. К недостаткам решений с

заниженной этажностью все же следует отнести некоторое увеличение площади

застройки, что создает определенные трудности при размещении их в районах со

сложившейся плотной застройкой. Поэтому, естественно напрашивается такое

решение, которое позволит использовать площадь отведенную под застройку или

реконструируемые здания с максимальной выгодой. То есть появляется

необходимость создания многофункциональных пассажей, где верхние этажи могут

быть использованы под выставочные залы, гостиничные номера, офисы или жилые

квартиры, а нижние — как стоянки или предприятия бытового обслуживания.

Подобное предложение было сделано при реконструкции торгового центра у Финского

вокзала в Санкт-Петербурге еще в середине 80-х годов. Квартал Невского между

улицей Марата и Владимирским проспектом, где было устроено два пассажа. Здесь в

относительно небольшом объеме зданий было размещено множество разнообразных

предприятий и учреждений; помимо большого количества магазинов, — гостиница,

обширный ресторанный комплекс, бары, кафетерии, сауна и даже филиал

театрального музея со зрительным залом, а так же было предусмотрено создание

комфортабельных квартир общей площадью 2 000 м2. При этом высота

атриумных перекрытий была поднята на высоту пятого этажа. Таким образом было

предложено наиболее логичное архитектурно-планировочное решение, позволившее,

не повышая этажности торговых объемов, создать довольно высокий (в пределах

существовавшей застройки) многофункциональный комплекс состоящий из 2-х

пассажей, атриумов и других архитектурных форм.

Когда же позволяют грунтовые условия, то в практике проектировании и

строительства все больше утверждается тенденция предусматривать один-два или

более подземных этажей. В этих этажах размещаются несколько уровней складов,

автостоянки, гаражи, подсобные и технические помещения.

Однако, пассаж, изначально является не только торговым предприятием, а как

это видно на примерах самых первых ярмарок, еще и местом времяпрепровождения

и отдыха населения. То есть существует определенный контингент только

потенциальных покупателей, пришедших в пассаж не для покупки какого бы то ни

было товара. Увеличение числа потенциальных покупателей способствует

увеличению числа фактических покупателей, за счет плавного перетекания из

одной потребительской группы в другую. Таким образом, развитие дополнительных

функций пассажа в качестве культурно-развлекательного и обслуживающего центра

способствует, в конечном итоге, росту объемов продаж за счет увеличения

количества посетителей. Однако в нашей стране в последние несколько лет также

стали появляться малые пассажи с исключительно торговой функцией. Выше о них

было сказано несколько подробнее.

Выводы по главе 2

Обобщая современное состояние теории и практики формирования архитектурной

среды пассажа, можно сказать, что для интенсификации общественно-торговой

деятельности необходимо создание специфической эмоциональной среды,

отражающие растущие потребности в комфорте и повышение эстетических

требований. Важнейшая роль в этом принадлежит торгово-пешеходным

коммуникациям. Тенденция формирования таких пространств развивает

архитектурные приемы прошлого, возвращая городу его традиционные компоненты —

улицы и площади, утраченные как места активной общественной деятельности с

развитием транспорта.

К тому же необходимо усиление эмоциональной насыщенности интерьеров сегодня

является непреложным требованием к проектированию. Необходима целостная

внутренняя среда; особенности воздействия на эмоциональную природу

воспринимающего человека могут быть учтены в проектной практике с помощью

моделей поведения (движение–восприятие), основанных на использовании таких

факторов как внимание, потребность, установка, отношение к фактору времени,

образное представление.

Важнейшее различие между архитектурной организацией внутреннего пространства

и его предметным наполнением заключено в несравнимо большей изменяемости

последней.

Текущий этап развития теории и практики проектирования пассажей характерен

следующими основными моментами:

1. Принципы организации внутренней среды пассажа стали следствием тенденции

развития пассажа как типа, а именно:

— усиление рекреационного подхода к пассажу и увеличение неторговых функций;

— стремление к эмоциональной насыщенности внутренней среды;

— доминирование центрального крытого общественного пространства;

— усиление роста внимания к внешним городским пространствам и архитектурному

окружению.

