бесплатно рефераты
 

Административная ответственность юридических лиц

до или после реорганизации. Если привлечение к ответственности произошло

после завершения реорганизации, то административное наказание в виде штрафа

за нарушение законодательства о налогах и сборах исключается, поскольку

организация-правонарушитель перестает к этому моменту существовать как

юридическое лицо, а ее права и обязанности (но не ответственность. Которая

всегда индивидуальна) переходят к одному или нескольким самостоятельным

правопреемникам.

Если привлечение к имущественной административной ответственности

состоялось до реорганизации, но фактического имущественного исполнения не

произошло, возможно обращение взыскания на имущество правопреемника, но

привлекать его к ответственности за правонарушение, совершенное его

предшественником, неправомерно, так как вина отсутствует, за исключением

некоторых согласованных умышленных действий, направленных на уклонение от

уплаты налогов и сборов.

Новый КоАП РФ, напротив, не содержит однозначного упоминания границы

ответственности юридических лиц при реорганизации. Из пункта 8 ст. 2.10

косвенно следует, что административные наказания применяются к юридическому

лицу только до завершения его реорганизации. Тем не менее пункт 7 этой же

статьи гласит, что при реорганизации в ее различных формах административная

ответственность за совершение административного правонарушения наступает

независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной

ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения

до завершения реорганизации. По существу, данная норма допускает

возможность наступления ответственности вновь образованного

(реорганизованного) юридического лица без вины.

Правоприменителем данная норма может быть истолкована как возможность

привлечь вновь возникшую организацию-правопреемника к ответственности за

административное правонарушение, совершенное когда-либо реорганизуемым

юридическим лицом. Подразумевается, что возможна ответственность и после

реорганизации, но в пределах срока давности. КоАП РФ не содержит данных о

том, с какого момента предприятие считается реорганизованным. НК РФ,

напротив, использует определение п. 4 ст. 5.7 ГК РФ, согласно которому

юридическое лицо считается реорганизованным с момента Государственной

регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации в форме

присоединения она считается завершенной с момента внесения в единый

государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности

присоединенного юридического лица.

Итак, рассмотрение вины юридического лица с объективных позиций, с

акцентом на противоправность позволяет сделать вывод о том, что вина

юридического лица связана не с чем иным, как с выходом его за пределы

отведенной праводееспособности либо ненадлежащим распоряжением ею. В

административном праве ненадлежащее распоряжение юридическим лицом своей

праводееспособностью может пониматься как вина только при условии оценки

данного обстоятельства с точки зрения государственного органа, налагающего

административное взыскание. В этом случае вина юридического лица схожа с

простой противоправностью.

Рассмотрение вины юридического лица как элемента субъективной стороны

состава правонарушения (финансовое и налоговое право) посредством

субъективного подхода как продукта высшей нервной деятельности людей

позволяет определить вину юридического лица через вину его коллектива, но

не всего коллектива, а только той его части, которая является носителем

доминирующей воли и каковая и привела к совершению административного

правонарушения. Носитель доминирующей в коллективе воли — администрация

юридического лица, ее полномочные должностные лица, виновность которых

является основой для признания организации виновной и привлечения к

административной ответственности.

Таким образом, отличительные особенности субъективной стороны

административного правонарушения, совершенного юридическим лицом,

проявляются в следующем:

во-первых, вина юридического лица в совершении административного

правонарушения есть субъективное отношение к противоправному деянию

коллектива этого юридического лица, но определяемое по преобладающей воле,

под которой, прежде всего понимается воля администрации (органов

управления) организации, ее полномочных должностных лиц, а также иных лиц

имеющих право давать обязательные указания в пределах структуры

юридического лица. В этом случае вина юридического лица, рассматриваемая

посредством субъективного подхода как продукт высшей нервной деятельности

людей, должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и

считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного

лица;

во-вторых, вина юридического лица может быть рассмотрена с объективных

позиций, как вина организации с точки зрения государственного органа,

осуществляющего наложение административного взыскания. Только

государственный орган, осуществляющий административно-юрисдикционную

деятельность, может и должен решить имелась ли у юридического лица

объективная возможность совершить необходимые действия и не допустить

совершения административного правонарушения.

2.2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

И ПОРЯДОК ИХ НАЗНАЧЕНИЯ

Административные наказания являются одним из видов административно-

принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное

наказание является установленной государством мерой ответственности за

совершение административного правонарушения и применяется в целях

предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем

(частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда

деловой репутации юридического лица.

