бесплатно рефераты
 

Лакокрасочные изделия

по месту двойных связей молекул масла. Далее в результате реакций

полимеризации происходит процесс постепенного укрупнения молекул масла,

проявляющийся сначала в повышении его вязкости, а в конечном итоге в

образовании неплавких и нерастворимых полимеров с трехмерной структурой.

Классификация и система обозначения лакокрасочных составов и

покрытий

В основу классификации и системы обозначения лакокрасочных составов

(материалов) и покрытий в нашей стране положены химическая природа

основного пленкообразующего вещества и назначение материала применительно к

условиям эксплуатации.

В обозначение входят обычно начальные буквы наименования

пленкообразующего вещества. Если применяется смесь пленкообразующих

веществ,, то обозначение устанавливается по начальной букве наименования

того пленкообразующего (смолы), которое определяет основные свойства

лакокрасочного состава и покрытия. Так, например, составы на одних

.растительных маслах (олифы) обозначаются буквами «МА», а при введении в

них канифоли и ее производных — «КФ».

Наиболее распространенные лакокрасочные составы (лаки и краски) имеют

следующие обозначения: глифталевые — ГФ, пентафталевые — ПФ, полиэфирные

ненасыщенные — ПЭ, фенольные — ФЛ, мочевинные — МЧ, кремнийорганические —

КО, эпоксидные — ЭП, поливинилхлоридные и перхлорвиниловые — ХВ,

полиакриловые — АК, поливинилацетатные — В А, алкидно- и масляностирольные

— МС, нитроцеллюлозные — НЦ и др.

Полные сокращенные обозначения лакокрасочных составов (материалов)

состоят из пяти групп знаков, следующих одна за другой слева направо.

Первая группа характеризует вид лакокрасочного состава и обозначается

словами: «лак», «краска», «эмаль», «эмульсионная краска». Для красок,

состоящих из одного пигмента, при обозначении первой группы знаков вместо

слова «краска» указывают наименование пигмента (например, охра, белила

цинковые). Вторая группа знаков определяет вид пленкообразующего вещества и

обозначается двумя буквами, как уже указывалось, например «МА» — краски на

натуральных и комбинированных олифах (масляных) и т. д.

Между второй и третьей группами знаков ставится тире. Третья группа

знаков определяет назначение лакокрасочного состава и обозначается одной

цифрой: 1 — для наружных работ, 2 — для внутренних работ, а также 0 —

грунтовка, 00 — шпаклевка. Четвертая группа знаков определяет порядковый

номер, присвоенный данному материалу, пятая группа знаков — цвет краски

(обозначается словами).

Сокращенные обозначения для различных лаков и красок, таким образом,

имеют следующий вид:

краска масленая коричневая

для наружных работ краска МА-11 коричневая

эмаль голубая нитроцеллюлозная

для внутренних работ эмаль НЦ-25

голубая эмульсионная краска

поливинилацетатная серая для внутренних работ краска эмульсионная ВА-24

серая

лак нитроцеллюлозный для внутренних работ лак НЦ-221

В основу классификации лакокрасочных покрытий положены следующие

признаки: вид лакокрасочного материала, внешний вид поверхности (класс

покрытия) и условия эксплуатации.

I. Основные виды лакокрасочных товаров

Олифы — это главным образом переработанные растительные масла. Их

применяют для получения лакокрасочных покрытий как самостоятельно (при

грунтовании поверхности перед окраской), так и в смеси с красочными

пигментами (при приготовлении масляных красок) и различными смолами (при

изготовлении масляно-смоляных лаков и эмалей). К олифам относят также

растворы алкидных смол (алкидные олифы) и некоторых других органических

соединений (искусственные или синтетические олифы).

Натуральные олифы состоят только из переработанных растительных масел и

веществ, ускоряющих их высыхание, — сиккативов. В состав полунатуральных и

искусственных олиф входят, кроме того, органические растворители, которые

регулируют вязкость олиф. В качестве растворителей применяют

преимущественно бензин-растворитель (уайт-спирит), скипидар и

сольвентнафту.

Переработка растительных масел в олифы заключается в их термообработке

и введении сиккативов. Растительные масла (даже высыхающие) непригодны для

приготовления масляных лаков и красок. Высыхание их продолжается слишком

долго (например, льняное масло—6—8 дней), а образующиеся пленки имеют

недостаточную влагостойкость и пониженные механические свойства. Это

объясняется содержанием в них низкомолекулярных соединений, окисление

которых продолжается к тому же и в высохшей пленке. В результате

продолжающегося окисления, например, пленка льняного масла через 30—40 дней

постепенно желтеет и растрескивается. При нагревании растительных масел

(совместно с сиккативами) идет процесс полимеризации молекул масла,

образуются высокомолекулярные соединения, которые обеспечивают высохшей

масляной пленке высокую влагостойкость и повышенные механические свойства.

