бесплатно рефераты
 

Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

Среда. – 1998. – № 1–2.

Соколов М. Телевизионные стекольщики // Русский телеграф. –

1998. – 21 мая.

Соколова С. Россия в прямом эфире // Интерфакс – АиФ. – 1998. –

№ 38.

Солнцев М. Информационное вещание в провинции: смесь ерничества,

подхалимажа и крови // Среда. – 2000. – № 6–7.

Солнцев М. Информационное вещание ГТРК: скучно и

непрофессионально // Среда. – 2000. – № 4.

Топаз М. Из Москвы и глубинки новости видятся по-разному //

Профессия журналист. – 2000. – № 11.

Туровский В. На полпути к успеху // Столица. – 1992. – № 19.

Туровский В. Русское поле Чудес // Столица. – 1992. – № 6.

Федотова Л. К вопросу о рейтинге телепередач // Вестник

Московского университета. Серия.10. Журналистика. – 1991. – № 6.

Харченко Д. Секреты телепрограммирования // Утро. – 2000. – № 59

(130).

Хлебников В. Альтернатива без перспективы // Радиовещание и

телевидение. – 1990. – № 9.

Цвик В. Л. Новая геополитическая обстановка и проблемы

реформирования телекоммуникационной системы // Актуальные проблемы

журналистики. – М., 1997.

Цвик В. Л. Особенности реформирования отечественной системы

телевидения в условиях информационного рынка (два «передела»

телевизионной собственности) / Вестник Московского университета.

Серия. 10. Журналистика. – 1998. – № 3.

Чеботарев Н. О сепаратизме, партийных традициях и вакханалии в

эфире // Журналист. – 1993. – № 1.

Чекалова Е. Кто и зачем покупает эфир // Московские новости. –

1993. – 31 декабря.

Черняев Н. Экспансия «ТВ-Центра» // Эксперт. – 1997. – № 37.

Шариков А. Отечественное телевидение: кульминация кризиса //

Культура. – 1998. – 10 декабря (460).

Шевелев Г. Будущее отрасли. Прогнозы на первую декаду нового

века // Среда. – 2001. – № 1.

Шеркович Д. Не только информация // 7 дней. – 1996. – №3.

Шинкарецкий В. Мы делаем новости, чтобы расширить свободу //

Профессия журналист. – 2000. – № 7–8.

Шинкарецкий В. Телекомпании Подмосковья: доходы и проблемы //

Профессия журналист. – 2000. – № 10.

Шипова Е. В. Проблема ведущего на телеканале регионального ТВ //

Средства массовой информации в современном мире. – СПб., 2000.

Шкондина М. Трансформация типологической структуры российских СМИ //

Вестник Московского университета. Серия.10. Журналистика. – 2000. – № 1.

Шредер Г.-Д. Тенденции в развитии правового регулирования

производства и приобретения теле- и радиопрограмм // Право радио и

телевидения в России. На пути к новой организации электронной прессы /

Под ред. В. Хоффманн. – Рим, В. Монахова – Баден-Баден – Гамбург –

СПб., 1994.

Эль-Муалля В. Как делать «Тему»: этюды и наблюдения // Журналист. –

1995. – № 3.

Югин В. Пятый канал: кому он нужен? // Калейдоскоп. – 1997. – №27.

Яковлев С. ОРТ послали в провинцию // Интерфакс-АиФ. – 1998. – №

27–28.

Справочники, словари

Бусленко Н.И. Правовые основы журналистики. Словарь-справочник. –

Ростов н/Д, 1998.

Надель-Червинская М.А., Червинский П.П. Большой толковый словарь

иностранных слов. В 3 т. – Ростов н/Д, 1995. Т.3.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989.

Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. – М., 1998.

Телевидение и радио России. Официальный справочник. – М., 1998.

Законодательные акты и официальные постановления

Закон «О средствах массовой информации» // Законодательство РФ о

средствах массовой информации. – М., 1999.

О государственном регулировании деятельности телекомпании НТВ и иных

негосударственных теле- и радиокомпаний // Российская газета. – 1998. – 9

января.

Постановление Правительства РФ № 844 от 27 июля 1998 года

«О формировании единого производственно-технического комплекса

государственных электронных средств массовой информации» // Российская

газета. – 1998. – 26 июля.

