| |||||
МЕНЮ
| Маркетинг услугнеопределенности воздействия многих рыночных факторов детально не расписывается. Планирование осуществляется интерактивно на основе взаимодействия руководителей верхнего и нижнего уровней управления, предложения которых корректируются по результатам проработок отдельных вопросов, находящихся в сфере их компетентности. Это делается для того, чтобы учесть, по возможности, как можно больше различных факторов, поскольку планирование только ”сверху вниз” может привести к недоучету ряда конкретных производственных факторов, а планирование ”снизу вверх” часто не учитывает перспективы развития предприятия в целом и задачи, стоящие перед авиакомпанией на рынке. Планирование деятельности авиакомпании осуществляется на основе прогноза развития рынка, который ведется в долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном разрезах. Долгосрочное прогнозирование позволяет из выявленного набора вариантов возможного развития рыночной ситуации выбрать оптимальный для авиакомпании с учетом ее производственно-технических возможностей и наличия ресурсов. Одновременно предусматривается возможность в случае неблагоприятной ситуации переориентировать деятельность авиакомпании с основного стратегического плана на резервный. Нацеленность на получение конечных результатов является важнейшим требованием к планированию, но и сами планы авиакомпании постоянно корректируются, исходя из анализа результатов ее деятельности. Управление с использованием принципов обратной связи является циклическим. На основе получаемой информации о состоянии производственно-коммерческой деятельности, конъюнктуре рынка, состоянии внешней Среды происходит обновление долгосрочного плана, корректировка целей авиакомпании, принимаются многие тактические решения, связанные с упрочением положения на рынке, разрабатываются краткосрочные планы для достижения конечных практических результатов. Планирование маркетинга является одной из составляющих процесса планирования деятельности авиакомпании. Оно осуществляется по четырем основным направлениям: планирование тарифной политики, планирование сбыта (продаж), планирование сервиса и мероприятий по стимулированию сбыта. Основной задачей маркетингового планирования является выработка стратегии и тактики выступления авиакомпании по каждому региону, где она осуществляет свою деятельность. План маркетинга Аэрофлота имеет несколько вариантов, что позволяет авиакомпании адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и обеспечить устойчивое движение к намеченным целям. Планы маркетинга Аэрофлота — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (оперативные). Оперативные планы (тактика) представляют собой матрицу, в которой указываются сроки конкретных мероприятий, ожидаемые результаты, ответственные за их проведение и система контроля. План маркетинга включает в себя несколько разделов: результаты проведенных рыночных исследований, систему целей и стратегию деятельности авиакомпании, маркетинговые цели и стратегии по каждому региону, планы продаж (сбыта), рекламных мероприятий, разработку тарифной политики и системы обслуживания. В первом разделе плана указаны три основных момента: анализ окружающей среды (динамика факторов, образующих конъюнктуру, деятельность правительственных организаций, авиакомпаний — конкурентов и агентов самой компании, анализ потребностей основных групп потребителей), анализ деятельности самой фирмы (организация маркетинга в структуре управления фирмой, наличие эффективной информационной системы и т.д.) и анализ маркетинговых стратегий (насколько она способствовала достижению целей фирмы, какие для этого были выделены ресурсы, каковы были расходы авиакомпании. каков результат ее деятельности и т.д.). Далее в плане отражается система целей и генеральная стратегия деятельности авиакомпании, выработанные на высшем уровне руководства. В зависимости от имеющихся ресурсов по каждому региону формируются системы маркетинговых целей и стратегии (продажи, рекламной деятельности компании и т.д.). В плане сбыта указывается, каким образом будет организована продажа авиаперевозок: через агентов, в офисе авиакомпании, в собственных пунктах продажи, какие выделить квоты мест каждой сбытовой точке и т.д. Тарифная политика отражает основные моменты использования различных видов тарифов, предоставления скидок и льгот тем или иным категориям пассажирам в зависимости от сезона, вида перевозки. План мероприятий по улучшению сервиса включает в себя введение новых видов обслуживания в аэропорту и на борту самолета для пассажиров различных классов, организацию дополнительных услуг (прокат автомобилей, продажа сувениров, бронирование отелей и т.