бесплатно рефераты
 

Современное состояние жанра политический портрет

до наших дней. Поищем ответ, где же все-таки в нашем прошлом в «женской»

отрасли произошла осечка? Могли мы продвинуться дальше? Сделать более

содержательным и счастливым женский труд?».[19]

90-е годы стали временем, когда по всем изданиям стали проходить

портретные линии хозяев жизни – удачливых предпринимателей, преуспевающих

людей. В этих материалах советская формула героя «человек на своем месте»

сливалась с западной «человек, сделавший свою судьбу». Актуальным для таких

портретов стал не только «феномен личности» (личная ответственность и

порядочность, боль и раздумье обо всех), но и «феномен удачи» или «сюжет

Золушки». Непосредственно в описании человека читательский интерес

сосредоточился на конфликтах, которые не были привнесены извне, но

показывались как ошибки и сомнения героя в поисках пути.

На большинстве портретных материалов, вышедших в 90-е годы можно

проследить следующую тенденцию: чаше всего разработке характера уделяется

больше внимания, причастность же героя к «объединяющему социально

родственному кругу обозначений» прописывается, как правило, тезисно.

В каждом портретном материале упор делается на детальное раскрытие

двух-трех качеств героя. И тут во власти автора одни характеристики

выдвинуть на первый план и подробно осветить, другие – лишь назвать, не

раскрывая, а о третьих совсем умолчать. Характер героя в публицистике –

всегда только версия. В жизни он не может быть так завершен, как

единственно целостная авторская концепция материла на страницах

периодической печати. Даже при самом тщательном описании человека всегда

есть некий принципиально непостижимый остаток.

Появление любой персоны на страницах нынешних газет и журналов

сопровождается следующим подходом журналиста к работе над портретным

материалом:

1. Самое важное передается через наблюдение за поведением героя;

2. Отмечаются парадоксы судьбы;

3. Привлекаются образные ассоциации и наглядные эпизоды.

Отдельным в ряду портретов деятелей стоит политический портрет. Вобрав

в себя все основные черты жанра, профильный портрет политика обладает

своими особенностями, обусловленными как практикой существования этой формы

на страницах печати, так и развитием российской политической культуры в

целом.

Формирование жанра политический портрет началось с возникновения в

истории цивилизации отношений власти. Основная особенность восприятия

власти русскими людьми – это ее персонификация. В Российской истории

личность всегда играла важную роль. Власть олицетворяло лицо: князь, царь,

вождь, президент.

Фигуры политических деятелей чрезвычайно важны для публики, поскольку

они позволяют свести все сложные и безличные процессы политической жизни к

действиям отдельных личностей.

Конкретные личности, действующие в политике, делают ее доступной для

понимания, человечной, позволяют людям приписывать им ответственность за

ход событий. Поэтому политические деятели, внесшие заметный вклад в

историю, всегда вызывали интерес у своих современников и потомков. Этот

интерес никогда не ограничивался информацией об их деятельности на

политической и общественной арене. Известный деятель всегда привлекает

внимание именно как личность – всем своим нравственным и интеллектуальным

обликом, мотивами своих действий, своими прозрениями и просчетами.

Какой личностью является тот или иной политик, какие чувства, символы

и идеи ассоциируются с ним, имеет для публики первостепенный интерес. В

полной мере удовлетворить общественную потребность в информации о лидерах

призваны материалы, в центре которых политический деятель со своим духовным

миром, характером, раскрывающихся в общезначимых действиях, напряженных,

подчас, конфликтных ситуациях, в биографических эпизодах, в мыслях, речи и

даже внешнем портрете героя. Портретный очерк считается признанным жанром

способным сформировать грани образа политика в массовом сознании. Во власти

этого жанра быть подтверждением сложившегося у людей образа деятеля, либо

полностью опровергать его.

Еще одна особенность портрета политика - это осложненность этой формы

задачей политического прогноза. «Политический прогноз можно определить как

формируемый в сознании людей и описываемый идеологический образ, в том

числе предположительной, вероятной направленности и интенсивности действий

партий или отдельных людей».[20] Прогноз в политическом портрете отвечает

на вопрос, чем для избирателей обернется назначение или неназначение

описываемого политика на претендуемую должность, либо предстает в виде

четких выводов автора материала о способностях героя действовать в

политике, решать общественно – значимые задачи.

