бесплатно рефераты
 

Брэндинг как часть системы лояльности

приписываемых им товару (имидж товара, brand-image)

. информация о потребителе,

. обещания каких-либо преимуществ, данные автором брэнда потребителям

. то есть тот смысл, который вкладывают в него сами создатели (достаточно

распространенная ошибка заключается в том, что создатели брэнда полагают,

что их восприятие и восприятие целевой аудитории одинаковы; на практике

довольно часто расходится с восприятием потребителя).

Теоретики маркетинга утверждают, что именно лояльность (верность)

потребителей, а не «раскрученность» - отличает брэнд от просто торговой

марки.

Возможно, первое известное человечеству использование брэнда

практиковалось еще во времена Древнего Египта, когда ремесленники ставили

свое тавро на сделанные ими кирпичи, чтобы определить создателя каждого

кирпичика. Также существуют задокументированные свидетельства появления

торговых марок на Греческих и Римских светильниках, Китайском фарфоре.

Торговые марки использовались в Индии в 1300 году до нашей эры.

Брэндинг активно применялся в Средние Века, когда цеховые ремесленники

помечали свои товары особой маркой. Это стало необходимым, поскольку

население росло, и на одной и той же территории появилось больше одного

кузнеца, каменщика, сапожника ли плотника. В некоторых старых городах

Европы, таких как Зальцбург и Роттенбург, туристы до сих пор могут видеть

подлинные железные «торговые знаки», отмечавшие мастерские, где работали

«держатели» этих торговых марок. В 1266 английское законодательство

официально требовало, чтобы булочники отмечали своим знаком каждую буханку

хлеба, чтобы вес каждой буханки соответствовал заявленному.

В ранней истории Соединенных Штатов марки часто использовались для

идентификации скота (коров, овец), позже стали использоваться для отмечания

особого качества товара, представленного владельцем определенной фермы или

ранчо.

Однако настоящий расцвет идеи брэндинга пришелся на вторую половину

двадцатого века, и связано это было с вполне естественными причинами -

появлением на рынке большого количества похожих товаров.

2.2. Процесс создания брэнда

2.2.1. Основные этапы создания брэнда

Известно, что маркетинг может быть эффективен только в том случае,

когда товар соответствует потребностям рынка. Аналогичная ситуация с

брэндингом - если товар не в состоянии удовлетворить потребителя, то любой,

самый гениальный брэнд, созданный для него, обречен на провал.

Создание брэнда - это творчество, основанное на глубоком знании рынка.

Процесс создания брэнда достаточно сложен, а цена ошибки может составлять

просто астрономическую сумму, поэтому многие крупные компании предпочитают

не заниматься этим самостоятельно, а передать создание брэнда фирме-

профессионалу в этой области. Стоимость контракта только на создание имени

продукта может составлять от 30 до 50 тыс. долларов, имя корпорации может

обойтись в 50 - 75 тыс. долларов, в некоторых случаях сумма превышает 100

тысяч (2). Эти цифры назвало американское агентство Lexicon Branding,

результат работы которого сегодня знаком каждому из нас - на его счету

создание имени Pentium.

Компания Brandinsitute Inc, другое известное агентство по созданию

брэндов, предлагает следующую схему развития брэнда (2):

| |Предварительное тестирование|

| | |

| |Brandtest Market Research |

| |Лингвистический анализ |

| |Linguistic Screening |

| |Выбор названия товара |

| |Brandsearch Trademark |

| |Screening |

| |Создание идеи брэнда |

| |Brand Ideation Creative |

| |Определение стратегии брэнда|

| | |

| |Brand Strategy |

| |Позиционирование брэнда |

| |Brand Positioning |

Рис. 2. Схема развития брэнда.

Начало работы над любым брэндом - его позиционирование на рынке.

Позиционирование брэнда (Brand Positioning) - место на рынке, занимаемое

брэндом по отношению к конкурентам, а также набор покупательских

потребностей и восприятия; часть индивидуальности брэнда, которая должна

активно использоваться для «отстройки» от конкурентов. Соответственно,

Позиция брэнда (Brand Positioning Statement) - это то место, которое

занимает брэнд в умах целевого сегмента по отношению к конкурентам. Она

фокусируется на тех достоинствах брэнда, которые выделяют его из числа

конкурентов. Обычно используется следующая схема: «Для целевого сегемента

брэнд Х это брэнд, который выделяется».

