бесплатно рефераты
 

Правовое регулирование кредитных отношений в Украине

хозяйственной деятельности, общественных организаций, средства населения,

другие фонды накопления и сбережения), являющиеся только потенциальными

платежными средствами. Таким образом, денежная масса, находящаяся в

обороте, всегда будет меньше общего количества денег на сумму средств

фондов накопления и потребления. Последние, постоянно привлекаются в

активный денежный оборот.

Денежная масса, которая находится в обороте, имеет две формы:

наличную и безналичную. Такое разграничение денежного оборота

представляется инструментом регулирования объекта денежного оборота –

денежной массы. И связано с разной экономической сущностью названных

расчетов, документооборотом, видами и методами финансового и банковского

контроля.

Безналичный денежный оборот полностью осуществляется через банковские

учреждения, в которых открыты счета субъектов хозяйственной деятельности.

От правильной организации денежных расчетов в целом зависит оперативность

их осуществления, а значит и финансовое состояние предпринимателя.

Одним из главных факторов нормализации механизма расчетов в народном

хозяйстве является внедрение единых правил, которые определяются

соответствующими нормативными актами.

В своей деятельности предприятия, как правило, отдают предпочтение

безналичным расчетам. Это объясняется тем, что при использовании

безналичных расчетов достигается существенная экономия расходов на их

осуществление. Широкому применению безналичных расчетов содействуют

банковские учреждения, в них также заинтересовано государство – не только с

позиции экономической траты средств, а и сточки зрения углубления изучения,

регулирования и контроля денежного обращения.

Наличная форма расчетов применяется при обслуживании населения –

выплата заработной платы, материального обеспечения, дивидендов, пенсий,

денежной помощи. Получая денежные доходы, население тратит их на покупку

товаров, продуктов питания, оплачивает услуги и осуществляет другие

платежи. Безналичные расчеты – это денежные расчеты, осуществляемые при

помощи записей на счетах в банках, когда средства (деньги) списываются со

счета плательщика и переводятся на счет получателя.

Между наличной и безналичной формами расчетов существует тесная

связь. Так, получая выручку за реализованную продукцию в безналичной форме,

предприятие должно получить в установленном порядке в банковском учреждении

наличные для выплаты заработной платы, покрытия различных затрат, на

хозяйственные нужды и т.п. В этом случае деньги, поступившие в безналичной

форме, могут быть получены в банке в наличной форме. Предприятия торговли,

сферы обслуживания населения, реализуя товар, исполняя заказ, предоставляя

услуги, получают плату, как правило, наличными. В тоже время, их расчеты с

поставщиками, кредитно-финансовыми учреждениями, целевыми фондами, в

основном, осуществляются в безналичной форме.

Развитие рыночных отношений привело к определенным изменениям в

прежней системе денежных расчетов между предприятиями, в частности,

расширило возможности применения наличной формы. С конца 1998 года согласно

Постановлению НБУ Украины от 11.10.98 г. № 473 все наличные расчеты между

предприятиями могут осуществляться как за счет средств, полученных в кассе

банка, так и за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), и

других кассовых поступлений.

Полученные наличные средства могут использоваться не только для

хозяйственных нужд, но и на оплату труда, как уже отмечалось выше, выплату

дивидендов (дохода). Предприятия также могут за наличные проводить расчеты

с бюджетом и целевыми фондами, в соответствии с действующим

законодательством, по оплате налогов, сборов и других обязательных

платежей. Однако, если предприятия имеют налоговую задолженность, расчеты

между покупателями и поставщиками продукции должны осуществляться только в

безналичном порядке.

Безналичные расчеты следует рассматривать как целостную систему,

которая включает:

- классификацию расчетов;

- организацию расчетов;

- формы соответствующих документов;

- взаимоотношения плательщика и банка.

В классификации различают: расчеты по товарным операциям – связанные

с реализацией продукции, выполнением работ, предоставлением услуг. Они

составляют большую часть всего денежного оборота в государстве, и

обслуживают текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятий. От

организации расчетов по товарным операциям зависят расчеты по нетоварным

операциям – связанные с финансовыми операциями, с кредитной системой, с

бюджетами различных уровней, с оплатой финансовых санкций. Эти расчеты

осуществляются после реализации продукции, то есть по результатам

кругооборота средств предприятий.