Получаемые таким путем натуральные олифы дают пленки, которые после

высыхания окисляются в значительно меньшей степени, чем пленки из сырых

масел, а поэтому сохраняют эластичность и не становятся хрупкими более

длительное время. В то же время эти пленки имеют повышенный блеск.

Полунатуральные олифы изготовляют на основе растительных масел, в

которых натуральные растительные масла подвергнуты еще более существенным

химическим изменениям в результате сильной (жесткой) термической обработки

или добавления химических реагентов, вызывающих переэтерификацию молекул

масла.

Искусственные олифы — это третья группа олиф, которые получают из

искусственных пленкообразующих веществ. Их часто называют синтетическими,

что не совсем верно, так как большую часть исходных материалов для них

получают не путем синтеза из элементов, а при переработке отходов

химических производств. Эти олифы имеют, однако, вспомогательную роль,

значение их невелико.

Натуральные олифы (льняные и конопляные). Не содержат растворителей. Их

вырабатывают почти исключительно - из высыхающих растительных масел,

главным образом льняного и конопляного. Лишь иногда к ним добавляют

полувысыхающие масла (подсолнечное) и подвергают их совместной варке.

Льняные олифы имеют светло-желтый цвет и пригодны для приготовления белых и

светлых цветных масляных красок... Цвет конопляных олиф значительно темнее.

Окисленные (оксидированные) олифы — льняную и конопляную — получают

прогреванием масла при температуре 150—160°С с перемешиванием и продуванием

через него воздуха и с добавлением сиккатива. При получении

полимеризованной льняной олифы температуру доводят до 260—280°С (без

доступа воздуха). Полученные олифы имеют более высокую вязкость, чем сырое

масло, что обусловлено испарением влаги и процессами окисления и

полимеризации молекул масла. Пленки льняной полимеризованной олифы имеют

хороший блеск и повышенную прочность, но цвет их более темный, чем у

льняной окисленной олифы, что обусловлено применением более высоких

температур.

Полунатуральные олифы. Представляют собой продукты глубокой термической

и химической переработки растительных масел и других жидких жиров. Они

содержат сиккативы и определенное количество растворителей (до 45—50%). Их

подразделяют на уплотненные олифы (Оксоль и др.), алкидные

(переэтерифицированные — глифталевая и пентафталевая) и комбинированные.

Уплотненные олифы в отличие от натуральных получают путем более

длительной термической обработки масел и при более высоких температурах

(полимеризованные — до 300°С).

Сильные химические изменения при варке масла сопровождаются повышением

кислотного и понижением йодного числа, что обусловливает недостатки

уплотненных олиф. Однако они имеют более высокую полярность, чем

натуральные олифы, поэтому лучше смачивают частицы пигментов в красках.

Для снижения высокой вязкости уплотненные олифы разбавляют уайт-

спиритом (до 45% массы олифы). Содержание в них уплотненных масел

составляет, как правило, не менее 90% массы нелетучей части олифы.

Ассортимент уплотненных олиф — льняная полимеризованная, льняная

оксидированная (олифа Оксоль) и др.

Алкидные (переэтерифицированные) олифы являются продуктами

термохимической переработки (переэтерификации) полувысыхающих и

невысыхающих растительных масел (хлопкового и др.). Переэтерификация их

основана на частичном вытеснении спиртового или кислотного остатка в

глицеридах жирных кислот более высокоатомным спиртом — пентаэритритом или

двухосновной фталевой кислотой (фталевым ангидридом) или их смесью. Замена

остатка трехатомного спирта глицерина в молекулах масла на остаток

четырехатомного спирта — пентаэритрита и остатков одноосновных жирных

кислот на двухосновные увеличивает число реакционноспособных групп масла и

его способность к реакциям поликонденсации и полимеризации, т. е.

способствует ускорению высыхания.

Получаемые путем переэтерификации алкидные олифы (глифталевые и

пентоли) обладают высокой высыхающей способностью (могут заменять тунговое

масло) и в большом количестве необходимы для замены натуральной олифы при

приготовлении лаков и красок. Для снижения вязкости в них вводят

растворители (до 50%). По своим свойствам глифталевая и пентафталевая олифы

примерно равноценны уплотненным олифам, а в ряде случаев лучше их. Покрытия

на основе глифталевой олифы более долговечны, чем покрытия на основе олифы

Оксоль. Еще более высоким качеством характеризуются пентафталевые олифы. Их

пленки имеют более высокие показатели твердости, водостойкости и

атмосферостойкости.

