бесплатно рефераты
 

Авторские проекты в Интернете

каких бы то ни было структур, реально же это невозможно по нескольким

причинам: прежде всего, из-за объема информации, рост которой происходит в

геометрической прогрессии и не собирается останавливаться. По разным

оценкам, сейчас к Сети подключено 150-200 миллионов компьютеров и если

каждый может стать потенциальным источником информации, то контролировать

такие объемы представляется невозможным. Даже если в этом объеме и удаться

найти что-то противозаконное и ограничить к нему доступ, есть тысячи других

мест, на которых можно будет продублировать эту информацию, при этом

географически сервера, на которых будет размещена запретная информация,

могут находиться на территории другой страны, законы которой не признают

эту информацию запретной.

Обычно попытки запретить что-то, если это не детская порнография, а

информация, связанная со спорными моментами лицензионных и смежных с

авторскими прав и чем-то подобным, когда можно выделить «плохих» (жадные

корпорации, наживающиеся на чрезмерно жестких лицензионных нормах) и

«хороших» (добрые парни, считающие, что информация должна быть свободной),

заканчиваются тем, что многие становятся на сторону «хороших», начинают

дублировать запрещенную информацию и раздувают скандал до такой степени,

что об информации узнают гораздо больше людей, чем знало до запрета.

Мультимедийность.

Мультимедиа — совместное использование в компьютерных приложениях

нескольких средств передачи информации (media), таких, как: звук,

изображение, видео.

Основой разных СМИ являются разные средства передачи информации (media).

В печатных СМИ — это текстовая и графическая информация, на телевидении —

видеоряд и звук, на радио — звук. Особенностью интернета является то, что

Сеть — это мультимедийная среда, то есть мы можем использовать любой набор

медиа — от текста до видео.

Это позволяет интернету использовать все преимущества других масс-медиа,

однако это вовсе не означает, что интернет заменит, например, телевидение

(по крайней мере, в ближайшем будущем). Во-первых, принцип бритвы Оккама

гласит: «Не следует плодить сущностей сверх необходимости». Нет смысла

создавать аналог телевидения в интернете, пока телевизионный сигнал можно

передавать с помощью радиоволн дешевле и эффективнее. Во-вторых, интернет

может использовать любой набор медиа, однако не все эти медиа являются

базовыми в интернете. Базовым медиа в Сети является гипертекст, остальные

используются в рамках гипертекста как средства расширения его возможностей,

размещаемые в узлах этого гипертекста (гипермедиа).

Что это дает:

- возможность использовать в интернете сильные стороны других масс-

медиа.

Использование этого качества вместе и другими характеристиками интернета

дает большие результаты, чем использование «обычных» масс-медиа. Например,

прямая видео-трансляция какого-нибудь значимого события через интернет

может быть более востребована, чем телевизорная трансляция, благодаря

большей независимости от местонахождения (location-independence), чем у ТВ,

и меньшей стоимости трансляции (прямой эфир на ТВ с таким географическим

охватом аудитории несоизмеримо дороже).

Использование баз данных.

База данных — это обширная коллекция связанной информации,

организованная для легкого доступа (обычно на компьютере). В базе данных

вся информация хранится в единственном экземпляре, поэтому всякое

существенное изменение делается в одном месте. Эта характеристика,напрямую

связана с мгновенной архивацией и с гипертекстуальностью.

Вместе с характеристикой «автоматизация» использование баз данных

позволяет осуществлять, например, поиск среди документов на сайте.

Автоматизация (программируемость).

Сайт в сети — это не только набор гипертекстовых документов. Используя

набор программного обеспечения (скрипты), работающего на сервере, можно

сделать так, чтобы сайт реагировал на действия пользователя, то есть был

интерактивным.

Само использование гипертекста предполагает некую интерактивность

документов: пользователь может активировать ссылки и осуществлять

произвольную навигацию, однако программируемость и интерактивность в данном

случае — понятие несколько иного порядка.

Под интерактивностью я понимаю не только возможность для конечного

пользователя менять порядок отображения информации для самого себя, но и

как-то вмешиваться в саму информацию (контент) на сайте: например,

оставлять свои отзывы в форумах или гостевых книгах, причем эти отзывы

будут доступны для всех пользователей.