Правовые основы организации безналичных расчетов в хозяйственном

обороте регламентируется законами Украины, инструктивными документами. НБУ

выступает как методический центр по разработке форм, способов и механизма

расчетов в народном хозяйстве, правил документооборота, организации

банковского контроля над проведением расчетов.

В период перехода к рыночным отношениям организация безналичных

расчетов должна активно благоприятствовать разрешению таких задач:

- усовершенствование коммерческих расчетов на предприятиях;

- повышение ответственности предприятия за своевременное и в полном

объеме осуществление платежей по всем обязательствам;

- укрепление договорной дисциплины;

- ускорение обращения оборотных средств.

2.2. Правовое регулирование наличных расчетов.

Согласно правилам ведения кассовых операций предприятие обязано

хранить денежные средства на текущем счете в банке. В кассе предприятия

разрешается только временно хранить деньги, полученные из банка: для выдачи

заработной платы и пособий; для выдачи под отчет на операционные,

административно-хозяйственные и командировочные расходы; остатки

подотчетных сумм, принятые от работников предприятия; суммы для

премирования рабочих и служащих.

Кроме того, многие предприятия имеют выручку от реализации продукции

и другие доходы, принимаемые непосредственно в кассу, например, поступления

за продаваемую рабочим спецодежду, за пользование общежитиями, взносы

родителей за пользование детским садом предприятия и т.д. При этом для

каждого предприятия банк устанавливает лимиты остатков наличных денег,

которые могут храниться ежедневно в кассе предприятия.

Предприятия и организации имеют право хранить в своих кассах сверх

установленных лимитов наличные деньги, полученные для выдачи заработной

платы и пособий, в течение трех дней со дня получения этих денег из банка.

Денежные средства, не использованные в этот срок на указанные цели,

возвращаются в банк и выдаются последним для производства расчетов по

первому требованию предприятия.

Всю денежную наличность сверх установленных банком предельных

размеров наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в

порядке и в сроки, установленные банком.

Задержка наличных денег в кассах предприятий и организаций сверх

установленных лимитов и сроков хранения является серьезным нарушением

кассовой дисциплины. Она приводит к сокращению размера наличности оборотных

касс учреждений банка и к осложнениям в области обращения, следовательно,

этому вопросу необходимо уделять особое внимание.

При проверке соблюдения правил хранения денежных средств в

учреждениях банка необходимо по журналам кассовых операций сравнить

фактические остатки денег в кассе предприятия (учреждения) на отдельные

даты и в среднем за месяц с лимитами остатков кассы. При журнально-ордерной

форме счетоводства кассовые операции учитываются в двух бухгалтерских

регистрах: в журнале-ордере № 1 по кредиту счета кассы в корреспонденции с

дебетом затрагиваемых этими операциями счетов и в ведомости по дебету счета

кассы также в разрезе корреспондирующих счетов.

Эти журналы ведутся, как правило, итогами по операциям за каждый день

с расшифровкой операций по приходу и расходу денег по важнейшим

назначениям. То есть, по журналам кассовых операций можно определить

соблюдение лимита переходящих остатков кассы, правильность использования

полученных средств и соблюдения норм расходования наличных денег из

выручки.

Методика учета кассовых операций.

К первичной документации, используемой при учете кассовых операций,

относятся:

- приходный кассовый ордер;

- расходный кассовый ордер;

- кассовая книга;

- платежная ведомость;

- журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Кассир принимает деньги в кассу по приходному кассовому ордеру,

подписанному главным бухгалтером, с выдачей сдающему деньги лицу квитанции

о приеме денежной суммы. Квитанция является частью приходного кассового

ордера, заполняется одновременно с ним и выдается только после получения

денег кассиром. Приходный кассовый ордер хранится с копией листа кассовой

книги как отчет кассира. Квитанция к приходному кассовому ордеру хранится

вместе с выпиской банка о перечислении средств со счета.

Кассир выдает деньги по расходным кассовым ордерам, платежным

ведомостям, заявлениям о произведенных расходах с приложенными к ним

товарными чеками, квитанциями, справками и иными оправдательными

документами.

