бесплатно рефераты
 

Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

телевидение Российской Федерации, ОРТ, созданное Указом Президента в

ноябре 1994 года. Спустя почти полгода, в апреле 1995 года, ОРТ начало

показывать свои программы на первом телевизионном канале. Но ОРТ,

обозначенное как телевидение общественное, «на деле создает прецедент,

мировой практике неведомый: гибрид властных структур – 51% акций и

частного банковского капитала – 49% акций»[37]. Более того, реальным

владельцем, определявшим политику крупнейшего в стране телеканала, стал

(с 12% акций) и по 2000 год оставался (уже с 49%) Борис Березовский[38].

Возникло парадоксальное уравнение: магнат равен обществу! А нынешний

статус «общественного» телевидения России вообще выглядит непонятно:

после перехода пакета акций от Б. Березовского к Р. Абрамовичу – чье оно

и кто им правит на самом деле?

По мнению многих исследователей, канал ОРТ был создан для того,

чтобы использовать уникальные возможности телевидения в плане воздействия

на сохранение стабильности, поддержание существующего положения в стране.

Остается лишь загадкой – почему такое телевидение названо общественным?

Как из сложения «государства» и «частного капитала» может получиться

нечто общественное? Как истинным хозяином общественного телеканала может

быть банкир-бизнесмен, владеющий к тому же 16% акций? Л. Ефимова пишет,

что «так называемое Общественное Российское Телевидение (ОРТ) не имеет

ничего общего с тем, что понимается в развитых демократических странах

под общественным вещанием. Практически ОРТ – это обыкновенная

коммерческая акционерная телекомпания, с той особенностью, что большой

долей ее акций владеет государство. Она не имеет представительного

общественного Совета, который бы реально отражал интересы различных слоев

общества»[39].

По мнению А. Троицкого, «нельзя быть немножко беременной. Нельзя

быть немножко государственным телевидением и немножко негосударственным.

Если это общественное телевидение (ОРТ) – значит, оно должно получать

деньги от общества, как, допустим, во Франции»[40].

ОРТ как «новая система» окончательно похоронило старинного монстра –

монополиста (вначале – Гостелерадио СССР, затем – «Останкино»). Произошли

изменения организационные и кадровые – в творческом составе компании. Но

со сменой владельца монополия власти не исчезла, лишь усложнились ее

задачи.

Итак, странный гибрид власти государства и частного капитала не

может породить «дитя общества», каковым должно являться общественное

телевидение. Общественное телевидение в своем «чистом» виде должно либо

«не пускать» рекламу в эфир вообще, либо тщательно отбирать ее и

выпускать в эфир отдельными от программ блоками, между передачами. Оно

должно быть свободно от каких-либо отношений с государством и реальной

властью. Наше же ОРТ не соответствует вышеуказанным признакам

общественного телевидения.

1. Коммерческое телевидение существует за счет рекламы. Главная фигура –

рекламодатель-спонсор. Содержание коммерческого телевидения ориентировано

лишь на запросы и потребности массовой аудитории. От числа аудитории

зависит количество рекламы на телеканале и, следовательно, его финансовое

благополучие. «Реклама – один из столпов, на котором зиждется

коммерческое благополучие ТВ. В основе привлечения прибыли “из воздуха” –

смесь “сенсаций”, круто замешанных на сексопатологии и насилии, с особо

хищной и навязчивой телерекламой»[41]. Цель такой финансовой политики –

деньги, и частые последствия ее – неизбежное снижение качества программ

Примеры коммерческого телевидения в нашей стране – телекомпании НТВ

и ТВ-С (бывшая ТВ-6). По мнению многих экспертов, НТВ сегодня – лучший

российский телеканал, где работает целое «созвездие» профессионалов.

Стержень всякого телевидения – новости. По мнению Р. Борецкого, на НТВ их

делают лучше, чем на других каналах-конкурентах. На НТВ, как на любом

коммерческом телеканале, согласно «закону жанра» существуют разнообразные

викторины, ток-шоу, телешоу («Принцип домино», «Фактор страха»,

«Кулинарный поединок», «Шоу Елены Степаненко», «Своя игра»), при

проведении которых погоня за прибылью приходит в столкновение со вкусом.

