бесплатно рефераты
 

Современное состояние жанра политический портрет

установку, определенное поведение человека по отношению к объекту».[33]

Механизмы манипуляции основываются на властных отношениях и начинают

вступать в силу, когда один человек заставляет другого что-то сделать в

соответствии с его волей. При этом критерием искусно выполненной

манипуляции считается ее незамеченность никем. На практике к приемам

целенаправленного оперирования информацией о человеке относят: отбор фактов

биографии соответственно идеалам адресной группы, а также замалчивание

нежелательных сведений о лидере, либо их интерпретация в нужном ключе.

По мнению специалистов Центра политического консультирования «Николло

М», многие из характеристик политика, как и любого человека, почти

невозможно изменить. Но можно сформировать определенное отношение к ним,

усилив достоинства, то есть представить в виде достоинств некоторые

характеристики, которые прямо к ним не относятся.

К примеру, отсутствие у Б. Немцова политического опыта и его неучастие

в тех или иных видах политической деятельности рассматривалось как плюс,

как свидетельство его свежести, неиспорченности. Невыразительная внешность

В. Путина, его немногословность, нелюбовь выделяться была преподнесена так:

«не мастак разговоры вести, зато дело делает».

На сегодняшний день специалисты социологи со всей уверенностью могут

утверждать, что основы для манипуляции заложены уже в самой природе

социума. «Общество само создает необходимые и достаточные предпосылки для

полноценной манипуляции».[34] С одной стороны, сам лидер – жертва

манипуляции со стороны толпы, которая, возбуждая желание властвовать,

взваливает на него ответственность – доверяет! А с другой стороны, лидер

платит той же монетой, распоряжаясь по собственному усмотрению подопечными,

не посвящая их в полноту своих замыслов.

Подобное объяснение существования манипулятивного воздействия в любом

социально развитом обществе предельно актуальным становится в условиях

сегодняшней российской действительности. Исследователи часто подчеркивают,

что в самом менталитете русского народа издавна заложена тяга к сильному

управляющему началу. По данным центра социологических исследований «Ромир»,

55 % граждан на вопрос об основных целях России на ближайшее десятилетие

ответили, что для них самым важным является установление и поддержание

порядка в стране. Экономические и социальные факторы при этом отошли на

второй план.

Российская потребность в сильных, волевых политических деятелях,

способных принять на себя ответственность за положение дел порождает

обязанность лидера демонстрировать однозначные, четко определенные черты и

качества, которые были бы ярко выражены и подтверждались бы множеством

деталей.

Лидер в России для того, чтобы иметь возможность проявлять себя в

таком виде деятельности как политика, должен восприниматься человеком,

умеющим добиваться успеха и побеждать. Поэтому важнейшей задачей

общественного деятеля перед лицом публики становится выработка оптимального

стиля самопредъявления, конструкция публичного «я». При этом созданный

имидж будет отражать, конечно, не все личностные качества политика, но по

возможности лишь те, которые привлекают публику.

О жизненности и необходимой реальной основе воспроизводимого имиджем

свидетельствует и сам процесс политической кампании, который помимо

инструментальных (выбор) выполняет и ряд символических функций.

Во время избирательной кампании политик получает возможность в

совершенстве узнать о тех проблемах людей, которые требуют его участия,

понять потребности общества, выработать свой стиль и методы дальнейшей

работы. В избирательной кампании происходит «узаконивание» будущего

лидерства посредством действующих правил и законов.

Имидж – целенаправленно продуманный образ, составляющие идеи и мысли

которого обычно предстают в виде кратких, лаконичных форм, рассчитанных на

неоднократное повторение с помощью всех средств, задействованных в

политической кампании. Грани имиджа складываются в процессе работы всего

обширного комплекса рекламных форм.

Прямую цель – создание образа политика, содержат в себе все виды

политической рекламы и технологии PR.

Первобытная самореклама приобретает политический оттенок, когда

начинает использоваться в интересах достижения социального престижа и, если

возможно, власти, а в случае обладания ею – для утверждения, укрепления и

расширения господства. Раньше достижению этих целей могла способствовать

репрезентация комплекса качеств самой личности: физической силы, ловкости,

мужества, мудрости, жизненного опыта, интеллекта, умений, среди которых

главным в первобытном обществе считалась магия – умение управлять силами

природы на благо человека. Так или иначе, комплекс, подлежащих

репрезентации качеств, включал те человеческие характеристики, которые

соответствовали представлению о лидере в рамках норм, сложившихся в данном

сообществе. Все это способствовало закреплению информации о могуществе

какого–то отдельного человека, об определенных успехах в организации жизни

племени, о боевых победах.