Расходные документы подписываются главным бухгалтером, а на

ведомостях и заявлениях обязательна разрешительная надпись руководителя

предприятия. Расходные кассовые ордера хранятся с копией листа кассовой

книги, гасятся штампом или надписью «оплачено». Прием и выдача денег по

приходным и расходным кассовым ордерам производится кассиром только в день

их выписки.

Интересным является вопрос соблюдения банками банковской тайны при

совершении сделок по поручению клиента с денежными средствами на его счете.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансовой и банковской

деятельности в письме от 19.11.2001 г.№ 06-10/678, разъяснил, что в

соответствии со ст.64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»

учреждения банков обязаны идентифицировать клиентов, осуществляющих

значительные и сомнительные операции и по собственной инициативе без

соответствующего запроса представлять информацию об идентифицированных

лицах специальным органам по борьбе с организованной преступностью.

Значительными операциями с наличными средствами в соответствии с ч.3

ст.64 данного закона, являются сделки с наличностью на суммы, превышающие

эквивалент 10000 евро по официальному курсу гривны к иностранной валюте,

установленном Национальным Банком Украины.

Поскольку в соответствии с п.78 Инструкции НБУ № 1 « По организации

Эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины» выдача наличности

из касс банка осуществляется на основании денежных чеков или расходных

кассовых ордеров, то в случае получения наличных средств из касс банков под

операции с наличностью на сумму, превышающую эквивалент 10000 евро, на

основании одного денежного чека или расходного кассового ордера. А в

соответствии с п.4.18 Инструкции НБУ «Об организации работы по наличному

обращению учреждениями банков Украины» целевое назначение наличности,

которую получают предприятия (предприниматели) со своих текущих счетов,

должно указываться или в денежном чеке с четкой формулировкой сути

операций, которые будут осуществляться.

Согласно ч.5 ст.64 Закона Украины « О банках и банковской

деятельности» идентификации, и последующему уведомлению об

идентифицированных лицам соответствующим органам, подлежат также лица,

осуществляющие расчеты по сделкам на сумму ниже предусмотренной для

значительных операций, если такая сделка явно связана с другой сделкой и

общая сумма оплаты по этим сделкам превышает установленный предел.

Следовательно, если клиент банковского учреждения получает наличные

средства в течение одного операционного дня по разным денежным чекам и

общая сумма по таким чекам является выше эквивалента евро, то в случае

применения этих денежных средств для расчетов по сделкам, которые явно

связаны друг с другом, то есть при расчетах с разными контрагентами или для

расходов в разных целях, уведомлять органы по борьбе с организованной

преступностью о лицах, идентифицированных по таким операциям, не нужно.

Что касается отнесения операции по получению наличных средств к

сомнительным операциям, то ч.4 ст.64 предусматривает перечень признаков

таких операций, к которым относятся:

1. осуществление операции при непривычных или неоправданно запутанных

условиях;

2. операция не является экономически оправданной или противоречит

законодательству Украины. Данный перечень является исчерпывающим и

не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, снятие клиентом банка наличных денежных средств со

своего счета, если такая операция не содержит вышеуказанных признаков,

является обычной для клиента и проводится им постоянно, соответствует

характеру деятельности и др., не может быть квалифицированна как

сомнительная с последующим уведомлением соответствующие органы о нем без

наличия, оформленного в соответствии с требованиями действующего

законодательства, запроса. [34. С.19.].

2.3. Правовое регулирование безналичных расчетов в Украине.

По общему правилу, на территории Украины юридические лица всех форм

собственности, а также физические лица – граждане Украины, иностранцы, лица

без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской

деятельности, в том числе, для выполнения договорных обязательств,

осуществляют между собой расчеты в безналичном и наличном порядке через

учреждения банков в соответствии с правилами осуществления расчетных и

кассовых операций, которые утверждаются НБУ.

Однако, следует иметь ввиду, что сфера применения наличного оборота

достаточно ограничена и определяется специальными нормами.

Преимущественное большинство расчетов между субъектами хозяйственного

права осуществляется в безналичном порядке в установленных

законодательством формах.

