бесплатно рефераты
 

Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

. сохранение перспективы предприятий, которые имеют финансовые трудности, в

случаях, если это возможно и экономически выгодно;

. создание механизмов, которые в случае ликвидации предприятий-банкротов

позволяют репрезентовать и надежно защитить интересы всех участников

системы банкротства, а также справедливо распределить активы (конкурсную

массу) должника.

На наш взгляд, приведенные Р.Г. Афанасьевым принципы отношений

несостоятельности не являются таковыми. Прежде всего, они не отражают

глубину отношений несостоятельности. Более правильным было бы назвать их

чертами принципов. Сами идеи, основы отношений несостоятельности являются

более широкими как по смыслу, так и по содержанию и охватывают практически

все нормы Закона. Принципы должны отражать не только внутреннюю структуру

отношений несостоятельности, но и процесс их применения. Такими, на наш

взгляд, могут быть принципы:

. приоритет Закона перед другими нормативными актами;

. сохранение хозяйствующего субъекта при возможности восстановить его

платежеспособность;

. ликвидация имущества должника при невозможности сохранения предприятия с

целью справедливого и организованного погашения требований кредиторов;

. государственное регулирование отношений несостоятельности.

Перечисленные принципы более четко характеризуют сущность отношений

несостоятельности и выступают в роли каркаса, на котором держатся все нормы

Закона. Несмотря на то что они отражаются в правовых нормах, их закрепление

в Законе в виде отдельной статьи способствовало бы эффективности отношений

несостоятельности.

Разберем содержание принципов более подробно.

Принцип приоритета Закона перед другими нормативными актами.

Введение процедуры банкротства предполагает регулирование правоотношений

должника с другими субъектами специальным законодательным актом — Законом.

Все остальные нормы других нормативных актов, например, гражданского права,

хозяйственного и гражданско-процессуального действуют лишь в определенной

части при условии упоминания об этом в самом Законе, то есть субсидиарно.

Процедура банкротства представляет собой особый правовой режим,

направленный на восстановление платежеспособности должника с использованием

специальных средств, требующих особой нормативной регламентации. Статус

неплатежеспособного хозяйствующего субъекта как неполноценного участника

гражданских правоотношений вызывает необходимость установления специальных

норм, которые позволяют, с одной стороны, за счет реабилитационных процедур

восстановить его статус, а с другой — ликвидироваться, чтобы справедливо и

организованно погасить требования кредиторов.

Неплатежеспособность — это фактор, указывающий на невозможность исполнять

денежные обязательства. Она не дает должнику возможности быть полноправным

участником правоотношений.

Сохранение в полном объеме правового статуса должника и действие всех норм

права приведет к неорганизованной ликвидации должника, в результате которой

пострадают не столько интересы должника, сколько интересы самих кредиторов.

Представим ситуацию, когда отсутствует очередность кредиторов, мораторий,

меры по обеспечению сохранности имущества. От имущества должника ничего не

останется. За бесценок уйдет все имущество, не удовлетворив даже требования

работников предприятия как самых уязвимых кредиторов. Следовательно, нужен

особый правовой режим, который должен возникать с момента возбуждения дела

о банкротстве и заканчиваться прекращением процедуры банкротства. Суть

режима состоит в различного рода ограничениях, изъятиях из общих норм в

части самостоятельного распоряжения имуществом, совершении ряда сделок по

ним и применении специальных реабилитационных (восстановительных) процедур

к хозяйствующему субъекту. В отношении кредиторов ограничения касаются лишь

в части погашения их денежных требований. Все субъекты, вступая в

правоотношения с субъектом банкротства, должны учитывать его особый статус

и специальное законодательство, которое регулирует все взаимоотношения с

ним. Действия таких субъектов, совершенные без учета особого статуса

должника, не должны влечь правомерные правовые последствия.

Хозяйственый суд, рассматривающий дело о банкротстве, является приоритетным

перед другими юрисдикционными и правоохранительными органами. Если

хозяйственным судом вводится мораторий на удовлетворение требований

кредиторов или должник признается банкротом, то такие акты подлежат

безусловному исполнению, даже если они затрагивают решения других

государственных органов. Например, в случае принятия общим судом решения о

наложении ареста на имущество должника такой акт автоматически перестает

действовать при вынесении хозяйственным судом постановления о признании

должника банкротом. Только хозяйственный суд может ограничивать должника в

праве распоряжаться имуществом в процедурах санации и ликвидации. Если бы

такой приоритет хозяйственного суда отсутствовал, то теряла бы смысл

процедура банкротства.