Автоматизация дает сетевым СМИ то, о чем мечтали все традиционные СМИ:

мгновенную обратную связь с читателями.

Автоматизация позволяет предоставлять пользователю то, что на языке веб-

разработчиков называется сервисами: от поиска на сайте, подписки на новости

по электронной почте до курса доллара, информации о погоде и прочем.

Автоматизация так же сильно упрощает процесс обновления информации на

сайте, тем самым еще больше снижая его себестоимость. Существуют системы

публикаций (системы управления контентом), в которых пользователю не

обязательно знать язык разметки HTML.

Временная независимость, мгновенная архивация.

«Сеть напоминает город, в котором никто не убирает трупов — но и трупы, в

свою очередь, не разлагаются, не воняют, а лежат себе тихонько, никого не

трогают, и только иногда споткнувшийся о труп ругнется раздраженно и дальше

побежит. Делать со всем вышеперечисленным, похоже, нечего. Вывод же

напрашивается, мне кажется, простой и понятный: расширение сети и засорение

сети — это, очевидно, практически одно и то же. По всей видимости, сама

концепция сети как свободного информационного пространства, где каждая

домашняя страничка есть не что иное, как СМИ для особо узкой целевой

аудитории, подразумевает, что крупные, регулярно обновляемые ресурсы все

более и более будут чувствовать себя, как искусственные спутники на забитой

космическим хламом земной орбите. С той лишь разницей, что сама мысль об

очищении «орбиты» звучит применительно к интернету не то утопично, не то

преступно».

СМИ можно разделить на работающих в режиме реального времени (ТВ, радио)

и со сдвигом во времени (печатные СМИ). Первые обладают большей

оперативностью, между событием и его отражением в СМИ может пройти меньше

секунды (прямой эфир), вторые менее оперативны, но они доступны

пользователю в тот момент, когда он захочет.

В интернете же сосуществуют оба режима: режим реального времени (live)

и/или режим архива (time-shifted), причем архивация наступает сразу же в

момент помещения документа на сайт.

Режим реального времени — это так называемое «живое видео» или «живое

аудио», потоковое медиа (streamingmedia). Потоковое медиа, транслирующее

какое-нибудь событие в реальном времени тут же сохраняется на сайте, то

есть попадает в архив.

Режим реального времени не самый используемый — из-за технического

устройства Сети. Телевидение работает по принципу «оба заняты»: источник

информации и получатель должны быть заняты одновременно – только в таком

режиме возможно получение информации. Для примера возьмем телевидение: если

получатель (телезритель) не включил телевизор в тот момент, когда источник

отправлял ему его любимую программу – поезд ушел, программу можно будет

посмотреть только если в этот момент был включен видеомагнитофон, но это

уже совсем другой механизм. Печатные издания работают по принципу «один

занят – другой свободен»: пока издается газета читатель свободен, пока

читатель изучает газету, редакции может заниматься чем угодно.

Интернет тоже работает по принципу «один занят – другой свободен»:

пользователь запрашивает документ с сайта, документ загружается (сервер

занят), после того, как документ загрузился, сервер свободен, но уже занят

пользователь. Так называемое «живое видео» лишь «притворяется» живым, а на

самом деле работает так же: пользователю нужно ждать, пока видео-документ

загрузится целиком, а только потом его смотреть, либо грузить документ

небольшими кусочками, при этом предыдущий кусок документа будет

показываться в то время, пока грузится следующий. Но для такой модели нужны

довольно «толстые» каналы (большая скорость подключения к интернету).

Хотя интернет, как и печатные СМИ работает по принципу «один занят –

другой свободен», он, в отличие от других печатных медиа, обладает гораздо

большей оперативностью, потому что периодичность в интернете не играет

роли. В печатных СМИ после подготовки текста надо ждать следующего периода

публикации (следующего выпуска), если газета ежедневная, то до публикации

новости могут пройти целые сутки. ТВ более оперативно, потому что периоды

меньше. В интернете же новость может быть опубликована сразу после того,

как она написана, чем достигается режим, приближенный к реальному времени.