К средствам демонстрации вышеназванных сведений можно отнести

предъявление материальных доказательств в виде охотничьих трофеев,

варианты тату, раскрасок, элементы одежды и причесок, изображения тотемов.

Первобытные формы рекламы могли содержать метафоры и образы, сопровождающие

обращения к вождям: «О, ты, внушающий благоговение, ты, дикий зверь, ты,

лев, ты, царь небес!».

Распространенной письменной формой, рекламирующей политика, в

античности были «графити» - надписи на стенах. Среди «графити», найденных в

Помпеях, по содержанию многие, возможно, относятся к борьбе за власть

римских граждан: «Если кто отвергает Квинтия, тот да усядется рядом с

ослом».

С развитием искусства и достижением портретного сходства с оригиналом

появилась тенденция приукрашивать внешность власть предержащих, создавая

более благоприятный для восприятия образ. Так, скульптурное изображение

Перикла позволяет сделать вывод о том, что уже в то время начали

предприниматься попытки облагородить внешний облик политика в рекламных

целях. Все условия для этого предоставлялись нормами изображения людей в

Греции. То, что не укладывалось в эти классические нормы, считалось не

достойным «портретного» изображения.

Возникновение в Западной Европе гравировального искусства, а позднее

изобретение типографского станка Иоганном Гутенбергом предоставили широкую

возможность для тиражирования портретов деятелей, информации о них и

провозглашаемых ими идеях.

Вклад ХХ века в совершенствование средств политической рекламы

огромен. Сегодня проводниками рекламных сообщений могут выступать

материалы, приготовленные для почтовой рассылки (direct mail), печатная

продукция, предназначенная для распространения на улицах города (уличная

коммуникация), различные виды сувенирной продукции со сведениями о политике

(наружная реклама) и, наконец, информация, передаваемая с помощью газет и

журналов, радио и телевидения, интернета.

Реальность ХХ века, определяемая в первую очередь развитием СМИ и

технических средств быстрого тиражирования продукции, существенно увеличила

возможность воздействия на массовые настроения общественности.

Именно поэтому изучение современных общественных процессов неизменно

влечет за собой вопрос о той роли, которую выполняют средства массовой

информации в жизни каждого человека.

«Когда население спрашивают, кто в современном обществе обладает

слишком большой властью, на одно из первых мест всегда выдвигаются средства

массовой информации».[35]

СМИ – развивающаяся система, эволюционирующий социальный организм. В

динамике СМИ можно наблюдать как положительные результаты, так и негативные

последствия. Существует множество связей между журналистикой и тем видом

деятельности, необходимую часть которого составляет взаимодействие со СМИ с

целью осуществления контроля за отражением в массовом сознании фактов

политической действительности и психологической переработкой информации об

этих фактах. В отдельных случаях характер этих связей тонок, поэтому и

позволяет говорить о том, что современная журналистика, кроме основных

целей (информировать, ориентировать, просвещать, развлекать), имеет

дополнительные, сугубо психологические: изменять или поддерживать установки

аудитории, превращать их в убеждения, формировать внутреннюю готовность

воспринимать или интерпретировать объекты политики или эпизоды

социально–политической действительности вполне определенным образом, то

есть извлекать из информации определенный, изначально заложенный смысл.

Вопрос о правомерности существования дополнительных функций журналистики

или о границах влияния mass-media до сих пор остается дискуссионным.

Отношение к средствам массовой информации варьируется от понимания

исключительной роли СМИ в способе познания мира, в обеспечении динамики и

статики общества, в поддержании социального взаимодействия до неприятия

деятельности СМИ как мощной разрушительной силы, подвергающей человеческое

сознание насилию средствами манипуляции, принуждению и побуждению личности

к необходимым действиям. Специалисты, разделяющие второй подход к

определению современного состояния СМИ, свою позицию объясняют так: «В

практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного

стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям

окружающей среды формируется стандартизированных упрощенных представлений

(стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток

«организованных» новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо

отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие или

определенного человека».[36]

Реальность огромного воздействия СМИ на человека неоспорима, поскольку

возможности для этого заложены уже в самой природе СМИ.

