бесплатно рефераты
 

Современное состояние жанра политический портрет

которую вы подписали с ощущением, что вот, это моя подпись? –Когда ушел Е.

М., первое и тяжелое ощущение было, что через неделю надо ехать в Нью-Йорк

и выступать в ООН – Вам же его написали к тому времени – Да? Ничего не

написали, я переделывал сам. Всегда стараюсь говорить то, что считаю

целесообразным, а не просто зачитывать»), рассказ о своей жизни

(«ОГ»,2000,№385. Стране требуется министерство идей. Борис Говорин – «-Я

знаю наш народ не по книжкам и не по спорам в кулуарах Госдумы. Отец умер,

когда мне было 14 лет. Мать осталась с тремя детьми. И я на каникулы не в

лагерь пионерский ехал, а работал грузчиком. Еще помню, как мать перешив

отцовское пальто, решила его продать и как ее за эту «спекуляцию» таскали в

милицию…»), представление достоинств («ОГ»,2000,№385 – «- Вы жесткий

человек? – В первую очередь к себе. Убежден, что люди пришедшие во власть,

должны «пахать» в три раза больше, чем все остальные. Наверное, я жесткий,

но не жестокий»).

Рекламные речи общественных деятелей о себе на страницах газет и

журналов не отличаются тем пафосом, который свойственен публичным

выступлениям лидера. Сдержанность этих материалов во многом объясняется

посредничеством журналистов. Их присутствие придает большую степень

достоверности чертам личности политика. К тому же, даже соглашаясь на такую

форму представления себя как интервью, политик всегда оставляет за собой

право выбора издания.

Очерковый вариант профильного портрета политика менее распространен по

сравнению с предыдущей формой интервью-портрет. Варьирование соотношения

личностного и программного блоков информации в очерке-портрете политика

позволяет оперировать в большей или меньшей степени рациональными и

эмоциональными факторами воздействия и достигать различных стратегических

целей кампании.

Рациональные приемы, работающие в пространстве этой формы,

информируют, обращаются к разуму, приводят аргументы.

Эмоциональные приемы по-другому называют ассоциативными. Механизмы их

действия устроены иначе: они вызывают воспоминания и наводят на мысль путем

воссоздания обстановки. С помощью них информация о лидере на страницах

газет или журналов предстает в виде словесного рисунка. На практике

соотношение в материале логического, рационального чувственного,

эмоционального может быть разным, то есть, возможно, превалирование либо

одного, либо другого компонента.

Практика бытования очерка-портрета, в центре которого общественный

политический деятель, на страницах современной периодической печати

выработала определенные закономерности передачи информации о нем.

Чаще всего поводом к появлению политического актора на журнальных

страницах становится актуальное событие. Так, в "Итогах", посвященных

началу осенней сессии Думы, читатель увидел "профиль" ее председателя

Г.Селезнева. Номер, вышедший сразу после назначения А.Лившица министром

финансов, отмечен его "профильным" портретом.

Исходным моментом, предопределяющим результат публикации о

политическом деятеле (приятие, либо неприятие его образа), является

преодоление барьера недоверия читателя ко всей информации. Установить

доверительные отношения помогает официальное признание авторитетности

автора. Необходимым для этого становятся всевозможные виды представления

журналиста: подпись, краткое перечисление профессиональных качеств и

интересов, занимаемая должность, и, наконец, в некоторых случаях

сопровождающая материал фотография («ЛГ»,1999,№42 - «А. Новиков –

независимый публицист, политолог, автор политических портретов

Жириновского, Лебедя, Ельцина, Горбачева, многих аналитических статей о

российской политике. Живет в Рыбинске»; «НГ»,2000,№7 – «Леонид Маркович

Кроль – директор Института групповой и семейной психотерапии»).

Как правило, материал открывает краткий лид-представление героя. В данном

случае лид может стать яркой характеристикой, задающей необходимый тон

последующему восприятию информации. Задача первых строк материала о

политике не только поддержать интерес читателя, но и настроить его на

критическое или, наоборот, снисходительное восприятие описываемых

личностных черт, особенностей биографии, жизненной позиции героя. Лид-

представление предполагает использование художественных образов. (Прил.

«НГ» «Фигуры и лица»,1999,№17. Л. Кроль. Совмещение масштабов жизни: Е. М.