Укрепляют престиж канала многочисленные циклы (например, «Криминальная

Россия», «Профессия – репортер», «Служба спасения», «Совершенно

секретно», «Очная ставка», «Путешествия натуралиста», «Растительная

жизнь»), документалистика, исторические хроники Л.Парфенова («Намедни»,

«Новейшая история», «Портрет на фоне»). Несмотря на официальный статус

«коммерческого телевидения», сегодня на НТВ рекламы явный переизбыток,

хотя именно реклама, по мнению многих исследователей, – смысл и форма

существования такого типа телевидения[42].

«Три сходных явления – пропаганда, реклама, масскульт – “работают”

на среднестатистического массового потребителя. Два, три, ну, пять

процентов “высоколобых” с их интеллектуальным уровнем и интеллигентскими

привередливыми запросами, как правило, ими попросту игнорируются. Такова

уж неизбежная закономерность, если угодно, способ бытия культуры,

поставленной на почву коммерции».[43] Таким образом, можно говорить о

том, что телевидение «экспансирует» не только отдельные программы,

рекламные ролики, музыкальные клипы, а то и целые каналы, но и культуру с

чуждыми зрителю ценностными критериями.

«Телевидение для нас стало неким многооким божеством, которое как из

центра Вселенной позволяет оглядывать земную жизнь – настороженно, с

удовольствием, со страхом или отвращением... И все-таки: сегодняшнее

телевидение – голубой ангел или голубой дьявол? Американский режиссер

Годфри Реджио считает, например, что телевидение – символ

технократического фашизма нашей цивилизации»[44].

Большинство специалистов придерживаются того мнения, что

развернувшаяся в России борьба за телевидение доступна взору

общественности лишь в виде вершины айсберга.

У телевидения практически неограниченные возможности в формировании

сознания масс. Оно, как любой общественный феномен, «воздействует

параллельно и одновременно на обе составляющие нашей психики. Мера этого

воздействия определяется, с одной стороны, содержанием передачи, а с

другой – “экзистенцией” телезрителя, которая, в свою очередь, зависит от

социального климата и множества других факторов. Многочисленные попытки

исследовать влияние телевидения на человека исходят главным образом из

оценки содержания транслируемых программ, что вполне естественно»[45].

Эксперты считают, что в последнее время «телевизионный пейзаж

неузнаваемо изменился: ассортимент телепрограмм и в столице, и во многих

провинциях, если и не достиг разнообразия магазинных витрин, но все же

значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Золотым

ключиком стали экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в

телевизионное производство, изменение форм собственности»[46].

Вместе с тем эволюция структуры, форм собственности и

организации отечественного телевидения отразилась и на его

функционировании. Функции телевидения изменялись и развивались

на протяжении всей истории существования этого средства массовой

коммуникации. В 30-е годы (период экспериментирования) еще не было речи

ни об общественном назначении телевидения, ни о методах художественно-

публицистического отражения действительности; единственной его функцией

была функция развлечения. В последующие шестьдесят лет шел процесс

формирования новых функций телевидения и отказа от старых, изживших

себя.

Е.П. Прохоров выделяет четыре функции СМИ: социальную,

идеологическую, непосредственно-организаторскую, культурно-

рекреативную[47]. «Выполняя их, журналистика, с одной стороны,

способствует в ряду других институтов распространению культуры в самом

широком значении этого слова, – резюмирует Е.П. Прохоров, – с другой –

представляет информацию, которая (часто ее называют «развлекательной»)

обеспечивает приятное и полезное проведение свободного времени, дает

возможность полноценного отдыха, восстановления физических сил, снятия

психического напряжения. Всестороннее развитие человека – великая цель, в

выполнении которой немалое место принадлежит журналистике»[48]. Если Е.П.

Прохоров выделяет четыре функции СМИ, то Б.А. Грушин – пять:

воспитательную, организационно-поведенческую, коммуникативную, связанную

с информированием, а также созданием определенного эмоционально-

психологического тонуса[49]. И.Д.Фомичева полагает, что рекреативная

функция сама по себе, без интегрирования в сферу культурных ориентиров,

сводится к поддержанию телесного и психического здоровья, однако факт ее

существования признает безо всяких сомнений[50].

Г.В. Кузнецов говорит о семи основных функциях телевидения:

информационной; образовательной; культурно-рекреативной; культурно-

просветительской; интегративной; социально-педагогической;

организаторской[51].