д.). В плане мероприятий по стимулированию сбыта указываются формы и методы проведения рекламной компании, методы мотивации деятельности агентов компании, участие в различных деловых встречах (“public relations”), спонсорская деятельность компании и т. д. Маркетинговый план также содержит рекомендации по составлению эффективного расписания (сеть авиалиний, количество рейсов, их частота, распределение самолетов по авиалиниями) . Заключительным этапом маркетингового планирования является разработка системы контроля ( контроль продаж и прибыльности авиакомпании, а также анализ эффективности маркетинговых мероприятий по основным направлениям).Система маркетингового контроля Аэрофлота содержит информацию о том, насколько результаты деятельности компании соответствуют намеченным целям и планам, и в этой связи оценивает ее положение на рынке воздушных перевозок в рассматриваемый момент времени. Заключение. Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует создания такой организационной структуры которая позволила бы реализовать весь комплекс маркетинга , обеспечивающего проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса , требований потребителей к качеству услуг , тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни. Конечная цель функционирования маркетинговых служб - подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка . На сегодняшний день без хорошо налаженной системы маркетинговых служб предприятиям трудно, а порой невозможно выжить в конкурентной борьбе . Предприятиям, специализирующимся на оказании услуг, необходимо повышать производительность труда, количество нe снижая при этом качества , стандартизировать услуги, разрабатывать методики эффективного обслуживания, использовать современные технологии. Я полагаю, что интеграция российских авиапредприятий в мировую авиатранспортную систему может происходить лишь на основе законов рынка и с учетом имеющегося ресурсного обеспечения и конкурентоспособности. Рынок международных авиаперевозок и услуг - экономически взаимосвязанный механизм. Для выхода из кризиса ,управление внешнеэкономической деятельностью Аэрофлота должно осуществляться на основе научно обоснованной стратегии деятельности Аэрофлота на рынке международных авиаперевозок, разработка которой невозможна без глубокого и всестороннего изучения происходящих там процессов и опыта работы ведущих авиакомпаний мира. Необходимо сформулировать оптимальные организационные структуры, подготовить кадры специалистов, способных эффективно и качественно защищать интересы Аэрофлота на международной арене. Успех Аэрофлота на международном рынке в значительной степени зависит от знания и умелого применения средств конкурентной борьбы, которые находятся в арсенале ведущих авиакомпаний. По моему глубокому убеждению необходимо и в будущем следовать тенденции относительно низкой себестоимости перевозок, осуществляемых Аэрофлотом, как грузовых так и пассажирских и активно перенимать зарубежный опыт как в области сервиса на борту самолета (в частности, обслуживающий персонал проходит стажировку на предприятиях американской авиакомпании “Delta” ), так и в части обслуживания пассажиров в целом — после и до прилета. Необходимо предоставлять такое качество обслуживания, которое удовлетворяет либо превышает ожидания потребителей. Только при таком подходе компания завоюет авторитет и признание на рынке воздушных авиаперевозок. Литература. 1.Ф. Котлер ”Основы маркетинга”,Санкт-Петербург, 1994 г. 2. Ф.Котлер “Маркетинг Менеджмент”, Санкт-Петербург,1998 г. 3. В.Маркова “ Маркетинг услуг”, Москва,1996 г. 4. Журналы “ Aeroflot Inflight Magazine ” 5. Информация из источников компании ОАО “Аэрофлот – Российские Международные Авиалинии ” 125167 Москва Ленинградский проспект д. 37 корп. 9 Анализ маркетинговой и производственной деятельности компании. В 1998 году Аэрофлот предложил перевозочные емкости в размере 28441 млн. кресло - километров и выполнил 51669 одинарных рейсов ( что превысило уровень 1997 года на 18% и 21% соответственно ). Компания перевезла 4451 тыс. пассажиров и 84,6 тыс. тонн грузов и почты, выполнила 16,4 млрд. пассажиро - километров и 2 млрд. тонно - километров. Объем работ по сравнению с предыдущим годом составил : по пассажирообороту +12,6% ; по тонно - километрам +7,2% ; объем перевозки пассажиров +14% ; объем перевозки грузов -9%. Было израсходовано 1390 тонн авиакиросина, при этом удельный расход топлива вырос на 5,6% в сравнении с прошлым годом. Основное направление деятельности – оптимизация маршрутов с целью повышения эффективности перевозок. Для этого руководство компании поставило целью выполнение следующих задач : 1. расширить географию полетов и открывать новые линии; 2. увеличение частоты полетов на существующих перспективных направлениях; 3. закрыть ряд убыточных линий и загранпредставительств; 4. развитие агентской сети в России и за рубежом; 5. разработка новых типов корпоративных и коммерческих соглашений. Качественные показатели Аэрофлота отражают общую тенденцию по отрасли в целом. Так, процент занятости кресел коммерческой загрузки снизился в отрасли на 3 и 2,7% соответственно ( у Аэрофлота эти показатели равны 3 и 2,6 % ) . В то же время если в целом по отрасли процент занятости кресел на внутренних рейсах снизился на 3,4 %, то у Аэрофлота этот процент вырос на 3,3 %, что свидетельствует о разумной маркетинговой стратегии компании. В минувшем году компания развивалась экстенсивно, так как рост объема работ был достигнут благодаря росту влияния количественных факторов ( количества рейсов и налета часов). В то же время, при росте емкостей на 18,4% приток пассажиров составил лишь 14%, а объем грузоперевозок и вовсе снизился на 9%, что привело к ухудшению качественных показателей деятельности авиакомпании, таких как % занятости кресел и % коммерческой загрузки. Аэрофлот постоянно совершенствует сеть маршрутов, расширяя полеты в страны СНГ и Балтии, а также в страны дальнего зарубежья. Решающее значение придается безопасности полетов и высокому качеству сервиса как в воздухе, так и на земле. Аэрофлот славится крепкими традициями, надежным положением и интересными перспективами. В настоящее время Аэрофлот переходит к новой стратегии развития своих маршрутов, стремясь предотвратить проникновение иностранных авиакомпаний на рынок перевозок по России и СНГ. в дополнение к существующей разветвленной сети зарубежных трасс начался активный процесс формирования новых маршрутов внутренних направлений, обслуживаемых Аэрофлотом и его региональными партнерами ( Нижегородские авиалинии и Ростов - Дон ). Аэрофлот делает ставку на повышение рентабельности рейсов. Для удобства пассажиров на маршрутах в Лондон, Париж, Берлин Аэрофлот вводит дополнительные вечерние рейсы. Особое внимание компания сосредотачивает на организации транзитных рейсов из Европы в Юго - Восточную Азию,. стремясь сократить пребывание а аэропорту Шереметьево с трех до одного часа. Таким образом, полеты из Лондона в Бангкок и Дели станут практически прямыми с минимальной остановкой в Москве. Также предполагается увеличить количество рейсов в Пекин с 6 до 7 раз в неделю и организовать беспересадочные полеты в Шанхай на новом ИЛ - 96. В 2000 году Аэрофлот намерен расширить объемы перевозок пассажиров, пользующимися услугами бизнес – класса, спрос на которые постоянно растет среди европейцев. Это связано с тем, что компания пока еще имеет возможность повысить на них цены, в то время как стоимость перелетов экономическим классом подошла вплотную к расценкам иностранных конкурентов. Улучшение имиджа и рекламная деятельность Долгосрочная маркетинговая стратегия и рекламная деятельность компании направлены в первую очередь на дальнейшее формирование образа Аэрофлота как авиакомпании мирового уровня. Главной целью такой стратегии является привлечение пассажиров, новых клиентов и партнеров, в том числе потенциальных инвесторов. основные акценты в рекламной кампании выбраны таким образом, чтобы закрепить позитивный имидж Аэрофлота – современной и динамичной авиакомпании, которая обеспечит безопасность полетов, комфорт во время полетов и гибкие тарифы на авиабилеты, идущей навстречу пожеланиям пассажиров и заботящейся прежде всего о Клиете. Тем не менее, был снижен объем имиджевой рекламы в пользу улучшения информационного обслуживания путем увеличения количества информационных сообщений в средствах массовой информации о деятельности компании, например о новых самолетах, рейсах, услугах и т. д. Для проведения активной коммерческой политики было выделена сумма в размере 11,8 млн. долларов. Были заключены различные бартерные и спонсорские договора с организаторами ряда общественно значимых мероприятий, оказывалась поддержка представителям российской культуры и спорта. 