С целью усовершенствования организации банками расчетно-кассового

обслуживания народного хозяйства Правление НБУ Постановлением от 30 июня

1995 г. № 166 утвердило Порядок организации расчетно-кассового обслуживания

коммерческими банками клиентов и взаимоотношений по этому вопросу между

учреждениями НБУ и коммерческими банками. [Уряд. курьер.-1995.-11 июля.].

В соответствии с этим актом коммерческий банк заключает договор с

клиентом на расчетно-кассовое обслуживание, которое включает комплекс

взаимных платежных обязательств банка и клиента по пользованию средствами и

банковскими услугами, а именно:

1. использование банком временно свободных средств клиента;

2. проведение расчетных операций;

3. кассовое обслуживание;

4. транспортное обслуживание перевозок наличных.[См.Приложение.].

Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования регулирует

подзаконный нормативно-правовой акт – Инструкция № 7 «О безналичных

расчетах в хозяйственном обороте Украины», утвержденная Постановлением

Правления НБУ от 02.08.96 г. № 204.

Инструкция распространяется на предприятия, организации и учреждения

всех форм собственности, физических лиц – субъектов предпринимательской

деятельности (далее – предприятия), банки и их учреждения, физических лиц,

и обязательна для исполнения ими.

Особенностью законодательства, регулирующего расчетные отношения

между субъектами хозяйствования, является преобладание императивных норм.

Вместе с тем стороны этих отношений могут в значительной степени

самостоятельно определять формы расчетов, по общему согласию избирать одну

из указанных в законодательстве форм расчетов.

Безналичные расчеты между ними осуществляются в национальной валюте

Украины через банки путем перечисления средств с текущих счетов

плательщиков на текущие счета получателей средств.

Средства со счетов предприятий списываются только по распоряжениям их

владельцев. Кроме случаев, когда действующим законодательством

предусмотрено бесспорное взыскание (списание) средств, а также по решению

суда, хозяйственного суда и по исполнительным надписям нотариусов.

Согласно Закону Украины «О предприятиях в Украине» [8], предприятия

самостоятельно определяют очередность и направление списания средств с

собственных счетов, которое осуществляется учреждениями банков по поручению

таких предприятий, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.

Безналичные расчеты осуществляются по следующим формам расчетных

документов:

- платежными поручениями;

- платежными требованиями-поручениями;

- чеками;

- аккредитивами;

- векселями;

- платежными требованиями;

- инкассовыми поручениями (распоряжениями).

С целью обеспечения стандартов документов, которые вводятся в

хозяйственный оборот в Украине, Инструкцией установлено, что расчетные

документы, которые предоставляют клиенты в банк в письменной форме, должны

соответствовать требованиям стандартов и содержать, в зависимости от формы,

следующие реквизиты:

а) название документа;

б) номер документа, число, месяц, год выписки.

Число и год указываются цифрами, месяц – прописью. На расчетных

документах, которые заполняются при помощи технических средств, допускается

определение месяца цифрами (01-12);

в) наименования плательщика и получателя средств (их официальное

сокращение), которые соответствуют зарегистрированному в Уставе, их

идентификационные коды по Единому государственному реестру предприятий и

организаций Украины (далее – код), у физических лиц – идентификационные

номера, номера счетов в учреждениях банков;

г) наименования плательщиков и получателей, их местонахождение;

д) сумму платежа цифрами и прописью;

е) назначение платежа: наименование товара (выполненных работ,

предоставленных услуг), ссылка на документ, на основе которого проводится

операция (договор, счет, товарно-транспортный документ и др.), с

определением его номера и даты, и законодательный акт, который

предусматривает право бесспорного и безакцептного списания средств (его

дата, номер и соответствующий пункт).

Вместо наименования товара можно указать его кодовое (условное)

значение;

ж) на первом экземпляре (независимо от способа производства расчетного

документа) – оттиск печати и подписи соответствующих лиц плательщика либо

(и) получателя средств;

з) подразделения бюджетной классификации и срок наступления платежа (в

случае перечисления средств в бюджет);

и) сумму налога на добавленную стоимость (цифрами) либо надпись «без

налога на добавленную стоимость».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.