На крупных новостных сайтах (CNN.com) информация обновляется несколько раз

в день.

Михаил Ямпольский в свой статье «Интернет, или постархивное пространство»

пишет (курсив мой):

«…То, что делают с реальностью средства массовой

коммуникации, особенно репортажное телевидение, может быть

определено как производство копий, картуляриев

непосредственно в тот момент, когда происходит событие.

Раньше между архивированием события и его превращением в

информационный симулякр протекал существенный отрезок

времени. Например, наиболее оперативное средство

информационной переработки событий — газета — имела цикл в

24 часа. Сегодня событие мгновенно превращается в

зрелищный симулякр…

…После этого длинного, но необходимого отступления

можно, наконец, перейти непосредственно к интернету,

который представляется мне радикально трансформированной

версией архива. Это архив, приспособленный к эпохе прямой

репортажной коммуникации…

…Интернет — это колоссальное скопище всевозможных

документов, от сплетен и любовной переписки подростков до

сочинений графоманов, всевозможных справочников и

коммерческой информации, это колоссальная свалка

сегодняшней истории, архив неселекционированных

материалов, решительно отменяющий интервал между

архивированием и использованием. Это — архив, мгновенно

доступный всем желающим, архив эпохи прямого репортажа.

Вместо относительной закрытости старых архивов он

агрессивно призывает к мгновенному использованию. Его

поразительная особенность заключается также и в том, что

это архив, лишенный памяти. Материалы пятилетней давности

в нем почти безнадежно устаревают, в то время как в

традиционных архивах они приобретают ценность именно по

прошествии времени. Это — архив, максимально приближенный

к моменту события…

…Существенно также и то, что интернет — не только

архив, но смесь архива с огромным виртуальным универмагом.

Это соединение архива и коммерции — одна из замечательных

черт сегодняшней информационной ситуации, когда масс-медиа

все в большей и большей степени становятся коммерческими

сетями, а информация — товаром. «Отоваривание» информации

— одна из основных причин ускорения ее циркуляции. В

соответствии с правилами сегодняшней капиталистической

экономики конкуренцию выигрывает тот, кто ускоряет

циркуляцию капитала. Это прежде всего означает сокращение

производственного цикла и максимальную редукцию времени

хранения товара, который в идеале должен поставляться в

магазин потребителю прямо с линии сборки. В связи с этим

резко сокращается и время, необходимое для «созревания»

некоторых товаров, например вин или коньяков. Бренди,

например, получавший цвет от длительного хранения в

дубовых бочонках, теперь просто окрашивается карамелью.

Вольфганг Фриц Хауг справедливо связал этот процесс с

ослаблением значения потребительной стоимости, которая,

будучи произведена, может неопределенно долго ожидать

потребителя. На первый план теперь выступает меновая

стоимость, способность к циркуляции…»

Не со всеми высказываниями Ямпольского можно согласиться, так, интернет –

это скорее не архив, лишенный памяти, а архив без четкой временной

структурированности и отбора материала: часто бывает, что точный возраст

документа трудно определить, документы разных возрастов могут находится

рядом. Интернет – это архив, за которым никто не следит. Поэтому он не

лишен памяти, но часто лишен логики.

Примеры эксплуатации свойств интернета разными типами сайтов.

Все сайты в сети, вне зависимости от того, можно их считать масс-

медиа или нет, эксплуатируют вышеперечисленные свойства интернета.

Некоторые примеры такой эксплуатации можно представить в виде таблицы:

| |автоматизация |Many-to-many |

|временная |Новостные сайты |Общение в реальном |

|независимость | |времени |

|мгновенная архивация |Поисковые машины | |

| | | |

|автоматизация |Сервисные сайты |сommunity, форумы, |

| | |чаты |

|базы данных |Справочные сайты |справочные сайты, |

| | |пополняемые |

| | |посетителями |

|Низкая себестоимость | |домашние страницы, |

| | |авторские проекты |

Заключение.