9 февраля 2000 года исполнилось 77 лет со дня рождения Гражданской Авиации в России. Именно с этой даты и началась история Аэрофлота. Новейшая история компании берет свое начало с июля 1992 года, когда было создано ОАО " Аэрофлот -Российские Международные Авиалинии ". Учредителем общества является правительство Российской Федерации, которое владеет 51% - том акций, а 49% принадлежат трудовому коллективу. Высшим органом управления ОАО является Совет Директоров. ОАО " Аэрофлот -Российские Международные Авиалинии " как правоприемник авиакомпании " Аэрофлот -Советские Авиалинии" выступает крупнейшим авиаперевозчиком России и всего постсоветского пространства. На долю компании приходится 68% всех международных перевозок страны. Слово " Аэрофлот ", согласно патенту, выданному авиакомпании в соответствии с Российским законодательством, стало частью наименования и торговой марки ОАО " Аэрофлот -Российские Международные Авиалинии ". По объему перевозок в пределах России и СНГ Аэрофлот вышел на третье место среди российских авиакомпаний. Компания ведет тщательно продуманную работу по подготовке квалифицированных кадров с целью повышения уровня профессионализма персонала. В частности, за 1999 год подготовлены и введены в строй 152 командира воздушных судов, 268 пилотов переучены на новые типы самолетов, вследствие значительного обновления парка – за прошедший год компания начала эксплуатацию 11 новых самолетов корпораций Boeing и Airbus Industrie. В 1970 году Аэрофлот вступил в международную организацию гражданской авиации ИКАО, а с 1989 года состоит в международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. Сегодня авиакомпания выполняет полеты в 130 городов 73 - х стран мира и имеет более 130 представительств в России и за рубежом. В компании работает 14 121 человек ( из них 13643 - заняты основной производственной деятельностью и 140 работают по гражданско - правовым договорам ). Производительность труда составила 141 тыс. ткм/ чел. ( выросла на 7,7% по сравнению с предыдущим годом вследствие роста объема выполненных работ и сокращению численности на 0,5%. В собственности компании находится недвижимость, расположенная в 28 странах мира, общая площадь которой составляет более 153 тыс. кв. метров. Из 128 объектов 85 расположены в пределах Москвы и Московской области и 43 - за рубежом. В их числе объекты производственного назначения и жилой фонд для сотрудников зарубежных представительств. Выручка от реализации товаров и услуг составила сумму, эквивалентную 1324 млн. долларов ( из них 40% в рублях, 60% - в валюте ). Была получена прибыль от основной деятельности в размере 756 млн. рублей ( при запланированных 393 млн. рублей ). В числе основных расходов компании можно выделить следующие статьи: 24% - содержание воздушных судов и авиадвигателей ( включая капремонт, лизинг, аренду, техобслуживание, страхование ) ; 18,7% - обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушных пространствах ( ставки, сборы, авианавигация ) ; 17,4% - авиа горюче - смазочные материалы ; 12,7% - связанные с персоналом ( оплата труда, командировочные, обучение ). На 1 января 2000 года Аэрофлот является учредителем 65 предприятий ( в том числе 41 зарубежных ), из которых 12 – дочерние ( в их числе 6 предприятий со 100% - ной долей участия ), 22 – зависимые и 31 – со долей участия не более 20%. Общий объем капиталовложений компании в уставные капиталы предприятий составил 36,5 млн. долларов на дату инвестирования. Аэрофлот награжден премией « Крылья России – 98 » в номинациях « Авиакомпания года – пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях » и « Авиакомпания года – пассажирский перевозчик на международных воздушных линиях ». Британский Институт транспортного менеджмента признал грузовой рейс Аэрофлота Люксембург – Москва – Токио лучшей грузовой авиалинией, соединяющей Европу и Японию. ЗАО « Аэромар » - предприятие бортового питания ( при участии Аэрофлота ) вручена почетная награда авиакомпании DELTA AIRLINES как лучшему в мире предприятию авиационного бортового питания года, обслуживающего рейсы американской авиакомпании за пределами США. Специалистами этой же авиакомпании была проведена технологическая проверка работы всех подразделений Аэрофлота и подтвержден высокий уровень организации перевозок и обслуживания пассажиров в строгом соответствии с международными стандартами. Безопасность и регулярность полетов. В 1998 году компания произвела 59530 самолето - вылетов и только в 74 полетах произошли особые ситуации, квалифицированные комиссиями по расследованию как инциденты. Но при этом стоит отметить что увеличилась доля инцидентов без каких - либо последствий для окончания полетов до 24% ( 17% в 1997 ), что само по себе неплохо, так как не так много авиакомпаний в мире смогли добиться этого уровня безопасности полетов. Среднегодовой уровень надежности составил 99,88% , т.е. был достигнут |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|