Примаков – «Рыцарь юности. Ее пирушек. Тайный поклонник Окуджавы»;

«НГ»,1999,№212. Б. Федоров – «…считает, что поднять этот регион сможет

только опытный экономист, а не генерал или биатлонист»; «ЛГ»,2000,№40.

Отеческая порка: Н. Кондратенко – «Находится немало людей видеть в

кубанском вожаке едва ли не былинного героя, который уже прищучил всю

вражью силу в Краснодарском крае, но мог бы, дай ему иной уровень власти,

навести порядок и за его пределами»; Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№37.

Д. Косырев. Министр, не играющий в экономику: И. Иванов – «Если бы Игорь

Иванов не был дипломатом, то стал бы военным. Интрига существования Игоря

Иванова на склочной и опасной российской политической сцене заключается в

том, что он старается быть самым не политизированным из всех

государственных деятелей: технократом по-английски или «крепким

хозяйственником по-русски»; «К-ъ»,1999,№46. Л. Шпакова. Карьера «Газового

барона»: А. Воловик – «…когда-то приехал в Москву с имуществом, состоявшим

из дешевой шариковой ручки и сберегательной книжки, на которой лежали не

бог весть какие деньги, заработанные за годы государственной службы. Сейчас

он…»).

Иногда, фразы, из которых складывается эта часть материала, называют

стереотипными суждениями. Выносимые, обычно, в начало материала, потом они

«обыгрываются» в тексте.

Социальный стереотип (понятие введено в обиход американским журналистом и

политологом У.Липпманом) - переводится с греческого как "твердый

отпечаток", и является одним из важнейших механизмов социальной перцепции.

Сила стереотипов, по мнению А.А. Тертычного, заключается в том, что они

автоматизируют человеческое мышление, помогают без всяких затруднений

давать оценку явлениям окружающей действительности или действиям других

людей. Социально-психологические стереотипы – обобщенные в образах или

формулах представления об определенном человеке или явлении окружающей

действительности – содержат две стороны знание и отношение. По пути

упрощения образа и придания ему четких характеристик пошли журналисты

"Итогов". Так, Олег Сысуев с "легкой руки "журналиста стал "печальным лицом

Кремля", В.А.Густов получил образ "мечтателя, фантазера, строителя

маниловских портов", а Г.Явлинский предстал как "соискатель

ответственности”. Само построение портретного материала о политике

напоминает эскизное, пунктирное повествование. В короткий отрезок

повествовательной канвы умело вплетаются, казалось бы, очень далекие (по

месту, времени, значению и окраске) факты, явления, события, мнения.

Обращение же автора к конкретным деталям: внешности, манере поведения

политика направлено на выделение примет «человечности», «заземленности» в

официальном характере образа общественного деятеля (Прил. «НГ» «Фигуры и

лица»,1999,№17. А. Головков, А. Шахунянц. Домоустроение неспокойной власти:

П. Бородин – «…как и многочисленной родне по обеим линиям, а также

всяческим знакомым, которые, порой возникая в Москве, ночуют бивуаком у

гостеприимной четы. У Бородиных три собаки…»; Прил. «НГ» «Фигуры и

лица»,1999,№18. О. Давыдов. Физиология правоты: И. Хакамада – «Ясно, что

Хакамада, с успехом пользуется в жизни преимуществами, которые дают

экстравагантная внешность и женственность. Но только не надо думать, что

это сознательное испоьзование в карьерных целях женских чар и обаяния –

банальное надувательство мужиков в целях извлечения из них пользы. Нет,

Ирина не такая. Она женщина искренняя и увлекающаяся»; «К-ъ»,2000,№13. – «И

вообще народу он нравится. Нравится то, что Путин спортивный, а потому

сексуально притягательный, что одинаково комфортно чувствует себя и в

строгом кашемировом пальто и демократической куртке-аляске. От него, что

называется, просто «пахнет мужчиной»).