Алкидные олифы перспективны, так как их применение приводит к

сокращению расхода ценных пищевых растительных масел (льняного и

конопляного) на производство олиф, причем получаемые на их основе пленки

обеспечивают более длительную службу покрытий. В связи с этим производство

натуральных и уплотненных олиф сокращается. Все более предпочтительными

становятся методы химической переработки малоценных растительных масел

(переэтерификация, эпоксидирова-ние и др.).

Эпоксидированные масла (например, соевое масло, обработанное

надмуравьиной кислотой для введения эпоксидных групп в молекулы масла по

месту двойных связей) выполняют роль не только пленкообразователей, но

главным образом пластификаторов, отвердителей и стабилизаторов многих

синтетических лакокрасочных материалов.

Недостатком уплотненных и алкидных олиф является повышенное содержание

свободных жирных кислот, которые с минеральными пигментами основного

характера (окись цинка и др.) дают нерастворимые металлические мыла, что

служит причиной загустения красочных составов при их хранении. Поэтому для

приготовления густотертых красок их не применяют, но широко используют для

разведения густотертых масляных красок до малярной консистенции.

Комбинированные олифы среди полунатуральных олиф имеют меньше

недостатков. Их получают варкой специально подобранной смеси растительных

масел или смешиванием уплотненных олиф с оксидированными и прогретыми

высыхающими и полувысыхающими растительными маслами. Они обладают тем

преимуществом перед уплотненными олифами, что при затирании с пигментами не

загустевают. В результате их можно применять для приготовления густотертых

масляных красок. Выпускают комбинированные олифы нескольких марок.

Содержание масел в них составляет не менее 70%, растворителей — не более

30%.

Показатели качества олиф: цвет, прозрачность, плотность, вязкость,

содержание золы и неомыляемых веществ, кислотное и йодное числа, число

омыления.

Цвет определяют сравнением с эталонами йодометрической шкалы.

Льняные олифы имеют цвет от светло-желтого до темно-желтого.

Конопляные олифы имеют более темный цвет. После 24 ч

отстаивания прозрачность олифы должна быть полной. Сиккатив,

добавляемый при варке масла, должен хорошо смешиваться с ним

без образования осадка или помутнения.

Полностью высохшая пленка натуральной олифы (за время не более 24 ч)

должна быть твердой, гладкой и блестящей. При соскабливании ее должны

получаться прозрачные эластичные не разрывающиеся, а завертывающиеся

спиралью стружки. Если вместо такой стружки при соскабливании образуются

порошок или крупные чешуйки, то это свидетельствует о вероятном присутствии

в олифе примесей канифоли. Такая олифа, как правило, высыхает быстрее, чем

натуральная, но пленки ее менее долговечны.

Йодное число — это число граммов йода, присоединяемое" к 100 г масла

при обработке его раствором йода. Оно является важнейшим показателем

качества растительных масел и олиф, характеризующим скорость их высыхания.

С повышением этого показателя скорость высыхания возрастает. Высыхающие

масла имеют йодное число примерно в пределах 150—200, а невысыхающие —

около 100 и ниже.

Кислотное число определяют числом миллиграммов едкого калия,

необходимым для нейтрализации свободных жирных кислот, содержащихся в 1 г

масла. Качество олиф и масел тем выше, чем ниже их кислотное число, т. е.

чем меньше в них свободных жирных кислот. Повышенное содержание последних,

например, в прогорклом масле, в уплотненных и алкидных олифах и лаках

обусловлено расщеплением молекул масла на глицерин и свободные жирные

кислоты, которые в ряде случаев являются причиной желатинизации (загустева-

ния) красок при хранении.

Качество растительных масел и олиф характеризуется также их чистотой

(количеством отстоя).

Лаки

Лаками называются растворы смол в органических растворителях. В

масляных лаках пленкообразователем, кроме смолы, является также

переработанное растительное масло. После высыхания лаки образуют на

поверхности покрываемых ими изделий твердые прозрачные (за исключением

асфальтобитумных лаков) и блестящие пленки, выполняющие защитные и

декоративные функции. Их применяют для лакирования окрашенных и

неокрашенных поверхностей изделий. На основе лаков с различными

наполнителями и пигментами приготовляют грунтовки и шпаклевки. Большое

количество лаков расходуется на приготовление эмалевых красок.