Для формирования каждого брэнда разработчик должен задать себе четыре

вопроса, позволяющих хорошо определить позиционирование. Они представлены в

табл. 2.

После того, как получены ответы на эти ключевые вопросы, происходит

определение стратегии брэнда, то есть путей, по которым будут используются

ресурсы организации для создания ценности брэнда.

Стратегия включает в себя следующие элементы:

1. Кто является целевой аудиторией.

2. Какое обещание (предложение) следует сделать этой аудитории.

3. Какое доказательство необходимо ей привести ,чтобы показать, что это

предложение чего-то стоит.

4. Какое конечное впечатление следует оставить.

Таблица 2*

Основные вопросы позиционирования брэнда

|Вопросы |Расшифровка |

|Для кого? |Определение целевой группы потребителей, для|

| |которых создается брэнд |

|Зачем? |Выгода потребителя, которую он получит в |

| |результате приобретения именно этого брэнда |

|Для какой цели? |Для какого использования нужен этот брэнд |

| |потребителю |

|Против какого |По сравнению с какими конкурентами получит |

|конкурента? |преимущества фирма |

*-таблица составлена автором на основе данных источника (6)

Стратегия брэнда также определяет, с помощью каких методов четыре

перечисленные выше пункта могут быть выполнены - то есть то, как товар

сделан, назван, классифицирован, упакован, выставлен и рекламирован.

Обещание преимуществ, даваемых авторами брэнда - это та основная идея,

которая лежит в основе брэнда. Та же самая идея должна лежать в качестве

основной мысли будущей рекламной кампании, разработанной для этого брэнда

(или других методов продвижения, которые будут применяться для этого

брэнда). Создание любой идеи - это вопрос творчества, таланта, поэтому

руководств типа «как создать гениальный брэнд» никогда не было и не будет.

Тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые позволяют облегчить

создание идеи и направить мысли в нужное русло.

При создании брэнда специалисты предлагают всегда помнить о

позиционировании товара и о стратегии, разработанной для этого брэнда. Не

стоит перегружать брэнд множеством идей - нужно выбрать одну самую ценную и

донести ее до сознания потребителя.

Для создания успешного брэнда стоит обратить внимание на другие брэнды,

присутствующие на том же сегменте рынка. Это позволит, во-первых, избежать

дублирования уже существующего брэнда на рынке, во-вторых, учесть ошибки и

просчеты, совершенные конкурентами, в-третьих, может натолкнуть на

оригинальную идею.

Один из специалистов в области рекламы, Россер Ривз, разработал

интересный принцип формировании брэнда - использование уникального свойства

продукции. Этот принцип был назван философией «уникального свойства

продукции». Идея проста - необходимо перебрать все свойства товара до тех

пор, пока не найдется что-то уникальное, что можно об этом товаре сказать.

Если в реальности ничего уникального нет, необходимо найти особенность

товара, оставшуюся незамеченной, и сделать ее своей. Это уникальное

свойство, которое этот и только этот товар может предложить покупателю.

(Его руке принадлежит слоган для конфет «M&Мs» - «Тают во рту, а не в

руках»). Однако подобный подход таит в себе серьезную опасность: вполне

можно представить себе товар, у которого нет таких уникальных качеств или

не важны или не интересны для потребителя (например - пиво, бензин,

моторные масла, хлебобулочные изделия, сливочное масло, дезодоранты, лаки

для волос). В таких случаях не следует искусственно выискивать эти

уникальные качества, а стоит обратиться к другим приемам - например,

использовать шоу-эффекты.

Не стоит зацикливаться на товаре, на его качествах и характеристиках.

Можно попробовать рассмотреть более широкий круг вопросов, связанных с

товаром:

Таблица 3*

Основные вопросы, касающиеся товара

|Вопросы, связанные |Вопросы, связанны |

|с потребителем |с производителем |

|Кто пользуется товаром? |Где производится товар? |

|Где пользуется товаром? |Кем производится товар? |

|Как пользуется товаром? |Как производится товар? |

|Почему пользуется товаром? | |

*-таблица составлена автором на основе данных источника (4)

Для того, чтобы создать удачный брэнд, нужно знать о товаре и о его

производителе как можно больше - факты об этом товаре и смежных областях

(например, создавая брэнд для клея, неплохо познакомиться с органической

химией), историю развития этого товара и предприятия-производителя, примеры

использования - словом, все, что так или иначе связано с товаром.