Средства массовой информации – это односторонняя, опосредованная, публичная

коммуникация. Коротко следствие из этого выражается в том, что массовая

коммуникация противоположна естественной человеческой коммуникации –

разговору. Она далека от модели простой беседы. Вот почему индивид бессилен

перед средствами массовой информации.

Французский ученый Габриэль Тард еще в 1892 году пришел к выводу, что

эпоха толп сменилась эпохой публик, формируемых массовыми изданиями.

Фундаментальный вывод Тарда во многом определил его время, а к началу XXI

века стал предельно актуальным в отношении СМИ.

Разработчики стратегии политической кампании в полной мере осознают

возможности СМИ. И в этом отношении большое внимание с их стороны отводится

двум вещам: способности СМИ четко формулировать «повестку дня», определять,

что актуально и к какому вопросу, явлению или персоне следует привлечь

всеобщее внимание, а также возможности современных СМИ тиражировать образ

политика, доминанты которого просчитаны специалистами в области PR.

На сегодня отношения PR–структур политика и СМИ носят характер

взаимодействия. Как правило, все сообщения исходят от лидера, его задача

сформировать как можно больше информационных поводов из тех сообщений,

которые были заранее определены для возможного использования в «раскрутке»

имиджа политического деятеля.

С некоторой долей условности, работу PR – структур в этой области

можно назвать «производящей смыслы». Однако само «производство смыслов» в

руках СМИ, поскольку передача информации в огромной мере зависит от уже

существующего взгляда на вещи, поэтому для СМИ важно, чтобы передаваемые

сообщения отвечали интересам публики. В свою очередь политические

консультанты результат работы со СМИ видят в переводе публичного интереса в

нужное направление, отвечающее задачам их деятельности, и поддержания

восприятия имиджа политика в заданном эмоционально-смысловом тонусе. Для

осуществления этого PR-структуры стремятся придать всей информации,

распространяемой о политике в СМИ не только непрерывный, но и

контролируемый, управляемый характер.

В зависимости от каналов распространения информация о политическом

лидере в СМИ может присутствовать в разных формах: на телевидении –

объявление, новостной сюжет, видеофильм, видеоклип; на радии – объявление,

новостной сюжет, радиопостановка; и, наконец, в газетах и журналах –

объявление, статья. Работа над каждой формой сообщения требует особой

творческой процедуры, зависящей от специфики и характера освещения событий,

явлений, персон на TV, радио, в газетах или журналах, технической

оснащенности, да и общего настроя на определённый результат. Печатный

материал скрывает за аккуратными рядами строк колебания души, реакцию на

неожиданный вопрос, неровную речь, какие-то особенности внешности, словом,

всё то, что так беспощадно могут обнажить телевидение или радио.

Имидж лидера, преподносимый со страниц периодической печати, легче

контролировать, удерживать в заданных рамках, чем, например, телевизионный.

При выборе проводников преподнесения имиджа политика (телевидение,

радио, газеты и журналы) роль, которую играет периодическая печать весьма

значительна. Безусловно на характер изложения сведений о политики влияют

качества газетно-журнального текста: статичность и фиксированность.

Статичность газетного листа даёт возможность подробнее ознакомиться с

предлагаемыми фактами, а также помогает восприятию прямого словесного

выражения характеристик лидера и опосредованного, выраженного в констатации

определённых поведенческих реакций в различных ситуациях.

Фиксированность текста позволяет прочнее закрепиться всей информации о

лидере в сознании реципиента, и при достаточной притягательности сообщения

возвратиться к нему в случае необходимости.

Рассматриваемый мною жанр, политический портрет, в центре внимания

которого находится личность политика, служит для наиболее полного печатного

воплощения его имиджа.