Основными компонентами лаков являются пленкообразующие вещества и

растворители. Кроме того, в состав лаков могут входить также разбавители,

пластификаторы, катализаторы и инициаторы. В некоторых случаях для

окрашенных лаков применяют органические красители.

По назначению лаки подразделяют на следующие группы: для наружных работ

(атмосферостойкие), для внутренней отделки, для художественных работ,

стойкие к агрессивным средам, термостойкие, электроизоляционное и лаки

специального назначения (например, лаки для отделки кожи, для покрытия

жести консервных банок и др.).

По природе пленкообразующего вещества лаки подразделяют на следующие

группы:

масляные (масляно-смоляные), изготовленные на основе растительных

масел, естественных и синтетических смол;

смоляные, изготовляемые на основе естественных и синтетических смол;

эфироцеллюлозные, изготовляемые на основе эфиров целлюлозы;

асфальтобитумные, приготовляемые на основе естественных и искусственных

асфальтов и битумов.

Смоляные и эфироцеллюлозные лаки не содержат растительных масел.

Асфальтобитумные лаки приготовляют без масел и с добавкой масел. Они

составляют обширную группу лаков с особыми свойствами (непрозрачные,

черного цвета), а поэтому их обычно рассматривают отдельно. Каждую из

указанных групп подразделяют далее по типу содержащейся в лаке смолы.

По характеру пленкообразования лаки подразделяют на две группы: лаки,

образующие твердые пленки исключительно за счет испарения содержащихся в

них летучих растворителей. Такие лаки иногда называют летучими; их пленки,

как правило, термопластичны и растворимы в органических растворителях;

лаки, образующие пленки не только за счет испарения растворителей, но и

в результате химических превращений (сшивания) пленкообразующих веществ;

пленки этих лаков имеют трехмерное строение, вследствие чего они не

плавятся и не растворяются.

В первую группу входят смоляные лаки, в частности спиртовые, нитро- и

асфальтобитумные, во вторую — все маслосодержащие лаки (масляные,

алкидные), а также полиэфирные ненасыщенные, бакелитовые и некоторые

эпоксидные.

Лакированные и нелакированные поверхности изделий часто дополнительно

отделывают (располировывают) политурами. Они отличаются от лаков меньшей

концентрацией пленкообразователя (смолы) и меньшей вязкостью. Наиболее

распространены так называемые спиртовые политуры, применяемые для

располировки поверхности деревянных изделий.

Масляные лаки. Представляют собой растворы смол и растительных масел с

сиккативами в органических растворителях (уайт-спирите, скипидаре и др.). В

их производстве преобладает применение синтетических смол (алкидных,

маслорастворимых фенолоформальдегидных и др.). Из естественных смол

наибольшее значение сохранили продукты переработки канифоли (резинаты

кальция и цинка, эфиры канифоли). В процессе сплавления смолы с маслом

происходит химическое модифицирование их (переэтерификация и др.).

Многие смолы, особенно алкидные, как и растительные масла, по

химической природе представляют собой сложные эфиры. Вступая во

взаимодействие с маслом, они могут обмениваться своими спиртовыми или

кислотными остатками, образуя модифицированные смолы, которые и

являются пленкообразующей основой масляных лаков.

Назначение масляных лаков определяется их составом и свойствами лаковых

пленок, которые в зависимости от состава имеют большую или меньшую

твердость и эластичность. Степень твёрдости пленок обусловлена природой

смолы и ее количеством, а эластичность связана с наличием в них масла. Чем

больше содержится в лаке масла (жира), тем более жирным считается этот лак,

тем более эластична и атмосфероустойчива его пленка. Вязкость лаков

регулируют добавлением растворителей и разбавителей, скорость высыхания —:

сиккативами, твердость и блеск — подбором соответствующих смол.

В зависимости от выбранного соотношения масла и смолы (на основе

канифоли) масляные лаки разделяют на жирные, средние и тощие.

Жирные масляные лаки содержат большое количество масла (75%

пленкообразующей основы), в результате чего образуют более эластичные и

атмосферостойкие пленки. Благодаря этому их применяют для наружных работ и

для окраски изделий, подверженных изгибанию и другим деформациям. Однако

пленки жирных лаков имеют недостаточную твердость, плохо шлифуются и

полируются, а поэтому их стараются применять в основном для тех

поверхностей, которые не подвержены трению, удару и т. п.

Тощие масляные лаки содержат меньше масла (30%). Они высыхают быстрее,

образуя более блестящие и твердые, но менее эластичные пленки. Такие пленки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.