Указ Президента Российской Федерации № 511 от 8 мая 1998 года «О

совершенствовании работы государственных электронных средств массовой

информации» // Российская газета. – 1998. – 7 мая.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Термином «контент-анализ» (или «анализ содержания»)

обозначается методика выявления частоты появления в газетных текстах,

передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях определенных

характеристик. Она позволяет исследователю делать некоторые выводы

относительно намерений создателей этих текстов, передач, сообщений или

возможных реакций адресата. Применение «процедуры измерения при анализе

текстов делает возможным получать точные объективные данные о характере

всех видов общения по их содержанию…В процессе коммуникации содержание

занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-

коммуникатора, и возможные реакции получателя сообщения»[137].

Методика данного анализа содержания направлена на объективное

изучение телевизионных программ с целью исследования представленных в них

социальных процессов (объектов, явлений). Использование метода анализа

содержания в настоящей работе обусловлено необходимостью наиболее

глубокого и объективного исследования телевизионных сюжетов.

Все этапы проведенного исследования представлены в программе

контент-анализа.

В практике исследований текстов теле- и радиопрограмм, рекламных

сообщений методом анализа содержания «некоторым аналогом проблемы в

конкретном исследовании является категория анализа»[138]. Настоящее

исследование имеет следующие категории анализа: тематическая

направленность, форма подачи материала, герой материала, характер

материала, оперативность. Обращаясь к конкретным текстам газет, радио и

ТВ, исследователь оперирует рабочей единицей анализа.

В исследовании единицей анализа (или единицей наблюдения) является

отдельный сюжет. Оперируя отдельным сюжетом как единицей анализа, мы

подсчитаем, какое количество сюжетов приходится на тот или иной тип,

подразумевая, что чем больше слов посвящено какому-либо типу, тем больше

внимания коммуникатор уделяет именно ему. При этом мы игнорируем разницу

в хронометраже (длительности) сюжета, рассматриваем их равноправно, так

как каждый из них выражает законченную мысль.

Выборка изучаемых нами сюжетов должна быть настолько минимальной,

чтобы по возможности максимальным был период, на который мы

распространяем свои выводы. Выборка предоставляет возможность наиболее

экономично произвести исследование, которое зачастую дает более верную

информацию, чем сплошное обследование. Л.Н. Федотова предлагает

использовать два типа выборок:

- репрезентативные выборки (т.е. такие, которые претендуют на то,

чтобы быть представительными для более широкой совокупности). Этот класс

выборок можно разделить на две группы по способу отбора единиц уже для

конкретного исследования: квотные выборки и вероятностные, или случайные,

выборки;

- типологические выборки. Выборка в ходе исследования говорит,

что наблюдаемое нами в обществе явление есть, оно при этом имеет

определенные, зафиксированные в ходе нашего исследования характеристики

(хотя может этими характеристиками и не исчерпываться)[139].

В контент-аналитических исследованиях применим только один подвид

репрезентативных выборок – вероятностная, или случайная, выборка.

Временные границы настоящего исследования – 6 месяцев – с марта по

август 2001 года. В нашем случае исследования содержания телевизионных

сюжетов мы имеем дело с объектом, протяженным во времени. Таким образом,

генеральная совокупность – общее количество выпусков информационных

программ за 6 месяцев (158). Чтобы отразить в выборке недельную

цикличность, столь характерную для деятельности СМК, мы использовали

метод «конструирования недели» (авторы этого метода – Роберт Джоунс и Рой

Картер)[140] со следующим механизмом построения выборки: например, в

первый месяц была взята одна сплошная неделя для каждой программы – с 1

по 8 марта; во второй месяц – с 8 апреля по 15 апреля и т. д. Таким

образом, шаг выборки в нашем исследовании равен 4.

В контент-анализе мы сочли важным указывать номера сюжетов, т. е.

их очередность выхода в эфир, так как важность информации тесно связана с

ее местом в программе. С 1-м – 4-м сюжетом автоматически ассоциируются

такие характеристики информации, как ценность, актуальность,

оперативность.

В качестве единицы измерения была выбрана секунда, так как

предметом исследования выступали малые информационные формы – вышедшие в

эфир отдельные сюжеты. Каждый выпуск новостей, попавший в нашу выборку,

фиксировался на видеопленке для его дальнейшего анализа.

Все вышедшие в эфир сообщения рассматривались с точки зрения

того, какую по «тональности» информацию они несут своей аудитории.

Предусматривались семь возможностей для каждого сюжета:

- быть отнесенным к позитивной информации;

- фактографической;

- проблемной;

- негативной;

- положительной с элементами критики;

- смешанной (сбалансированной);

- другой (не подходящей ни под одно вышеуказанное определение).

Тематическая направленность и категория «герой материала»

сообщений была выбрана с точки зрения наиболее часто встречающихся в

информационных выпусках тем сюжетов. Набор характеристик в первом случае

равен 29, во втором – 28.