Далеко не последнее место среди характерных особенностей политического

портрета занимают обычно четко проступающие в материале политические

интенции автора. Авторы публицистического жанра политический портрет не

пытаются прикрыть свою тенденциозность, свою позицию, не скрывают своих

симпатий и антипатий. В образе политика всегда отражается определенный

эмоциональный настрой публициста. Присутствие этой черты в журналистских

материалах объясняется традициями восприятия политических процессов в

России, для которых свойственно стирание граней между политическим и

неполитическим, общественным и личным.

«Внимание, привлекаемое политиками, всегда несет оттенок

иррационального. В России политиков не разглядывают, их пожирают глазами,

заклинают, проклинают, боготворят. В них вкладывают частицу души. Отсюда

мистика политического портрета вообще и Российского в частности. В

политический портрет во все времена добавляли биологические ферменты:

слюну, елей, яд, сперму. Его всегда соотносили с собственной судьбой,

личными политическими амбициями и пристрастиями.

Ожидание, надежды, заклятия и пророчества легко прочитываются даже в

профессионально поданных аналитических материалах – таков наш политический

портрет».[21]

Глава 3 Жанр политического портрета на фоне избирательной кампании в России

«Неожиданно Татарскому показалось, что депутат действительно

неживой – его тело было совершенно неподвижным, шевелились

только губы и изредка веки.

- Да, да, и этот тоже – сказал Морковин. – Только его погрубей

просчитывают, их много слишком. Он эпизодический. Это

полубобок. Ну, так мы думских трехмеров называем. Динамический

видеобарельеф – проработка вида под одним углом. Технология та

же, но работы меньше на два порядка.

- Но ведь это же грандиозное надувательство.

- Ой, - наморщился Морковин, - только этого не надо. Надуем –

громче хлопнут. Да ты чего? По своей природе любой политик –

это просто телепередача. Ну, посадим мы перед камерой живого

человека. Все равно речи ему будет писать команда

спичрайтеров, пиджаки выбирать – группа стилистов, а решения

принимать – Межбанковский комитет. А если его кондрашка вдруг

хватит – что, опять всю бодягу затевать по новой?»[22]

Виктор Пелевин

Безусловно, для действующего политика чрезвычайно важно внимание

прессы как к собственной персоне, так и к своим инициативам на посту. Но

особое значение интерес СМИ к личности политического деятеля приобретает в

период перед выборами, когда обостряется политическая борьба, когда

возрастают шансы на достижение вершин власти. Поэтому имеет смысл

рассмотреть публицистический жанр политический портрет в системе

избирательной кампании.

На сегодняшний день как политики, так и окружающие их люди понимают,

что у большинства появилась возможность не только оценивать политических

лидеров по, так сказать, конечному результату их деятельности, но и влиять

на предоставление им самой возможности вершить политику, на вероятность

достижения ими власти.

Новейшая политическая история России насыщена электоральными

событиями. Так, «с 1989 по 2000 годы в нашей стране было проведено семь

общенациональных избирательных кампаний: пять парламентских, три

президентских, три общенациональных референдума, а также огромное число

кампаний по выборам в местные органы власти, восемьдесят девять субъектов

федерации (двадцать одна республика, шесть краев, десять автономных

округов, одна автономная область и два города федерального значения)».[23]

Политическая ситуация 90-х годов дала мощный толчок к развитию сферы

политической рекламы и PR. Начал формироваться социальный заказ на

исследования по электоральному поведению, восприятию образов власти,

политиков и лидерству.

Если необходимым условием активного существования и совершенствования

коммерческой рекламы считается наличие отношений свободного рыночного

обмена, то сфера политического PR возникает и развивается только в такой

внешней среде, характер которой можно назвать конкурентным. Основными же

определяющими в этом случае становятся понятия: политический выбор и

предложение, волеизъявление избирателей, отношения соперничества. По мнению

французского специалиста по рекламе Д. Линдона политический PR – это

«совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические

органы и органы власти с двойной целью: определить свои задачи и программы

и повлиять на поведение граждан».[24]

Помимо основной цели: посредством правдивой и полной информации

достичь взаимопонимания, выработать механизмы взаимодействия власти с

общественностью, у политического PR существует и более ограниченная: помочь

политическим партиям и кандидатам разработать и провести эффективную

избирательную кампанию.