Так, общий суд при рассмотрении иска о взыскании заработной платы наложил

бы арест на имущество должника, запретил бы ликвидироваться,

реорганизовываться. Тогда процедура банкротства стала бы невозможной, ибо

хозяйственному суду пришлось бы "ждать" довольно долго, когда исполнится

решение общего суда и т.д. Следовательно, приоритет хозяйственного суда

должен быть безусловным.

Наконец, самое важное. Все последующие нормативные акты не должны

противоречить Закону. Следует исходить из того, что в случае противоречия

норм Закона с другими нормативными актами, принятыми после Закона,

независимо от указаний в них, должны действовать нормы Закона. В противном

случае процедура банкротства имела бы очень много изъянов, что значительно

снижало бы эффективность Закона.

Принцип сохранения хозяйствующего субъекта.

Цель отношений несостоятельности — сохранение действующего целостного

имущественного комплекса должника. Известно, что стоимость такого комплекса

выше, чем стоимость ликвидационной массы. Так, при ликвидации должника идет

полная распродажа его имущества в короткие сроки, что, естественно,

сказывается на размере вырученных сумм. С другой стороны, ликвидация

должника влечет увольнение работников и убытки возникают у государства в

виде выплат пособий по безработице. В результате ликвидации должника

экономике государства наносится ущерб, поскольку выводится из состава

народного хозяйства хозяйствующий субъект, производящий совместный продукт

и платящий налоги в казну.

Поэтому государство установило приоритет в сохранении хозяйствующего

субъекта при условии возможного (вероятного) восстановления его

платежеспособности. В Законе для решения главной задачи предусмотрены

реабилитационные (восстановительные) средства и процедуры. Такими

процедурами являются санация и мировое соглашение.

Процедуры содержат традиционные средства, позволяющие сохранить ликвидную

массу, определить размер требований кредиторов, найти источник погашения

задолженности и др. Все реабилитационные средства действуют комплексно,

взаимно переплетаясь друг с другом, и присущи исключительно отношениям

несостоятельности. Это мораторий на удовлетворение требований кредиторов,

отбор (отсеивание) кредиторов, обеспечительные меры, невключение в состав

денежных требований штрафных санкций, отказ от невыгодных текущих

договоров, признание недействительными заинтересованных сделок и др. Все

эти мероприятия подготавливают условия к замене "неэффективного"

менеджмента эффективным. Для этого в Законе предусмотрено самоуправление

над имуществом должника. Оно осуществляется арбитражным управляющим на

основе плана санации, который содержит специальные меры: реструктуризацию

предприятия, перепрофилирование производства, продажу части имущества

должника, использование средств инвестора и др. В ходе таких мероприятий

может изменяться и собственник хозяйствующего субъекта. Так, инвестор за

счет оплаты долга кредиторам может приобрести право собственности как на

имущество должника, так и на корпоративные права собственников предприятия

(акции). Причем решение о такой замене принимает не собственник, а

арбитражный управляющий.

Сохранение хозяйствующего субъекта происходит за счет ущемления прав

кредиторов и должника. Так, при моратории приостанавливается начисление

пени, штрафных санкций, а денежные требования погашаются через процедуру

банкротства. После публикации в газете в суд должны обратиться (под страхом

потери имущественного права) все кредиторы, независимо от обеспеченности и

бесспорности (наличие исполнительного документа) требований. Последующие

решения кредиторов о введении судебных процедур, одобрение условий плана

санации, заключение мирового соглашения принимаются не всеми кредиторами, а

большинством. Должник при введении процедуры санации теряет управление над

своим предприятием, а собственник, в частности, ограничивается в правах

реорганизации, ликвидации и распоряжения корпоративными правами.

Таким образом, частный интерес конкретного индивида, будь-то кредитор,

должник или собственник, подчиняется общественному интересу —

восстановлению платежеспособности должника, следовательно, сохранению

хозяйствующего субъекта.