Большинство портретных материалов в описании личности героя используют

характерный прием: " поступок - ход - символ". Известны образцы портретов,

полностью построенные на текущих делах героя. И все же чаще "точкой

отсчета" при создании портрета становится верный, блистательный "ход" или

непростительная промашка. ("Итоги",1998,№27. Сильный мужчина без

определенного места жительства: В. Густов - "В конце сентября

Ленинградский губернатор Вадим Густов был назначен вторым первым вице-

премьером в правительстве Евгения Примакова… Телезрители привыкли видеть в

новостях картинку очередных правительственных совещаний и переговоров:

Густов неизменно сидит одессную Примакова, а голос за кадром, перечисляющий

участников встречи зачастую забывает даже упомянуть имя вице-премьера". И

далее: "В Московских коридорах власти работать тяжело… Неуютно там для

любого, кто не принял мер и традиций поведения столичной политической

элиты… при первой же возможности депутат Густов возвращается в

Ленинградскую область"; «ЛГ»,1999,№40. – «По-настоящему звезда Кондратенко

взошла в 1989 году…когда советская экономика уже сникла, а рыночная еще не

заработала и дефицит продуктов стал ощущаться всюду, Н.И. и сделал главный

шаг в своей жизни. Он провозгласил, что запрещает вывоз продовольствия с

территории края»; «НГ»,1999,№189. – «На общенациональный политический

уровень Мороз вышел еще в начале 90-х, когда еще до запрета компартии в

1991 году, он возглавил парламентское левое большинство – так называемую

«группу 239»).

Безусловно, работая над публицистическим портретом журналисту не

обойтись без описания личных качеств героя. Авторы портретных очерков

стараются отойти от простого, прямого перечисления достоинств или

недостатков, поэтому в канву повествования зачастую вплетаются

свидетельства других людей («НГ»,1999,№37. – «В партнерах по переговорам он

ценит точность и профессионализм. Так, известный журналист «Таим» отмечает

отличие стиля Иванова от стиля Примакова: если экс-премьер любил работать

на полутонах на неясности, держа иной раз партнера в напряженном неведении,

то Иванов предпочитает четкость формулировок и прямой обмен мнениями»).

В политическом портрете много позаимствованного у биографических

описаний. Очеркисты часто обращаются к биографии как исходному и, как

кажется, наиболее легко «просматриваемому» и менее трудному для

воспроизведения материалу. Фрагменты жизненного пути героя занимают

достойное место в очерке-портрете. Биография может войти в очерк как

отдельная главка, как повод для авторских размышлений или как отдельный

фрагмент-вставка, проясняющая идею, помогающая «выстроить» образ героя. И

здесь для журналиста становится важным не просто описание явлений и событий

в их временной последовательности, а выбор из всей жизни героя наиболее

ярких моментов, знакомых читателю, вызывающих у него определенные

ассоциации. По сути, журналист старается найти такие эпизоды в жизни

человека, которые бы соотносились с определенными сложившимися

общественными представлениями, мифами. Миф – это живое воспроизведение

действительности, отличающееся синкретичным единством чувства и мысли,

слова и действия. Мифы всегда имеют под собой реальную основу. Обычно в

мифе содержится одна значимая идея. Определенные действия политика, события

его жизни, заключенные в словесные рамки, приобретают символическое

значение.

Одним из распространенных на сегодня считается миф о начальнике-

хозяйственнике, т.е. мифологические представления, каким должен быть

начальник и хозяин сливаются. При этом следует заметить, что неумение или

нежелание соответствовать мифу о лидере, воплощать образ начальника-

хозяйственника карается санкциями, включающими в себя не только

общенародную иронию, но и отстранение от должности. Так, в портрете вице-

премьера Ю.Маслюкова ("Итоги" 6 октября, 1998 года) в подтверждение мнения

о том, что Маслюков- человек вполне адекватный новым экономическим реалиям,

приводится такой эпизод его жизни: "Он шел наверх не по партийной, а по

хозяйственной линии". Еще один из своеобразных мифов массового сознания,

активно используемый некоторыми журналистами при подготовке материала: как

только какому-либо общественному деятелю официально объявляют борьбу, к

нему моментально вспыхивает массовый интерес, "поворачивающий" общественное

мнение. Это явление получило название эффект "обратного действия". Симпатии

людей в данном случае вызывает раскованность, смелость лидера в критике

существующих порядков. Примером использования подобного мифа может служить

публикация в журнале "Коммерсант-власть",1998,№44. "Реформатор на покое".