Еще одна категория контент-анализа – оперативность. Мы описали ее,

используя разные случаи оперативности. Взамен однородного понятия

оперативности мы использовали группировку, классификацию разных ее видов.

В исследовании представлены следующие виды оперативности:

- событие, о котором вышел в эфир сюжет, произошло на этой неделе;

- вчера;

- сегодня;

- завтра;

- сейчас;

- другое (в прошлом году, месяце и т.п.);

- сообщение касается вневременных проблем (не определяется).

Форма подачи сообщения (материала) характеризуется нами по 4

признакам:

- устное сообщение (диктор в кадре);

- прямая телефонная связь в студии (при отсутствии видеоряда);

- видеоматериал (репортаж, интервью и т. д.);

- смешанная форма (например, устное сообщение, после которого следует

телерепортаж);

- другое (не предусмотренные нами формы подачи сообщений).

Категория «локальность» включает следующие признаки:

- мир в целом;

- Российская Федерация в целом;

- округа Российской Федерации;

- город Российской Федерации;

- Ростовская область;

- город Ростов-на-Дону;

- другое;

- не определяется.

1.Объект исследования – информационная программа «Время».

Канал вещания – ОРТ (Общественное Российское Телевидение).

Объем вещания – 37 минут.

Время выхода в эфир – 21.00 по московскому времени.

Периодичность – ежедневно (кроме воскресенья).

Территория вещания – Российская Федерация, страны ближнего и дальнего

зарубежья.

2. Предмет исследования – вышедшие в эфир материалы (кроме рекламных

материалов, метеорологических прогнозов и спортивных новостей).

3. Метод исследования – контент-анализ.

4. Цель исследования – установить степень освещаемости жизни областей,

краев и республик Российской Федерации.

5. Задачи исследования – изучить и проанализировать материалы, освещающие

проблемы субъектов РФ и посвященные местной тематике.

6. Гипотеза – в информационной программе «Время» недостаточно освещаются

проблемы регионов.

7. Единица наблюдения – отдельный сюжет.

8. Генеральная совокупность, выборочная совокупность, размер (шаг)

выборки:

R = N : n; R = 158 : 36 = 4 (размер выборки);

N – общее количество выпусков за 6 месяцев;

n – количество проанализированных выпусков.

9. Программа контент–анализа:

1) Номер сюжета в программе:

1 – первый сюжет

2 – второй сюжет

3 – третий сюжет

4 – четвертый сюжет

5 – пятый сюжет

6 – шестой сюжет

7 – седьмой сюжет

8 – восьмой сюжет

9 – девятый сюжет

10 – десятый сюжет

11 –15

2) Тематическая направленность:

16 – деятельность Президента РФ

17 – деятельность Государственной Думы

18 – деятельность Совета Федерации

19 – политические выборы

20 – деятельность местных администраций

21 – деятельность Законодательного Собрания

22 – деятельность Городской Думы

23 – внешняя политика

24 – деятельность правоохранительных органов

25 – политические организации

26 – экономика и финансы

27 – социальные проблемы

28 – промышленность

29 – сельское хозяйство

30 – криминал

31 – экология

32 – искусство и культура

33 – здравоохранение, медицина

34 – катастрофы, чрезвычайные происшествия

35 – терроризм

36 – исторические даты

37 – образование

38 – жилищно-коммунальная сфера

39 – страхование

40 – туризм

41 – строительство

42 – национальные отношения

43 – Чечня

44 – другое

45–50

3) Единица измерения – секунда (1 сек)

4) Характер материала:

51 – позитивный

52 – фактографический

53 – проблемный

54 – негативный

55 – положительный с элементами критики

56 – смешанный (сбалансированный)

57 – другое

58–60

5) Форма подачи материала:

61 – устное сообщение

62 – видеоматериал

63 – смешанная

64 – другое

65–70

6) Локальность материала:

71 – мир в целом

72 – дальнее зарубежье

73 – Российская Федерация в целом

74 – округа Российской Федерации

75 – город Российской Федерации

76 – Ростовская область

77 – город Ростов-на-Дону

78 – другое

79 – не определяется

80–85

7) Герой материала:

86 – Президент Российской Федерации

87 – Глава государства

88 – министр

89 – политический деятель

90 – депутат Государственной Думы РФ

91 – чиновник

92 – бизнесмен

93 – глава администрации области, края, республики РФ

94 – политическая партия

95 – деятель культуры

96 – спортсмен

97 – журналист

98 – финансист

99 – военный

100 – рабочий

101 – фермер

102 – представитель интеллигенции

103 – пенсионер

104 – студент

105 – школьник

106 – ребенок дошкольного возраста

107 – безработный

108 – преступник/заключенный

109 – милиционер

110 – террорист

111 – священнослужитель

112 – все население региона (области, края)

113 – другое

114–115

8) Оперативность:

116 – на этой неделе

117 – вчера

118 – сегодня

119 – завтра

120 – сейчас

121 – другое

122 – не определяется (вне времени)

123–125

Исследование проводилось с марта 2001г. по август 2001г. включительно.