Наличие разности интересов участников создает определенный конфликт

интересов, который погашается за счет специальных механизмов: отсеивание

кредиторов; осуществление полномочий кредиторов через представительный

орган (собрание и комитет кредиторов), имеющий особый порядок проведения и

принятия решений; установление очередности погашения требований и т.д.

Наряду с ущемлением прав кредиторы получают право самоуправления над

имуществом должника с целью оплаты их денежных требований. Должник и

собственник ущемляются в праве управления и распоряжения имуществом, однако

при наступлении определенных условий имеют право требовать его возврата.

Это — заключение мирового соглашения, восстановление платежеспособности

предприятия или погашение долга перед кредиторами. Таким образом,

ограничение в субъективных правах участников процедуры банкротства носит

временный характер и направлено на достижение единой задачи —

восстановление платежеспособности должника (сохранение хозяйствующего

субъекта).

Ликвидация имущества должника при невозможности сохранения предприятия с

целью справедливого и организованного погашения требований кредиторов.

Если меры по финансовому оздоровлению должника не дали положительного

результата, то применяется ликвидационная процедура. Ликвидация имущества

должника — это крайняя мера. Она свидетельствует о признании должника

банкротом и распродаже имущественных активов должника с целью погашения

признанных хозяйственным судом денежных требований кредиторов. Шансов выйти

из ликвидационной процедуры у должника крайне мало, но есть. Такое возможно

при условии достаточности имущества на покрытие требований кредиторов и в

случае заключения мирового соглашения.

Ликвидация имущества должника осуществляется организованно, то есть в

установленном Законом порядке, под руководством арбитражного управляющего.

Организованная ликвидация предполагает:

. выявление и формирование ликвидной массы;

. оценку ликвидного имущества;

. реализацию имущества на конкурентных началах;

. минимальность расходов по сохранению и реализации имущества;

. руководство ликвидацией арбитражным управляющим и "прозрачность" его

деятельности.

Установленный Законом порядок ликвидации имущества должника позволяет

наиболее полно удовлетворить требования кредиторов и максимально выгодно

реализовать имущественные активы должника. В случае неорганизованной

ликвидации, имеющей место при исполнительном производстве по результатам

судебных решений, реализуются самые ликвидные имущественные активы и по

крайне низким ценам. В результате страдает не только должник, но и

кредиторы. Причем в выигрыше оказывается только кредитор, который обратился

в исполнительную службу первым.

Так, при реализации имущества ОАО "Донбассэнерго" по решению хозяйственного

суда были проданы несколько электростанций как целостные имущественные

комплексы по цене ниже стоимости металлолома. Такой "перекос" в

деятельности государственной исполнительной службы вызвал "политический

шок" в Украине, что привело к разработке специальных нормативных актов,

регулирующих порядок реализации государственного имущества не только по

судебным решениям, но и через процедуру банкротства.

Справедливое погашение требований кредиторов предполагает:

. признание требований кредиторов хозяйственным судом;

. погашение требований только через процедуру банкротства;

. оплату требований кредиторов согласно установленной очередности и

порядка.

Все требования кредиторов должны быть заявлены в хозяйственный суд с целью

их установления и признания. Только признанные хозяйственным судом денежные

требования подлежат погашению, даже если у кредитора имеются акты других

юрисдикционных органов, принятые в порядке искового производства. Такое

признание происходит в процедуре банкротства дважды: в процедуре

распоряжения имуществом и ликвидации. Цель признания требований — это

дополнительная оценка их реальности, с одной стороны, и механизм

"отсеивания" кредиторов с целью более полного удовлетворения заявивших свои

требования кредиторов, с другой.

Вне рамок процедуры банкротства никто из кредиторов не может погасить свои

требования. Действующий в Законе мораторий на удовлетворение денежных

требований кредиторов позволяет максимально полно сохранить ликвидную

массу. Он не дает возможности отдельным кредиторам в обход процедуры

банкротства реализовать имущество должника и погасить свое требование, даже

если это требование обеспечено залогом.