Когда мы говорим о журналистике – о «хорошей журналистике», то всегда

вспоминаем фамилии, фактически хорошая журналистика в нашем понимании – это

авторская журналистика. Возьмем, например, телевизионную журналистику:

Меньшова и «Я сама», Парфенов и «Намедни», Шендерович с «Итого» и

«Куклами», Пушкина с ее «Женскими историями Оксаны Пушкиной», Радзинский и

его «В поисках утраченного», и многое другое. В печатной журналистике та же

ситуация, достаточно вспомнить пример того же NewYorkTimes, вот уже сто лет

поддерживающего практику авторских колонок. Фактически, неавторской и

абсолютно беспристрастной и объективной журналистики не бывает, даже если

речь идет о новостях в пару строк длинной. В том, что мы называем

«авторской журналистикой», авторская позиция и личность автора выражена

более ярко, чем в «обычной журналистике», автор предельно честен перед

аудиторией, давая понять, что выражает именно свою точку зрения.

Идеалом и мечтой любого журналиста является «заработать себе имя»,

сделать так, чтобы его узнавали как автора, а это и есть ничто иное, как

авторская журналистика.

Авторские проекты представляют собой реализацию свойств интернета,

которая позволяет им существовать и даже «процветать» (в интеллектуальном

плане, а не в экономическом).

Низкая стоимость создания позволяет авторским проектам быть относительно

материально независимыми и дает авторам право открыто выражать свою точку

зрения (в пределах разумного, подстрекательство к ненависти по расовому

признаку все еще не в почете).

Коммуникационная модель many-to-many и сама интерактивность среды

позволяет автору вещать «внутри» аудитории, а аудитории – принимать

равноправное участие в диалоге и создании контента.

Разумеется, авторские проекты – не панацея, у них есть свои особенности,

которые в некоторых случаях могут рассматриваться, как недостатки:

непериодичность, субъективность, отсутствие гарантии о достоверности

информации, нестабильность выхода, выборочное освещение новостей и прочее.

Фактически, авторские проекты вообще нельзя рассматривать, как какой-то

источник новостей, скорее, как их выборочный ретранслятор и источник их

авторской оценки.

Авторские проекты в интернете используют основные его свойства, такие,

как коммуникационную модель many-to-many, автоматизацию,

гипертекстуальность, невещественность носителя и связанную с ним низкую

стоимость изготовления и поддержки такого проекта, благодаря чему дают

возможность практически любому индивидууму высказать свою точку зрения,

потенциально доступную большому количеству людей, наладить обратную связь с

аудиторией на недоступном ранее уровне.

Список используемой литературы.

1. Антон Носик. интернет – не СМИ // Vesti.ru

http://old.vesti.ru/editor/2000/01/26/internetsmi/

2. Гари Вульф. Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца. //

Русский Журнал

http://www.russ.ru/netcult/20010419_wolf.html

3. Линор Горалик. Они жили долго и счастливо и так никогда и не

умерли. // Русский Журнал

http://www.russ.ru/netcult/20000922_goralik.html

4. Линор Горалик. Нас мало, но мы умеем. // Русский Журнал.

http:// www.russ.ru/netcult/19990802_goralik.html

5. Дмитрий Иванов. Введение к новой рубрике «Net-культуры». //

Русский Журнал.

http://www.russ.ru/netcult/cathedra/20010206_ivanov.html

6. Пенсионер Мухин в путине интернета. // Журнал.Ру

http://www.zhurnal.ru/muxin.htm

7. Гуманитарное Измерение. С Романом Лейбовым и Кубом беседует

Антон Борисович N. // Журнал «Internet» №2

http://www.gagin.ru/internet/7/6.html

8. Александр Житинский. Виртуальная жизнь и смерть Кати

Деткиной.

http://www.zhitinsky.spb.ru/what/netman/yellow_pages/4smi/kadet.h

tm

9. Александр Ларьяновский. Сидели три обозревателя.

http://www.novocybersk.ru/internit/2000/02-11.html

10. П. Шампань. Двойная зависимость. Несколько замечаний по

поводу соотношения между полями политики, экономики и журналистики.

http://sociologos.narod.ru/champagne.htm

11.Прохоров

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.