Как утверждают специалисты, на оригинальную идею могут натолкнуть

необычные источники, порой даже совершенно не связанные с изучаемым

товаром. Так, например, если целевая аудитория - это инженеры, ученые, то

имеет смысл обратиться к специализированным изданиям, которые они читают, в

поисках интересных и звучных терминов.

При формировании идеи брэнда следует как можно более четко представить

себе целевую аудиторию, причем не абстрактно, а на конкретных примерах.

Нужно представлять себе, чего хочет целевая аудитория - что ее интересует,

чем увлекается, как выглядит, о чем говорит.

По мнению специалистов существует 17 тем (2), привлекающих повышенное

внимание людей. Если их использовать в качестве идеи, лежащей в основе

брэнда, то вероятность того, что люди обратят на этот товар внимание,

окажется выше (это утверждение, честно говоря, кажется достаточно спорным).

. Автомобили

. Войны

. Деньги (как их заработать)

. Дети

. Животные

. Известные личности

. Катастрофы

. Королевская семья

. Мода

. Предсказания будущего

. Продукты питания

. Развлечения

. Свадьбы

. Скандалы (светская хроника)

. Спорт

. Юмор

Все эти рекомендации могут быть применены в том случае, когда компания-

производитель занимается разработкой брэнда самостоятельно. Достаточно

часто создание брэнда поручают сторонней организации, поскольку этот вопрос

требует профессионального подхода. Компания Brand Institute Inc. использует

следующие ресурсы для создания идеи брэнда:

. команда разработчиков компании-производителя,

. группа профессионалов, работающих в компании, специализирующейся на

создании брэнда,

. целевая аудитория (будущие потребители брэнда),

. профессионалы в области создания брэнда, работающие в других компаниях.

Если участие первых двух групп разработчиков - достаточно стандартный и

широко применяемый ход, то для привлечения двух последних групп компания

использует нетрадиционные методы. На web-сервере компании организована

специальная рубрика (chat), где назначается определенное время и тема

встречи. Зайдя на этот сервер в указанное время, любой посетитель может

принять участие в обсуждении проблемы и в создании идеи (помним, что 80%

всех маркетинговых идей были подсказаны покупателями) в одном из трех

качеств - потребителя, разработчика или стороннего специалиста. Участие в

качестве потребителя подразумевает даже вознаграждение за участие в

подробном часовом тесте.

В компании, специализирующейся на создании брэнда, группа разработчиков

обычно состоит из 2-3 человек, ответственных за проект. Работа над каждым

контрактом поручается нескольким группам, от двух до пяти в зависимости от

заказа. Каждая группа начинает работу с изучения заказчика и его

конкурентов, в результате у каждой из групп формируются совершенно

непохожие образы заказчика. Как правило, работа группы занимает пять-шесть

дней.

Создание каждого элемента брэнда требует специальных навыков - для

создания графического изображения необходим профессиональный дизайнер,

владеющий законами композиции. Для выражения идеи брэнда через графический

символ следует учитывать законы восприятия графических изображений.

Например, известно, что оранжевый и другие теплые цвета способствуют

пищеварению - недаром так много рекламных кампаний пищевых продуктов

выполнено в теплых тонах. Мультипликационные герои располагают к себе и

делают товар доступнее, «дружелюбнее» и ближе. Для создания звукового

символа брэнда необходимо участие специалистов по звуку - так, классическая

музыка создает общее ощущение стабильности и надежности - недаром ее так

часто используют фирмы, продвигающие свои услуги; определений музыкальный

стиль - например, нард-рок или народная музыка, позволят адресовать брэнд к

конкретной аудитории.

Среди всех компонентов брэнда название товара имеет самое большое

значение - по крайней мере, оно больше распространено и обычно имеет

доминирующее значение (вспомним хотя бы известные марки бытовой техники -

Panasonic, Aiwa, Grundig, Sony и, к примеру, Daewoo. Названия, безусловно,

известные, а вот сможете ли вы вспомнить все логотипы?).