В России оценка практики политического PR достаточно неоднозначна.

Самая распространенная трактовка этого термина осуществляется в рамках

понятия административный ресурс, за которым обычно стоит мощная поддержка

со стороны людей, уже находящихся у власти.

«После выборов 1999 – 2000 годов в профессиональной среде стали

поговаривать об отмирании профессии «пиарщика». Появилась новая страшилка

для масс – административный ресурс».[25] Административный ресурс в действии

можно проиллюстрировать выдержкой из статьи, посвященной ходу предвыборной

президентской кампании: «До заветной отметки «50%+ один голос» может по

расчетам путинских штабистов не хватить не более пяти – семи процентов. «Ну

так эта проблема отлично решается путем «правильного» подсчета голосов», -

цинично заметил один из них».[26] Политический обозреватель газеты

«Сегодня» А.Цуладзе свое отношение к политическому PR определяет так: «

Российский PR далек от идеала. Термин «PR» - лишь условное обозначение,

модное словечко, которое позволяет напустить дыму вокруг деятельности

политтехнологов. Дать определение российского PR невозможно, потому что под

этим термином, в принципе, можно понимать все, что угодно».[27]

И все же, несмотря на всю критику в адрес работы политических

консультантов, за последнее десятилетие PR в России стал неотъемлемой

частью политического процесса в целом.

Любая политическая кампания по своей сути – инструмент,

необходимый для осуществления процедуры избрания человека на определенный

пост.

Владение, равно как и возможность беспрепятственного получения знаний

о том, какие психологические механизмы побуждают или заставляют людей

признавать в одном человеке лидера, а другому отказывать в праве,

привилегии и ответственности на такое признание, заставляют сегодня многих

говорить об избирательной кампании как о процессе поддающемся анализу,

регулируемому и прогнозируемому. На практике сведения, касающиеся

политического лидерства, в своем большинстве опираются на базовые знания о

природных психологических характеристиках и особенностях, свойственных

каждому человеку.

Так, появление нового лица во власти со стороны общественности

сопровождается развивающимся процессом его восприятия. При получении какой-

либо информации о внешней ситуации человек формирует внутренний образ этой

информации.

«Восприятие – простейшая из свойственных только человеку форма

отражения объективного мира в виде целостного образа. Рассмотрение

факторов, влияющих на формирование у электората образа – знания, образа –

значения, образа – потребного будущего политического лидера – стадии,

касающиеся долгосрочного планирования роста политического лидера».[28]

Первый этап начала развертывания всей схемы предвыборной кампании

составляет тщательное исследование избирательной среды. Социологический

анализ позволяет более глубоко проникнуть в настроение электората, выделить

группы и дать им соответствующее определение, характеризующее идеалы людей,

проживающих в регионе данного типа. Но этот этап предполагает не только

выяснение того, каким электорат хочет видеть своего избранника, но и работу

непосредственно с самим кандидатом.

Известно, что определяющим для любого политика становится общение

опосредованное. Это означает, что в результате коммуникации между политиком

и аудиторией появляется такой промежуточный элемент как имидж лидера,

публичное «я» человека. По мнению автора работы «Приемы рекламы и Public

relations» И.Л.Викентьева, у каждого объекта, будь то человек или явление,

есть своя имиджевая окраска. Объектов без имиджа не существует, ибо

отсутствие имиджа – тоже имидж.[29]

Имидж в отношении политика выступает как целенаправленный, продуманный

образ, который отвечает важнейшей задаче, характерной для деятельности

практически всех публичных лидеров: взаимодействие с публикой и завоевание

ее поддержки.

Никто не знает полного объема тех средств, которые затрачиваются на

формирование имиджа личности. Но эти затраты однозначно оправданы

негативным эффектом стихийного формирования имиджа. Построение имиджа – это

работа, которая ведется по двум направлениям: с одной стороны учитываются

характеристики массового сознания, изучаются настроения избирателей в

отношении своего потенциального героя, с другой – определяются конкретные

преимущества кандидата, то есть его характеристики, которые превосходят

аналогичные характеристики конкурентов.