Автор обращается к несколько сниженному образу бывшего премьера Б.Немцова:

"Наивный борец с ветряными мельницами, неотесанный провинциал, нечаяно

пригретый славой,- такой имидж пытаются ему создать недруги. Некоторые

этому верят. А он продолжает жить в здоровенной элитной квартире в центре

столицы, носить костюмы от Hugo Boss, путешествовать по интересным странам

лично и слать молодежь на заграничные стажировки. В свободное время он

играет в теннис с Сысуевым и другими старыми друзьями, умеренно выпивает с

Кириенко, Чубайсом и Гайдаром. Это ли не портрет успешного человека?". Еще

один пример использования этого мифа «ЛГ» во время предвыборной кампании

Б.Н. Ельцина. Не самый приятный эпизод из жизни Б.Н. Ельцина был связан с

XIX партконференцией, который придал ему, тем не менее, ореол мученика,

борца за справедливость. В одном из рекламных портретов этот эпизод из

биографии Б. Ельцина преподнесен так: «Помните, как три года назад… через

долгий зал Дворца Съездов шел к трибуне Б. Ельцин? Шел, чтобы сказать

правду о наших болях и нуждах, шел под ненавидящими взглядами тех, кто

привык руководить от имени народа, ничего не давая ему, кроме бесправия,

унижения, нищеты… Путь, на который вступил Ельцин ради наших интересов еще

не пройден до конца».

Особое значение в очерке-портрете занимает эпизод. Это притягивает к

себе массу фактов, ускоряя процесс выявления идеи. Чаще всего очеркист

рисует обстановку, «набрасывает» эпизоды из жизни политика, общественного

деятеля при помощи бессоюзных конструкций, номинативных и безличных

предложений (Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,2000,№47. Л.Кроль. Феноменология

поведения будущего президента России – «Четко соглашается выполнять

невозможное, ненадолго исчезает, заставляя себя ждать, - и появляется,

выполнив. Ничуть не гордится – и вновь, как нив чем не бывало уходит на

новое задание. Быстрые решения. Подвижность во всех суставах, мыслях и

словах»). Иногда эпизод в политическом портрете выглядит так: «К-

ъ»,2001,№16 – «Кто ответит за последствия?» - с угрозой спросил мэр Москвы.

«Как кто? – осадил его Путин. – Мы с вами, Юрий Михайлович, и ответим». Еще

пример: «Итоги»,2000,№25 – «Пятнадцать лет назад он был главным редактором

«Комсомольской правды» с хорошей зарплатой и поездками за рубеж. В плане

быта мечтаний не было – все, о чем можно было мечтать было. И мечталось

тогда о хороших злободневных материалах, да увеличении тиража газеты».

Последние абзацы материала, как правило, содержат элементы прогноза.

Читатель ждет четких выводов: на что способен политический функционер.

Наличие прогноза в политическом портрете легко выделить, выбрав глаголы в

будущем времени («Итоги»,1998,№46 - Юрий Маслюков: «Чиновник, который сумел

опереться на экспортеров может рассчитывать на относительное политическое

долголетие»; «ЛГ», 1999,№42 – Г. Явлинский: «…пробуксовывать он стал где-то

после 96 года, когда уже абсолютно точно стало для всех ясным, что он

никогда не станет президентом. Право, он стоил иной судьбы. Все десятилетие

он оставался мечущимся призраком в ельцинском режиме, но судьба

распорядилась так, что в постъельцинской России ему не будет места»;

«НГ»,1999,№203 – Е. Примаков: «Примаков, несмотря на свой возраст, сегодня

сознательно сделал свой выбор в пользу максимально активной политической

жизни. История дает ему шанс завершения своего пути на высоком посту в

российском государстве. Будет ли этот шанс использован зависит прежде всего

от самого Примакова», «ОГ», 2000,№14 – В. Путин: «Премьер В. Путин с каждым

днем завоевывает все больше сторонников. Путину удается быстро и грамотно

решать чеченскую проблему. У него останется время предпринять какие-то

неординарные действия в других государственных делах – благо репутация

человека, распоряжения которого чиновникам лучше выполнять, для их же

пользы, и поддержка населения у премьера будут. А это серьезный задел на

пути к успеху на президентских выборах»; Прил. «НГ» «Фигуры и

лица»,1999,№17 – П. Бородин: «Не исключено, что, не дождавшись быстрого

удовлетворения в судебных исках, он будет вынужден вновь активно войти в ту

стихию политической борьбы, которой так чуждался в минувшие годы. По

имеющимся сведениям П. Бородин готов побороться за пост московского мэра»).