Требования кредиторов погашаются согласно установленной Законом (ст.31)

очередности. Законодателем разграничены группы кредиторов в зависимости от

степени важности отношений по правовым, экономическим и социальным

аспектам. Так, в первую очередь погашаются обеспеченные залогом требования

и расходы по делу; во вторую очередь — требования по заработной плате

работников; в третью — по налогам и сборам: в четвертую — не обеспеченные

залогом требования кредиторов. Такая очередность позволяет снизить конфликт

интересов, неизбежно возникающий при расчетах с кредиторами. Кроме того,

законодатель установил и специальный порядок оплаты. Требования кредиторов,

не оплаченные по причине недостатка имущества, считаются погашенными. И

наконец, самое важное — требования кредиторов, не заявленные в процедуре

банкротства, также считаются погашенными.

Все эти мероприятия, несмотря на свою "жесткость", позволяют решить главную

задачу — максимально и полно удовлетворить требования кредиторов.

Принцип государственного регулирования отношений несостоятельности.

Государство не может оставаться в стороне в процессе выявления и признания

хозяйствующих субъектов банкротами. Если не регулировать процедуру

банкротства, то это приведет к экономическим, социальным, экологическим,

демографическим последствиям. Государственное регулирование осуществляется

путем установления специальных норм — правил, регламентирующих саму

процедуру банкротства и соответствующих приоритетов. Так, основной

приоритет в Законе — это восстановление платежеспособности должника и

сохранение, хозяйствующего субъекта.

Государство устанавливает в Законе различного рода запреты, ограничения,

изъятия, регламентирующие специальную процедуру в отношении банкротства

государственных хозяйствующих субъектов. Это:

. изъятие из субъектов банкротства казенных предприятий;

. предоставление права советам местного самоуправления устанавливать

запреты на банкротство предприятий, относящихся к коммунальной

собственности;

. установление специального режима банкротства для отдельных категорий

субъектов предпринимательской деятельности: особо опасные,

градообразующие, сельскохозяйственные, граждане-предприниматели и др.

Кроме того, государство устанавливает специальный порядок отчуждения

имущества государственных предприятий в случае признания их банкротом.

Наряду с общими приоритетами и специальным регламентированием банкротства

государственных предприятий государство устанавливает определенные "правила

игры" для участников процедуры банкротства. Здесь задачи государства

состоят в упорядочении отношений, возникающих в период неплатежеспособности

хозяйствующего субъекта, в создании организационных предпосылок для

достижения наибольшей эффективности в "лечении" экономически больных

предприятий. Одновременно с этим государство путем правового регулирования

устанавливает баланс между ущемлением прав кредиторов и сохранением

хозяйствующего субъекта.

Государство не только устанавливает определенные правила для участников

процедуры банкротства, но и осуществляет их контроль. Он происходит

посредством государственного органа по вопросам банкротства (Министерство

экономики) и хозяйственного суда.

Так, госорган по вопросам банкротства организует систему подготовки и

лицензирования деятельности арбитражных управляющих как ключевой фигуры

процедуры банкротства, ведет единую базу данных о предприятиях, в отношении

которых возбуждено дело о банкротстве.

Что же касается хозяйственного суда, то его задача состоит не в руководстве

процедурой банкротства, а в проверке соответствия законодательству действий

тех или иных участников. Если, скажем, денежные требования заявителя не

подтверждаются соответствующими документами, то суд их не признает, даже

если они не оспариваются должником и включены в реестр. Только суд признает

должника банкротом, и только признанные судом требования кредиторов

подлежат удовлетворению в процедуре банкротства. Несмотря на то, что

участники процедуры банкротства автономны в своих действиях, роль

хозяйственного суда не сводится к положению "спящего сторожа". Все важные

действия участников процедуры банкротства осуществляются с предварительного

разрешения (утверждения) суда: введение судебных процедур; назначение

арбитражного управляющего; утверждение плана санации, мирового соглашения и

т.д. Посредством ходатайств, отчетов арбитражного управляющего, анализа

ликвидационного баланса суд проверяет работу участников и дает оценку их

поведению. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным

управляющим своих полномочий хозяйственный суд их прекращает. Контрольные

функции суда закреплены в Законе и зависят от вида судебной процедуры.

Принципы отношений несостоятельности не находятся изолированно или

автономно друг от друга. Они взаимодействуют, переплетаются, взаимно

обусловливают друг друга. Отдельные черты того или иного принципа могут

находить свое отражение в другом принципе. И это вполне естественно, так

как только совокупность принципов может выражать сущность всех отношений

несостоятельности.

3. Способы и приемы воздействия на участников отношений несостоятельности

(банкротства)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.