Результат работы в первом направлении выражается в образе, который в

полной мере отражает ожидания электората. «Формы образов чаще всего берутся

из готового запаса: у человека существует специальная образная память. Она

формируется, накапливается и будет «врываться» на поле восприятия для

встречи объекта, несущего новую информацию».[30] По-другому этот процесс

создатели имиджа называют подбором адекватного типажа.

Любой политик в сознании общественности соответствует определенному

образу – герою: мудреца, воина – защитника, царя – кормильца, борца за

справедливость. В каждой культуре (и даже в каждом регионе) существует свой

набор вариантов. Каждый из них несет в себе определенный сюжет, мифологему,

матрицу и формирует проблему и способы ее решения. Обобщенный характер этих

образов свидетельствует о том, что они не сказываются в одночасье.

Заготовленные жизненным опытом всего человечества они активизируются в

сознании людей в связи с потребностями времени, да и общей социальной

ситуации.

Вторая составляющая в построении имиджа всецело зависит от

особенностей внешности, характера, биографии, стиля и манеры поведения

самого политика.

Набор личностных черт лидера совпадает с набором предпочтительных черт

личности вообще. И все же профессиональная пригодность политика,

возможность выполнения им определенных политических задач будет оцениваться

соответственно степени владения такими качествами: организаторские

способности, мыслительные возможности, кругозор, образованность,

коммуникабельность, убежденность, решительность, требовательность,

компетентность и другие. По мнению одного из известных специалистов в

области политической рекламы Дж.Уитнцера кандидат должен иметь одну или

несколько черт, которые бы всех вдохновили. Он должен быть привлекательным,

динамичным, человечным, излучать уверенность и твердость.

Отдельно взятое качество, заключенное в рамки образа – доминанта

имиджа – легче воспринимается, поэтому быстрее вызывает цепь устойчивых

ассоциаций.

Технологию построения имиджа политика можно проследить на примерах.

Так, в борьбе за президентское кресло Ф.Миттерана и Ж.-Д.Эстена советник

Миттерана Ж.Сигела, ориентируясь на его облик сформулировал доминанту его

имиджа – «спокойная сила». Крепкий, основательный Миттеран показался

избирателям более способным справиться со сложной в то время экономической

ситуацией в стране. Одной из ожидаемых характеристик лидера была названа

способность вызывать доверие. В образе Миттерана усиленно акцентировали

незаурядность личных качеств, профессионализм, компетентность, деловитость.

Другой пример – образ А.И.Лебедя, отличительная черта которого –

«командный голос». Это автоматически актуализирует характеристики «офицер,

генерал», из чего потом логически следует «умение управлять в военной

обстановке». Далее это «умение» переносится и на обычную мирную жизнь.

Соотношение реальных черт, которыми обладает политик, и актуальных

потребностей общества в определенных присущих лидеру качествах в имидже

каждого политического деятеля порождает большое количество поводов для

дискуссий.

С помощью имиджа политические советники легко и быстро доводят до

массовой психологии, что тот или иной кандидат поможет осуществлению их

притязаний, и люди спешат проголосовать за исполнение своих желаний.

«Современные политические лидеры учитывают возникающие массовые настроения

в своей деятельности, и соответственно, манипулируют ими, играя на желаниях

и стремлениях масс».[31]

«Отражение, которое существует независимо от отражаемого»,

«виртуальный информационный объект», «галлюцинация, введенная

политтехнологами на основании уловленных ожиданий избирателей», и другие –

вот неполный перечень дополнительных значений, сопровождающих определение

имиджа. В этом случае суть процесса создания имиджа сводится к пониманию и

использованию политиком на практике механизмов воздействия на психику

человека, личностного влияния, манипуляции.

«Манипуляция - это психологическое воздействие, нацеленное на

изменение направления активности другого субъекта».[32] Человека заставляют

думать об одном и том же объекте, каждый раз добавляя все новую, заранее

подготовленную информацию к размышлению. Целенаправленное преобразование

информации необходимое для построения имиджа, причисляется к одной из

основных составляющих манипулятивного воздействия. Так, Е.Л.Доценко

отмечает, что «…имидж – это специально изготовленный образ, в котором

главное не то, что есть в реальности, а то, что мы хотим видеть, что нам

нужно. Имидж создает заданную специально социально – психологическую

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.