МАРТ 2001

|Номер |Темати|Длитель|Характер|Форма |Локаль|Герой |Опера-т|

|сюжета в|-ческа|-ность |материал|подачи |ность |материал|ивность|

|программ|я |сюжета,|а |материал|мате-р|а | |

|е |направ|сек. | |а |иала | | |

| |-ленно| | | | | | |

| |сть | | | | | | |

|7 |17 |145 |53 |63 |74 |91 |118 |

|3 |24 |150 |52 |63 |74 |99 |118 |

|6 |45 |160 |54 |63 |74 |113 |118 |

|2 |43 |213 |54 |62 |74 |113 |118 |

|3 |42 |95 |52 |62 |74 |112 |118 |

|9 |30 |64 |56 |63 |75 |108 |118 |

|2 |43 |87 |56 |63 |74 |112 |118 |

|4 |34 |110 |56 |63 |75 |113 |118 |

Таким образом, в этот период времени изучаемые нами сюжеты чаще всего

выходили 2–3-м номером в программе; сообщали о событиях в Чечне; носили

смешанный характер; имели смешанную форму сообщения; их локальность

определялась округом Российской Федерации; герой не определяется; события

произошли «сегодня».

АПРЕЛЬ 2001

|Номер |Темати-|Длитель|Характе|Форма |Локаль-|Герой |Опера-т|

|сюжета |ческая |-ность |р |подачи |ность |матери-|ивность|

|в |направ-|сюжета,|матери-|матери-|материа|ала | |

|програм|ленност|сек. |ала |ала |ла | | |

|-ме |ь | | | | | | |

|4 |43 |85 |51 |63 |74 |113 |118 |

|7 |44 |120 |54 |62 |78 |112 |118 |

|1 |35 |120 |56 |63 |75 |112 |118 |

|5 |19 |540 |57 |64 |74 |89 |121 |

|1 |44 |57 |54 |63 |74 |114 |118 |

|4 |28 |265 |56 |63 |75 |89 |122 |

|9 |33 |121 |51 |62 |74 |113 |122 |

|4 |34 |223 |56 |63 |78 |112 |121 |

|5 |31 |136 |56 |63 |75 |112 |122 |

|9 |42 |158 |56 |62 |74 |112 |122 |

|12 |43 |523 |52 |64 |74 |113 |123 |

|3 |34 |222 |56 |63 |74 |112 |118 |

|5 |31 |193 |56 |63 |74 |113 |117 |

|6 |24 |123 |52 |63 |75 |108 |118 |

|4 |23 |198 |56 |63 |74 |112 |118 |

Таким образом, в этот период времени изучаемые нами сюжеты чаще всего

выходили 4–5-м номером в программе; сообщали о катастрофах и чрезвычайных

ситуациях; носили смешанный характер; имели смешанную форму сообщения; их

локальность определялась округом Российской Федерации; герой не

определяется; события произошли «сегодня».

МАЙ 2001

|Номер |Темати-|Длитель|Характе|Форма |Локаль-|Герой |Опера-т|

|сюжета |ческая |-ность |р |подачи |ность |матери-|ивность|

|в |направ-|сюжета,|матери-|матери-|материа|ала | |

|програм|ленност|сек. |ала |ала |ла | | |

|-ме |ь | | | | | | |

|1 |43 |30 |56 |63 |74 |93 |118 |

|2 |24 |127 |54 |63 |74 |113 |117 |

|5 |34 |158 |54 |63 |75 |112 |120 |

|6 |16 |149 |56 |62 |75 |86 |118 |

|8 |42 |123 |54 |62 |75 |112 |122 |

|9 |34 |120 |54 |62 |74 |113 |122 |

|13 |43 |82 |56 |63 |74 |113 |121 |

|15 |34 |173 |56 |64 |75 |112 |118 |

|13 |38 |110 |54 |63 |75 |113 |116 |

|14 |24 |113 |54 |62 |75 |108 |118 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.