Административные наказания существенно отличаются от иных мер

административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой

направленностью.

Только административное наказание является установленной государством,

мерой ответственности за административное правонарушение, только оно

содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний определяется характером

управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами

административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти

отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере

государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как

правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который

обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций,

охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти,

носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного

понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно

затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении

субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ

воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в

принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных

органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания

(например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной

сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право

принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к

нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа взыскание

обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание

причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное

наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с

оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний

(лишение специальных прав, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не

свидетельствуют о мягкости этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных

наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными

лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя,

степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и

отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности

способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как

правило, являются относительно-определенными.

Например, штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции

без маркировки составляет в отношении юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ

(ст. 15.12 КоАП).

Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют

возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности

виновного и характера правонарушения, допущенного юридическим лицом.

Согласно действующему законодательству административные наказания

характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг

государственных органов и должностных лиц. Административные наказания

применяются в единолично должностными лицами органов исполнительной власти

и судами (судьями).

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан

и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной

деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по

разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении.

Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке,

что обусловливается самой сущностью административного правонарушения.

Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что

одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт

нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же

приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам

об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по

каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к

административному наказанию этот порядок его назначения является

административно-процессуальным, в рамках которого административные

наказания могут быть назначены полномочным органом виновному в совершении

административного правонарушения юридическому лицу, не находящемуся в его

непосредственном подчинении.

Применение административного наказания влечет для лица состояние

административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое

значение при решении вопроса о назначении административного наказания при

повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении

административного правонарушения в этот период.

Применение административного наказания в случае рецидива

административного правонарушения влечет наступление юридических последствий

двух видов:

1) рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность;

2) рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака

административного правонарушения.

КоАП (ст. 4.6) устанавливает, что состояние административной

наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения

наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без

специального решения или санкционирования какого-либо государственного

органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не

подвергавшимся административному наказанию.

Назначение административных наказаний

Порядок назначения административного наказания лицу, виновному в

совершении административного правонарушения, урегулирован разделом IV КоАП.

Названный раздел посвящен основным правилам назначения административных

наказаний. В нем также, кроме общих правил назначения административных

наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие

ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков

административного наказания и сроков давности привлечения к

административной ответственности; порядок возмещения причиненного

административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах,

установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за

совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными

актами субъектов РФ.

Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют

принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности,

индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и

личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом, означает, что лица, совершившие

административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица

подлежат административной ответственности независимо от места нахождения,

организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит

административной ответственности только за те административные

правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении

которого ведется производство по делу об административном правонарушении,

считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке,

предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу

постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо,

привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою

невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к

административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно к назначению административных наказаний

заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело

об административном правонарушении, может назначить виновному только то

наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их

компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей

ответственность за административное правонарушение. При этом законность

назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых

гарантий:

а) в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы

которой не может выйти ни один правоприменитель;

б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры

наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено из

предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний

только одно основное административное наказание;

г) назначение административного наказания в рамках санкции

определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя.

Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо

(руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное

правонарушение указанное наказание;

д) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же

административное правонарушение на виновного может быть наложено только

одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за

данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер

административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они

предусмотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения не допускаются

решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

При назначении административного наказания юридическому лицу

учитываются характер совершенного им административного правонарушения,

имущественное и финансовое положение юридического лица, а также

обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном

правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции

нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих

возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его

размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел

или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к

выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в

рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он

вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого

административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие

ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность,

признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных

последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение

причиненного вреда.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное

правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря

на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение

года совершение однородного правонарушения, за которое юридическое лицо уже

подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения в

условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае,

если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака

административного правонарушения соответствующими нормами об

административной ответственности за совершение административного

правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность,

не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами:

он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним юридическим лицом нескольких административных

правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в

отдельности. В то же время, если юридическое лицо совершило несколько

административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем

же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только

одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к

основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных

наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из

совершенных правонарушений.

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной

ответственности учитываются давностные сроки назначения административного

наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.