Для создания названия товара часто используется компьютер, с помощью

которого проводится лингвистический анализ (linguistic screening) -

сравнивание только что созданного названия со словарями слов и имеющихся в

языке морфем (небольших, но емких по значению частей слов). Важно иметь в

виду, где будет работать брэнд - в случае, если планируется его выход на

международный рынок, необходимо также провести лингвистический анализ на

предмет негативных ассоциаций на языках той страны, где этот брэнд может

появиться (см. табл. 4) (6).

Таблица 4

Примеры неудачного использования названий автомобилей

на международных рынках

|Mitsubishi |в Испании |созвучно к "давать пощечину" |

|Pajero | | |

|Ford Pinto |в Латинской Америке |созвучно к "подглядыватель" |

|Fiat Uno |в Финляндии |созвучно к "сосунок" |

|Fiat Regatta |в Швеции |"ворчун" |

|Fiat Marea |в Испании |"морская болезнь" |

|Lada Nova |в Испании |"то, что не ездит" |

Аналогичные примеры, порой доходящие до анекдота, можно встретить

сегодня и в России - например, модный бутик Mazzoli, продающий обувь (его

название петербуржцы с успехом прочитали как «Мозоли»).

Солидные агентства, работающие над созданием международного брэнда,

проводят семантический анализ на предмет отсутствия нежелательных

ассоциаций на 14 языках. Кроме анализа названия по смыслу, в некоторых

случаях проводят еще и фонетический анализ. Под руководством профессора

Стенфордского Университета Вильяма Лебена были проведены исследования,

ставившие своей целью определить, как звуки, из которых состоит название,

влияют на восприятие имени. В ходе исследования изучались только два

аспекта товара - размер и скорость. Студентам были предложены пары

вымышленных названий продуктов (для чистоты эксперимента названия были

выбраны так, что исключали смысловые ассоциации). Задача состояла в том,

чтобы определить, какой звук как воспринимается. Результаты исследования

позволяют с 95% точностью утверждать, что, например, начальные звуки Z, V,

F, S звучат «быстрее», чем B, P, D, T. Звуки P, K выражают идею маленького

размера лучше, чем B или G. Стоит заметить, что эти выводы могут

использоваться не только в англоязычных странах, поскольку это не

смысловой, а чисто фонетический анализ.

С помощью специального программного обеспечения можно также оценить

лингвистическую силу выбранного слова - его структуру, анализ ударений и

ритм.

Послушайте, как несется новый итальянский спортивный автомобиль Alpha

Romeo Schighera - "Шигера". Название звучит привлекательно и по-русски, и

по-итальянски, где удачное сочетание звуков дополняется подходящим смыслом.

Так на миланском диалекте называется местный природный феномен - плотный

туман, внезапно наползающий из низин и в считанные минуты покрывающий

окрестности непроницаемой, словно мистической завесой.

Таким образом, товар может восприниматься быстрее (а для спортивного

автомобиля каждая секунда дорога), больше, компактней или даже надежней,

что дает ценные конкурентные преимущества. Идеальное имя также должно нести

положительные ассоциации, выражать смысл основных характеристик продукта,

быть приятным на слух, запоминающимся и легким для произношения, причем не

только в стране создания, но и по всему миру. Существуют также заведомо

неудачные сочетания - так, специалисты предостерегают от использования в

названиях слов "web" и "net", мотивируя это тем, что названий, имеющих в

своем составе эти корни, настолько много, что новое просто потеряется и не

будет замечено среди них.

После того, как сформированы первые варианты названий, предложения

каждой группы разработчиков анализируются, и вся команда ищет что-то

неожиданное, провокационное в предложенных именах. Как правило, приходится

обрабатывать от 100 до 200 стоящих имен-кандидатов. После юридической

проверки остается около половины. Этой сотне присваиваются приоритеты.

Клиенту на выбор предлагается 25-50 имен, снова отбор и оценка - остается 3

- 5 претендентов.

Один из самых знаменитых созданных на сегодняшний день брэндов - это

Pentium, (владелец марки и производитель - корпорация Intel, разработчик

брэнда - компания Lexicon Branding).

«Крестные отцы» Pentium работали над этим именем около трех месяцев.

Была создана специальная база данных из 1500 слов и частей слов из области

высоких технологий. Корень появился от греческого слова «Pente»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.