Информационная функция телевидения заключается в осведомлении людей о

событиях в стране и мире, показе новостей. Количественный рост числа

информационных программ на наших телеканалах отражает мировую тенденцию

роста интереса аудитории к «новостному», к «факту» как таковому.

Информационные программы центральных и региональных телеканалов имеют

достаточно высокие рейтинги у зрительской аудитории. Другая сторона,

определяющая рост доли информационных программ в телевизионном вещании, –

неуклонное совершенствование качества передаваемой журналистской

информации (с точки зрения ее технического исполнения и с точки зрения

журналистской подачи).

Образовательная функция предполагает регулярные циклы дидактического

материала. Например, телевизионные программы для изучающих иностранные

языки. Так, на канале НТВ обучающие циклы были рассчитаны на разные

категории зрителей («Английский язык детям», «Английский язык для

начинающих», «Английский язык для продолжающих обучение»).

Сегодня частично взяли на себя образовательную функцию различные ток-

шоу. Например, ток-шоу «Про это» (НТВ) вместе со зрителями пыталось

решать проблемы сексуального характера, программа «Здоровье» (ОРТ)

рассказывает о методах лечения и новых медицинских препаратах, учит

навыкам оказания первой медицинской помощи и т.д. Образовательную функцию

сегодня выполняет и целый телевизионный канал – канал «Культура».

Формировать у зрителя эстетический вкус помогают транслируемые концерты

классической музыки, документальные фильмы о музеях мира, художественные

фильмы (отечественные и зарубежные), поставленные по произведениям

классиков мировой литературы.

Новые функции телевидения возникают вместе с его развитием. В начале

90-х годов телевидение приобрело электоральную функцию вследствие его

возможности влиять на общественное мнение. Например, телевидение создало

в 1998–2000 гг. образ «больного» Б.Н. Ельцина, а перед президентскими

выборами в марте 2000 года – образ «здорового, молодого, энергичного

кандидата в Президенты России» В.В. Путина.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что функция управления

общественным мнением, общественным сознанием – еще одна функция

телевидения.

Сегодня, по нашему мнению, в системе телевизионного вещания

преобладают передачи информационного и культурно-рекреативного характера.

Коммерческая модель телевидения, появившаяся в нашей стране в начале

90-х годов, провозгласили принцип: «Привлечение внимания зрителей, а

через него – рекламы любой ценой». Телевизионный эфир заполнился доселе

неизвестными жанрами и формами. Произошли изменения в отечественной

телевизионной практике, связанные не столько со «свободой слова», сколько

с ориентацией на коммерческую прибыль. Культурно-рекреативная функция

современного телевидения реализуется в развлекательных передачах (ток-

шоу, телесериалы, телевикторины и пр.). В такого рода телепрограммах всё

большую роль играют интерактивные технологии, с помощью которых

телезритель может не только наблюдать за ходом игры, принимать в ней

участие, но и влиять на ход программы в целом.

Многие телевикторины помогают телезрителю расширить свой кругозор,

обогатить знания, повысить эрудицию. Например, телеигры «О,

счастливчик!», «Кто хочет стать миллионером?» (ОРТ, НТВ), «Алчность»

(НТВ), появившиеся на нашем телевидении сравнительно недавно (в 2000 –

2001 годах).

Таким образом, культурно-рекреативная функция телевидения прочно

заняла позиции наряду с информационной, что напоминает американскую

модель телевидения. По мнению американских исследователей, важнейшими и,

главное, всегда реализуемыми на практике функциями являются две. Они

сводятся к простой формулировке: «информировать и развлекать».

«В способности развлекать или поучать, в возможной силе воздействия на

аудиторию телевидение и радио превосходят печать», – замечает Конрад

Финк[52]. При умелом использовании аудиовербальные средства массовой

информации прочно завладевают вниманием и воображением аудитории.