Иногда прогноз будущей деятельности звучит из уст самого героя

("Итоги",1998,№28 - Григорий Явлинский: "Теперь он появляется после

месячного отсутствия, сообщает, что успешно вылез из инфаркта, и заявляет:

"Я намерен устроить тут одно мероприятие. Я собираюсь выиграть

президентские выборы. И я выиграю.").

Несмотря на всю образную составляющую содержания политических

портретов, исторически ткань словесной материи формировалась для трансляции

рационального знания. Следовательно, возможности для эмоционального

воздействия самого текста ограничены. Этот недостаток словесного знака

восполняется изобразительными элементами. Наиболее распространенной формой

фотографии, сопровождающей портретный материал в газетах или журналах,

является снимок средним планом. Он позволяет запечатлеть в сознании

аудитории индивидуальные особенности невербальной речи политика.

Различные фотоматериалы помогают созданию вполне законченного образа

политика на страницах периодической печати. Хорошо выполненные фотографии

представляют не только внешний и внутренний облик человека, но также могут

проиллюстрировать его отношения с семьей, сторонниками, наиболее выгодные

факты биографии, результаты деятельности.

В ситуации избирательной кампании рассматриваемый мною жанр политический

портрет способен стать эффективным средством воздействия, побуждающим

отдать свой голос за определенного политика, только при условии

включенности конкретной публикации в общую стратегию предвыборной кампании,

которая бы учитывала все слагаемые политического выбора(.

-----------------------

[1] Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.,1965, стр.169-170.

[2] М. Андроникова. Об искусстве портрета. М.,1975, стр.294.

[3] Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. Москва, 1989;

Стерльцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990;

Жанры советской газеты. Москва, 1972;

Пельт В.Д. Аналитические жанры газеты. Москва, 1980;

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. Москва, 1986;

Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975;

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. Москва, 1987;

Черепахов В.М. Работа над очерком. Москва, 1980

[4] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000, стр.9.

[5] Эльсберг Я.Е.Образ в публицистике.//Советская печать, 1960, №10,

стр.20.

[6] Архипов И.Р. Публицистический образ. Москва, 1977, стр.144

[7] Шостак М.И. Журналист и его произведение. Москва,1998, стр.66

[8] Богданов В., Засурский Я. Власть, зеркало или служанка. М., 1998, т.2,

стр.136-137

[9] Яковлев В. //Коммерсант – власть, 1998

[10] Беневоленская Т.А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983

[11] Беневоленская Т.А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983.

[12] Стюфляева М.И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989.

[13] Беневоленская Т.А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983,

стр.23.

[14] Беневоленская Т.А. Указ. соч., стр.54

[15] Социальный портрет. М., 1967, стр.67.

[16] Комсомольская правда. 1972, 11 июля.

[17] Жанры советской газеты. М., 1972, стр.200.

[18] Гусарова А. В защиту человеколюбия.// Литературная газета, 1982, 17

ноября.

[19] Макарцев Ю. Портрет женщины из 1987года. // Собеседник, 1987, № 34.

[20] Сергиев В. Предвидение в политике. М., 1974, стр.51.

[21] Антон Катин. Портрет политика в СМИ // Net культура. Прил. к журналу

«Пушкин», 1998, 1 мая, стр.23.

[22] Виктор Пелевин «Generation «П». М., 1999, стр.207-208.

[23] Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. М., 2001, стр.354.

[24] Дж.Линдон. Политический маркетинг. М., 1990, стр.73.

[25] Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. М., 2001, стр.255.

[26] Советник №1, 2000. Владимир Путин как материализовавшийся имидж.

[27] Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М., 2000, стр.64.

[28] Жмыриков А.И. Как победить на выборах. Обнинск, 1995, стр.45.

[29] Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public relations. С-Пб., 1995.

[30] Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации.

М., 1986, стр.114.

[31] Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М., 1995, стр.34.

[32] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996, стр.59.

[33] Доценко Е.Л. Указ. соч., стр.83.

[34] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996, стр.72.

[35] Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытые спирали молчания. М.,

1996, стр.221.

[36] Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. С-Пб.,

1996, стр.71.

[37] Феофанов О.А. Что может политическая реклама. // Коммунист. 1991, №

12, стр.57.

( Технологическая схема построения и трансляции образа кандидата см. в

Прил. 1., стр. 85.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.