2. Усложнение содержания средств выразительности: противопоставление плотных

и разреженных пространств, сложные групповые ритмы, ритмичность скорости

движения посетителей и т.д.

3. Гармоничное единство внутренней среды пассажа достигается обеспечением

двух условий: пространственной целостности торгово-пешеходной зоны

(коммуникационного остова) и вариабельности пространственных структур

составляющих и примыкающих предприятий.

4. Пространственное разнообразие внутренней среды пассажа, иерархия

пространственных зон и фрагментов.

5. Необходимость гибкой системы освещения:

— яркие световые контрасты;

— главный объект освещения — товар;

— максимально возможное использование естественного освещения.

6. Внутреннее пространство пассажа — часть единой городской среды, однако

развитие связей между внутренними и внешними пространствами не должно

нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой пространственной

зоне характером деятельности и условиями восприятия.

Под воздействием социального и научно-технического развития отрасль торговли

превращается в единую комбинированную систему, охватывающую две подсистемы:

товароснабжение и реализация. Централизация подготовительных и

вспомогательных процессов способствует более эффективному использованию

основных торговых и сокращению складских помещений в пассажах и дает

значительный экономический эффект (примерно в 3 раза). При этом, торговля

становится неразрывно связана с другими формами обслуживания посетителей,

приобретая функции не только бытового обслуживания, но и культурно-

развлекательного, что в свою очередь опять таки положительно влияет на саму

торговлю.

Происходит укрупнение торговых предприятий, пассажи в некоторых случаях могут

превратиться в торгово-выставочные здания, входящие в состав

многофункциональных комплексов. К тому же более чем 20-летняя практика

строительства и проектирования в нашей стране и за рубежом показывает

целесообразность использования подземного пространства. Причем, если раньше

отдавалось предпочтение в использовании подземного пространства в

вспомогательных, транспортных или обслуживающих целях, то пример

строительства центра на Манежной площади ярко доказал всю полноправность

использования подземного пространства для организации многофункционального

торгово-развлекательного комплекса без потери связи с окружающей средой.

Глава 3.

Предложения по градостроительной, функционально-планировочной и

архитектурно-композиционной организации городских пассажей

Развитие системы общих композиционных и структурных принципов, то есть

признаков стиля и объемно-пространственных решений текущего периода

архитектуры пассажей, не прекращается, оно постоянно. Характеристики

внутреннего пространства и конструктивных решений непрерывно совершенствуются

— как для улучшения социального и, в частности, торгового обслуживания, так и

общественного развития в целом. Именно поэтому необходимо представить себе

тенденции развития системы, определить цели и направления совершенствования

архитектурной организации внутренней среды.

В данной главе изложена попытка такого подхода на основе прогрессивных

достижений новейшей практики и моделей поискового проектирования.

3.1. Рекомендации по объемно-планировочной структуре

Можно выделить четыре основных направления развития пассажного строительства

на сегодняшний день. Во-первых, это реконструкция уже существующих зданий и

приспособление их к новым требованиям современного общества (условно назовем

это "надземным" освоением); во-вторых, это использования существующих и

разрабатываемых подземных пространств (подземные переходы, системы старых

подземных пространств, разработка до сих пор не использовавшихся или

практически не использовавшихся подземных пространств — здесь может быть

применен термин "подземная урбанистика"); и в-третьих, строительство

недолговременных торговых сооружений-пассажей из легких конструкций (условно

— "временное" строительство). В-четвертых, строительство многофункциональных

комплексов с использованием моллов и атриумных пространств. И хотя количество

объектов, созданных в нашей стране за последнее время именно в данном

направлении, не так велико, проблема все таки достаточно актуальна.

Существуют два основных типа перспективной реконструкции: расширение и

трансформация. Для всех объемно-планировочных структур преобладающим типом

является именно расширение, так как большинство реконструктивных

преобразований в той или иной степени связано с расширением пространств для

растущих потребностей комплекса.

В то же время расширение, как правило, включает элементы трансформации. Оно

осуществляется за счет площадей других сооружений, внешнего городского

пространства, или специально резервированных зон. Перспективное расширение

может быть вертикальным, горизонтальным и смешанным. Например, в условиях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.