Главенство принципа развлекательности превратилось в аксиому. В Америке

при таком положении дел журналистам новостных программ стало нелегко

привлекать внимание зрителей. В процессе борьбы за аудиторию на

американском телевидении, например, возникли совершенно новые типы

информационных передач. Теория СМИ отреагировала на эти изменения

приращением терминологического аппарата. Так, в частности, появились

новости с акцентом на зрелище (show biz); новости, построенные на

«выпячивании» необычных сторон сообщения, рассчитанные на человеческий

интерес, а не на подлинные причины случившегося (infortament); новости в

стиле «неуемной болтовни», создающие эффект увлекательного шоу (happy

talk); новости с телетайпной ленты, многие из которых носят

развлекательный характер. Учитывая то, что отечественные телевизионные

коммерческие каналы почти полностью повторяют модель американских, можно

с уверенностью констатировать, что культурно-рекреативная функция стала

главной и на них. Таким образом, появление тех или иных функций

телевидения связано с новыми формами организации телевидения. Так,

культурно-рекреативная функция стала одной из основных с возникновением в

России коммерческой модели телевещания. В начале 90-х годов в регионах

страны были созданы сотни региональных коммерческих телекомпаний –

начиная от кабельных районных телеканалов и заканчивая крупными,

вещающими на несколько районов области телекомпаниями, такими, например,

как ТРК «Южный регион», на первый план в которых должна была выйти

рекреативная функция. Но в силу экономических (недостаток материальных

средств), политических (ангажированность местной властью) и других причин

(как, например, недостаток профессиональных кадров) на региональных

телеканалах информационные программы преобладают среди собственных

программ. На федеральном государственном телевидении в результате погони

за рейтингами и, следовательно, рекламодателями в сетке вещания стали

преобладать программы развлекательного характера.

Новые тенденции в телевизионной системе России после 1991 года –

появление новых форм организации телевещания и интенсивное развитие

регионального телевидения – повлекли за собой не только изменение

преобладающих функций, но и экспансию программ и жанров западного

телевидения на федеральных телеканалах и, в свою очередь, принципов

производства программ, творческих методов работы, программирования

федеральных телеканалов на региональном телевидении.

Таким образом, эволюция отечественного телевидения затронула такие

стороны его существования, как формы собственности и организации,

управленческие механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы

программирования, методы и творческие подходы к производству продукции,

что неизбежно привело к изменениям в форме, тематике и проблематике

программ, а также внесло существенные коррективы в развитие функций

самого вещания.

2. Экспансия жанров западного телевидения

на российских телеканалах

Экспансия западных телевизионных программ на российском телевидении

в постсоветский период охватила все государственные, коммерческие,

центральные и региональные каналы. На сегодняшний день нет ни одного

вещателя, который не был бы подвержен влиянию этих процессов. Так,

западное телевидение завоевывает центральные российские каналы, они же, в

свою очередь, расширяют границы своего влияния за счет регионов.

«Сначала видео распространило свою “экспансию” на весь мир. Затем

такая его разновидность, как многообразные и занимательные

телеигры…»[53]. Сегодня же экспансируется все, начиная от музыкальных

клипов, рекламы, художественных фильмов, ток-шоу и телешопов и заканчивая

идеями, ценностными ориентирами, моральными и этическими кодексами, без

учета менталитета, культурных и этнических особенностей населения.

Говоря о степени изученности данной проблемы на российском

телевидении, следует отметить, что научных работ, специально посвященных

этой теме, пока не существует. Р.А.Борецкий в своей монографии представил

научный анализ причин и последствий экспансии. Этому же посвящен и ряд

его статей[54].

«Большой толковый словарь иностранных слов» дает следующее

определение понятия: «Экспансия» (лат. еxpansio): 1. Научное –

расширение, распространение (границ, влияния и пр.); 2. Политическое –

стремление к захвату новых территорий, колоний, рынков сбыта и т.

п.».[55] Другой «Словарь иностранных слов» трактует экспансию как

«расширение сфер влияния монополистических объединений и групп,

империалистических государств, осуществляемое как экономическими методами

(например, вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты

новых территорий, дипломатическое давление и т. п.)»[56].

Понятие «телевизионной экспансии» – достаточно новое, и обнаружить

какое-либо его определение пока не представляется возможным. Однако,

основываясь на уже приведенных выше формулировках, можно сказать, что

телевизионная экспансия – это расширение диапазона вещания того или иного

телеканала, ретрансляция его программ другими каналами, а также

стремление к расширению сфер влияния на общественное мнение средствами

телевидения.

В словаре русского языка С.И.Ожегова читаем следующее: «расширение,

распространение чего-либо за первоначальные пределы. Экспансия

эпидемии»[57]. А может быть, именно так и следует понимать засилие

американских фильмов, рекламы, теле-шопов, музыкальных клипов, программ с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.