Политический портрет, как концентрированный печатный вариант

публичного образа лидера, имеет свои, присущие только этой форме,

особенности передачи информации:

1. вбирает в той или иной мере все элементы, характеризующие

лидера, предполагает своеобразный сгусток актуальных и

достаточных для завершения однозначного образа информационных

фрагментов;

2. характеризуется достаточно большим, по сравнению с другими

формами воплощения имиджа, объёмом. Это оправдывается

необходимостью охвата максимально большой аудитории, а также

спецификой выбора темы – личность со всей сложившейся системой

ценностей, жизненных установок и требований;

3. обладает определенной гибкостью в плане формы.

Учитывая, что политический портрет наиболее успешно доводит до

общественности такую, например, информацию, как подробности биографии или

сведения о профессиональных и деловых качествах кандидата, невозможно не

оценить участие этого жанра в условиях выбора, когда политическим деятелям

предстоит преодолевать пассивность электората и выдерживать жесткую

конкуренцию. Содержательный материал политического портрета должен

«…преподнести в крайне доступной эмоциональной, оригинальной, легко

запоминающейся форме суть политической позиции кандидата, настроить на его

поддержку, сформировать и укрепить в массовом сознании определенное

представление о его характере, создать желаемую психологическую установку,

предопределяющую направление чувств, симпатий, а в случае ближайших выборов

и действий человека».[37]

По своей сути подобные материалы считаются рекламными публикациями,

поскольку непременной составляющей таких текстов считается прямая или

косвенная оценка, передающая отношение к политику и, при этом,

согласованная с ним. Автор «подсказывает» читателю точку зрения на

описываемого человека, иначе формирует оценку, определяющую установку

восприятия для читателя. Необходимо заметить, что средства, используемые

как для формирования положительного образа политика (реклама), так и для

актуализации в имидже какого-то политика невыгодных черт (антиреклама)

имеют сходные механизмы работы, различающиеся только противоположными

установками. Политические портреты конкурентов – тоже не редкий случай в

сегодняшней журналистской практике.

Неспециалисту, как правило, очень трудно вычленить рекламу (или

антирекламу) в таком виде из всего общего потока журналистских материалов.

Доверие к определенному изданию, таким образом, переносится и на

публикации.

При этом использование некоторых жанров публицистики, будь то

портретное интервью или очерк-портрет, в интересах рекламы позволяет

обращаться к достоинствам, характерным для каждого из них.

Естественно, каждая жанровая форма диктует свои особенности

исполнения, по-своему интерпретирует фактический материал и обрамляет его в

разную структурную форму. Однако, независимо от этого, политический портрет

представляет собой комплекс сведений о лидере, условно разделенный на

личностный и программный блоки.

Личностный блок – информация о внешнем облике политика, его

профессиональных качествах, образовательном уровне, значимых фрагментах

биографии, общественной и профессиональной деятельности, достижениях («НГ»,

1999, №189. С. Неборак. Александр Мороз. Кандидат в доктора: кто вылечит

Украину? – «…да, и, вообще он чужд бизнеса. Сам Мороз отмечает одним из

лучших своих качеств – юмор. К другим положительным качествам можно отнести

трудоспособность, способность к компромиссу, умение свободно общаться с

аудиторией, убеждать ее»).

Программный блок выглядит как концентрат политической позиции и

краткое изложение идей лидера («НГ», 1999, №189. С. Неборак. Александр

Мороз. Кандидат в доктора: кто вылечит Украину? – «…отстаивает социально-

демократические взгляды. К таковым можно отнести признание Морозом

равноправия всех форм собственности, а также безоговорочное признание им

украинской государственности»).

Цель публикации информации о политическом деятеле в форме портретного

интервью – убедительно воздействовать речью («НГ», 1999,№212. Борис Федоров

– один из главных претендентов на пост губернатора Подмосковья):

Независимые люди всегда не очень удобны – «- А вы не боитесь, что все эти

вопросы станут поводом для серьезных конфликтов? – Как известно, Федоров

ничего не боится. Я считаю, что все должны платить налоги. Если стану

губернатором, постараюсь сделать так, что общий уровень налогообложения у

нас будет ниже чем в Москве. Чтобы крупные бизнесмены, которые сейчас сидят

в столице, подумали: «Ага, здесь 35%, а там 20. Так, может, лучше там

зарегистрироваться?»).

Обычно рекламный вариант портретного интервью содержит декларацию

личных взглядов политика («НГ», 1999, №137. Д. Косырев. Министр, не

играющий в политику – «- Не помните, какой была самая первая бумага,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.